Что такое массовая фасцинация?




 

Мир можно воспринимать как некое зрелище, не участвуя в нем. На берег чукотского лимана выходят люди и сидят, устремив мечтательный взор к воде и далям. Сидят часами, часто в состоянии алкогольного опьянения. Рядом сидят другие – сотни. И все смотрят молча. Каждый одинок в своем созерцании. Не буду оценивать феномен с точки зрения психологии. Важно представить себе эту картину массового выхода одиночек к лиману и созерцания.

Но вот другой не менее реальный пример созерцания, но уже с активным массовым включением в зрелище. На площади перед собором Св. Петра в Ватикане появляется папа и осеняет крестом огромную толпу верующих. Все благоговейно, некоторые даже со слезами, ликуют и внемлют папе. И именно потому, что видят его все сразу по механизмам эмоциональной индукции и заражения переживание усиливается, обретает качество эмоциональной волны и общего настроения. Налицо массовая фасцинация.

Фейерверки и салюты в одиночку не смотрят – теряется смысл ликования вместе со всеми. Радость от салюта и фейерверка бывает просто ошеломительной. Пиротехника превратилась в искусство массовой радости, в свете же теории фасцинации – в искусство визуальной массовой фасцинации. Французский философ-эстетик Жан-Франсуа Лиотар объявляет единственно великим искусством пиротехнику, определив ее как «бесполезное сжигание энергии радости». О радости – бесспорное замечание. Но бесполезно ли это «сжигание радости»? Не является ли пиротехника, зажигающая фейерверки, великой пользой, даруя людям целительную фасцинацию восторга? Причем фасцинацию массовую, ибо салюты и фейерверки предназначены для украшения массовых празднеств и торжеств. Радость, зажигаемая фейерверками, уравнивает всех, на миг делает восторженным братством единого волнения и восхищения, со–участниками со–радости, едиными в восторженном ликовании. Вряд ли есть хоть один человек, которого фейерверки оставили бы равнодушным. Неудивительно, что начало третьего тысячелетия открыло эру нового поколения пиротехники, позволяющей устраивать в небе небывалые по масштабам и вариациям световые спектакли. Фестивали фейерверков давно перешагнули национальные границы и стали международными, собирающими на свои показы тысячи восторженных зрителей. По крупным городам уже разъезжают с шоу-фейерверками коммерческие фирмы: за радость люди во все времена готовы щедро платить. Восторг и ликование далеко не бесполезные состояния человеческой психики. Хотя бы даже психотерапевтическое, убивающее скуку и прогоняющую апатию и депрессии.

Фейерверк – символ чистой массовой фасцинации, образ для всех без исключения радующих сенсорику массовых зрелищ, зрительный знак для древнего римского народного зова – «Зрелищ!» Запустите в момент массовых беспорядков или протестных экстремистских демонстраций фейерверк и энергия агрессии мгновенно спадет, уступив место смягчающей души энергии восторга. Жаль, для исполнения подобного эксперимента нет ночного неба в моменты дневных демонстраций. Фейерверки были и остаются любимым развлечением детей и огромной части взрослых. Праздник без фейерверка как свадьба без жениха и невесты.

Опираясь на образ массового восторга в момент праздничных салютов и фестивалей фейерверков, массовую фасцинацию можно определить как аффектированное воздействие сигнала-Образа, вызывающее очарование (восхищение, благоговение, восторг, экстаз) или испуг-страх (до панического ужаса,) одновременно у большой группы людей.

Примерами массового фасцинирующего действия сигнала-Образа и фасцинирующей аффектированной реакции могут служить праздничные парады и торжества, театральные, игровые, ритуальные, национально-праздничные массовые зрелища, шоу-концерты, карнавалы. Массовые эмоции всегда фасцинативны, доминантны и глубоки, так как к их механизмам подключается эмоциональный резонанс и заражение. Пример, ставший банальным и кочующим, – средневековые пляски Витта.

Массовая фасцинация может воздействовать на некое множество людей, как объединенных местом и действием (зрители на стадионе, в театре и кинозале, участники массового стихийного митинга или массового организованного шествия), так и разобщенных в пространстве, если у них есть сознание одномоментности восприятия некоторого чарующего или шокирующего воздействия (трансляции по ТВ или радио). При трансляции шоу на телевидении для создания эффекта массовости часто служит группа зрителей в помещении, откуда ведется трансляция.

Массовость восприятия есть по сути своей реализация закона слияния в единство телесной дискретности (дисперстности) живого. Потребность единения заложена уже в разделении полов и необходимости воспроизводить потомство и ухаживать за ним. Там, где есть переживающая единение диада, зарождается общее настроение и аффект. В группе это свойство диадного симпатического воздействия усиливается многократно и достигает иногда уровня массового автоматизма, как у стада овец, бросающегося за вожаком в пропасть. Фасцинативный в своей основе эффект группы наблюдается уже у одноклеточных. Массовая фасцинация пронизывает все стадно-стайные рефлексы и действия и в этом качестве является одним из фундаментальных врожденных поведенческих рефлексов, способствующих процессу выживания популяции.

У людей массовая фасцинация служит функциональным механизмом родового единения и групповой защиты и пронизывает собой любые процессы социальной идентификации и индоктринации. Идентификация с группой всегда проходит через массовую фасцинацию коллективного ритуала, зомбирования речевыми и ударными нагнетающими ритмами, ритмическими коллективными движениями, доводящими психику участников до изнеможения и транса, болевыми общими истязаниями и унижениями и такими же, но контрастными поглаживаниями и ободрениями и т. д., что создает невыразимое состояние экстатического единства с группой. Охота стада пралюдей и защита его от окружающих хищников были тяжелы. Но если поохотились удачно, наступал праздник, ликование, благодарение тайным духам природы и тому, что были все вместе и заодно. Это были праздники, содержанием которых была не только радость бытия, но и ритуал единения, солидарности, укрепления социальности. Готтентоты после удачной охоты устраивают праздничное ликование и танцуют до состояний экстаза и транса.

Массовый танец племени, хоровое пение, там-тамы и бубны служили с первобытных времен способами заряжения и заражения социума энергией оптимизма, воодушевления, единения, поднятия эмоционального тонуса и боевого духа. Дополненные сексуальным оргаистическим всплеском как дополнительным подкреплением всеобщей запоминающейся радости, массовые ритуальные празднества тысячи лет служили цементирующим родо-племенное единство средством.

Технология фейерверка и массового танца могут стать образом технологий для массовой шизофренизации населения. Эффективно использовали это свойство массовой фасцинации объединять людей в радостно-чувственную массу устроители массовых шествий, парадов и зрелищных партийных собраний фашисты Италии и Германии. Так проходили и празднества-триумфы в древнем Риме. Гитлер использовал массовую фасцинирующую психотехнику для формирования подсознательной энергии величия расы, поднятия ее внутренними нейрофизиологическими механизмами на верхнюю ступеньку пирамиды величия. Человек, проходящий через радующие взор и душу жернова парадов, маршей, огней, салютов, фейерверков, гимнов превращался в одурманенного зомби с непрекращающимся фасцинативным радостным гулом в мозгу, и он готов был следовать как стадо баранов даже на бойню. Это лучше и раньше других осознал Сергей Чахотин, красный Геббельс, как его окрестили в Германии. Он пытался противопоставить психотехникам Геббельса свои конструкции массовых шествий и эффектов, и там, где к нему прислушались и реализовали его технологии, коммунисты побеждали фашистов, завоевывая симпатии населения.

Пространство массовой фасцинации: холмы, стадионы, площади, форумы, радио- и телеэфир, само небо (когда его используют как фон для цветосветовых эффектов) – это социально организованное пространство. Замечательно организованные пространства для массового общения и массовой фасцинации изобрели древние греки и римляне. Я имею в виду древнегреческий театр и римский Колизей.

Общая радость и общая печаль необходимы человеку в первую очередь для сцепления в общность и подкрепления принадлежности к этой родной общности. Чувство локтя придает уверенности, надежности, энергии продуктивного действия, будь то охота или война. Зрелище увеличивает силы и вдохновляет, нацеливает в одну точку индивидуальные энергии и создает общее настроение. Таким образом, можно с уверенностью сказать, что фасцинация зрелища является могучим управляющим феноменом, заложенным в эволюцию общества с самого его зарождения, поскольку возникавшее тысячи лет назад общество было не суммой разрозненных особей, а структурно и функционально организованным единством особей, которое необходимо было постоянно поддерживать в состоянии структурного стабильного единства. Без радости единства и любви этого было бы невозможно достигнуть. Жизненная необходимость единения функционально обеспечивалась групповым внушением и массовой фасцинацией, и в первую очередь в массово-ритуальных зрелищных формах, т. е. по существу своему формах театрализованных, игровых, ритмических и музыкальных, речитативных и стиховых, ряженых и раскрашенных.

Таким образом, можно сделать заключение, что массовая фасцинация есть самое эффективное средство реализации врожденной потребности единения и родства в человеческом обществе и в этом своем качестве она является могучим средством социального управления массовым сознанием и поведением. Императоры Древнего Рима вполне сознательно изобрели Колизей и протиражировали его по всей империи.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2016-04-15 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: