Характеристика компонентов композиции костюма




 

Форма и силуэт

 

Форма одежды - это объемное восприятие её на фигуре человека.

Форму одежды условно можно связать с геометрическими телами. Геометрический вид формы определяется степенью объемности, контурами формы и поверхностью. По степени облегания различают три основные формы одежды: прилегающую (рисунок 2.1.1), полуприлегающую (рисунок 2.1.2), свободную (рисунок 2.1.3).

 

Рисунок 2.1.1 - Прилегающая форма одежды

 

Рисунок 2.1.2 - Полуприлегающая форма одежды

 


Рисунок 2.1.3 - Свободная форма одежды

 

Силуэт - это изображение формы на плоскости.

Форма и силуэт взаимосвязаны. Силуэт дает четкое представление об объемности формы одежды. [3]

Выделяют следующие виды силуэтов одежде:

Прямой силуэт - по геометрическому виду он близок к прямоугольнику или квадрату, в зависимости от соотношения вертикальных и горизонтальных размеров. Одежда прямого силуэта прекрасно подходит ко всем типам фигур, так как она успешно маскирует их возможные недостатки. В такой одежде линия талии не акцентируется и горизонтальные размеры примерно одинаковы на всех уровнях фигуры. Одежда прямого силуэта может иметь жесткий, скругленную форму, что определяется пластическими свойствами материалов, из которых изготовлен костюм.

Трапециевидный силуэт - характерен для расклешенной одежды. По геометрическому виду этот силуэт соответствует трапеции, у которой верхнее основание - это линия плеча, а нижнее - линия низа изделия. Чем больше разница между размерами этих оснований, тем больше степень расклешения. В этой силуэтной форме линия талии также не подчеркивается. Одежда трапециевидного силуэта с незначительным расклешением книзу визуально делает фигуру более стройной, поэтому такая форма может рекомендоваться людям полным и невысокого роста. Такой вариант трапециевидного силуэта называется еще «силуэтом-А»

Полуприлегающий силуэт - характеризуется умеренными пропорциями, приближенными к естественным пропорциям фигуры человека. Полуприлегающая одежда повторяет форму тела, но не обтягивает его, обладая достаточной объемностью. Линия талии здесь четко выражена и располагается на естественном месте. Композиция полуприлегающего костюма не предполагает использования контраста - соотношение размеров и масс ее отдельных частей и элементов строится по принципу нюанса. Такая силуэтная форма может быть рекомендована людям с различными фигурами и типами сложения. Особенно характерен полуприлегающий силуэт для верхней одежды.

Прилегающий силуэт - подчеркивает достоинства их фигуры. Под понятием «прилегающий силуэт» подразумевается две формы, которые принято называть «силуэт-Х» и «песочные часы». Обе эти разновидности имеют общие черты: плотно облегающий фигуру лиф, акцент на тонкий талии, подчеркнутой конструкцией изделия или поясом. Однако по своему геометрическому виду они значительно отличаются.

«Силуэт-Х» - напоминает две трапеции соединенные между собой малыми основаниями по линии талии. Такая одежда имеет заметный контраст между расширенными линиями плечевого пояса и низа расклешенной юбки и тонкой талии. Одежда «силуэта-Х» хорошо подходит высоким стройным женщинам.

Изделия с силуэтом «песочные часы» имеют маленький облегающий лиф и узкую нерасклешенную юбку. Здесь маленький объем лифа сочетается с маленьким же объемом юбки, разделяясь линией талии. Этот силуэт не столь активен, как «силуэт-Х», и лучше всего подходит стройным женщинам невысокого роста, подчеркивая их миниатюрность и превращая ее в достоинство.

«Овал»: по сути дела он представляет собой модификацию прямого силуэта, но в отличие от последнего имеет округлую форму плеча и зауженную линию низа изделия. Таким образом, самая широкая часть одежды овального силуэта - это область талии и бедер.

Скругление плечевой линии может быть достигнуто различными способами - благодаря конструкции изделия (например, покрой реглан или полуреглан), использованием деталей определенной формы (например, крупный, высокий воротник или широкий воротник - стойка). В одежде такого силуэта плечевые подкладки либо вовсе не применяются, либо последние имеют круглую форму.

Сужение книзу можно получить за счет конструктивных деталей, например, вытачек или притачного пояса, или же стянув низ изделия шнуром или резинкой. Одежда силуэта «овал» не рекомендуется для женщин невысокого роста, так как визуально она «приземляет» фигуру.

В пределах этих силуэтов возможны их различные модификации. Например, одежда может сужаться и удлиняться, образуя, таким образом, более динамичную активную форму. Или, наоборот, при укорочении длины изделия и расширения его горизонтальных пропорций, одежда приобретает статичность, устойчивость. Вариации моделей на основе базовой силуэтной формы всегда зависят от эстетических и стилевых требований текущей моды.

 

Рисунок 2.1.4 - Виды силуэтов в одежде


Разработанные модели в курсовой работе имеют различные силуэты: прямой силуэт приводится в модели, изображенной на рисунках 1.2.1, где вся форма вписывается в прямоугольник: линия плеча, талии, бедер и низ на одном уровне; на рисунке 1.2.2 модель А-образного силуэта, она характерна узким облегающим верхом и свободным низом, что позволяет вписать ее в контур буквы «А»; модель на рисунке 1.2.3 - трапециевидного силуэта - узкая верхняя линия модели и широкая нижняя, которые при зрительном восприятии напоминают нам трапецию; на рисунке 1.2.4 модель овального силуэта - форма юбки платья напоминает эту геометрическую фигуру, силуэтные линии плавные и спокойные; модель на рисунке 1.2.5 напоминает нам букву «Х» и позволяет говорить, что эта модель Х-образного силуэта, т.е., при зрительном восприятии мы можем различить две трапеции, расположенные узкими основаниями друг к другу.

 

Линии в костюме

Композиция формы одежды строится на линиях разного вида:

Силуэтные: акцентируются на линии плеча, талии, бедер, груди и низа одежды - горизонтальные линии; вертикальные линии - длина изделия.

Конструктивные: образуются отдельными деталями и определяют композицию изделия. Это линии боковых и плечевых швов, рукавов, вытачек и т.п., гармонично расположенные, т.е. соединяемые в одно целое.

Декоративные: способствуют пропорциональному соотношению и согласованию между собой отдельных декоративных деталей (отстрочек, поясов, отделки).

Конструктивно-декоративные линии: часто конструктивные линии одновременно выполняют роль декоративных линий. Например, контуры воротника, карманов, клапанов, линии кроя и т.д. являются одновременно и конструктивными и декоративными. [1]

При работе над эскизами для курсовой модели проектировались так, чтобы в них было использовано максимальное количество видов линий. В каждой модели присутствуют все виды линий, используемых при проектировании. Модели ими не перегружены, каждая линия имеет функциональную нагрузку.

В предложенной для разработки модели (рисунок 1.2.1) силуэтные линии прямые, имеются и конструктивные линии - шов втачивания рукава, плечевые и боковые швы, конструктивно-декоративные - это линия разрезов в боковых швах, линия кулиски на уровне талии, а так же имеют место быть и декоративные линии - это элементы отделки тесьмой и вьюнчиком, идущие параллельно линии низа изделия. В эскизе на рисунке 1.2.2 выражены ярко конструктивно-декоративные линии складок, что придает платью легкость и объемность; в платье на рисунке 1.2.3 особенно выделяется конструктивно-декоративная линия притачивания горизонтальной кокетки к нижней части переда; на эскизе на рисунке 1.2.4 - основная нагрузка легла на плавные кривые силуэтные линии (форма юбки платья); эскиз на рисунке 1.2.5 содержит в изобилии как конструктивно-декоративные (рельефы на лифе платья и юбке, форма горловины), так и силуэтные (прямые на лифе и юбке, и плавные кривые - форма рукавов).

Разрабатываемые модели различного стиля и назначения, именно поэтому они так изобилуют всевозможными линиями. Основной акцент все же направлен на декоративные линии, т. к. национальный костюм белорусов пестрит ими - это и вышивки, и тесьма, и кружево, и прошва, и вьюнчик, и мережка. В данной работе мы перенесли этот акцент и на наши модели.

Модели разработаны по принципу подобия линий и формы изделия (рисунки 1.2.1, 1.2.3, 1.2.5), но в модели на рисунке 1.2.2 и 1.2.4 мы можем отметить контраст линий и формы изделия при его проектировании (прилегающий лиф платья и объемная юбка).

 

2.3
Материалы и цвет костюма

 

Целью курсовой работы является разработка платья из льняной ткани.

Ассортимент льняных тканей представлен в основном полотнами различной толщины и характера отделки, которые используются для нательного и постельного белья, а также для женских и детских платьев и мужских сорочек. Из льняных тканей шьют летние платья, костюмы, пальто. Большую часть льняного ассортимента составляют скатерти, покрывала, полотенца. Льняную бортовку широко применяют в качестве прокладочного материала. Кроме того, ряд льняных тканей используют для технических целей.

Льняные ткани вырабатывают чистольняными и полульняными. В полульняных тканях обычно используют хлопчатобумажную пряжу в основе, а иногда и в утке. К полульняным тканям относятся также ткани, содержащие вискозные, лавсановые или капроновые нити, лавсановые штапельные волокна.

В ассортименте костюмно-платьевых тканей 40% артикулов вырабатывается с применением химических волокон.

Льняные ткани в отличие от хлопчатобумажных вырабатывают из пряжи линейной плотностью не менее 18 текс; обычно линейная плотность пряжи основы и утка одинакова. Переплетения применяются преимущественно полотняные, реже - жаккардовые и мелкоузорчатые.

Льняные ткани вырабатывают в основном белеными, полубелыми и суровыми, реже пестроткаными, гладкокрашеными и напечатанными.

Льняные ткани имеют большую поверхностную плотность и толщину, жестки, прочны и малорастяжимы. Они гигиеничны, но обладают низкими теплозащитными свойствами, в связи с чем их используют только для летней одежды. Поверхность ткани гладкая и блестящая. Из-за гладкой поверхности ткани могут смещаться при раскрое. Из-за повышенной жесткости льняные ткани оказывают большое сопротивление резанию. В процессе пошива изделий они затруднений не вызывают, но вследствие жесткости структуры могут повреждаться иглой.

Льняные ткани сильно сминаются, что является их недостатком, поэтому для улучшения упругих свойств ткани в ее состав стали добавлять штапельное лавсановое волокно.

Льняные ткани с лавсаном (50 - 67%) имеют хороший внешний вид, малосминаемы и почти не усаживаются при стирке (усадка не более 1%); кроме того, они обладают значительно большей износостойкостью. Эти ткани требуют особых режимов влажно-тепловой обработки и пошива.

Чистольняные и полульняные ткани с хлопчатобумажной пряжей костюмно-платьевого назначения подвергаются малосминаемой отделке. [10]

Законы гармонии цвета проверяются в одежде быстрее, чем где бы то ни было. Все, что мы знаем о цвете вообще, вступает в силу непосредственно при ношении нашей одежды.

Для специалистов по костюму важно знать, как тот или иной цвет (или цветовая гамма) выглядит в конкретной обстановке - когда человек находится на работе, в домашней обстановке, театре или на празднике, как к этому относятся зрители, т.е. каковы законы зрительного восприятия костюма.

Цвет в костюме имеет особое значение, так как эмоциональное восприятие цвета, во-первых, помогает человеку выделить или скрыть свои индивидуальные особенности, во вторых, за счет цветовых решений в костюме часто достигается его разнообразие на основе небольших конструктивных изменений.

На цвет костюма влияет фактура материала, изменяя цвет, обогащая костюм эмоционально, либо, наоборот, уменьшая эмоциональную нагрузку.

Есть классические сочетания цветов, которые независимо от моды мы с удовольствием используем в своей жизни. При этом каждый год мы сталкиваемся с новым направлением моды, где после основных пропорций и силуэтов всегда говорится о цвете в костюме, доминирующем в данное время. Это связано не только с изменением времени года, но чаще всего с какими-то общими тенденциями в искусстве, архитектуре, дизайне. [6]

В курсовой работе мы проектируем платья из льняной ткани. На данном периоде развития текстильной промышленности рынок позволяет приобрести данную ткань любого цвета. Сложнее будет с поиском пестротканых льняных тканей и тканей с набивным рисунком. В связи с этим мы закладываем при проектировании однотонную цветную ткань, но активно дополняем колористическое оформление костюмов применением тесьмы и вьюнчика различных ярких цветов и цветной вышивки. Модель, выбранная в качестве объекта труда (рисунок 1.2.1), выполнена из отбеленного 100% льна. Цвет в модель добавляет бело-розовая тесьма с национальным орнаментом и розовый вьюнчик, расположенные параллельно линии низа платья.

 

Дополнения и аксессуары

 

Как говорилось ранее в работе национальный костюм белорусов дополняли головные уборы (платок, намитка, чепец), обязательным дополнением являлся пояс (тканый или плетеный).

В современном костюме мы так же активно применяем пояса различных видов и форм, из различных материалов, дополняем модели вышивкой и отделочными элементами (тесьма, лента, кружево, вьюнчик).

Активно используются и аксессуары - бусы, браслеты, серьги. В историческом контексте они несли информационную нагрузку, давали сведения о принадлежности владелицы к определенному сословию или роду. В современном мире они несут скорее декоративную роль и подбираются в соответствии с назначением непосредственно костюма и его стилевым и колористическим решением.

Бусы - многорядовые из мелких бусин, в один ряд из крупных бусин яркого цвета, материалом для изготовления которых были натуральный камень, дерево, стекло.

Браслеты - широкие металлические кованные, с различным орнаментом растительного или геометрического характера, украшенные камнями или без них.

Серьги - из природного материала (дерево, керамика) или, опять же, металлические, с разнообразными рисунками, орнаментом, символикой.

Дополнить модели можно и нужно наличием сумки, которая может быть выполнена из льняной ткани, коих на современном рынке достаточное множество или сумкой с применением в отделке национальных мотивов. Они могут быть различной величины, формы и выполнены из разнообразного материала.

 




Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2021-04-20 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: