Господь признавал Одного только Бога и Отца




   1. Когда несомненно и верно то, что никакой другой Бог или Господь не был возвещаем Духом, кроме владшествующего над всем Бога с Его Словом и тех, которые принимают Духа усыновления, т. е. веруют во единого и истинного Бога и Иисуса Христа Сына Божия; а также Апостолы никого другого сами не называли Богом и не именовали Господом, а тем более Господь наш, Который и заповедал нам никого не исповедывать Отцом кроме Того, Который на небесах, и есть Единый Бог и Единый Отец; то ясно оказываются ложными учения этих обманщиков и самых превратных софистов, которые говорят, что по природе есть Бог и Отец тот, кого они изобрели, Творец не есть по природе ни Бог ни Огец, а только называется так на словах, потому что господствует над творением: так говорят превратные грамматики, выдумывающие на Бога, и оставляя учение Христово и сами сочиняя ложь возрастают против всего домостроительства Божия. Ибо они говорят, что их эоны называются и богами, и отцами, и господами, и сверх того небесами вместе с их Матерью, которую называют также землею и Иерусалимом и многими другими прозваниями.
   2. Кому же не ясно, что если бы Господь знал многих отцов и богов, то не заповедал бы Своим ученикам знать единого Бога и Его только называть Отцом? Он напротив различал тех, которые только на словах боги, от Того, Кто есть истинно Бог, чтобы они не заблуждались относительно Его учения и ни принимали одного за другого. Если же Он заповедал нам называть Единого Отца и Бога, а сам между тем по временам исповедует в том же смысле других отцов и богов, то Он окажется иное заповедующим ученикам и иное делающим. А это не свойственно доброму учителю, но обманщику и завистнику. И Апостолы, по их словам, оказываются преступниками заповеди, когда они Творца исповедуют, как я показал, Богом, Господом и Отцом, тогда как не Он один есть Бог и Отец. Иисус же у них будет виновником и учителем такого преступления, потому что заповедал называть Единого Отца, возлагая на них необходимость исповедывать Творца Своим Отцом, как уже показано.

Глава II.

Доказательства из свидетельств Моисея и других пророков, коих слова суть слова Христовы, что Един Бог Творец мира, Которого Господь проповедовал и называл Своим Отцом

   1. Моисей, во Второзаконии, делая сокращенное повторение закона, полученного от Творца, так говорит: «внемли небо и я буду говорить; и да слышит земля слова из уст моих» (Втор. 32:1). Еще Давид, говоря, что помощь ему пришла от Господа, сказал: «помощь моя от Господа, сотворившего небо и землю» (Пс. 123:8). И Исаия признается, что слова (его) произошли от Бога, сотворившего небо и землю и владычествующего над ними: «слушай небо, – сказал он, – и внимай ушами земля, ибо Господь говорил» (Ис. 1:2). И еще: «так говорит Господь Бог сотворивший небо и утвердивший его, уставивший землю и то, что на ней, и дающий дыхание народу, живущему на ней и дух тем, которые ходят по ней» (Ис. 42:5).
   2. Еще Господь наш Иисус Христос исповедует Того Самаго Отцом Своим, когда говорит: «славлю Тебя Отче, Господь неба и земли» (Лк. 10:21). Какого Отца должно разуметь нам по мнению этих негоднейших софистов Пандоры? Глубину ли, ими выдуманную, или Мать их или Единородного? Того ли, кого измыслили маркиониты или другие (еретики), – что он не Бог, это и показал уже подробно, – или чтб истинно, Творца неба и земли, Которого и пророки проповедовали, и Христос исповедует Своим Отцом и Закон возвещает, говоря: «Слушай, Израиль: Господь Бог твой Един есть» (Втор. 6:46-47).
   3. А что Писания Моисее суть слова Христа, Он Сам говорит к иудеем, как повествует Иоанн в Евангелии: «если бы вы верили Моисею, то поверили бы и Мне, потому что он писал о Мне. Еели же его писаниям не верите, то не поверите и Моим словам» (Ин. 5:46-47), – ясно показывая, что писания Моисее суть Его слова. Если так относительно Моисее, то и слова прочих пророков без сомнения суть Его слова, как я показал. И опять, Сам Господь представляет, что Авраам сказал богачу обо всех, доселе живших: «если Моисее и пророков. не слушают, то если бы кго и из мертвых воскрес и пришел к ним, не поверят ему» (Лк. 16:31).
   4. Он, конечно, не сказание о бедном и богатом передал нам, но во-первых преподал урок, что никто не должен предаваться наслаждениям и, проводя жизнь в мирских удовольствиях и постоянных пиршествах, служить своим страстям и забывать Бога. «Был, – говорится, – богач, который одевался в порфиру и виссон и услаждался блистательными пиршествами» (Лк. 16:19). О таковых и чрез Исаию сказал дух: «они пьют вино с цитрами, тимпанами и псалтирями и свирелями, на дела же Божии не взирают, и о делах рук Его не размышляют» (Ис. 5:12). Чтобы мы не подверглись вместе с сими людьми тому же наказанию, Господь открывает их конец и вместе показывает, что если бы они слушали Моисее и пророков, то уверовали бы в Того, Кого они проповедовали, в Сына Божия, воскресшего из мертвых и дарующего нам жизнь, и Он показывает, что все из одной сущности, т. е. Авраам, Моисей и пророки и Сам Господь, воскресший из мертвых, в Которого веруют многие и из обрезанных, слушающие Моисее и пророков, проповедавших пришествие Сьша Божия. Те же, кто презирают (истину), говорят, что они другой сущности, и не знают первородного из мертвых, отдельно разумее Христа, катсь пребывшего чуждым страданию, и отдельно пострадавшего Иисуса.
   5. Ибо они не получают от Отца познания о Сыне, ни Отца не познают от Сына, Который ясно и без притчей учит о Том, Кто есть истинно Бог. «Не клянись вовсе, – сказал Он, – ни небом, потому что оно престол Божий, ни землею, потому что она подножие ног Его, ни Иерусалимом, потому что он город великого Царя» (Мф. 5:34-35). Эти слова очевидно сказаны относительно Творца, как и Исаия говорит: «Небо – Мой престол, земля подножие ног Моих» (Ис. 66:1). И кроме сего нет другого Бога, иначе Господь не назвал бы Его ни Богом, ни Царем великим, ибо (существо) такого рода не допускает ни сравнений (с другим), ни превосходства (над собою). Ибо кто имеет кого-либо над собою выше и состоит под властью другого, тот не может называться ни Богом ни Царем великим.
   6. И нельзя сказать, чтобы эти слова были произнесены иронически, когда самые слова убеждают, что они сказаны поистине. Ибо говоривший был истина и истинно защищал Свой дом, выгоняя из него меновщиков, покупавших и продававших, говоря им: «написано: дом Мой домом молитвы наречется; а вы сделали его вертепом разбойников» (Мф. 21:13). И какое основание имел Он делать это и говорить, если бы Он возвещал другого Бога? Но (Он так поступил), чтобы обличить преступников закона своего Отца, ибо не произнес обвинения против дома, ни порицал закона, который пришел исполнить, но обличал тех, которые не хорошо пользовались домом и преступали закон. И потому книжники и фарисеи, от времен закона начавшие презирать Бога, не приняли Его Слова, т. е. не поверили Христу; о них то говорит Исаия: «твои князья непокорны, сообщники воров, любят подарки, гонятся за мздою, не судят сирых и не вникают в дела вдовиц» (Ис. 1:23). И Иеремия подобным образом говорит: «Начальствующие над Моим народом не знали Меня, они, бессмысленные и безрассудные сыны, мудры делать зло, а добро делать не разумеют» (Иер. 4:22).
   7. Которые же боялись Бога и заботились о Законе Его, те прибегли ко Христу и все спаслись; ибо Он сказал ученикам Своим: «идите к погибшим овцам дома Израилева» (Мф. 10:6). И самаряне, говорится, когда Господь пробыл у них два дня, «еще большее число уверовали по Его словам, и говорили женщине: уже не по твоим речам веруем, ибо сами слышали и знаем, что Он истинно Спаситель мира» (Ин. 4:41-42). И Павел говорит: «и таким образом весь Израиль спасется» (Рим. 11:26); но он также назвал закон «пестуном нашим» (Гал. 3:24) во Христа Иисуса. Итак, пусть они не приписывают Закону неверие некоторых; ибо закон не запрещал им веровать в Сына Божия, но даже увещевал их (веровать), говоря, что люди не могут спастись от древнего уязвления змее иначе, как чрез веру в Того, Кто, в подобии греховной плоти, на древе мученичества вознесся от земли и все привлекает к Себе (Ин. 12:32; 3:14) и оживотворяет мертвых93.

Глава III



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-04-04 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: