Виды компьютерного искусства




Мультимедийное искусство

Сегодня уже никто не сомневается: наступивший XXI век стал веком информационных технологий. В нашу жизнь пришли, точнее, ворвались мультимедиа (от лат. multum — много и media — средства, среда) — компьютерные технологии, объединяющие в одном информационном объекте сразу несколько видов данных (текст, статичные изображения, анимацию, видео, звук и музыку). Их главные преимущества и новизна состоят в интерактивности (от англ. interaction — диалог) — возможности с помощью компьютерной программы искать информацию, получать её и обмениваться ею.

Кто из нас, читая книги о путешествиях, с сожалением не вздыхал: «Эх, хоть бы одним глазком взглянуть!..» Эта мечта стала реальностью, её воплощением в жизнь мы также обязаны мультимедиа. Не выходя из дома, мы совершаем интересные экскурсии в виртуальном пространстве города, музея или картинной галереи. Сегодня книга перестаёт быть единственным источником знаний, поскольку компьютер предоставляет новые возможности для повышения интеллектуального уровня, приобщения к искусству и творчеству. Писатели создают свои произведения, сидя перед монитором, художники обходятся без мольберта, заметно пустеют кинотеатры, и даже композиторы сочиняют музыку при помощи компьютера.

Но как разумно воспользоваться этим поистине бесценным достоянием человечества? Какое место оно занимает в дружной семье искусств? Об этом мы предлагаем поговорить в данной главе.

Виды компьютерного искусства

С одной стороны, компьютерное искусство включает в себя произведения классических искусств, переведённые в цифровой формат, а с другой — принципиально новые художественные произведения, которые не могут быть созданы с помощью обычных красок, фотоаппарата или получены с использованием кино- и видеокамеры. К компьютерному искусству нельзя подходить со старыми эстетическими критериями. Это явление совсем иной природы. В руках умелых художников компьютер — это инструмент для создания прекрасных произведений, универсальный посредник для многих форм творческой деятельности, позволяющий развить и расширить само понятие искусства.

В настоящее время стремительно развиваются такие виды мультимедийного искусства, как компьютерная графика, дизайн, анимация, музыка и интерактивный перформанс.

Одним из наиболее знакомых вам понятий является компьютерная графика, о которой упоминалось в учебнике для 8 класса. Не стоит ставить знак равенства между искусством компьютерной и традиционной графики: они имеют лишь косвенное отношение друг к другу. Конечно, между ними есть и общее, например возможность тиражирования, но различий гораздо больше. Под компьютерной графикой подразумевается создание рисунков и чертежей с использованием информационных технологий, обеспечивающих такой цвет, свет, фактуру и движение, которые не могут быть получены при помощи других способов и средств. Её лучшие образцы, рассматриваемые на экране высококачественного монитора, достигают бесконечного цветового разнообразия и уникального колорита. Поэтому будущее этого искусства многие художники и искусствоведы видят в создании больших плоских настенных экранах со сменяющимися изображениями.

Современной компьютерной графике доступно воспроизведение образов традиционной живописи, фотографии, кино или видео разных жанров. Например, коллаж, созданный её выразительными средствами, — это движение от чёткой предметности натюрморта, реального мотива пейзажа к свободной композиции и абстрактной форме. Компьютерная графика позволяет осуществлять реставрацию художественных произведений, выполненных в формах классической эстетики.

С компьютерной графикой каждый из нас встречается ежедневно. Сферы её применения достаточно широки: она используется в полиграфической промышленности и архитектурном проектировании, в киноиндустрии и на телевидении (например, в заставках телепрограмм и видеоклипах). Одними из первых начали использовать компьютерную графику в сфере дизайна. В настоящее время она применяется практически во всех его областях.

Графический дизайн — это творческий процесс художественного конструирования (моделирования) объекта, объединяющий искусство и новейшие информационные технологии. С его помощью оформляются книги и журналы, производится разнообразная рекламная продукция (плакаты, постеры, логотипы, эмблемы), осуществляется архитектурное проектирование, разрабатываются веб-сайты и веб-страницы, создаются портфолио и презентации, текстовые и видеоэффекты (например, в игровом дизайне) с использованием трёхмерных объектов.

Яркие, узнаваемые и прочно запечатлевшиеся в памяти образы — это результат работы графических дизайнеров. Их профессия — одна из самых востребованных в современном обществе. Без участия этих специалистов не обходятся издательства и рекламные агентства, дизайнерские и строительные фирмы, немыслимо существование кинематографа и телевидения. Не меньшим спросом пользуются компьютерные дизайнеры одежды и интерьера, способные сделать нашу жизнь удобной, комфортной и привлекательной. Освоение основных программ графического дизайна: «Адоб фотошоп» (Adobe PhotoShop), «Иллюстратор» (Illustrator), «Корел дро» (CorelDraw), «Корел пейнтер» (Corel Painter), «Ин дизайн» (InDesign) — залог успеха в этих сферах художественного творчества.

Жизнь современного общества трудно представить без компьютерной анимации — искусства создания при помощи информационных технологий движущихся на экране изображений. Компьютерная анимация — синтетическое искусство, так как может включать в себя компьютерные графику и музыку. Анимационные фильмы сочетают в себе интересную сюжетную линию, трёхмерные объекты, живописный «плоский» рисунок, спецэффекты, «живое» движение и высококачественный звук. В качестве фона в анимационных фильмах часто используются фотографии реальных пейзажей.

Особенно популярна объёмная трёхмерная графика (3D), определившая появление нового, виртуального искусства. Когда в кинематографе стали использовать цифровые технологии, появилась возможность создания на экране трёхмерных объектов, сходных с кукольной мультипликацией, но выполненных гораздо более виртуозно и убедительно. Художник задаёт на экране начальное и конечное положение движущихся объектов, все промежуточные состояния рассчитывает и изображает компьютер на основе математического описания данного вида движения. Полученные рисунки выводятся последовательно на экран с определённой частотой, что создаёт иллюзию движения.

Современный компьютер позволяет быстро рассчитать положение и перемещение каждой точки и линии трёхмерной модели, а затем покрыть эту модель любой текстурой. Более того, с помощью специальной технологии создаётся плавная анимация движения трёхмерного персонажа, а не рваная и прерывистая, как это бывает в кукольной мультипликации. Данная технология получила название «захват движения» (англ. motion capture). Суть её заключается в том, что на актёра надевается специальный костюм и с помощью размещённых на нём инфракрасных датчиков считываются все его движения, которые затем в точности повторяет трёхмерный компьютерный персонаж. Благодаря этой технологии был создан, например, образ Горлума в кинотрилогии «Властелин колец».

Настоящим прорывом в создании объёмного изображения на экране стал фильм «Аватар» (режиссёр Дж. Кэмерон), на 60% состоящий из компьютерной графики. Во время съёмок использовались усовершенствованные технологии захвата движения. Помимо специальных костюмов с инфракрасными датчиками актёры были одеты в шлемы с установленными на них миниатюрными камерами, снимавшими их лица. Это дало возможность с невиданной точностью воспроизводить на экране компьютера не только все жесты актёров, но и нюансы их мимики вплоть до движений век и зрачков. Кроме того, теперь можно было создать гораздо более широкое пространство для захвата движения, расположив камеры на большем расстоянии от актёров.

Новшеством стала и особая виртуальная камера, которая позволяла в режиме реального времени наблюдать действия виртуальных копий актёров в цифровом мире Пандоры. Благодаря этому режиссёр мог управлять сценами так же, как при обычной киносъёмке. На мониторе он видел не актёров на фоне съёмочного павильона, а героев фильма в тропическом лесу. Новый подход позволил съёмочной группе частично отказаться от услуг гримёров и техников, отвечающих за создание образов инопланетян и прочих персонажей.

Одно из самых известных направлений компьютерного искусства — компьютерная музыка — возникло ещё в 50-е гг. прошлого столетия. Используя новые технологии, некоторые композиторы уже в то время пытались найти более совершенные способы сочинения и воспроизведения музыкальных произведений. Если ещё совсем недавно компьютерная музыка была предметом исследований, то сегодня гораздо более важным стал сам творческий процесс её создания.

В музыкальной сфере компьютеры совершили настоящий переворот — дали жизнь особой музыкальной культуре. Для большинства современных композиторов компьютер стал одним из важнейших музыкальных инструментов, непосредственно участвующих в создании произведений. В их распоряжении имеется масса всевозможных музыкальных технологий и спецэффектов, позволяющих придать композиции как классическое или современное, так и футуристическое звучание, достичь невероятной чистоты звука или, наоборот, придать музыкальному произведению эффект старины.

В настоящее время термин «компьютерная музыка» имеет два различных значения. В широком смысле слова это примерно то же самое, что и электронная музыка, опирающаяся на новейшие информационные технологии, а в узком, научном, — использование программных алгоритмов в процессе создания музыкальной композиции. Компьютерная музыка даёт слушателю шанс окунуться в мир удивительных ощущений. Загадочные звуки маятника, тиканье часов, еле слышный шелест перелистываемых страниц в процессе её воспроизведения составляют особую палитру, которая никого не может оставить равнодушным. В начале XXI в. компьютерная музыка включает в себя множество стилей и разновидностей.

Сегодня ни один популярный исполнитель уже не может обойтись без компьютерной обработки музыкальной записи. Способность синтезаторов копировать звучание не только инструментов, но и человеческого голоса сделала их необходимой принадлежностью всех звукозаписывающих студий. Целые музыкальные коллективы работают над записью композиций, находясь на разных концах земного шара, не встречаясь между собой. На экраны выходят фильмы, музыку к которым сочиняют и исполняют компьютеры. По мере развития компьютерных технологий число подобных примеров будет только расширяться.

Возможности применения компьютера в музыке поистине безграничны: он может быть использован как музыкальный инструмент, управляемый при помощи клавиатуры, как интерпретатор вокальных партий, как импровизатор и сочинитель новой музыки на основе программных алгоритмов. Владелец компьютера, имеющий даже начальное музыкальное образование, способен создать «хитовую» композицию. В современной студии любой желающий может записать свой сольный диск: компьютер и голос сделает приятнее, и фальшивые ноты исправит. Но есть в этом полезном, нужном деле свои издержки и крайности. Так, например, некоторые эстрадные исполнители перестают совершенствовать свои вокальные данные, стремиться к душевности исполнения, считая, что за них всё сделает компьютер...

Компьютерная музыка пытается возродить практику живого концертного исполнения в контексте электроакустической музыки, вернуть исполнителя на сцену, дав ему новые средства самовыражения через движение, голос, взгляд. Это, в свою очередь, требует создания принципиально новых музыкальных инструментов, порой совершенно немыслимых в рамках традиционной инструментальной музыки.

Интерактивный компьютерный перформанс — вид визуального искусства, произведением в котором являются любые действия художника, наблюдаемые в реальном времени. В основе перформанса лежит представление об искусстве как об образе жизни, предшествующем созданию каких-либо материальных объектов и даже делающем их излишними.

 

Сегодня мир визуальных искусств способен предложить нам нечто большее, чем просто созерцание. На базе технологически сложных структур создаётся некая «окружающая среда», которая напоминает театральное зрелище, представление, в которое активно вовлекается «зритель» (пользователь компьютера). Он может перемещаться в виртуальном пространстве, воздействовать на «окружающую среду» и изменять её. Эта технология, называемая виртуальной реальностью, особенно успешно развивается в компьютерных играх и пользуется особой популярностью у школьников.

При использовании интерактивных систем в концертной практике границы между композицией и перформансом часто оказываются размытыми.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-04-29 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: