Тема: Понятие «проект». Теоретические основы учебного проектирования




Цель: развитие личности детей, их гражданской позиции, их социальной ориентации и адаптации в социуме, самоутверждения.

Задачи:

1. Формирование позитивной самооценки, самоуважения.

2. Формирование коммуникативной компетентности в сотрудничестве:

  • умение вести диалог;
  • координировать свои действия с действиями партнеров по совместной деятельности;
  • способности доброжелательно и чутко относиться к людям, сопереживать.

3. Формирование социально адекватных способов поведения.

Ход урока

I. Организационный этап.

II. Актуализация знаний.

III. Изучение нового материала.

Проект – это одна из форм исследовательской работы.

Проект может рассматриваться как реалистический замысел о
желаемом будущем, содержащий в себе рациональное обоснование и
конкретный способ практического осуществления. Обобщенное понятие
проекта может быть сформулировано следующим образом. Проект – это
ограниченная во времени деятельность, представленная в виде
мероприятий, направленная на решение социально значимой проблемы и
достижение определенной цели, предполагающая получение ожидаемых
результатов, путем решения связанных с целью задач, обеспеченная
необходимыми ресурсами и управляемая на основе постоянного
мониторинга деятельности и ее результатов с учетом возможных рисков.

Проектирование” - процесс создания проекта и его фиксация в
какой-либо внешне выраженной форме.

В учебном процессе используются различные типы проектов в зависимости от доминирующего метода: исследовательские, творческие, игровые, информационные, социально-значимые.

Исследовательские проекты совпадают со структурой научного исследования. Это актуальность темы, проблема, объект исследования, цель и задачи исследования, гипотеза, методы исследования, результат, вывод.

Творческие проекты не имеют детально проработанной структуры – она только намечается и развивается в соответствии с требованиями к форме и жанру конечного результата. Это может быть стенгазета, сценарий праздника.

Игровые проекты также называют ролевыми. В них структура только намечается и остается открытой до завершения работы. Участники принимают на себя определенные роли, обусловленные характером и содержанием проекта, особенностью решаемой проблемы.

Информационные проекты направлены на сбор информации о каком-либо объекте, ее анализ, обобщение и представление для широкой аудитории. Выход такого проекта часто является публикация в школьной газете, в журнале, в Интернете.

Особое значение имеют практико-ориентированные или социально-значимые проекты. Эти проекты содержат четко обозначенные результаты учащихся, ориентированные на социальные запросы участников.

Классификация проектов может основываться по профилю знаний:

  • монопроекты - в рамках одного учебного предмета, при этом выбираются наиболее сложные темы или разделы; укладываются в классно-урочную систему;
  • межпредметные – по двум или более предметам; чаще выполняются во внеурочное время;
  • надпредметные – выходят за рамки предметов.

Классификация может основываться по числу участников:

  • индивидуальные (личностные);
  • парные;
  • групповые;
  • общеклассные.

По продолжительности проекты могут быть:

  • краткосрочные (1 урок, максимум 3-6);
  • среднесрочные (1-2 месяца);
  • долговременные (до года).

Что значит проект для ученика?

Проект для ученика - это средство самореализации, это возможность творчески раскрыть, проявить себя индивидуально или в коллективе.

Роль ученика:

  • определить проблему, интересующую его самого и интересную для окружающих, желательно, чтобы эта проблема была актуальной;
  • поставить перед собой цель и определить пути достижения этой цели;
  • вести дневник работы над проектом или собирать материалы в папку;
  • научиться самостоятельно добывать информацию из различных источников;
  • привлечь как можно больше людей для консультаций по данному вопросу;
  • не отступать от графика работы над проектом, составленного совместно с руководителем.

 

 

В основе проектов или исследований лежит деятельность:

Учебно-исследовательская деятельность – это деятельность, главной целью которой является образовательный результат, она направлена на обучение и развитие исследовательского типа мышления.

Научно-исследовательская деятельность – это вид деятельности, направленной на получение новых объективных научных знаний.

Научно-исследовательская работа это - определять проблемы и задачи, находить рациональный подход в выборе методик исследования, способствует анализу научной литературы, дает умение планировать работу, анализировать ее результаты, подводить итоги, делать выводы, четко излагать свои мысли, аргументировано доказывать свою позицию.

Интерес для специалистов, оценивающих работу, будет представлять собой исследование, в котором указана актуальность решаемой проблемы (задачи), раскрыта новизна полученных результатов (например: новое решение известной научной задачи, использование новых методов решения и сравнение их с ранее использованными методами для решения данной проблемы и т. п.), содержатся предложения по практическому использованию результатов Вашей работы.

Итак, очевидно, что исследователь должен уметь:

² находить объект и предмет исследования;

² формулировать цели исследования и выдвигать гипотезу;

² планировать эксперимент;

² проводить эксперимент;

² осуществлять качественный и количественный анализ полученных данных;

² определять границы применения экспериментальных данных;

² анализировать полученные результаты.

Научно-исследовательская работа по химии, биологии и экологии носит в основном экспериментальный характер и часто проводится на базе соответствующих специальных лабораторий. При выполнении исследований по экологии рекомендуется рассматривать проблемы окружающей среды своего населенного пункта, района, города.

Подготовка к проведению научного исследования традиционно предполагает наличие нескольких этапов.

Предлагаемые в наших методических рекомендациях этапы проведения исследования, включают в себя элементы признанные наукой, как необходимые составляющие исследовательской деятельности и предлагают их последовательность для практического применения.

Этапы работы

Этапы работы Цели и задачи научно-исследовательской работы Содержание занятий
1. Предварительный Диагностика знаний, навыков и умений; ориентация в сфере личных интересов ученика Письменные и устные задания, вопросы, помогающие выявить уровень владения знаниями и умениями, способности и интересы участников НИР
2.Выбор проблемы исследования Предварительная ориентация в выборе проблемы исследования Обсуждение возможных тем исследования (темы предлагает учитель, учитывая и личные качества учеников, и тематику предстоящих конференций учащихся)
3.Изучение научной литературы Приобретение практических навыков работы со справочной и научной литературой Составление библиографии по теме; разные виды чтения, выделение главной мысли, конспектирование; обсуждение прочитанных научных работ
4. Формулирование объекта и предмета исследования, темы, гипотезы, определение целей, задач, методов Формирование исследовательских навыков (формулирование объекта и предмета исследования, темы, гипотезы, постановка целей и задач исследования, определение методов исследования в зависимости от объекта). Консультирование по вопросам формулирования объекта и предмета исследования, темы, гипотезы, понимания целей и задач работы, по методике проведения исследования
5. Сбор материала Обучение по сбору материала или постановке эксперимента Планирование и проведение эксперимента, сбор материала
6.Обработка полученного материала Обучение статистической обработке полученного материала и представлению результатов в виде таблиц, диаграмм и т.п. Обработка полученного материала
7.Формулирование выводов Выработка умения формулировать выводы Систематизация и обобщение результатов работы
8. Создание текста НИР Практическое овладение научным стилем Написание текста исследовательской работы
Обучение редактированию научного текста; навыкам «свертывания» и «развертывания» текста Редактирование и оформление работы, составление тезисного плана
9.Представление результатов работы Овладение навыками устного публичного выступления Представление работы на научно-практической конференции школьников.
10. Оценка работы Рефлексии на продукт и результат НИР Анализ проделанной работы, обсуждение перспективных планов

 

Переходя от этапа к этапу, школьник учится:

  • Видеть проблему;
  • Задавать вопросы;
  • Выдвигать гипотезы;
  • Планировать и реализовать проверку гипотезы;
  • Анализировать результаты исследования;
  • Давать определения понятиям;
  • Знать основные методы измерений и способы представления полученных результатов в виде таблиц, диаграмм и графиков;
  • Вести журнал лабораторных исследований, сопоставлять и описывать результаты экспериментов, выполненных в разных условиях;
  • Наблюдать явления и факты;
  • Разрабатывать и проводить эксперимент;
  • Делать выводы;
  • Структурировать материал;
  • Доказывать и защищать свои идеи;
  • Работать с первоисточниками и дополнительной литературой.

IV. Заключение.

Разработка проекта – это путь к саморазвитию личности, через сознание собственных потребностей через самореализацию творческой деятельности. Ценным в учебном проекте является не столько результат познавательной деятельности ученика, сколько обучение его умениям проектирования. Помимо работы с конкретной темой, предлагается широкий спектр личностных, коммуникативных связей с ребятами в группе, с педагогом, с другими людьми. В процессе работы дети получают полное и глубокое удовлетворение от сделанного, развивается их творческая активность, определяется социальная позиция ребенка, активизируется мыслительная деятельность.

V. Домашнее задание

 

 

Урок №

Тема: Учебный проект: требования к структуре и содержанию. Планирование учебного проекта

Цель: развитие личности детей, их гражданской позиции, их социальной ориентации и адаптации в социуме, самоутверждения.

Задачи:

1. Формирование позитивной самооценки, самоуважения.

2. Формирование коммуникативной компетентности в сотрудничестве:

  • умение вести диалог;
  • координировать свои действия с действиями партнеров по совместной деятельности;
  • способности доброжелательно и чутко относиться к людям, сопереживать.

3. Формирование социально адекватных способов поведения.

Ход урока

I. Организационный этап.

II. Актуализация знаний.

III. Проверка домашнего задания.

IV. Изучения нового материала.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2022-10-12 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: