КНИГА ИЗДАНА ПРИ ФИНАНСОВОЙ ПОДДЕРЖКЕ МИНИСТЕРСТВА КУЛЬТУРЫ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ




ТРОПОЮ ОПЕРНОЙ

ДРАМАТУРГИИ

режиссерские прикосновения

 

Москва

Издательство «ГИТИС» 1994

КНИГА ИЗДАНА ПРИ ФИНАНСОВОЙ ПОДДЕРЖКЕ МИНИСТЕРСТВА КУЛЬТУРЫРОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Редактор В. Рыжова

Предисловие М. Мордвинова

Оформление художника С. Архангельского

 

РЕЖИССЕРСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ

Режиссер Георгий Ансимов написал кни­гу о композиторе Сергее Прокофьеве. О его оперном творчестве. Книга получилась искренней, поучительной и своеобразной.

Здесь и субъективный режиссерский анализ произведений, и попытка вывести главные объективные закономерности его оперного творчества, и стремление просле­дить этапы формирования его человечес­кой, музыкантской личности в контексте времени, истории.

Прокофьеводна из самых ярких и сложных фигур музыкального мира XX века. Он пришел в искусство в те годы, когда у наиболее чутких и талантливых художни­ков возникла органическая потребность в поиске новых форм, отражающих смену ин­тересов, вкусов, мировоззрений. Смелое но­ваторство композитора не есть плод "оригинальничания", желания во что бы то ни стало разрушить традиционное, а естес­твенная потребность самовыражения, склад мышления, отклик на происходящие потрясения, катаклизмы эпохи. В этом его творчество созвучно творчеству таких ве­ликих художников, как композиторы Му­соргский, Мясковский, Скрябин, Шоста­кович, Стравинский, Хиндемит, как поэты Блок, Брюсов, Цветаева, Маяковский, Ахматова, режиссеры Вахтангов, Мейер­хольд, Эйзенштейн.

Рождение каждого нового детища Про­кофьеваотражение доминирующих на­строений и идей времени. Ансимов решает сложнейшую задачу проникновения в таин­ство возникновения и реализации замысла. И здесь ему на помощь приходит опыт ре­жиссера-психолога, выстраивающего логику рассуждений, домыслов, подкрепленных ана­лизом музыкальной драматургии. Конструи­рование решения спектаклянаиболее сильная сторона работы автора. В подходе к той или иной теме композитор ищет и находит специфическую форму выражения, а режиссер пытается передать своеобразие данного музыкально-театрального опуса, найдя ему адекватное сценическое воплоще­ние. Экзальтированно-романтическая "Маддалена", саркастически-буффонная "Любовь к трем апельсинам", эпически-лирическая "Война и мир", оперы на современном материале ("Семен Котко", "Повесть о на­стоящем человеке")диктуют свой под­ход к выбору выразительных средств как во внешнем художественном решении спектак­ля, так и в его актерском исполнении.

Как режиссер-педагог, Ансимов, убеж­денно защищая найденное решение, не ис­ключает возможности иного понимания произведения. Но вместе с тем, будучи по­следователем русской театральной школы, он настаивает, что удача постановки оп­ределяется принятием неких общих зако­нов "Театра Прокофьева".

Анализируя музыкальную драматургию оперы, сам Ансимов учитывает специфи­ческие свойства, характеризующие ав­торский почерк. Здесь и принципиальное

отношение к прозе, и поиск естественных речевых интонаций, точных музыкальных характеристик, и разнообразие использова­ния щедрых оркестровых красок, и игнори­рование статичных, искусственных оста­новок, закругленных вокальных форм. Да, в этомПрокофьев, всегда тяготеющий к динамичным, напряженным, конфликтным сценам, умеющий остротой, неожиданнос­тью музыкальных интонаций встревожить и обострить наше восприятие.

И сегодня можно услышать возгласы рутинеров о сложном музыкальном языке композитора: 'Это трудно петь!", "Не слышно привычного строя мелодического языка", "Очень сложная, надуманная музы­ка" и т. п.

Но время делает свое дело. Я не однаж­ды наблюдал при постановке опер Про­кофьева в Музыкальном театре имени Станиславского и Немировича-Данченко, как трудное начало работы над "Обручени­ем в монастыре" или "Войной и миром" пе­реходило во влюбленность в композитора и его творение.

Интересна композиция книги, которую предлагает автор. В каждой главе есть по­вторяющаяся последовательность: время написания, авторский замысел и постано­вочное решение оперы. Сохраняется своеоб­разная сквозная линия повествования, где информативность соседствует с живым, заинтересованным рассказом. Эмоциональ­ный всплеск глубокого сочувствия слышит­ся в главе, рассказывающей об обрушивших­ся на Прокофьева трагических гонениях. Она наполнена болью за всех, кому была перекрыта дорога свободного творчества.

Книга Ансимованаглядное подтвер­ждение продолжающегося интереса к твор­честву композитора-новатора, чьим искус­ством мы по праву гордимся.

Пройдя вместе с автором все поворо­ты композиторской судьбы, мы сознаем, что Прокофьев жил и живет в лучших по­становках русского и мирового театра.

Режиссерский анализ осмысления и фрагменты сценического воплощения прокофьевского оперного наследия адресованы автором в первую очередь режиссерам. Ду­маю, что эта откровенная книга привле­чет не только профессионалов оперного ис­кусства, но и всех, кого интересует жизнь и судьба русского музыкального театра.

Заслуженный деятель искусств России, профессор МИХАИЛ МОРДВИНОВ.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-05-21 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: