Компьютерные технологии в руках художника




Цифровые компьютерные технологии — бесценный ресурс для художников, людей, изучающих или просто интересующихся искусством. Главной целью компьютерных художников является самовыражение, мгновенная фиксация постоянно меняющихся мыслей и образов, мимолётных ассоциаций. В результате они получают оригинальный слепок состояния своей души, запечатлённый языком абстракции, знаков и символов.

 

Применяются компьютерные технологии абсолютно во всех сферах художественной деятельности: в изобразительном искусстве, музыке, театре и кинематографе. Каждое из этих искусств они выводят на качественно новый уровень, коренным образом трансформируют их содержание и форму, что ведёт к необходимости переосмысления их места в системе других искусств. Особенно большие преимущества по сравнению с плоскостными, двухмерными искусствами (например, графикой и живописью) компьютер создаёт для архитектуры, скульптуры и кинематографа, трёхмерных по своей природе.

Компьютерные технологии обеспечивают оптимальные условия для творческого поиска в области формы и содержания в искусстве. В условиях постоянно обновляющихся техник и приёмов работы они позволяют постоянно совершенствовать художественный образ. На каждом из последующих этапов его создания как исходный материал могут быть использованы полученные ранее творческие находки и достижения.

Практически всё, что художник делает карандашом, пером или кистью на листе, резцом или иглой по дереву, линолеуму, металлу и т. д., сейчас можно выполнить с помощью компьютера. Компьютерные программы предусматривают обращение к любой технике и учитывают различные потребности художника. Например, в фотошопе интерфейс (набор интерактивных кнопок и меню, с помощью которых задаются команды компьютеру) содержит набор инструментов для создания рисунков и редактирования фотографий. Программа «Пейнтер» предназначена для художника — живописца или графика, «Корел дро» отвечает потребностям дизайнера. Возможности компьютерных программ постоянно обновляются и совершенствуются.

Компьютер в цифровой живописи — это такой же инструмент, как и кисть с мольбертом. Для того чтобы хорошо рисовать на компьютере, необходимо знать и уметь применять все накопленные поколениями художников знания и опыт (перспективу, цветовой круг, блики, рефлексы и т. д.). Такая живопись обладает рядом преимуществ, главными из которых являются доступность и высокая скорость работы. При работе на компьютере выбор нужного цвета — дело секунд (в отличие от традиционной живописи, где необходимы опыт и время для смешивания красок), выбор кисти (инструмента) — тоже секундная операция.

Возможность исправлять, отменять и сохранять полученные результаты на любом этапе творчества, возвращаться к ним впоследствии — всё это позволяет профессиональному художнику работать во много раз быстрее и эффективнее. Компьютерное произведение сразу готово к использованию в цифровых технологиях кино, игр, книжной и журнальной вёрстки, а вот полотно, написанное кистью, надо предварительно перевести в цифровой формат.

Одним из существенных достоинств компьютерной живописи является использование уникального инструментария. Работа со слоями, нанесение текстур на нужные участки картины, генерация шумов заданного типа, различные эффекты кистей, фильтры и коррекция — всё это недоступно традиционной живописи. Очевидны также и перспективы в этой работе. В совершенствовании техники и выразительных средств традиционное искусство достигло своего предела ещё в XVIII в., а в компьютерной живописи, произведения которой пока ещё заметно уступают лучшим полотнам гениев прошлого, открываются всё новые горизонты для дальнейшего развития. Растёт разрешение мониторов и мощность компьютеров, повышается качество цветопередачи, меняются и совершенствуются программы для цифровой живописи, существует принципиальная возможность создания новых способов и устройств для работы с изображением (проекторы или голография)...

Кажется, компьютеру подвластно всё. Но так ли это на самом деле? Может ли он заменить человека-творца? До сих пор дискуссионным остаётся вопрос об ослаблении уникального авторского почерка, утрате высокого статуса мастера и профессионала в искусстве. Вполне возможно, что В. М. Васнецов, будь у него компьютер, не стал бы почти 20 лет трудиться над своим шедевром «Три богатыря». Кроме того, в чём ценность картины, созданной на компьютере, если её можно размножить любым тиражом? Вот почему художник, занимающийся компьютерной живописью, вынужден ограничивать тираж своих работ (он отпечатывает снимок в одном — пяти экземплярах, после чего уничтожает оригинал).

С помощью компьютера можно создать не только картину, скульптуру, но и литературное произведение. Автор или группа авторов готовят схематичное описание всего того, что должно быть в книге, — сюжета, места действия, поступков героев. Компьютеру даётся задание «оживить» это по определённым образцам. В течение нескольких минут компьютер комбинирует сцену, используя уже имеющиеся элементы и персонажи. Такие компьютерные книги создаются в считанные минуты.

По тем же правилам делаются компьютерные фильмы. У режиссёра, как правило, имеется богатейшая база данных (отснятые заранее пейзажи, сцены, герои и т. д.). Компьютеру даётся задание отобрать нужный материал и скомбинировать его в соответствии с заданной схемой. Подобная модификация материала осуществляется таким образом, чтобы избежать явных повторов и однообразия.

В процессе развития компьютерного искусства сложилось два направления. Первым возникло направление, представители которого, используя определённую компьютерную программу, не знают заранее, какой конечный результат они получат. Компьютер сам генерирует, производит изображения и фактически выступает в роли творца (например, создание электронных абстракций). Второе направление предполагает, что художник использует компьютер как средство моделирования и демонстрации законов, лежащих в основе художественного творчества. Для него это некое объединяющее в себе функции палитры и холста творческое пространство, в котором автор почти никак не ограничен в выборе спектра цветов, сложности достигаемых эффектов и цветовых рельефов. При решении конкретных творческих задач эти два подхода часто используются одновременно, позволяя объединить в одном произведении мастерство художника и компьютерные эффекты.

В последнее время появилось немало талантливых компьютерных художников, известных всему миру, большинство из них — профессионалы, работающие для крупных фирм, студий компьютерной графики и анимации. По-прежнему есть среди них и свободные художники, напоминающие нам о классических мастерах, в одиночестве работавших в своих мастерских. Медиахудожники — это настоящие творцы будущего. Их время обязательно настанет, потому что новое, молодое поколение уже не боится компьютера и смело осваивает его безграничные возможности.

Вопросы и задания (любое из 3-х на выбор)

1. Современная компьютерная техника позволяет моделировать и «раскладывать по полочкам» процесс художественного творчества, каждого желающего она может сделать «сотворцом» произведения искусства. Однако в реальной действительности шедевров искусства и просто талантливых произведений не становится больше. Чем можно объяснить такое несоответствие? Есть ли сегодня основания говорить о расширении границ искусства?

2. Существует мнение, что компьютерный экран является источником потока обманчивых грёз, адресованных пассивному потребителю. Насколько правомерна подобная точка зрения? Не получится ли так, что искусство со временем потеряет свою художественную ценность? Аргументируйте свой ответ. Какие творческие возможности для деятелей искусства таят в себе новые компьютерные технологии?

3. На свете найдётся немало людей, которые убеждены в том, что алгебра «бездушного» компьютера и гармония музыки — «вещи несовместные». Что вы думаете по этому поводу? Можно ли с помощью компьютерных технологий создавать музыкальные шедевры? Приходилось ли вам слышать подобные произведения? Приведите примеры.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-04-29 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: