Характеристика композиционных средств, используемых в костюме (изделии)




 

Пропорции в композиции

 

Рисунок 3.1.1 - Пропорции в композиции костюма

 

Важнейшим средством создания гармоничного образа являются пропорции. Закон пропорций определяет отношение частей целого друг к другу и к целому. Пропорции означают соразмерность элементов формы и в создании костюма являются важным фактором, определяющим его гармоничность и целостность. Пропорции делятся на две группы: простые (основанные на рациональных числах) и сложные (основанные на иррациональных числах, производные геометрических построений). [2]

Примеры видов пропорций в костюме представлены на рисунке 3.1.1.

Простейший вид согласованности - это тождество, или равенство, сравниваемых величин. Нюансное соотношение представляет собой незначительное различие при сравнении. Контрастное соотношение - это противопоставление при сравнении формы.

Примеры пропорционально согласованности представлены на рисунке 3.1.2.

 


Рисунок 3.1.2 - Виды пропорциональной согласованности костюма

 

Для гармоничного восприятия человека и костюма как единого целого членение одежды не должно противоречить пропорциям фигуры человека. При проектировании одежды система пропорциональных соотношений накладывается на пропорции фигуры человека. При этом следует помнить о количественном соотношении силуэта костюма и фигуры. [4]

В проектируемой модели (рисунок 1.2.1) используется такой вид согласованности, как равенство (подобие): платье прямого силуэта, но не сильно расширенно, на линии талии облегание фигуре придает затянутый в кулиску шнур, размеры платья и отдельных его частей подобны к соответствующим размерам частей тела и фигуры в целом. Линия талии находится на естественном уровне, длина рукава до локтя, что делит руку зрительно на две равные части, линия низа на уровне середины бедра, что в целом, указывает на гармоничные пропорции, которые чаще всего используются при проектировании одежды.

Однако, если рассматривать модели, предлагаемые для анализа, то можно говорить и о контрастном соотношении (рисунок 1.2.2), где в модели резкое отличие в пропорциях между лифом и юбкой, линия талии на естественном уровне, лиф прилегающий, однако юбка до пола и вполне свободной формы - вся композиция выглядит слегка неестественно, она зрительно удлинена за счет юбки.

Нюансное соотношение пропорций можно рассмотреть в модели на рисунке 1.2.4, где лиф платья достаточно облегающий, а юбка имеет некоторое расширение за счет своей овальной формы

В остальных моделях так же предлагается равенство в пропорциях костюма. Это обусловлено назначением одежды и применяемыми для изготовления платьев материалами. Льняные платья отличаются удобством, комфортом и зрительной простотой.

 

Ритм в композиции

 

Повторение и чередование любых элементов с определенной последовательностью и частотой называется ритмом.

В проектировании одежды ритм проявляется в повторении форм, конструктивных элементов, в их пропорциональном соотношении. Проявляется он также в рисунке тканей и колористическом решении. Ритм организует состоящие из многочисленных деталей конструкции в единую форму, определяя движение, направляя наш взгляд на главное, на композиционный центр. [4]

Существует два вида ритмической закономерности: статическая (статический ритмический ряд - метр) и динамическая (динамический ритмический ряд).

Метр - геометрический правильный ритм. То есть элементы композиции чередуются с равными промежутками. Например, расположение пуговиц на планке, орнамента на свитере или гофрированных складок на юбке. Использование метра встречается наиболее часто. Метрическая согласованность элементов костюма придает образу размеренность или статичность.

Ритм всегда подразумевает движение, так как задает форме активную композиционную динамику. Ритм, в отличие от метра, строится на чередовании разных, но повторяющихся элементов и на разных интервалах между ними. Например, полоски на платье могут менять свою густоту, пуговицы от низа к верху пальто могут уменьшаться в размерах, вышивка по низу, поясу и линии декольте быть разной насыщенности. [2]

Изменяя порядок нарастания или убывания ритмического ряда, объем элементов, их площадь, структурную насыщенность, тональность и прочее, можно усиливать или ослаблять динамичность формы. Ритм может быть активным, дробным, порывистым: когда элементы резко меняют частоту, густоту, направление: складки то густые, то их нет совсем, цвет насыщенный и практически разбавленный, переходы между ними резкие, четкие.

Как и у любого вида упорядоченного движения, у ритма есть свои закономерности. Закономерность построения ритмического ряда должна быть воспринимаемой. В отличие от метрического повтора, ритмическая закономерность основана на постепенном изменении количества чередующихся элементов - возрастании или убывании чередований, объема или площади, в сгущениях или разрежениях структуры, силы тона и т.п.

В одежде используют следующие виды ритма:

· Простой ритм - последовательное чередование одинаковых по форме, размеру и цвету элементов композиции с одинаковыми интервалами.

· Пропорционально-последовательный - элементы композиции построены на принципе нарастания от меньшего к большему или убывания от большего к меньшему.

· Радиально-лучевой - с его использованием как бы приводят в порядок линии берущие начало на одном участке или на одной оси.

Примеры видов ритма представлены на рисунке 3.2.1 и 3.2.2, 3.2.3.

 


Рисунок 3.2.1 - Простой ритм в композиции костюма

 

Рисунок 3.2.2 - Пропорционально-последовательный ритм в композиции костюма

 

В проектируемой модели (рисунок 1.2.1) применяется как простой ритм: выражен в правильном делении формы платья пополам кулиской, равномерном расположении настрочных отделочных элементов, так и пропорционально-последовательный: переход от меньшей ширины вьюнчика к более широкой отделочной тесьме.


Рисунок 3.2.2 - Радиально-лучевой ритм в композиции костюма

 

Модель на рисунке 1.2.2 выполнена с применением пропорционально-последовательного, который выражен увеличением применяемых отделочных материалов на фартуке и кокетке платья, и радиально-лучевого - складки на юбке, берущие начало на горизонтальной оси.

На эскизе рисунка 1.2.3 использованы все виды ритма: простой - выражен равномерным размещением отделки на платье; пропорционально-последовательный - выражен в форме изделия: завышенная талия делит изделие на неравные части, то есть переход от маленькой по пропорциям кокетки к более объемной увеличенной нижней части переда; радиально-лучевой - выражен сборкой по линии талии, линии складок берут начало на их оси. Применение данных видов ритма делают модель достаточно динамичной.

В моделях на рисунках 1.2.4 и 1.2.5 ярко просматривается радиально-лучевой ритм, представленный складками от сборки по линии притачивания юбки к лифу и от горизонтальной линии притачивания манжеты по низу платья (рисунок 1.2.4).

 


Симметрия и асимметрия

 

Симметрия и асимметрия в костюме являются средствами достижения гармонии, равновесия и единства формы.

Симметрия - это одинаковый характер расположения равных элементов формы относительно точки, оси, плоскости. Фигура человека являет собой пример симметричности формы. Плоскость симметрии располагается вертикально и «делит» тело человека на левую и правую половины. Симметричность строения тела человека помогает достижению равновесия в композиционном решении костюма. Существуют несколько видов симметрии: зеркальная, центрально-радиальная, центрально-осевая и др.

Асимметрия - это выразительное средство композиции, использующее неравенство элементов и их расположения для достижения визуального равновесия формы.

Асимметрично организованная форма костюма требует в своем построении достижения композиционного равновесия. Только в этом случае асимметрично организованный костюм не утратит своей целостности.

Достижению единства в асимметричной композиции способствуют согласованность и соподчиненность ее элементов, четко выраженный композиционный центр и грамотная расстановка акцентов. [4]

 


Выводы

 

В настоящее время фольклорный стиль не является главенствующим, но он занял своё место в общем широком международном русле моды. Известно, что к народным традициям постоянно обращаются художники-конструкторы, создавая бытовую модную одежду.

Анализируя историю народного костюма и рассматривая современный костюм, можно заключить, что в любом современном костюме должны проявляться черты народного, национального, традиционного, что делает его органичнее, самобытнее, роднее, ближе, дороже. При этом следует принимать во внимание и тот факт, что костюм, мода - явление интернациональное, поэтому было бы не правильным исключать взаимовлияние костюмов, моды всех стран мира. Достижение единства в многообразии и многообразия в единстве - путь развития и обновления современного костюма.

Разрабатывая модели для данной курсовой работы, был изучен белорусский народный костюм, его происхождение и трансформация с течением времени и изменением социума. Множество решений платьев с элементами народного костюма и использованием льна, как основного материала для своих коллекций, предлагают современные дизайнеры, и, каждый старается привнести в свое творение нотку индивидуальности.

Целью курсовой работы было проектирование и изготовление платья женского из льняной ткани с белорусскими народными мотивами. Для достижения поставленной цели и решения задач, связанных с работой, была изучена соответствующая литература, проанализированы предложения ведущих дизайнеров моды, рассмотрены составляющие элементы белорусского народного костюма. Поставленные в курсовой работе цели и задачи выполнены полностью. Подробно рассмотрены и изучены компоненты костюма, композиционные средства, используемые при проектировании одежды, получен навык в использовании законов и правил композиции при проектировании костюма определенного вида и с определенными стилистическими требованиями. Проведена аналитическая работа, сравнение различных предлагаемых моделей и их подробный анализ. Изготовление макета проектируемого изделия, демонстрирует знания и умения по таким дисциплинам, как «Художественное проектирование одежды», «Материаловедение швейного производства», «Технология изготовления швейных изделий», «Конструирование и моделирование одежды», «Оборудование швейного производства».

Представленный материал может использоваться при проведении уроков обслуживающего труда и внеклассных мероприятий, т.к. несет много познавательной информации и способствует патриотическому воспитанию молодежи.

 


Список литературы

белорусский костюм одежда женский

1. Ермилова, В.В. Моделирование и художественное оформление одежды / В.В. Ермилова, Д.Ю. Ермилова - М.: Мастерство: Издательский центр «Академия», высшая школа, 2000. - 184 с.

2. Тухбатуллина, Л.М. Проектирование костюма / Л.М. Тухбатуллина, Л.А. Сафина, В.В. Хамматова. - Ростов н/Д: Феникс, 2007. - 283 [1] c.: ил. - (Высшее образование)

3. Столярова, М.В. Художественное проектирование одежды: краткий курс лекций / авт.-сост.: М.В. Столярова, М.А. Бондарь. - Мозырь: УО МГПУ им. И.П. Шамякина, 2008. - 98 с.: ил.

4. Макавеева, Н.С. Основы художественного проектирования костюма. Практикум: учебное пособие для нач. проф. образования / Н.С. Макавеева. - М.: Издательский центр «Академия», высшая школа, 2008. - 240 с.

5. Козлова, Т.В. Основы теории проектирования костюма: учебник для вузов / под ред. Т.В. Козловой. - М.: Легпромбытиздат, 1988. - 352 с.

. Бердник, Т.О. Основы художественного проектирования костюма и эскизной графики. (Сер. «Учебники XXI века»). / Т.О. Бердник. - Ростов н/Д: Феникс, 2001. - 320 с.

. Ерзенкова, Н.В. Искусство красиво одеваться. / Н.В. Ерзенкова - Рига: фирма ИМПАКТ; 1992. - 250 с.

8. Плаксина, Э.Б. История костюма. Стили и направления: учебное пособие для студ. учрежд. сред. проф. образования / Э.Б. Плаксина, Л.А. Михайловская, В.П. Попов; под ред. Э.Б. Плаксиной. - 2-е изд., - М.: Издательский центр «Академия», высшая школа, 2004. - 224 с.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2021-04-20 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: