Игра «Российская Армия».




Руководство сюжетно-ролевой игрой в старшей группе (картотека игр).

Игра «Детский сад».


Цель. Закрепление знаний детей о работе медсестры и врача, прачки, повара, дворника и других работниках детского сада. Воспитание интереса и уважения к их тру­ду. Развитие у детей чувства благодарности за труд взрос­лых для них, желания оказать им посильную помощь. Развитие умения применять полученные знания в кол­лективной творческой игре.

Игровой материал. Куклы, игрушечная посуда, на­бор «Доктор», игрушечный телефон, предметы-замес­тители.

Подготовка к игре. Экскурсия в кабинет врача. Вне­сение атрибутов для организации игры в «детского вра­ча». Чтение рассказа А. Кардашовой «Наш доктор». Наблюдение труда прачки. Организация труда детей — стирка кукольного белья. Экскурсия на кухню. Занятие «Испечем для себя и малышей булочки». Лепка продуктов для игры в «повара». Беседа «Кто и как работает в на­шем детском саду». Рисование на эту тему. Внесение атрибутов для организации коллективной игры в «детс­кий сад».

Игровые роли. Врач, медицинская сестра, воспи­татель, заведующая, музыкальный работник, няня, повар.

Ход игры. Перед началом игры воспитатель проводит предварительную работу. Вместе с ребятами посещают медицинский кабинет, кухню, прачечную, зал ритми­ки, кабинет заведующей и беседуют с медицинской се­строй и врачом, поваром, прачкой, заведующей об их работе.

После этого в группе воспитатель проводит беседу «Кто и как работает в нашем детском саду», обобщает зна­ния, полученные на экскурсии. Затем с детьми можно поиграть в игру «Режим дня», тем самым, наметив план игры. Также с детьми можно прочитать рассказы и стихи о детском саде и приготовить необходимые атрибуты к игре: инструменты для доктора, кукольную посуду и т. д. Далее воспитатель может предложить детям поиграть самостоятельно, если же у детей еще не возникло долж­ного интереса к игре, педагог может выступить в игре как равноправный партнер, выполняя главную или второсте­пенную роль, косвенно влияя на изменение игровой сре­ды, он может вести коррекцию игровых отношений. К примеру, он может предложить детям следующие роли: «врач», «медицинская сестра», «воспитатель», «за­ведующая», «музыкальный работник», «няня», «повар». Когда все роли будут распределены, педагог побуждает детей к игре: «Сейчас нужно провести зарядку с кукла­ми, потом посадить их завтракать». «Няне нужно быст­ро сходить на кухню и принести завтрак». «После завт­рака надо идти на осмотр к врачу». После завтрака «врач» и «медицинская сестра» вни­мательно осматривают «детей», каждому дают рекомен­дации. Один ребенок заболел и «воспитательнице» нужно позвонить по телефону родителям: «Ваша дочка заболе­ла, ее надо забрать из детского сада». После медицинс­кого осмотра «детям» нужно идти на «музыкальное заня­тие» и т. д. По ходу игры воспитатель следит за правильным раз­витием сюжета, сглаживает возникающие конфликты, советует, что можно придумать еще, при желании детей вводит новые роли.

Игра «Семья».


Цель. Побуждение детей творчески воспроизводить в играх быт семьи. Совершенствование умения самостоя­тельно создавать для задуманного сюжета игровую об­становку. Формирование ценных нравственных чувств (гуманности, любви, сочувствия и др.).

Игровой материал. Куклы, игрушечная посуда, мебель, игровые атрибуты (передники, косынки), музыкальные инструменты, предметы-заместители.

Подготовка к игре. Игры-занятия «Как будто дома у нас младенец», «Как будто дома папа и дедушка, а мамы нет дома», «Мамин праздник», «Праздник в семье», «День рождения куклы». Беседы о взаимоотношениях в семье. Совместные игры с детьми подготовительной и младшей групп.

Игровые роли. Дедушка, бабушка, внук, внучка, мама, папа, брат, сестра.

Ход игры. С целью развития игры воспитатель может сна­чала побеседовать с детьми на тему «Где работают родите­ли». Раскрыть нравственную сущность деятельности взрос­лых людей: ответственное отношение к своим обязаннос­тям, взаимопомощь и коллективный характер труда. Далее педагог побуждает детей творчески воспроиз­водить в играх быт семьи. Предлагает ребятам соорудить постройку дома по представлению, используя строитель­ный материал. Во время постройки дома учит детей до­говариваться о совместных действиях, составлять пред­варительный план конструкции, доводить работу до кон­ца. Затем вносит игрушки (куклы, мебель, посуду и др.), игровые атрибуты (передники, косынки). После этого педагог совместно с детьми разбирает следующие игровые ситуации: «Когда мамы нет дома», «К нам пришли гости», «Я помогаю маме», «Семейный праздник» и т. д.

Игру «Когда мамы нет дома» можно организовать со­вместно с младшими детьми, предварительно объяснив цель совместной игры: научить малышей распределять роли, планировать игру, играть самостоятельно.

Игра «К нам пришли гости» должна научить детей, как правильно приглашать в гости, встречать гостей, вру­чать подарок, вести себя за столом.

В игре «Я помогаю маме» воспитателю необходимо вносить в нее элементы труда: стирка кукольного белья, починка одежды, ремонт книг, уборка помещения. По ходу игры педагог должен подбирать, менять игрушки, предметы, конструировать игровую обстановку с помощью разнообразного подсобного материала, использовать соб­ственные самоделки, применять природный материал.

В сюжеты любимых детских игр педагог должен вно­сить новое содержание. Например, игра «Семейный праздник» предполагает показ в детском саду концерта, используя детские музыкальные инструменты: рояль, ме­таллофон, бубен, трещетки, дудки, треугольники и др. «Члены семьи» исполняют песни и пляски, читают сти­хи, шутят, загадывают загадки. Эта игра требует пред­варительной работы, воспитатель заранее совместно с детьми по их желанию может распределить кто и что бу­дет делать на празднике.

Также педагог может объединять игры, близкие по тематике, создавая возможность длительных коллектив­ных игр, например: «Семья» и «Школа».

 

Игра «Школа».

Цель. Формирование умения творчески развивать сю­жет игры. Обучение детей справедливо распределять роли в играх. Побуждение детей воспроизводить в играх бы­товой и общественно полезный труд взрослых.

Игровой материал. Куклы, мебель, строительный материал, игровые атрибуты (журнал, тетради, ручки, карандаши), предметы-заместители.

Подготовка к игре. Экскурсия в школу. Беседа с учи­телем 1-го класса. Чтение произведений Л. Воронковой «Подружки идут в школу» или Э. Мошковской «Мы играем в школу» и др. Совместные игры с детьми под­готовительной группы.

Игровые роли. Учитель, ученики.

Ход игры. Перед тем как начать игру, воспитатель орга­низует экскурсию в школу. Там ребята знакомятся с учителями, ребятами-школьниками, беседуют с ними. Также необходимо провести ребят по всей школе: пока­зать классы, столовую, мастерские, раздевалку и т. д. Затем в группе обсудить свои впечатления о школе. Потом для дальнейшего обогащения знаний о школе воспитатель читает детям произведение Л. Воронковой «Подружки идут в школу» (или Э. Мошковской «Мы играем в школу» и др.). После этого следует беседа о том, что значит быть школьником, кто преподает урок, какие принадлежности есть у школьника, и т. д. Так­же педагог помогает детям в овладении выразительны­ми средствами реализации роли (интонация, мимика, жесты). Совместно с детьми педагог может изготовить атри­буты для игры: журнал для учителя, повязки для дежур­ных и т. д. В процессе игры при постройке здания школы или класса педагог развивает конструкторское творчество и сообразительность детей, поощряет сооружение взаимо­связанных построек (улица, школа, парк культуры, мост, подземный переход); предлагает использовать в постройках вспомогательный материал (шнуры, колыш­ки, дощечки, шишки, проволоку и др.). Приемы руководства данной игрой различны: испол­нение воспитателем роли «учителя», беседы с детьми о том, как они будут играть, совместная постройка шко­лы, класса. Использование таких приемов способствует самостоятельной организации детьми игр, где они дей­ствуют в соответствии со своими избирательными инте­ресами (проводят уроки чтения, физкультуры, матема­тики). Выступая как равноправный партнер или выполняя главную (второстепенную) роль, педагог должен кос­венно влиять на изменение игровой среды, вести кор­рекцию игровых отношений. Воспитатель также должен способствовать воспроиз­ведению в играх бытового и общественно полезного тру­да взрослых. Закреплять знания Правил дорожного дви­жения (дорога из дома в школу и обратно), объединять игры, близкие по тематике, создавая возможность дли­тельных коллективных игр: «Семья» — «Школа» — «До­рога в школу» — «Путешествие по городу».

 

Игра «Путешествие».

Цель. Формирование умения творчески развивать сю­жет игры. Знакомство с трудом постового. Закрепление представлений детей о труде взрослых на речном вокза­ле, на теплоходе. Закрепление и обобщение знаний о труде работников села. Воспитание уважительного от­ношения к труду. Знакомство с жизнью людей на Севе­ре и на юге нашей страны.

Игровой материал. Строительный материал, техничес­кие игрушки: заводные машины, катера, теплоходы, руль, одежда для моряков, набор «Дорожные знаки», набор иг­рушечных животных и птиц, предметы-заместители.

Подготовка к игре. Экскурсия на речной вокзал, на теп­лоход. Беседа с милиционером, работниками флота, тру­жениками села. Чтение произведений М. Ильина, Е. Сегала «Машины на нашей улице»; А. Соколовского «Здравствуйте, товарищ, милиционер!»; М. Маркова «Про Топку-моряка»; Ф. Льва «Мы плывем на самоходке»; Л. Воронковой «Таня въезжает в деревню»; П. Донченко «Петрусь и золотое яичко»; Г. Юрмина «Все работы хоро­ши!»; С. Баруздина «Страна, где мы живем»; А. Членова «Как Алешка жил на Севере»; Б. Житкова «Что я видел?». Изготовление атрибутов для игры: погоны милицейские, повязки дежурного, нагрудные (нарукавные) знаки, вы­вески «Милиция», «Пост ГАИ», «Бюро находок»; лепка из разноцветного пластилина судов с разными «огнями».

Игровые роли. Милиционер, начальник порта, кас­сир, продавец, дежурный, капитан, боцман, матрос, кок, судовой врач, доярка, птичница, оленеводы, ле­сорубы, геологи, пограничники, садоводы и т. д.

Ход игры. Игра «Путешествие» является одной из лю­бимых детских игр. Ее можно реализовывать в различ­ных вариантах, например: «Путешествие по городу», «Пу­тешествие по реке», «Путешествие в деревню», «Мы от­правляемся на Север», «Мы едем на юг» и др.

Начиная игру «Путешествие по городу», воспитатель прежде всего может провести экскурсию с целью озна­комления с достопримечательностями города, построй­ками, с работой милиционера и т. д. В группе обсу­дить виденное, обобщить знания, ответить на интересу­ющие детей вопросы. Затем педагог может познакомить детей с произведе­ниями М. Ильина, Е. Сегала «Машины на нашей ули­це»; А. Соколовского «Здравствуйте, товарищ, мили­ционер!». Обсудить нравственный смысл деятельности людей, характер их взаимоотношений. Совместно изго­товить атрибуты для игры: погоны милицейские, повяз­ки дежурного, нагрудные (нарукавные) знаки, вывески «Милиция», «Пост ГАИ», «Бюро находок». Далее педагог может предложить детям соорудить по­стройки по представлению и образцу (рисунок, фото­графия, схема). При обыгрывании постройки исполь­зовать мелкие резиновые и пластмассовые игрушки, пред­меты (электрический фонарик, насос). Во время самостоятельной игры детей педагог учит под­бирать нужный игровой и рабочий материал, договари­ваться о совместных играх, выполнять правила поведения в коллективной игре: делиться игрушками, играть друж­но, помогать товарищу.

В игре «Путешествие по реке (озеру, морю)» роль вос­питателя заключается в планомерном и систематическом сообщении детям сведений о деятельности и взаимоотно­шениях речников. В этой игре педагог подводит детей к возможности объединить несколько сюжетных линий. В ходе могут появляться «почта», «магазин», «медпункт» и др.

Подготовку к игре «Путешествие в деревню» педагог начинает с чтения произведений Л. Воронковой «Таня въезжает в деревню», П. Донченко «Петрусь и золотое яичко», Г. Юрмина «Все работы хороши!», рассмат­ривает с детьми иллюстративный материал, рассказы­вает на тему «Что я видела в деревне», проводит беседу «О труде работников села». С целью воплощения в игре положительного игрового поведения педагог может обсудить с детьми характерис­тику тружеников колхоза, например, доярка встает рано, чтобы успеть подготовить корм для коров и телят, поит их и моет, доит коров, помогает в работе своим товари­щам и т. д.

Педагог предлагает детям примерные сюжеты игр:

«Уборка урожая в колхозе», «Наша животноводческая ферма», «Праздник урожая в колхозе», «В гостях у бабушки», «Экскурсия на птицеферму», «Концерт для тружеников села», помогает детям в составлении пла­нов-сюжетов, в отборе эпизодов, которые можно включить в игру, в выделении действующих лиц (персо­нажей). После игры педагог совместно с детьми обсуждает поведение участников: средства передачи роли, ролевые отношения, умение выполнять усвоенные нормы и пра­вила (культуры поведения, дружеских коллективных вза­имоотношений).

Для создания интереса к сюжету игры «Мы отправ­ляемся на Север» ребятам воспитатель может прочитать «письмо» из Якутии с приглашением в гости, показать открытки с изображением жизни людей на Севере или кратко рассказать об отдельных якутских городах и се­лах, предложить ребятам «отправиться» в путешествие на Север, порекомендовать, чтобы они обсудили отдель­ные роли, раскрыть нравственный смысл труда взрос­лых людей (оленеводы, лесорубы, геологи, погранич­ники и др.). В целях создания устойчивого интереса к теме игры педагог может предложить ребятам рассматривание ил­люстративного материала, составить рассказ на тему «Что я видел?», чтение произведений, например, С. Баруз­дина «Страна, где мы живем», А. Членова «Как Алеш­ка жил на Севере»), Б. Житкова «Что я видел?».

Вызвать интерес к сюжету игры «Мы едем на юг» мож­но чтением письма от детей-грузин и показать фотогра­фии, открытки, игрушки.

 

Игра «Российская Армия».

Цель. Формирование умения творчески развивать сюжет игры. Формирование у дошкольников конкрет­ных представлений о герое-воине, нравственной сущ­ности его подвига во имя своей Родины. Обогащение знаний детей о подвиге воинов-танкистов и воинов-моряков в родном городе. Расширение представлений детей о типах военных кораблей: подводная лодка, крей­сер, эсминец, авианосец, ракетный катер, танкодесантный корабль. Воспитание у детей чувства патрио­тизма, гордости за свою Родину, восхищения герои­змом людей.

Игровой материал. Строительный материал, пилот­ки, косынки, сумочки для медицинских сестер, мешоч­ки с песком, шлемы, предметы-заместители.

Подготовка к игре. Экскурсии к памятникам, к мес­там боевой славы. Рассматривание иллюстративного материала по теме. Чтение произведений Л. Кассиля «Памятник советскому солдату», В. Никольского «Что умеют танкисты» из книги «Солдатская школа», Я. Длугаленского «Что умеют солдаты» из книги «Не потеряйте знамя». Составление альбома о воинах-героях. Изготовление атрибутов для игр. Лепка танка, военного кораб­ля. Конструирование из строительного материала бое­вой техники.

Игровые роли. Танкист, солдат, медсестра, капитан, матрос.

Ход игры. Данная игра может быть представлена в раз­личных вариантах: «Танкисты», «Боевая пехота», «Во­енные корабли» и т. д.

В первую очередь при подготовке к серии игр детей старшей группы необходимо познакомить с памят­никами, которые увековечивают подвиг нашего народа в годы Великой Отечественной войны. Это обелиски, монументы, памятники-пушки, памятники-Танки, па­мятники-самолеты, памятники-корабли, установлен­ные в честь освобождения родного края. С детьми педа­гог должен организовать экскурсии к местам боевой славы. После экскурсии воспитатель беседует с ребятами о Российской Армии, чтобы сформировать у них представ­ление о том, что люди чтят память героев. Во время беседы педагог должен рассказать об улице родного го­рода, которая носит имя героя-танкиста, героя-летчи­ка, героя-матроса и др. Также воспитатель знакомит детей с изображением различных типов военных кораб­лей: подводная лодка, крейсер, эсминец, авианосец, ракетный катер, танкодесантный корабль и др. Затем педагог может прочитать детям рассказы Л. Кас­силя «Памятник советскому солдату», В. Никольского «Что умеют танкисты» из книги «Солдатская школа», Я. Длугаленского «Что умеют солдаты» из книги «Не потеряйте знамя». Совместно с воспитателем и с родителями ребята могут составить альбом о воинах-героях. Также педагог предлагает детям нарисовать танк, само­лет, военный корабль, боевую машину, бинокли, сле­пить танк или корабль. Затем воспитатель может предложить коллективную постройку по выбору: танк, военный корабль и др. Во время постройки он должен обращать внимание на зави­симость формы постройки от его назначения, учить де­тей совместно обсуждать план сооружения и организа­цию предметно-игровой среды. Совместно с педагогом и детьми подготовительной группы ребята могут подготовить атрибуты для игры: пилотки, косынки, сумочки для медицинских сестер, мешочки с песком, шлемы. Затем воспитатель может организовать военно-спортив­ные игры, в которых дети отражают мирную службу солдат-пехотинцев, танкистов, ракетчиков, моряков. Детям предлагается выполнять то, что умеют солдаты: стрелять в цель, быстро переползать от куста к кусту, бегать. Эти упражнения педагог организует на участке дет­ского сада. Воспитатель сначала берет на себя роль «Ко­мандира», он следит за правильным выполнением дви­жений: метанием мешочков с песком, переползанием, перепрыгиванием и т. д. Отмечает лучшее исполнение роли, поощряет достижения нерешительных детей. По­вторяет упражнения с тем, чтобы добиться нужного ре­зультата. Исполнение ролей «солдат» требует от детей и опре­деленных действий, и проявления определенных ка­честв. Так, «командиру» обязательно надо наметить в игре задачу и проследить, как она выполняется, «сол­датам» нужно отлично выполнить задание: далеко мет­нуть, быстро перебежать, ловко перепрыгнуть. «Мед-144 сестры» также должны быстро действовать, уметь вы­полнить задание. Перед каждой игрой воспитателю с детьми необхо­димо проводить разговор-обсуждение: кто какую роль берет на себя, как действует, чьи распоряжения вы­полняет. В таких играх в основном принимает участие довольно большое количество детей группы, при этом важное значение имеет согласование их действий. Об­щение со взрослым в игре помогает детям глубже осоз­нать моральные качества воинов, роли которых они ис­полняют. Чтобы придать игре целенаправленный характер, пе­дагогу можно разработать карту-схему и с ней ознако­мить всех участников. Воспитатель изготовляет ее с деть­ми, намечает, где должны стоять часовые, где располо­жен медпункт, где стоянка корабля, и т. д. А затем дети уже самостоятельно намечают свои маршруты, вме­сте с «командиром» обсуждают их, чертят карту-план. На карте — штаб, госпиталь. Педагог выделяет на карте и те объекты, которые надо преодолеть: узкий мост (брев­но), минное поле (перепрыгнуть через препятствие), проволочное заграждение (лестница). Под влиянием имеющихся у детей знаний о подвиге воинов в родном городе возникают сюжеты игр типа «Танкисты освобождают город», «Переправа через реку». Например, цель игры: «танкистам» и «пехотинцам» надо уничтожить вражеские танки. Педагог рассказыва­ет, что путь труден и опасен. Бойцам надо перейти че­рез речку по поваленному бревну, затем перепрыгнуть через ров, пройти вдоль озера, по кочкам перейти через болото и уничтожить вражеские танки. Танк тогда счи­тается уничтоженным, если есть попадание в мишень. «Раненым» солдатам оказывают помощь «медсестры». После победы «солдат» радостно встречает население ос­вобожденных городов и сел. Игра может повторяться в разных вариантах и проходить не только на территории детского сада, но и на берегу реки, в парке, сквере. Это дает возможность шире ис­пользовать природный материал и естественные преграды. В этой игре обязательно должна быть взаимосвязь творческой и спортивной игр. При последующем проведении игры педагог может предложить следующие сюжеты: «Экипаж Н. Гастелло на задании», «Спасение челюскинцев», «Валерий Чка­лов и его боевые друзья готовятся к перелету», «Шторм в море. У пассажирского судна потеряна связь с зем­лей», «Аварийно-спасательный отряд Черноморского флота», «Военный корабль защищает город», «Авиано­сец «Смелый» на учении» и др. Всегда после окончания игры педагог должен поддер­живать разговоры детей о прошедшей игре, при этом отмечая ролевое поведение отдельных участников игры, их игровое взаимодействие и взаимоотношения, а также использование средств игрового замещения.

 


Супермаркет.

Цели:

Научить детей согласовывать собственный игровой замысел с замыслами сверстников,

менять роли по ходу игры. Побуждать детей более широко использовать в играх знания

об окружающей жизни; развивать диалогическую речь.

Примерные игровые действия:

- приход в супермаркет;

- покупка необходимых товаров;

- консультации менеджеров;

- объявления о распродажах;

- оплата покупок;

- упаковка товара;

- решение конфликтных ситуаций с директором или адми­нистратором супермаркета.

Предметно-игровая среда. Оборудование:

касса;

наборы продуктов;

спецодежда для продавцов, кассиров, менеджеров;

сувениры;

чеки, сумки, кошельки, деньги;

наборы мелких игрушек;

журналы, газеты;

одежда, обувь, головные уборы и др.;

учетные книги, ценники, указатели, названия отделов;

телефоны, рации, микрофоны;

упаковка, тележки для продуктов.

 

 

Строительство.

Цели:

Научить детей распределять роли и действовать согласно принятой на себя роли,

использовать атрибуты в соответствии с сюжетом, конструкторы, строительные

материалы, спра­ведливо решать споры, действовать в соответствии с планом игры.

Отображать в игре знания об окружающей жизни, развивать творческое воображение,

выразительность речи детей.

 

Примерные игровые действия:

выбор объекта строительства;

выбор строительного материала, способа его доставки на строительную площадку;

строительство;

дизайн постройки;

сдача объекта.

 

Предметно-игровая среда. Оборудование:

планы строительства;

различные строительные материалы;

инструменты;

униформа;

строительная техника;

каски;

образцы материалов;

журналы по дизайну.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-08-04 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: