Изучение научной литературы




Поначалу может сложиться впечатление, что литература по теме – это некое безграничное пространство, в котором невозможно обнаружить какие - либо ориентиры. Это затруднение будет достаточно легко преодолимо. Начинать целесообразно с самостоятельной работы по составлению библиографического списка источников по теме.

Общие рекомендации работы с литературой:

1. Изучение литературы общего характера, т.е. источников, из которых можно получить представление об основных вопросах, к которым примыкает избранная тема, а затем вести поиск узкоспециального характера.

2. Работая с литературой по теме, учащийся должен владеть различными типами чтения, предполагающими различную степень глубины проникновения в материал:

А) Просмотровое чтение желательно использовать в тех случаях, когда требуется познакомиться с общим содержанием книги, ее глав или параграфов, автором произведения. При этом обычно читается титульный лист, оглавление, аннотация, отдельные абзацы и предложения.

Б) Ознакомительное (выборочное) чтение поможет в поиске ответов на определенные вопросы по нескольким источникам и для сравнения и сопоставления найденной информации, выработки своей собственной точки зрения.

В) Изучающее чтение - это активный вид подробного чтения. Он предполагает, что вы читаете внимательно, останавливаясь и обдумывая информацию.

3. Фиксирование нужной вам информации. Целесообразно посоветовать создавать своеобразный «банк данных» по теме своей работы. Важно делать выписки всего, что может вам пригодиться в вашей научной работе: интересные мысли, факты, цифры, различные точки зрения. Это можно делать либо в форме карточек, либо отдельной тетради. Здесь можно использовать самые различные методы работы.

После предварительного выбора темы исследователю необходимо провести библиографический поиск по данной отрасли, чтобы получить точное представление о сделанном до него по изучаемому вопросу.

При выборе литературы рекомендуется в первую очередь остановиться на каком-либо более обширном источнике, в котором рассматривается выбранная проблема исследования. В ходе тщательной проработки такого произведения можно обнаружить, что в тексте, подстрочных ссылках и перечне использованной литературы назван целый ряд трудов, в которых рассматривается избранная для исследования проблема.

Изучение научных публикаций необходимо проводить по этапам:

- общее ознакомление с произведением в целом по его оглавлению;

- беглый просмотр содержания;

- чтение в порядке последовательности расположения материала;

- выборочное чтение какой-либо части произведения;

- выписка представляющих интерес материалов;

- критическая оценка записанного, его редактирование для возможного использования в своей работе.

Такую работу желательно проводить параллельно с составлением картотеки источников.

Много новой информации содержится не только в книгах, но и в различных научных, научно-популярных и художественных фильмах. Это настоящий клад для исследователя. Не забудьте об этом источнике!

Компьютер- верный помощник современного исследователя. Ни один ученый уже не может работать без него. Компьютер помогает решать самые разные исследовательские задачи: строить математические модели, проводить эксперименты с компьютерными (виртуальными) копиями объектов, готовить тексты, чертежи, схемы, рисунки. В глобальных компьютерных сетях содержится много информации практически обо всем, что вас может заинтересовать. Запишите все, что вам помог узнать компьютер.

Уточнив тему в результате изучения специальной литературы и других источников, исследователь может приступать к выработке гипотезы – одному из самых ответственных моментов работы над исследованием. Гипотеза должна удовлетворять ряду требований:

- быть проверяемой;

- содержать предположение;

- быть логически непротиворечивой;

- соответствовать фактам.

При формировании гипотезы обычно используют словесные конструкции типа:

-так…, как…;

- при условии…, что…;

- если…, то…, т.е. которые направляют внимание исследователя на раскрытие сущности явления, установление причинно-следственных связей.

ОПРЕДЕЛИТЬ ГИПОТЕЗУ – ПРЕДПОЛОЖЕНИЕ, КОТОРОЕ В ПРОЦЕССЕ РАБОТЫЛИБО ПОДТВЕРЖДАЕТСЯ, ЛИБО ОПРОВЕРГАЕТСЯ.

Процесс формирования гипотезы не является одномоментным актом. Вначале лучше составить её рабочий вариант – как первичное предположение, служащее систематизации материала. После накопления значительного количества фактического материала, рабочий вариант гипотезы уточняется, видоизменяется и приобретает вид окончательной научной гипотезы.

Для правильного построения гипотезы, прежде всего нужно помнить, что она должна быть конкурентной. Под конкретностью понимается её глубина, соответствие цели и задачам исследования. Другими словами, гипотеза должна отвечать конкретной цели и описывать конкретный объект исследования.

НАПРИМЕР

Применение химических пестицидов приводит к нарушению экосистем, так как кроме личинок мошек гибнут и полезные животные. В связи с этим становится важным разработка не химических методов борьбы с кровососущими насекомыми, а биологических, в частности использование возбудителей их болезней, паразитов.

Следующий этап подготовки к исследованию

2.4. Определение цели и задач.

В общем виде цели и задачи должны уточнить направления, по которым пойдёт доказательство гипотезы.

Цель исследования – это конечный результат, которого хотел бы достичь исследователь при завершении своей работы.

Цель исследования связана с объектом и предметом исследования, а также с его конечным результатом и путём его достижения.

Цель должна быть одна. Она формулируется кратко и точно, конкретизируется и развивается в задачах исследования, которые отражают то, что требует решения в процессе исследования.

Выделим наиболее типичные цели или определение характеристик явлений, не изученных ранее, выявление взаимосвязи неких явлений; изучение развития явлений; описание нового явления; обобщение, выявление общих закономерностей; создание классификаций…

Формулировку цели исследования также можно представить различными способами – традиционно употребляемыми в научной речи клише. Приведём примеры некоторых из них.

Можно поставить цель:

- выявить..;

- установить…;

- обосновать…;

- уточнить…;

- разработать…

Задача исследования – выбор путей и средств, для достижения цели в соответствии с выдвинутой гипотезой. Задачи лучше всего формулировать в виде утверждений того, что необходимо сделать, чтобы цель была достигнута. Постановка задач основывается на дроблении цели исследования на подцели. Перечисление задач строится по принципу от наименее сложных к наиболее сложным, трудоёмким, а их количество определяется глубиной исследования.

После формулирования гипотезы, целей и задач исследования следует важный этап научно-исследовательской работы

НАПРИМЕР

Цель работы. Изучение современного состояния фауны и экологии кровососущих мошек в Буденновском и Пролетарском районах города Донецка и биологическое обоснование целесообразности и сроков проведения мероприятий направленных на снижения численности их популяций.

В задачи наших исследований входило:

1. определить состояние изученности мошек на Донбассе;

2. выявить места выплода мошек в Буденновском и Пролетарском районах;

3. определить видовой состав мошек в исследуемых районах;

4. установление экологической зависимости выплода мошек от колебаний факторов окружающей среды.

 

2.5. Выбор или определение методов исследования – инструмента получения фактического материала и необходимых условий достижения поставленной в работе цели.

Что заключает в себе понятие «метода»?

Метод – это способ достижения цели исследования. Очевидна решающая роль выбора метода в успехе той или иной исследовательской работы. Ясно, что от выбора метода зависит сама возможность реализации исследования - его проведения и получения определенного результата.

Определение методов исследования:

отбор необходимых методик исследования (теоретические, эмпирические, математические);

ознакомление начинающего исследователя с арсеналом традиционно используемых в конкретной науке методов.

Теоретические методы:

моделирование позволяет применять экспериментальный метод к объектам, непосредственное действие с которыми затруднительно или невозможно. Оно предполагает мыслительные действия или практические действия с «моделью»;

абстрагирование состоит в мысленном отвлечении от всего несущественного и фиксировании одной или нескольких интересующих исследователя сторон предмета;

• анализ и синтез. Анализ – метод исследования путём разложения предмета на составные части. Синтез – соединение полученных при анализе частей в нечто целое. Анализ и синтез существуют как целое. Методами анализа и синтеза проводится, например, начальный этап исследования – изучение литературы по теме исследования.

восхождение от абстрактного к конкретному осуществляется в два этапа. На первом этапе единый объект расчленяется на части, описывается при помощи понятий и суждений; а на втором этапе восстанавливается исходная целостность предмета.

Эмпирические методы:

наблюдение;

сравнение;

эксперимент. Экспериментальное изучение объекта имеет ряд преимуществ по сравнению с другими методами.

Математические методы:

статистические методы;

методы и модели теории графов и сетевого моделирования;

• методы и модели динамического программирования;

• методы и модели массового обслуживания;

• метод визуализации данных (функции, графики и др.)

Отбор методов осуществляется совместно с руководителем.

НАПРИМЕР



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2022-10-12 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: