Цели управления и требования к ним




Множество объектов нельзя рассматривать как систему, если не выделен системообразующий фактор, определяющий взаимную близость, объединение элементов в целое. Таким системообразующим фактором выступает цель той большой системы, в которую входит рассматриваемая система.

Поскольку бесцелевого управления вообще не сущесвует, управление социальными системами, в том числе и учебными заведениями, предполагает наличие четко поставленной цели управления. Цель – это запрограммированный результат деятельности. Она является системообразующим фактором объединения всех элементов в целое. Эта цель может быть достигнута лишь благодаря наличию определенных средств и способов воздействия на людей: если избранные воздействия, способы и средства не приводят к достижению цели, то процесс управления не завершается. Тогда возникает дилемма: или искать другие, более подходящие воздействия, способы и средсва, или пересмотреть цели с точки зрения их выполняемости при имеющихся возможностях и в данные сроки.

Отсюда вытекает и общее понятие управления:

Управление – это определение цели и факт достижения цели с помощью необходимых и достаточных способов, средств и воздействий.

Определить цель – это значит построить деятельность педагога или коллектива так, чтобы все звенья организации работали во имя достижения этой цели. Все, что не отвечает этому требованию, категорически устраняется. Неясно, а тем более неверно поставленные промежуточные цели в процессе их осуществления уводят от достижения главной цели.

Широкое распространение в научной литературе получило разделение целей по масштабу их значения и временнόму охвату на стратегические, оперативные и тактические. Под стратегическими целями понимают ожидаемый долгосрочный результат. Тактические цели определяют как промежуточные желаемые результаты в обозримом будущем, а оперативные цели – как желаемый результат на текущий момент.

Цель управления – перевод учебного заведения в качественно новое состояние.

Требования к цели управления:

- Конкретность (например, не улучшить преподавание, а ввести новые технологии, методы).

- Реальность (не ставить невыполнимых для коллектива целей).

- Контролируемость (если улучшать что-либо, то обязательно проконтролировать результаты нововведения).

Условия контролируемости:

а) систематическое получение руководителем необходимой, достаточной, объективной информации о ходе работы по достижению цели;

б) информация должна быть своевременной, оперативно переработанной, проанализированной;

в) на осове информации должны быть выданы информационные команды (грамотные управленческие решения).

Информация – это хлеб управления.

В менеджменте (Германия, США) в теории системного подхода (Россия) разрабатывается «дерево целей». Это система задач, через которую решается генеральная цель. Каждую цель можно декомпозировать, наметив задачи нижних уровней.

Основные позиции целеполагания.

1. Кто хочет достичь целей, должен четко их знать.

2. К цели ведут только ясные цели.

3. Чем ближе и конкретнее цель, тем больше она мобилизует.

4. Важно концентрировать внимание на немногих, но важных целях.

5. Необходимо постоянное перманентное обсуждение целей в коллективе (вырабатывать совместно с сотрудниками и анализировать зону ответстсвенности каждого в их достижении).

6. Цели должны конкретизироваться в мероприятиях.

7. Убеждение участников в необходимости и возможности их достижения.

8. Не допускать конфликта (противоречий) целей.

9. Без цели нет управления. Если цель не доводится до подчиненных, то нечего контролировать.

10. Мобилизация поддержки в достижении целей.

Общие правила формулировки целей

Формулировка целей должна отвечать таким требованиям:

начинаться с глагола неопределенной формы в повелительном наклонении, характеризующего выполняемое действие. Достижение цели – результат действий, поэтому основу формулировки цели составляет обязательство выполнять необходимые действия;

конкретизировать требуемый конечный результат. Например, в формулировке цели «изучить и внедрить к 1 сентября текущего года технологию модульного обучения» конечный результат этой цели характеризует слово «внедрить»;

конкретизировать срок достижения цели. Календарный срок – это рубеж, когда необходимо дать ответ, достигнута ли цель;

конкретизировать максимальную величину допустимых затрат. Важно определить, кто будет привлечен к выполнению цели, какие материальные средства понадобятся при этом, сколько это потребует человеко-часов, учебных занятий;

давать количественную характеристику требуемого результата работ, необходимую для подтверждения факта достижения цели;

оговаривать только то, «что» и «когда» должно быть сделано, не вдаваясь в детали, «как» и «почему» это должно быть сделано;

отвечать непосредственно целевому назначению и функциональным обязанностям конкретного члена педагогического коллектива или коллегиального органа. Нарушение этого положения нередко приводит к отклонению от основной цели;

быть реальной и достижимой, но не легкой. Если цель не реальна, она вызывает внутреннее сопротивление преподавателя. Подобную же реакцию вызывает слишком легко достижимая цель;

быть реализуемой в пределах наличного или ожидаемого объема ресурсов;

исключить или сделать минимальной возможность двойной ответственности за результаты совместной работы. Нередки случаи, когда для достижения цели необходима совместная работа нескольких человек и даже организаций. В этом случае на одного из них надо возложить единоличную ответственность за конечный результат, а другим отвести обеспечивающую роль;

совпадать с интересами исполнителей и не вызывать серьезных конфликтов в учреждении. Это означает, что фактическое содержание целей должно быть предметом обсуждения между администрацией и педагогами.

При определении приоритетных целей желательно подразделить их на три группы:

 

Необходимые Желательные Возможные

 

Самые необходимые цели – это те, которые определяют успех коллектива.

Желательные цели необходимы для улучшения характеристик работы, приемлемых для удовлетворительной деятельности учебного заведения.

Возможные цели ставятся для улучшения характеристик работы учебного заведения, но их достижение можно отсрочить.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-04-14 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: