Управленческая культура руководителя




Развитие современного образования выдвигает целый ряд требований как к личности, так и к культуре управленческой деятельности руководителя.

Анализируя управленческую культуру руководителя, ученые рассматривают такие понятия: «культура управления» (М. Заренок, В. Новоселов, Ю. Палеха), «культура управления и предпринимательства» (Ю. Палеха, В. Кудин), «культура управленческого труда» (Е. Березняк, Г. Ельникова, В. Спивак), «управленческая культура» (М. Кабушкин, Л. Орбан-Лембрик), «управленческая культура государственного служащего» (О. Ярковой), «культура управления образовательным процессом» (А. Мармаза). Управленческую культуру рассматривают как: совокупность требований к управлению (В. Новоселов); показатель уровня интеграции духовной культуры и управления (М. Заренок); веру, ценности и стиль руководителя (Б. Гаевский, Ю. Палеха); совокупность положений, принципов, норм и знаний руководителя (Ю. Палеха, В. Кудин, М. Кабушкин); уровень развития творческих сил и способностей руководителя (Е. Березняк); культуру труда (Г. Ельникова, В. Спивак); творческую самореализацию этико-моральных убеждений и идеалов (О. Ярковой); совокупность элементов управления (А. Мармаза); систему знаний умений и навыков (Л. Орбан-Лембрик).

Таким образом, можно отметить, что управленческая культура является системным явлением, рассматривающим профессиональную компетентность и личностную культуру, реализующиеся в ходе управленческой деятельности.

Культура управления – обобщающая характеристика управленческого труда, отражающая его качественные черты и особенности. Культура управления включает: совокупность знаний, их структуру и глубину; морально-этические нормы работы; отношение к труду; навыки в организации работы и выполнении ее отдельных элементов; умение владеть собой и понимать особенности работающих рядом людей [26].

Управленческая культура – это система знаний, умений и навыков, личностных качеств, мотивов и ценностей, которые обеспечивают качественное выполнение руководителем управленческой деятельности, успешное взаимодействие с участниками управленческого процесса и эффективность управления в целом [12].

Культура управления – это совокупность теоретических и практических положений, принципов и норм, которые имеют общий характер и относятся в той или иной мере к разным аспектам человеческой деятельности. Это система знаний об управленческой практике как о культурном феномене, совокупность науки и искусства управления, рекомендаций, обобщений объекта управления, которые имеют научно-практическую ценность и органически, системно связаны между собой [17].

По мнению В. Сластенина [19], управленческая культура людей, занятых в сфере образования, является частью их профессионально-педагогической культуры. Традиционное представление о профессионально-педагогической культуре связывалось в основном с выделением норм, правил педагогической деятельности, педагогической техники и мастерства. Психолого-педагогические исследования последних лет по проблемам педагогической культуры раскрывают ее в категориях педагогических ценностей, педагогических технологий и педагогического творчества. В соответствии с этим управленческая культура руководителя учебного заведения представляет собой меру и способ творческой самореализации личности руководителя в разнообразных видах управленческой деятельности, направленной на освоение, передачу и создание ценностей и технологий в управлении учебным заведением [19]. Компоненты управленческой культуры: аксиологический, технологический и личностно-творческий.

Аксиологический компонент управленческой культуры руководителя учебного заведения образован совокупностью управленческо-педагогических ценностей, имеющих значение и смысл в руководстве современным учебным заведением. В процессе управленческой деятельности руководитель усваивает новые теории и концепции управления, овладевает умениями и навыками, и в зависимости от степени их приложения в практической деятельности они оцениваются им как более или менее значимые. Имеющие в настоящий момент большую значимость для эффективного управления знания, идеи, концепции и выступают в качестве управленческо-педагогических ценностей.

Технологический компонент управленческой культуры руководителя учебного заведения включает в себя способы и приемы управления педагогическим процессом. Технология управления учебными заведениями предполагает решение специфических педагогических задач. Решение данных задач основывается на умениях руководителя-менеджера в области педагогического анализа и планирования, организации, контроля и регулирования педагогического процесса. Уровень управленческой культуры руководителя учебного заведения зависит от уровня овладения приемами и способами решения указанных типов задач.

Личностно-творческий компонент управленческой культуры руководителя учебного заведения раскрывает управление педагогическими системами как творческий акт. При всей заданности, алгоритмичности управления деятельность руководителя является творческой. Осваивая ценности и технологии управления, менеджер преобразует, интерпретирует их, что определяется как личностными особенностями руководителя, так и особенностями объекта управления. Становится очевидным, что управление педагогическими системами является сферой приложения и реализации способностей личности. В управленческой деятельности руководитель учебного заведения самореализуется как личность, организатор и воспитатель.

Видный ученый в области управления образовательными системами Ю. Конаржевский рассматривал культуру управления школой как выполнение администрацией совокупности требований, которые предъявляются к процессу управления, обусловленных нормами морали, этики, эстетики, права, принципами организации, технологии управления [11].

Основываясь на данном положении, Г. Ельникова отмечает, что совокупность этих требований представляет собой сложную систему профессиональных умений и навыков, которые включают все разнообразие культур, в том числе общую культуру, политическую, правовую, эстетическую, культуру общения и ряд других ее форм и оттенков [6].

Разделяя точку зрения автора, приведем их краткую характеристику.

Общая (или общечеловеческая культура) характеризует руководителя как интеллигента и интеллектуала, имеющего глубокую эрудицию, широкое мировоззрение, высокую духовность.

Политическая культура руководителя учебного заведения требует от него всесторонней подготовки, знания основ политики в области образования и культуры, умения повседневно руководствоваться ими в своей деятельности, организовывать деятельность коллектива педагогов и обучающихся в этом направлении, помогать им разобраться в сложных и противоречивых событиях сегодняшнего дня.

Культура общения, которая, согласно американскому исследователю Д. Карнеги [9], на одно из первых мест ставит требования доброжелательности, учета атмосферы и настроя во время контакта, умение «магически» действовать на собеседника. Она включает толерантность, культуру диалога, уважение к плюрализму.

Культура общения невозможна также без высокой культуры речи руководителя как важнейшего инструмента педагогической техники (А. Макаренко).

Эстетическая культура руководителя – обязательное требование к нему. Это часть его общей культуры, выражение его интеллекта, образованности и воспитанности. Руководитель должен воспитывать в себе не только эстетические вкусы и взгляды на окружающую действительность, а, в первую очередь, культуру чувств, отношений путем эмоционального влияния на людей, красоты поступков. Все это, как показывают исследования, повышает продуктивность труда, сохраняет здоровье работников.

Правовая культура руководителя, знание им юридических основ управления – важнейший аспект его профессиональной пригодности. В первую очередь это касается знания трудового законодательства, соответствующих нормативных документов, которые регулируют труд педагогов и других работников учебного заведения, умение в каждом отдельном случае выбирать, опираясь на закон, наиболее эффективный способ влияния на подчиненных. Юридическая грамотность руководителя позволяет избегать серьезных ошибок в принятии управленческих решений, которые могут привести к дестабилизации обстановки в коллективе, нарушать его психологический климат.

Кроме того, управленческая деятельность руководителя учебного заведения имеет свою специфику. В соответствии с этим специалисты в области управления, в том числе Ю. Конаржевский [18], выделяют в ней культуру административного аппарата, культуру самого процесса управления, культуру условий труда и культуру документации. Наиболее детально рассматривает эти аспекты управленческой культуры Г. Ельникова [6].

К культуре административного аппарата относятся требования, которыми характеризуется общая культура руководителя учебного заведения, наличие у него и его заместителей соответствующих деловых качеств, высокой профессиональной подготовки и педагогического мастерства, культуры общения с членами коллектива.

Культура процесса управления связана с технологиями и исполнительской культурой в реализации каждой функции управления, умениями определять цели и задачи коллектива, составлять программы их реализации, организовывать людей для выполнение задач, получать своевременную обратную информацию о ходе процессов, вносить оперативные изменения в ранее намеченные планы и программы.

Важнейшим элементом культуры управления является также четкий режим труда администрации, культура приема посетителей, проведения совещаний, разговоров по телефону и др.

Культура условий труда часто отождествляется с научной организацией труда, которая находит детальное освещение в книге И. Раченко «Научная организация педагогического труда» [18]. В данном случае речь идет о создании оптимальных условий для нормальной работы всего коллектива: соблюдение современных требований к интерьеру служебных и учебных помещений, оснащению их необходимым оборудованием, оргтехникой, литературой и др. Все это будет способствовать эффективному труду каждого члена коллектива.

Культура документации является одним из показателей высокой культуры управленческого труда. Она во многом зависит от правильного сбора, оформления кругооборота, хранения и использования информации. Эти вопросы имеют большое значение для экономии рабочего времени. Поэтому перед руководителем учебного заведения стоит задача рационализации обработки документации, введения электронного документооборота.

Таким образом, можно сделать вывод, что современный руководитель учебного заведения должен овладеть не только наукой, но и искусством управления, высокой профессиональной культурой, важной составляющей которой является переориентация управления с образовательных процессов на развитие человеческого потенциала, который осуществляет эти процессы.

В современной управленческой науке и практике управления учебными заведениями имеются попытки определить уровни культуры управления.

Высокий уровень – это отображение способа взаимосвязи системы управления учебным заведением и образовательного процесса в нем. Он характеризуется демократическим стилем руководства, благоприятным морально-психологическим климатом в коллективе, бόльшей степенью удовлетворенности трудом, стабильными и растущими показателями обучающихся, инновационной культурой учебного заведения.

Средний уровень культуры управления присущ тем коллективам, где единство целей и интересов всех участников образовательного процесса слабо подкрепляются соответствующими методами и формами их реализации. Одна из основных причин этого – недостаточное знание социально-психологических методов управления, неумение использовать их. А отсюда – неудовлетворенность членов коллектива трудом, невысокая эффективность и результативность управления.

Низкий уровень характеризуется постоянными конфликтами в коллективе, волюнтаристским, бюрократическим стилем управления. Отсюда – разомкнутость, бессистемность управления и низкие результаты его в целом.

Ученые-социологи уже давно установили, что чем выше уровень культуры в государстве, тем выше экономический потенциал и уровень жизни граждан. В такой же мере это относится и к управленческой культуре учебного заведения.

 

Выводы. Деятельность руководителя – это управленческий процесс целенаправленного взаимодействия с людьми, координация и согласованность их действий, направленных на достижение поставленных задач. Важнейшим фактором оптимизации управленческой деятельности менеджера являются его профессиональные и личностные качества, позиция лидера в коллективе.

Изучение моделей поведения руководителя и наборов различных характеристик, типичных для него, привело к попыткам типологии стилей поведения лидера, ни один из которых, как считают современные исследователи, не проявляется в «чистом виде». Выбор стиля управления зависит от уровня зрелости коллектива. Считается, что правильный выбор менеджером стиля управления в существенной мере определяет его лидерские позиции в коллективе.

Современные ученые полагают, что личностные качества и стиль управленческой деятельности являются составляющими культуры управления руководителя.

 

Вопросы и задания для самопроверки.

В чем состоит актуальность управления учебным заведением на основе теории и практики менеджмента?

В чем состоит отличие менеджера от управленца традиционной системы?

Какие подходы имеются в современной науке к созданию психограммы управленца?

Подумайте, какие качества и особенности поведения руководителя делают его лидером? От чего это зависит?

Считаете ли вы себя лидером в коллективе? Почему?

Оцените собственный профессиональный опыт руководителя. Какому стилю управления вы отдаете предпочтение? Помогает ли это удерживать вам лидерские позиции в коллективе?

Оцените себя как руководителя. Кто вы в большей степени – администратор или лидер? Считаете ли вы, что следует что-то изменить в собственном поведении?

Дайте определение понятия «управленческая культура руководителя» и раскройте его составляющие.

Приведите примеры исследований в современной науке по вопросам управленческой культуры руководителя.

 

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-04-14 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: