Обоснование необходимости проекта.




Аннотация проекта.

Школьные музеи специалисты относят к одному из замечательных феноменов отечественной культуры и образования.

В Адамовском районе одиннадцать школьных музеев и четыре музейные комнаты, которые готовы предложить учащимся, родителям, гостям учебного заведения свои экскурсионные программы. Приняв участие в которых, каждый не только вникнет "в суть материала", но и получит несомненное удовольствие от экскурсии.

Цель проекта: поиск новых подходов к социализации и процессу

формирования идентичности подрастающего поколения средствами музейной педагогики с использованием социокультурных ресурсов школьных музеев образовательных организаций района.

Мы предлагаем вам познакомиться с музеями, которые находятся совсем рядом с нами. Всего в нашем путеводителе пока только четыре маршрута:

«Равнение на героев».

«Адамовский целинный край».

«Герои нашего времени».

«Венок дружбы».

И, может быть, вы захотите прийти в эти музеи, послушать рассказы ребят-экскурсоводов, прикоснуться к истории, которую бережно хранят в школах района руководители школьных музеев - настоящие сподвижники музейного дела.

Путеводитель предназначен детям и взрослым, всем, кто любит

музеи, кто хочет узнать что-то новое об истории своего района.

 

 

Обоснование необходимости проекта.

Анализ современных программных и стратегических документов в сфере образования и молодежной политики, принимаемых на уровне Правительства РФ, позволяет говорить о том, что перед государством и обществом ставятся новые более сложные и комплексные задачи. Вышесказанное относится и к школьным музеям – уникальному явлению отечественного образования, аналогов которого в мире практически не существует. Тезис об уникальности российских школьных музеев это не просто красивая фраза, а реальное положение дел. Анализ целей и задач государственных стратегий и программ позволяет говорить о том, что актуальность школьного музея как социального института и одновременно средства обучения и воспитания, а также формы организации творческой активности детей признается на уровне Правительства РФ. Новое понимание роли школьного музея можно отметить и при чтении действующих государственных программ и стратегий в области образования и молодежной политики.

В проекте Государственной программы «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2016–2020 годы» школьным музеям отведена особая роль. В перечне обобщенных оценочных показателей выполнения задач отдельным пунктом указано: «Количество историко-патриотических, героико-патриотических и военно-патриотических, в том числе, краеведческих и художественных музеев (в образовательных и других организациях, на предприятиях, объединениях и т. д.)».

В «Концепции патриотического воспитания граждан Российской Федерации» обозначена цель «развитие в российском обществе высокой социальной активности, гражданской ответственности, духовности, становление граждан, обладающих позитивными ценностями и качествами, способных проявить их в созидательном процессе в интересах Отечества, укрепления государства, обеспечения его жизненно важных интересов и устойчивого развития». Ряд задач, определяемых Концепцией для решения поставленной цели, вполне успешно может быть реализован в формате работы школьного музея. К таким задачам можно отнести формирование «уважения к культурному и историческому прошлому России»; привитие чувства гордости и почитания «исторических святынь Отечества»; противодействие искажению и фальсификации истории Отечества; формирование расовой, национальной, религиозной терпимости. О воспитании культуры межнационального общения говорится и в «Основах государственной молодежной политики Российской Федерации на период до 2025 года», в которых ключевой задачей названо воспитание патриотично настроенной молодежи с независимым мышлением, обладающей созидательным мировоззрением, профессиональными знаниями, демонстрирующей высокую культуру, в том числе культуру межнационального общения, ответственность и способность принимать самостоятельные решения, нацеленные на повышение благосостояния страны, народа и своей семьи.

Концепция Федеральной целевой программы развития образования на 2016–2020 годы в качестве приоритетных задач называет развитие современных механизмов, содержания и технологий общего и дополнительного образования, а также реализацию мер популяризации среди детей и молодежи научно-образовательной и творческой деятельности. Школьный музей идеально подходит и для решения этих задач, поскольку является не только общественной и культурной организацией, но и элементом системы дополнительного образования, а также детским исследовательским центром.

Все вышесказанное определяет актуальность школьного музея как социального института, средства обучения и воспитания, а также формы организации детской творческой активности. Во-первых школьный музей в современной России – это детский форум, семейный клуб, поле для неформальных коммуникаций участников образовательного процесса (учащихся, учителей, родителей), площадка для дискуссий, споров, конференций, интеллектуальных дебатов и игр, исторических театрализованных постановок и т. д. Школьный музей это место выстраивания межкультурного и межнационального диалога, возможность приобщения к традиционной культуре народов России. Во-вторых, школьный музей – это институт общественной социализации, где школьники впервые могут примерить на себя новые роли исследователя, эксперта, экскурсовода, дизайнера и т. д. В этой плоскости школьный музей реализует функции профессиональной ориентации и социальной практики учащихся. В-третьих, школьный музей – это элемент образовательной системы, инструмент интерактивного обучения, реальное воплощение принципов системно-деятельностного подхода, прописанного в ФГОС.

Таким образом, потенциал школьного музея позволяет решать широкий спектр задач, обозначенных в государственных программных и стратегических документах. Важно осознать самим и помочь осознать окружающим, что школьный музей это не пыльный «склад» старого хлама, это не пережиток «советского прошлого», не анахронизм. Школьный музей это, прежде всего, деятельный, современный, демократичный, открытый, отвечающий всем сегодняшним представления о сущности и роли образования, институт, способный как самостоятельно реализовывать воспитательные и учебные задачи, так и сопровождать реализацию таковых в рамках работы других образовательных программ.

Патриотическое воспитание в современном обществе должно иметь плановый, системный характер. Именно системный и комплексный подход способен обеспечить целенаправленное формирование у подрастающего поколения активной позиции, способствовать всемерному включению в решение общегосударственных задач, создавать условия для развития государственного мышления, иными словами, привычки действовать в соответствии с национальными интересами России.

Проблемы и требования, вставшие перед музеями образовательных учреждений недавно: обновление содержания, новые формы деятельности, расширение статуса (школьные музеи в небольших населенных пунктах становятся центрами культуры, так как клубы, или закрыты или их деятельность сильно свернута), новая образовательная политика, возникновение современных коммуникационных технологий, дети — поколения Next, имеющие возможность использовать практически безграничное информационное поле Internet, — привели к изменению в понимании функции музеев в образовательных учреждениях на современном этапе. Противоречие между необходимостью формирования общей культуры личности и условиями организации учебного процесса можно разрешить средствами музейных технологий в пространстве школьного музея, поскольку музей позволяет расширить образовательный процесс, сделать его объемным и вариативным.

Актуальность проекта заключается в том, что в настоящее время наблюдается повышенный интерес к изучению родного края. Сегодня ни один предмет в учебном плане не обходится без включения в него элементов краеведения. И это понятно, так как каждому человеку, каждому народу надо осознавать себя и своё место в мире, среди других людей, среди других народов, а это невозможно без знания истории, без изучения культуры, обычаев и традиций своей Родины. Каждый человек связан с прошлым, настоящим и будущим своей страны, поэтому необходимо, чтобы дети хорошо знали свои истоки, историю, культуру своего края. Наш район богат значимыми местами и мы, взрослые, должны расширить представление детей об особенностях родного района, должны прививать чувство любви ко всему, что окружает ребёнка с детства, к его семье – матери, отцу, бабушке, дедушке, т.к. это корни, которые связывают школьника с его родным домом. Каждый школьный музей Адамовского района уникален (в одних собран большой материал по Великой Отечественной войне, где то богатейший материал по культуре народов населяющих наш район и тд.) и обладает большим экскурсионным потенциалом. Как правило, материалы конкретного школьного музея используются в границах одной школы, за редким исключением (школьный музей МБОУ «Комсомольская СОШ», школьный музей МБОУ «Адамовская СОШ №2», школьный музей Карабутакского филиала МБОУ «Адамовская СОШ №2»). Педагоги школ, родители детей да и сами дети не достаточно информированы о экспозициях школьных музеев находящихся в нашем районе. В нынешних условиях довольно трудно организовать поездку в краеведческие музеи города (г.Орск – 120 километров), поэтому мы в рамках проекта путеводитель по школьным музеям Адамовского района «Музеи рядом с нами» попытались систематизировать информацию о экскурсионных возможностях каждого школьного музея района и разработать 4 маршрута: «Равнение на героев»; «Адамовский целинный край»; «Герои нашего времени»; «Венок дружбы».

Новизной является, то что путиводители разработанны отдельно для взрослых и детей. Путеводитель для детей разработан в виде квест-игры с учетом возраста. Путеводитель для педагогов и родителей содержит помимо информации об экспозиции школьного музея но и перечень методической продукции с которой можно ознакомиться и получить при посещении музея, дается возможность представить свой наработанный материал на протяжении всего маршрута.

3. Цель: поиск новых подходов к социализации и процессу

формирования идентичности подрастающего поколения средствами музейной педагогики с использованием социокультурных ресурсов школьных музеев образовательных организаций района.

Задачи:

· социализировать учащихся, стимулировать их познавательную активность, а также повышать эффективность использования музейной информации в учебно-воспитательном процессе;

· популяризация деятельности музея образовательной организации как пространства образования и воспитания;

· создать красочный и интересный путеводитель по школьным музеям, находящимся в нашем районе.

· заинтересовать слушателей и убедить их, что музеи могут быть очень интересные;

· подтолкнуть слушателей на создание музеев в своих школах;

· воспитывать чувство патриотизма - такого "социального чувства, содержанием которого является любовь к Отечеству, преданность ему, гордость за его прошлое и настоящее, стремление защищать интересы родины";

· способствовать формированию духовных ценностей.

4.Основное содержание проекта.

Любовь к Родине начинается с любви к своей семье,

к своему дому, к своей школе. Она постепенно

растет. С возрастом она становится также

любовью к своему городу, к своему селу,

к родной природе,

к свои землякам, а созрев, становится

сознательной и крепкой, до самой смерти, любовью к своей

стране и ее народу.

Академик Дмитрий Сергеевич Лихачев

Одно из уникальных явлений отечественной педагогики - создание школьных музеев, которые способствуют расширению образовательного пространства, где с помощью учителя ребенок совершает открытия.

Создание путеводителя по школьным музеям Адамовского района позволит использовать школьные музеи как компонент учебно-воспитательного процесса, как в течении учебного года так и во время каникул, где происходит формирование эстетического сознания обучающихся и расширения их кругозора; развитие познавательных интересов и способность детей; развитие социальной активности и творческой инициативы, обучающихся в процессе сбора, обработки, оформления и презентации музейных предметов, имеющих воспитательную, научную и познавательную ценность; овладение практическими навыками поисковой и исследовательской деятельности.

Мы предлагаем вам познакомиться с музеями, которые находятся совсем рядом с нами. Всего в нашем путеводителе пока только четыре маршрута:

«Равнение на героев».

«Адамовский целинный край».

«Герои нашего времени».

«Венок дружбы».

И, может быть, вы захотите прийти в эти музеи, послушать рассказы ребят-экскурсоводов, прикоснуться к истории, которую бережно хранят в школах района руководители школьных музеев - настоящие сподвижники музейного дела.

Путеводитель предназначен детям и взрослым, всем, кто любит

музеи, кто хочет узнать что-то новое об истории своего района. Информация о проекте будет распространяться через районные СМИ, выкладываться на сайте МБУДО «ЦРТДЮ», в печатном виде среди начальников ЛДП района, классных руководителей ОУ района, на родительских собраниях, на заседании методических объединений педагогов.

Реализация проекта планируется через организацию экскурсионных групп учащихся, педагогов, родителей на транспорте ОУ, во время школьных каникул, а так же небольших групп на личном транспорте.

Итак, путешествие начинается.

И первый наш маршрут – «Равнение на Героев».

Слово «герой» рождает в памяти калейдоскоп ярких событий. При слове «подвиг» сознание признательно высвечивает имена земляков, которые перед лицом смертельной опасности оказались способными сделать больше других, своим примером продвинуть армии и общество на какой-то новый рубеж, полнее раскрыть возможности человека, силу его духа и воли. Наша земля богата героями, кому выпали суровые испытания, кто пролил кровь за свободу Отечества:

1.Шеменев Михаил Иосифович - Кавалер трех орденов Славы
Родился в селе Адамовка.

2. Ищанов Истай - Герой СССР Звание Героя Советского Союза присвоено 17 октября 1943 года Родился в ауле №7 Адамовского района.

3. ДениченкоИсай Петрович - Герой СССР Звание Героя Советского Союза присвоено 13 сентября 1944 года Родился на Украине, жил вТеренсае, призван Адамовским РВК в 1943 году.

4. Павлов Иван Фомич - Дважды Герой СССР присвоено в 1944 году, родился в Кустанайской области, жил в п.Теренсай
5. Маркин Иосиф Борисович Герой СССР Звание Героя Советского Союза присвоено 27 февраля 1945 года посмертно
Родился на Украине, жил в Теренсае, призван Адамовским РВК в 1943 году.
6. Шушаев Бахтубай - Кавалер трех орденов Славы
Родился в деревне Верхняя Кийма, призван Адамовским РВК в 1941 году.

7. Каменев Константин Кириллович - Герой Советского Союза
Звание Героя СССР присвоено 3 июня 1944 года Родился в Оренбурге, жил в Теренсае. Призван Адамовским РВК в 1942 году.

Адамовский район — место гибели дважды Героя Советского Союза — космонавта Владимира Михайловича Комарова. На месте гибели установлен обелиск, вокруг устроен парк.

Свыше 15 тысяч наших воинов погибли на чужой земле, 6 тысяч скончались впоследствии от ран и болезней, 311 человек пропали без вести. Время отдаляет нас от тех событий. Однако память о войне по-прежнему болью отзывается в людских сердцах.

В этот маршрут входят четыре школьных музея: музей МБОУ «Теренсайская СОШ им. дважды Героя СССР И.Ф.Павлова»; музейная комната МБОУ «Адамовская СОШ №1 им.полного кавалера Ордена Славы М.И.Шеменева»; музей филиала МБОУ «Брацлавская СОШ» в п. Каменецк им. полного кавалера Ордена Славы Истая Ищанова; музей им. В.Б.Комарова дважды Героя СССР филиала МБОУ «Адамовская СОШ №2» в п. Карабутак. В экспозиции музеев представлены экспонаты, повествующие о героях Великой отечественной войны.

Второй маршрут – «Адамовский целинный край».

Яркой страницей истории Оренбуржья стало освоение целинных и залежных земель, начавшееся весной 1954 года. В начале 50-х годов ХХ века страна остро нуждалась в увеличении производства зерна. Резервом этого являлось освоение новых земельных площадей. В 1954 году февральско-мартовский Пленум ЦК КПСС рассмотрел вопрос «О дальнейшем увеличении производства зерна в стране и об освоении целинных и залежных земель». Места освоения целинных и залежных земель за короткий срок изменили свой облик. На степных территориях выросли города и посёлки, колхозы и совхозы, предприятия, появились дороги и линии электропередач. Одним из районов, куда со всей страны приезжали новосёлы, в основном молодёжь, был и Адамовский район.
Адамовский расположен на востоке Оренбургской области в 440 км от областного центра. Район занимает площадь 600,4 тысяч гектар, что составляет 5 процентов от территории области. Наибольшая протяженность с севера на юг — 95 км, с запада на восток — 130 км. Район граничит с Кваркенским, Новоорским, Домбаровским, Ясненским и Светлинским районами Оренбургской области и Костанайской областью республики Казахстан. Адамовский район — крупный сельскохозяйственный район с развитой инфраструктурой, один из лидеров сельскохозяйственного производства в области.

В этот маршрут входят четыре школьных музея:

музей МБОУ «Адамовская СОШ №2»; музей МБОУ «Аниховская СОШ»; музей МБОУ «Комсомольская СОШ»; музей МБОУ «Брацлавская СОШ».

Третий маршрут – «Герои нашего времени».

27 декабря 1979 года начался ввод войск в Афганистан. После этого началась Афганская война. Сейчас, когда на нашей планете войны или военные конфликты стали почти обычным делом, мы должны воспитывать с детства такие понятия, как солидарность, бескорыстие, милосердие, добрая воля. А ещё каждому человеку необходимо научиться испытывать чувство национальной гордости, патриотизма, чувство Родины. А настоящие мужчины обязаны заботиться о чести своей армии, а через неё – и чести Отечества! Примером мужества и героизма стали подвиги советских солдат во времена афганской войны.

Эта война не прошла стороной мимо нашего района. Простые, обычные мальчишки, ходили когда-то по этим коридорам, сидели за этими партами, и никто не мог предположить, что им предстоит выполнять нтернациональный долг в Афганистане.

В экспозиции музеев представлены многие экспонаты, повествующие о героях Афганской войны. Но особенно дороги те, которые имеют отношение к выпускникам этих школ. В этот маршрут входят четыре школьных музея: музей МБОУ «Белопольная ООШ», музей МБОУ «Джасайская ООШ»; музей МБОУ «Совхозная ООШ»;

Четвертый маршрут – «Венок дружбы».

Население района во многом сформировалось в результате волн переселения, связанных со Столыпинской реформой и освоением целинных и залежных земель. В результате сложилась очень пёстрая по национальному составу мозаика. В районе проживают более 50 национальностей. Наиболее многочисленны русские (46,9 %), казахи (34,2 %), украинцы (8,5 %). Также яркими национальными группами представлены татары, мордва, башкиры, немцы и другие народы. В последнее время, за счёт миграционных процессов, увеличилась массовая доля народов Кавказа: армян, осетин, азербайджанцев и т. д.

В этот маршрут входят четыре школьных музея: музей МБОУ «Елизаветинская СОШ»; музей МБОУ «Шильдинская СОШ»; музей МБОУ «Майская СОШ»; музей МБОУ «Кусемская ООШ».

В планах открытие музеев в других школах района, так что наш путеводитель будет развиваться по мере развития музеев.

Ресурсы.

Проект рассчитан на 1 год (2018-2019 год), затем анализ, выявление проблем, выработка путей решений, доработка плана реализации проекта.

При реализации проекта будут задействованы информационные ресурсы: СМИ района, сайты образовательных учреждений района, печатные возможности МБУДО «ЦРТДЮ», электронная почта образовательных учреждений района.

Интеллектуальные ресурсы: руководители школьных музеев образовательных учреждений района, методические объединения района, активы школьных музеев.

Человеческие (кадровые) ресурсы: руководители школьных музеев, классные руководители образовательных учреждений района, заместители директоров ОУ по воспитательной работе, вожатые, родители.

Организационные ресурсы: отдел образования, директора образовательных учреждений района.

Материально-технические ресурсы и финансирование: экспозиции школьных музеев, информационно-компьютерная база, расходные материалы (канцтовары и др.), транспорт образовательных учреждений района, личный транспорт родителей, спонсорская помощь.

Партнеры.

Образовательные учреждения района.

Главы поссоветов района.

Районный Совет ветеранов.

Поселковые клубы.

Родители учащихся.

Целевая аудитория.

Экскурсионные группы учащихся формируются:

по возрастным категориям (1 группа учащиеся с1-4 классы; 2 группа учащихся с 5 – 8 классы; 3 группа учащихся с 9 -11 классы) в дни школьных каникул.

Количество учащихся от образовательного учреждения 20 учащихся в один день.

В индивидуальном порядке (семейные экскурсионные группы, для написания исследовательских работ и проектов). Количество участников определяется возможностью родителей.

За год осуществления проекта планируется охватить:

организованными экскурсионными группами – 200 учащихся.

Индивидуальными экскурсионными группами – 40 человек.

План реализации проекта.

сроки Этапы работы над проектом (мероприятия) Содержание работы на этой стадии Деятельность педагогов Деятельность учащихся Деятельность родителей результат
             
сентябрь-октябрь 2018 г. Подготовительный (опрос, анкетирование Определение темы и целей проекта Знакомит со смыслом проекта мотивирует учащихся, анализирует опрос и анкетирование Обсуждают проект с учителем и получают при необходимости дополнительную информацию, проведет опрос и анкетирование, анализируют результаты. участвуют в опросе и анкетировании формулирование цели и задач проекта
ноябрь Планирование проведение круглого стола для руководителей школьных музеев (28 ноября 2018 г.) разработка экскурсий по музеям согласно маршрутов      
составление: групп и графика экскурсий составляет график экскурсий и группы участвуют в составлении графика экскурсий и групп участвуют в составлении графика экскурсий и групп доведение информации до сведения заинтересованных лиц графика экскурсий и состава групп
декабрь 2018 г.-сентябрь 2019 г. Реализация проекта Издание путеводителя «Музеи рядом с нами» (декабрь) издает путеводитель «Музеи рядом с нами» участвуют в издании путеводителя «Музеи рядом с нами» участвуют в издании путеводителя «Музеи рядом с нами» распространение путеводителя «Музеи рядом с нами» в ОУ района
формирование экскурсионных групп (декабрь) формирует экскурсионные группы участвуют в формировании экскурсионных групп участвуют в формировании экскурсионных групп доведение информации до сведения заинтересованных лиц о составе и графике проведения экскурсий
Проведение экскурсий по маршрутам (дни школьных каникул) проводят экскурсии участвуют в экскурсиях участвуют в экскурсиях информация о выполнении графика экскурсий
октябрь 2019 г. мониторинг результатов проекта и выводы Анализ информации, формулирование выводов Анализируют информацию участвуют в анализе информации, советует участвуют в анализе информации, советует Аналитическая справка
ноябрь 2019 г. Представление или отчет Возможные формы представления результатов (районный слет юных краеведов – апрель; конкурсы исследовательских работ; конкурс экскурсионных маршрутов и т.д.). Отчитываются, обсуждают участвуют Слушают, задают целесообразные вопросы в роли участника формирование видеотеки проекта, отчетов о проведенных экскурсионных маршрутов.
ноябрь 2019 г. Оценка результатов и процесса круглый стол Участвуют в оценке проекта путем коллективного обсуждения и самооценок Участвуют в оценке проекта путем коллективного обсуждения и самооценок Участвуют в оценке проекта путем коллективного обсуждения и самооценок решение круглого стола
декабрь 2019 г. доработка проекта         Новый проект (новые экскурсионные маршруты)

 

9. Ожидаемые результаты и социальный эффект. В процессе осуществления проекта, обучающиеся должны овладеть:

• наиболее важными историческими событиями истории родного района;

• умениями добывать знания, используя различные источники информации, тем самым, развивая свой кругозор;

• вырабатывать навык работы по чётко определённому плану (поэтапно), проводить игры, вести поисковую работу, составлять анкету-опрос;

• развивать умения логически мыслить, анализировать, обобщать и делать выводы;

• развивать творческие способности.

Результатом работы можно считать возросший уровень знаний детей о своём районе, его замечательных земляках, достопримечательностях, интерес к истории и культуре, чувство сопричастности к жизни своей малой родины.

Материалы наработанные во время осуществления проекта будут использоваться на занятиях в качестве иллюстративного и наглядного материала.

Одним из критериев эффективности проекта будет являться увеличение числа и качества исследовательских работ по направлениям проекта, которые можно будет оценить:

· на ежегодном районном конкурсе юных краеведов «Равнение на Героев» (апрель 2019 г.);

· на районом Слете юнармейских отрядов «Пост №1», посвященном 30 летию вывода советских войск из Афганистана» (февраль 2019 г.);

· на районном ежегодном фестивале «Венок дружбы» (ноябрь 2019 г.);

· на районном заочном конкурсе краеведческих работ «Адамовский район – целинный край!».



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2022-10-12 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: