Распределение учебного времени по темам рабочей программы




Продолжительность учебного года - 35 учебных недель в соответствии с Учебным планом МБОУ Мирновской СШ на 2014-2015 учебный год (утвержден приказом №134 от 15.08.2014 года и согласован с начальником управления образования Чердаклинского района 18.08.2014 года).

№ тем Содержаниетем Кол-во часов
I. Литература – искусство слова
II. Мифы
III. Фольклор 10ч
IV. Литература XIX века
  • Русская классическая литература XIX века
  • Поэтический образ Родины в стихах поэтов XIX века
  • Героическое прошлое Родины в стихах и прозе
  18ч   13ч 6ч
V. Литература XX – XXI веков
  • Связь веков
  • Литературные сказки XIX- XX веков
  • Проза русских писателей XX века. Встреча веков
  • Поэтический образ Родины в лирике и прозе XX века
  • Мир наших братьев меньших в поэзии
  • Новые страницы героического прошлого России
  1ч 10ч 3ч 8ч 2ч 5ч
VI. Современная литература
VII. Путешествия и приключения на страницах книг. Покорение пространства и времени
VIII. Новая жизнь знакомых героев
IX. Итоги
  Резервный урок.
  Всего: 105ч.

Содержание рабочей программы по предмету «Литература» 5 класс.

№ разделов и тем Содержаниеразделов и тем Кол-во часов
I.   Литература – искусство слова. Знания и умения читателя. Тропы и фигуры художественной речи: эпитеты, метафоры и сравнения; риторическое обращение, риторический вопрос и др. Ученик как слушатель и как исполнитель — чтец художественного текста. Теория. Искусство. Виды искусств. Общее понятие о тропах и фигурах. 1ч  
II. Мифы. Миф как форма познания и эстетического освоения окружающего мира. Мифы разных времен и разных народов. Календарная поэзия и календарные праздники. Масленица. Народные обычаи, связанные с этим праздником. Мифы о сотворении мира. Египетский миф «Сотворение мира». Славянский миф «Рождение мира». Яркость поэтического изображения природы и Вселенной. Персонажи славянской мифологии. Древнегреческие мифы. «Золотые яблоки Гесперид». Праздники и обычаи, связанные с мифологическими представлениями о мире. Теория. Миф. Виды мифов.
III. Фольклор. Богатство отражения мира в произведениях фольклора. Жанровое разнообразие фольклорных произведений. Детский фольклор. Отражение в фольклоре взглядов, пристрастий, вкусов и поверий народа. Эстетическое совершенство произведений русского фольклора. Русские народные сказки. Сказка как популярный жанр народного творчества. Рассказчики и слушатели сказок. Нравственная взыскательность и эстетическое совершенство народных сказок. Волшебная сказка «Царевна-лягушка». Волшебная сказка: волшебный сюжет, волшебные герои, особый язык. Царевна - лягушка — главная героиня сказки. Характер отражения реальной жизни в волшебной сказке. Народные идеалы в сюжете и образах сказки. Теория. Сказка. Виды сказок. Художественные особенности волшебной сказки: волшебный сюжет, необычность героев, необычность языка. Малые жанры фольклора. Разнообразие малых жанров фольклора. Пословица, поговорка, загадка, анекдот, песня, частушка как наиболее популярные малые жанры фольклора. Детский фольклор. Использование малых форм фольклора в других его жанрах и в авторской литературе. Активная роль малых жанров фольклора в современной устной и письменной речи. Теория. Малые жанры фольклора. Лаконизм малых жанров фольклора. Пословица. Поговорка. Их отличие. Афоризм. Загадка. Особенности ее строения. Анекдот. Песни. Частушки. Виды народных песен и их популярность. Одна из самых поздних форм фольклора — частушка. Стих и мелодия в песне и в частушке. Тематика частушек. Причины их популярности. Б. Шергин. Сказка «Рифмы». Как герой сказки сочинял частушки и какую роль играли в них рифмы. Теория. Песня. Частушка. Музыка в произведениях фольклора. Русский народный театр. Народный театр в истории русской культуры. Кукольный театр русских ярмарок и гуляний. Герой кукольных пьес — озорник Петрушка. Синкретический характер представлений народного театра. Тесная связь народного театра с другими формами фольклора; насыщенность народных пьес малыми формами фольклора. «Озорник Петрушка». Пьесы о Петрушке и их сюжеты. Теория. Театр. Пьеса. Сцена. Особенности построения и оформления драматического произведения: афиша, акт, действие, явление, реплика, ремарка. Диалог в пьесе. 10ч.
IV. Литература XIX века. Русская классическая литература XIX века. И. А. Крылов - великий баснописец. Басни «Свинья под дубом», «Зеркало и Обезьяна», «Осел и Мужик» - обличение воинствующего невежества в баснях Крылова. Герои басен. Мораль басен. Афоризмы из текста басен. Теория. Басня. Аллегория. Олицетворение. Сюжет и мораль басен. А. С. Пушкин. Детство и юность поэта. Начало творческого пути. Родная природа в лирике поэта. «Руслан и Людмила» - связь пролога поэмы с русским сказками. Яркость сказочных описаний. Фантастические события сюжета. Герои поэмы. Теория. Поэма. Сюжет поэмы. Стопа. Двусложный стихотворный размер – ямб. М. Ю. Лермонтов. Детство поэта. Воспоминания о детстве в лирике поэта («И вижу я себя ребенком…»). Начало творческого пути. Стихотворение «Парус», в котором выражено отношение поэта к окружающему миру. Теория. Рифма. Строфа. Н. В. Гоголь – детство и юность писателя. Сюжет и герои повести «Пропавшая грамота». Теория. Поверье. Быличка. Жанр. Язык произведения. И. С. Тургенев. Детство в Спасско-Лутовинове. «Муму» - история создания рассказа. Сюжет и герои рассказа. Роль пейзажа в сюжете рассказа. Ритм прозы Тургенева (описание пути Герасима в родную деревню). Теория. Портрет. Связь между внешним обликом и поступками героя. Поэтический образ Родины в стихах поэтов XIX века. И. С. Никитин «Русь». Теория. Двусложные размеры стиха – ямб и хорей. А. К. Толстой. Стихотворение «Край ты мой, родимый край…». М.Ю. Лермонтов «Сашка» (отрывок из поэмы), стихотворение «Кто видел Кремль в час утра золотой…». И.С. Никитин. Стихотворение «Русь». Н.А. Некрасов. Стихотворение «Соловьи». Образ родины в русской поэзии.Обращение поэтов к картинам русской жизни, изображению родной природы, событий отечественной истории, создание ярких образов русских людей. Ф. И. Тютчев.Стихотворения «Весенняя гроза», «Есть в осени первоначальной…». Природные образы и средства их создания. А. А. Фет.Стихотворения «Я пришел к тебе с приветом…», «Учись у них — у дуба, у берёзы…». Философская проблематика стихотворений Фета. Параллелизм в описании жизни природы и человека. Природные образы и средства их создания. Героическое прошлое Родины в стихах и прозе. М.Ю. Лермонтов. Стихотворение «Бородино». Историческая основа стихотворения. Изображение исторического события. Образ рядового участника сражения. Мастерство Лермонтова в создании батальных сцен. Сочетание разговорных интонаций с высоким патриотическим пафосом стихотворения. Л.Н. Толстой «Война и мир» (фрагмент «Петя Ростов»).Образ защитника родины во фрагменте из романа-эпопеи. М.А. Булгаков «Петя Ростов» (отрывок из инсценировки романа Л.Н. Толстого «Война и мир»). 37ч
V Литература XX – XXI веков. Связь веков. И.А.Бунин. Стихотворение «26-е мая». А.А. Ахматова. Стихотворение «В Царском Селе». В.А. Рождественский. Стихотворение «Памятник юноше Пушкину», К.Д. Бальмонт. Стихотворение «Пушкин». Развитие классических традиций в литературе XX века. Неразрывная связь русской литературы XIX и XX веков. Память о Пушкине в литературе XX века. Литературные сказки XIX- XX веков. Х. К. Андерсен. Сказка «Снежная королева». А. Погорельский. Сказка «Чёрная курица, или Подземные жители». А.П. Платонов. «Волшебное кольцо». Дж. Родари.«Сказки по телефону». Л.Кэрролл. «Алиса в стране чудес.». Дж.Р.Р. Толкиен. Повесть «Хоббит, или Туда и обратно». Сказка фольклорная и сказка литературная (авторская). Сказочные сюжеты, добрые и злые персонажи, волшебные предметы в литературной сказке. Нравственные проблемы и поучительный характер литературных сказок. Проза русских писателей XX века. Встреча веков. И.С. Шмелев. Рассказ «Как я встречался с Чеховым. За карасями». Двойное название рассказа. Е.И. Замятин.«Огненное ̒ ̒А ̓ ̓ » - рассказ о мечте подростков начала XX века А. И. Куприн.Рассказ «Мой полет». Автобиографический очерк и его герои. Поэтический образ Родины в лирике и прозе XX века. А. А. Блок.Стихотворения «На лугу», «Ворона». И.А. Бунин. Стихотворения «Сказка», «Канарейка», «Листопад» (фрагмент «Лес точно терем расписной…»). К.Д. Бальмонт. Стихотворения «Снежинка», «Фейные сказки» («У чудищ», «Осень»), С.А. Есенин.Стихотворения «Пороша», «Ночь», «Черемуха». Н.А. Заболоцкий. Стихотворение «Оттепель». Д.Б. Кедрин.Стихотворение «Скинуло кафтан зеленый лето…», Н.М Рубцов. Стихотворения «В горнице», «Звезда полей», «Листья осенние». Картины родной природы в изображении русских поэтов. Параллелизм как средство создания художественной картины жизни природы и человека. Мир наших братьев меньших в поэзии. С.А. Есенин.Стихотворение «Песнь о собаке». В.В. Маяковский. Стихотворение «Хорошее отношение к лошадям». Сострадание ко всему живому. Олицетворение как основной художественный приём. Новые страницы героического прошлого России. А.Т. Твардовский. Стихотворения «Я убит подо Ржевом…», «Рассказ танкиста», А.А. Ахматова. Стихотворение «Мужество». А.И. Фатьянов.Стихотворение «Соловьи». Образы детей в произведениях о Великой Отечественной войне. Образы русских солдат. Литература народов России. Р.Г. ГамзатовСтихотворения «Мой Дагестан», «В горах джигиты ссорились, бывало…», «Журавли». Тема любви к родному краю. Национальный колорит стихотворений. Изображение национальных обычаев и традиций. Особенности художественной образности аварского поэта. 29ч.
VI. Современная литература. В. П. Астафьев.Рассказ «Васюткино озеро». Изображение становления характера главного героя. Самообладание маленького охотника. Мальчик в борьбе за спасение. Картины родной природы. Т. Янссон.Сказка «Последний в мире драконе». Юмористический характер и гуманистический пафос сказки. 6ч.
VII. Путешествия и приключения на страницах книг. Покорение пространства и времени. Д. Дефо.Роман «Робинзон Крузо»(фрагменты). Жанровое своеобразие романа. Образ Робинзона Крузо. Изображение мужества человека и его умения противостоять жизненным невзгодам. Преобразование мира как жизненная потребность человека. Образ путешественника в литературе. Р.Э. Распэ «Приключения барона Мюнхгаузена». Использование в «подлинных историях» иронии и гротеска, гиперболы и литоты. М. Твен. Повесть «Приключения Тома Сойера» (фрагменты). Образы детей в произведениях, созданных для взрослых и детей. Проблемы взаимоотношений детей с миром взрослых. Серьёзное и смешное в окружающем мире и в детском восприятии. А. Линдгрен.«Приключения Калле Блюмквиста» (фрагменты). Детективный сюжет и композиция повести.
VIII Новая жизнь знакомых героев . Н.С. Гумилев.Стихотворение«Орел Синдбада». Б. Лесьмян.Сказка «Новые приключения Синдбада-морехода». Образы знакомых сказок в произведениях XX века.
IX Итоги. 2ч.
  Резерв.
  Всего 105 ч

Количество контрольных работ по литературе в 5 классе установлено в соответствии с протоколом заседания рабочей группы учителей русского языка и литературы от 05.09.2012 г. при УИПКПРО г. Ульяновска

Виды контрольных работ Количество контрольных работ
Сочинение (кл./дом.) 1/1


Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2022-11-01 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: