Глава II Политическое сознание




По отношению к типологической медицине понятие конституции,эндемического заболевания, эпидемии имело в XVIII веке особую судьбу. Необходимо вернуться к Сиденхаму и двусмысленности его урока: будучиоснователем классификационного мышления, он в то же время пришел кзаключению, что может существовать историческое и географическоепредставление о болезни. "Конституция" Сиденхама не обладает самостоятельнойприродой, но является комплексом -- вроде временного узла -- совокупностиприродных явлений: качества почвы, климата, времени года, дождливости,засухи, центров заражения, недорода. В случаях, когда все это не позволяетустановить постоянных феноменов, необходимо обратиться не к ясным типам садаболезней, но к темному и скрытому в глубине ядру. "Variae sunt semperannorum constitutiones quae neque calori neque frigori non sicco humidoveortum suum debent, sed ab occulta potius inexplicabili quadam alteratione inipsis terrae visceribus pendent"1. Начиная с симптомов, конституции неистинны, они определяются смещением акцентов, неожиданной группировкойзнаков, более сильными или более слабыми феноменами: здесь лихорадка будетжестокой и сухой, там воспаление или сероз- __________________ 1 "Различны суть телосложения, которые зависят не от тепла или холода,сухости или влажности, но более от тайных необъяснимых изменений,происходящих в недрах земли" (лат. -- Примеч. перев.). -- Th.Sydenham, Observationes medicae, in Opera Medic a (Geneve, 1736),t.1,p.32. 49 ные выпоты будут чаще; в течение жаркого и длинного лета желудочныезасорения более часты и упорны, чем обычно. Лондон, с июля по сентябрь 1661года: "Aegri paroxysmus atrocior, lingua magis nigra siccaque, extraparoxysmum aporexia obscurio, virium et appetitus prostratio major, majoritem ad paroxysmum proclinitas, omnium summatim accidentia immanioria,ipseque morbus quam pro more Febrium intermittentium funestior"1.Конституция не связана с неким специфическим абсолютом, более или менеемодифицированным проявлением которого она бы была; она воспринимается лишь вотносительности различий -- взглядом в каком-то смысле диакритическим. Любая конституция -- не эпидемия, но эпидемия в своем ядре наиболеестабильных и гомогенных феноменов -- это конституция. Очень долго и много,вплоть до настоящего времени, дискутируется, понимали ли врачи XVIII векасвойства заразности и обсуждалась ли ими проблема переносчика болезни.Праздный вопрос, остающийся посторонним, или по меньшей мере побочным, поотношению к основной структуре: эпидемия -- это нечто большее, чем особая форма болезни. Она была вXVIII веке автономным, связанным и самодостаточным способом видения болезни:"Название эпидемических болезней дается тем из них, что настигают в одно ито же время, с неизменными признаками и разом большое количество людей"2.Таким образом, нет различия в природе или типе между индивидуальнымиболезнями и эпидемическими _________________ 1 "Более тяжелый пароксизм больного, язык чернее и суше, вне пароксизмаболее темная апорексия, большая потеря аппетита и сил, большая склонность кпароксизму, все эти акциденции более сильно выражены, и сама болезнь более(смертельно) опасная, чем это обычно бывает при перемежающейся лихорадке"(лат. -- Примеч. перев.). -- Ibid., p. 27. 2 Le Brun, Traite historique sur les maladies epidemique (Paris,1776), p. 1. 50 феноменами, достаточно того, что спорадическое заболеваниевоспроизводится одновременно в большом количестве случаев, чтобы это сталоэпидемией. Чисто арифметическая проблема порога: спорадический случай естьлишь подпороговая эпидемия. Речь идет о восприятии не более сущностном ипорядковом, как это было в типологической медицине, но количественном иразмерном. Основание такого восприятия -- не специфический тип, но ядрообстоятельств. Основание эпидемии -- это не чума или катар; это Марсель в1721, Бисетр -- в 1780, Руан -- в 1769 годах, где "в течение лета средидетей возникла эпидемия желтушной катаральной лихорадочной природы илижелтушной гнилостной лихорадочной природы, осложненной потницей и желтушнойгорячечной лихорадкой в течение осени. К концу данного периода и в течениезимы 1769--1770 годов это состояние выродилось в гнилостную желтуху"1.Близкие патологические формы объединены, но для сложной игры пересечений,где они занимают место, аналогичное месту симптома по отношению к болезни.Сущностная основа определена моментом, местом, и этим "воздухом живым,острым, легким, пронизывающим"2, какой отмечается зимой в Ниме, либо другим-- липким, густым и гнилостным, каким известен Париж во время долгого итяжелого лета3. Регулярность симптомов не дает проявиться во всей филигранностимудрости природного порядка; она говорит лишь о постоянстве причин, упорствефактора, всегда повторяющееся глобальное давление которого определяетпреимущественную _______________ 1 Lepeco de La Cloture, Collection d'observations sur les maladieset constituons epidemiques (Rouen, 1778), p. XIV. 2 Razoux, Tableau nosologique et meteorologique (Bale, 1787), p.22. 3 Menuret, Essai sur I'histoire medico-topographique de Paris (Paris, 1788), p. 139. 51 форму проявлений. Когда речь идет о причине, сохраняющейся во времени ипровоцирующей, например, колтун в Польше, золотуху в Испании, тогда болееохотно начинают говорить об эпидемических заболеваниях. Когда же речь идет опричинах, которые "внезапно настигают большое количество людей в одном и томже месте без различий возраста, пола и темперамента, тогда они представляютдействие общей причины. Но так как эти болезни преобладают лишь ограниченноевремя, то эта причина может рассматриваться как чисто случайная"1. Так оспа,злокачественная лихорадка или дизентерия суть эпидемии в собственном смыслеслова. Нет ничего удивительного в том, что несмотря на огромное разнообразиепораженных субъектов, их предрасположенности или возраста, болезньобнаруживается у всех одними и теми же симптомами: это сухость иливлажность, жар или озноб, очевидные с момента действия одного из нашихопределяющих принципов: алкалоза, солей, флогистона. "Таким образом мыпредоставлены случаям, использующим этот принцип, и эти случаи должны бытьнеизменными у различных субъектов"2. Анализ эпидемий предназначается не для опознания общей формы болезни,размещаемой в абстрактном пространстве нозологии, но для того, чтобыобнаружить за общими знаками частные процессы, изменяющиеся в зависимости отобстоятельств, от одной эпидемии к другой, и которые по причинеболезненности ткут общую, но особенную в данный момент времени и в данномместе пространства, основу для всех больных. Париж в 1785 году узналчетырехдневную лихорадку и гнилостную горячку, но сущность эпидемии -- это"желчь, высыхающая в своих проводящих путях и превратившаяся в меланхолию,загустевшая кровь, ставшая вязкой, и засорившие- ______________ 1 Banan et Turben, Memoires sur les epidemics de Languedoc (Paris, 1786), p.3. 2 Le Brun, loc. cit., p. 66., n. 1. 52 ся органы, располагающиеся ниже желудка, ставшие причиной или местомзакупорки"1. Короче, нечто вроде глобальной особости многоголового существа,черты которого кажется лишь однажды проявляются во времени и пространстве.Специфические болезни всегда более или менее повторяемы, эпидемия --никогда. В этой структуре восприятия проблема заразности имеет относительномалое значение. Заражение от одного человека к другому -- ни в коем случаене суть эпидемии. Она может, в форме ли "миазма", или "закваски", сообщаясьс водой, пищей, прикосновением, ветром, спертым воздухом, обуславливать однуиз причин эпидемии: либо прямо и первично (когда она выступает единственнойдействующей причиной), либо вторично (когда ее миазм производится в городелибо госпитале эпидемической болезнью, вызванной другим фактором). Нозаражение есть лишь одна из форм общего факта эпидемий. Легко допустить, чтотакие злокачественные болезни как чума, имеют причиной трансмиссию, труднееее обнаружить для простых эпидемических заболеваний (коклюш, краснуха,скарлатина, желтушная диарея, перемежающаяся лихорадка)2. Будучи заразной или нет, эпидемия имеет исторические особенности.Отсюда -- необходимость использования сложного метода наблюдения. Какколлективный феномен, она требует множественности взгляда; как единыйпроцесс -- ее необходимо описывать с точки зрения того, что в ней естьединичного, особенного, случайного, неожиданного. Нужно переписывать событиявплоть до деталей, но переписывать соответственно предполагающейсямножественности. Неточное знание, малообоснованное в той мере, в какой оноявляется парциальным, не способно самостоятельно достичь сущности ______________ 1 Menuret, loc. cit., p. 139. 2 Le Brun, loc. cit., p.2--3. 53 или фундаментальности; оно обретает свой истинный объем лишь вперекрывании перспектив, в повторяемой и очищенной информации, которая вконце концов выщелущивает там, где взгляды перекрещиваются, индивидуальное иединое ядро этих коллективных феноменов. В конце XVIII века происходитинституализация этой формы опыта: в каждом финансовом округе врач инесколько хирургов обязывались интендантом следить за эпидемиями, могущимипроисходить в их кантоне. Они находятся в переписке с главными врачамифинансовых округов по поводу "как преобладающей болезни, так и медицинскойтопографии их кантонов". Когда четыре или пять человек заболевали одной итой же болезнью, исполнительное лицо должно было предупредить субинтенданта,который направлял врача с целью назначения лечения, применявшегося ежедневнохирургами. В более тяжелых случаях сам врач финансового округа должен былотправиться на места1. Но этот опыт может достичь своего истинного значения, лишь если ондублируется постоянным и принудительным вмешательством. Невозможно было бысоздать эпидемическую медицину, не дублированную полицией: наблюдать заразмещением свалок и кладбищ, добиваться как можно более частой кремациитрупов на месте их погребения, контролировать торговлю хлебом, мясом ивином2, регламентировать деятельность скотобоен, красилен, закрывать вредныедля здоровья места проживания. Нужно было бы, перед детальным изучениемтерритории в целом, установить для каждой провинции правила регулированияздоровья, зачитывая их "на проповеди, мессе, во все воскресенья ипраздники", правила, которые описывали ________________ 1 Anonyme, Description des epidemie qui ont regne depuis quelquesannees sur la generalite de Paris (Paris, 1783), p. 35--37. 2 Le Brum,toe. cit., p. 217--132. 54 бы способы питания, ношения одежды, с целью избегнуть болезней,предвидеть их или излечиться от тех, что уже появились. "Эти заповеди должныстать как молитвы, чтобы даже самые невежественные лица и дети смогли бы ихповторить"1. Необходимо было создать корпус санитарных инспекторов, которыхследовало распределить по различным провинциям, доверив каждому четкоочерченный департамент", где он должен вести наблюдение в областях,касающихся медицины, а также физики, химии, естественной истории,топографии, астрономии. Они должны были предписывать необходимые меры иконтролировать работу врачей: "Следовало бы надеяться на то, что государствоозаботится формированием такого рода врачей-физиков, и что оно сэкономит всерасходы, вовлекая их во вкус свершения полезных открытий"2. Эпидемическая медицина противостоит классификационной, как коллективноевосприятие глобального, но уникального и никогда не повторяющегося феноменаможет противостоять индивидуальному восприятию того, чья сущность постояннопроявляется в себе самой и своей идентичности во множестве феноменов. Анализсерии через случай, расшифровка одного типа в другом, объединение временипри эпидемии, определение иерархического места в типологическом случае,установление последовательности -- есть поиск сущностного соответствия.Тонкое восприятие сложного исторического и географического пространства естьопределение гомогенной поверхности, где вычитываются аналогии. И все же, вконце концов, когда речь идет об этих третичных фигурах, которые должныраспределять болезнь, медицинский опыт и социальный контроль медицины,эпидемическая и типологическая патоло- ______________ 1 Anonyme, Description des epidemies, p. 14--17. 2 Le Brun, loc. cit., p. 124. 55 гия сталкиваются с одним и тем же требованием: определенияполитического статуса медицины и установления на уровне государствамедицинского сознания, озабоченного постоянной задачей информирования,контроля и принуждения. Все, что "понимается как относительная задачаполиции в той же мере является специфическим средством медицины"1. Здесь начало Королевского медицинского общества и его непреодолимогоконфликта с Факультетом. В 1776 году правительство решает создать в Версалекомиссию, ответственную за изучение эпидемических и эпизоотическихфеноменов, участившихся за предшествующие годы. Поводом для этого послужилпадеж скота на юго-западе Франции, заставивший Генерального финансовогоконтролера издать приказ о забое всех подозрительных животных, что вызвалодостаточно тяжелые экономические неурядицы. Декрет от 29 апреля 1776 годаобъявляет в своей преамбуле, что эпидемии, "пагубные и деструктивные ссамого начала из-за малоизвестных особенностей, не позволяют быть увереннымив выборе предписываемого лечения. Неуверенность порождает плохое лечение итребует описания и изучения симптомов разных эпидемий, а также необходимыхметодов терапии, имеющих наибольший эффект". Комиссия сыграет тройную роль:сбора информации для того, чтобы быть в курсе различных эпидемическихсобытий; обработки и сопоставления фактов, регистрации используемых средств,организации исследований; контроля и предписания с указанием лечащим врачамметодов, которые представлялись лучше всего адаптированными. Комиссиясостояла из 8 врачей: директора, ответственного за "работы, связанные сэпидемиями и эпизоотиями" (де Лассон), гене- _____________ 1 Le Brun, toe. cit., p. 126. 56 рального комиссара, осуществлявшего связь с провинциальными врачами(Вик д'Азир) и шести врачей Факультета, посвятивших себя работе на сходныетемы. Финансовый контролер мог направить их для сбора информации в провинциюи потребовать составления отчета. Наконец, Вик д'Азир становитсяответственным за курс анатомии человека и сравнительной анатомии для другихчленов комиссии, врачей Факультета и "студентов, того достойных"1. Такимобразом устанавливается двойной контроль: политического воздействия наврачевание и привилегированного медицинского органа на сообществопрактикующих врачей. Вскоре разражается конфликт с Факультетом. В глазах современников --это столкновение двух организаций: одной -- современной и поддерживаемойполитически, другой -- архаической и замкнутой в самой себе. Один изсторонников Факультета таким образом описывает свое несогласие: "Один(Факультет) -- древний, респектабельный с точки зрения всех званий в глазахпредставителей общества, которым он дал образование; другой -- современнаяорганизация, члены которой предпочли, в связи с ее административнымучреждением министрами Короны, покинуть Ассамблею Факультета, и которыхобщественное благо и их клятвы должны были удержать от того, чтобы достичькарьеры с помощью интриг"2. В течение трех месяцев под видом протестаФакультет "бастовал": он отказывался выполнять свои функции, а его члены --консультировать. Но исход с самого начала был предрешен, так как Советподдерживает новый комитет. Уже начиная с 1778 года ______________ 1 Cf. Precis historique de l'etablissement de la Societe royal deMedicine (анонимный автор -- Буссю). 2 Retz, Expose succinct a l'Assamblee Nationale (Paris, 1791),p. 5--6. 57 были зарегистрированы жалованные грамоты, удостоверяющие еготрансформацию в Королевское медицинское общество, и Факультет не могиспользовать "никакого способа защиты". Общество получило 40000 ливровпривилегированной ренты от использования минеральных вод, тогда какФакультету досталось едва 20001. Роль Общества без конца возрастала: будучиорганом контроля за эпидемиями, оно становится мало-помалу местомцентрализации науки, регистрирующей и решающей инстанцией для всех областеймедицины. В начале Революции Финансовый комитет Национальной ассамблеи такжеподтверждает его статус: "Цель этого общества -- объединение французской ииностранной медицины с помощью полезной переписки, сбор разрозненныхнаблюдений, их сохранение, сопоставление и, в особенности, -- исследованиепричин болезней народа, подсчет рецидивов, установление наиболее эффективныхснадобий"2. Общество объединяло уже не только врачей, посвятивших себяисследованию патологических коллективных феноменов, оно стало официальныморганом коллективного сознания патологических феноменов, сознания,которое разворачивается как на эмпирическом уровне и в космополитическойформе, так и в пространстве нации. Это событие имеет выдающееся значение для фундаментальных структур.Новая форма опыта, общие направления которого, сформированные около1775--1780 годов, будут прослеживаться довольно долго, чтобы пронести черезРеволюцию, вплоть до Консулата, проекты реформы. Из всех этих _________________ 1 Cf. Vacher de la Feuterie, Motif de la reclamation de lareclamation de la Faculte de Medecine de Paris contre l'etablissement de laSociete royale de Medicine. 2 Cite in Retz, loc. cit. 58 планов была реализована, без сомнения, лишь малая часть, и все же формамедицинского восприятия, которую они содержали, была одной из составляющихклинического опыта. Новый стиль обобщения. Трактаты XVIII века. Установления, Афоризмы,Нозологии помещали медицинское знание в закрытое пространство:сформированная таблица вполне могла быть не завершена в деталях, затуманенав тех или иных пунктах незнанием, но в своей основной форме все же былаисчерпывающей и закрытой. Теперь ее заменили открытыми и бесконечнопродолжаемыми таблицами. Хотезьерк уже дал этому пример, когда по просьбеШуазеля предложил для врачей и военных хирургов план коллективной работы,включавший 4 параллельных и неограниченных серии: топографическиеисследования (местные условия, почва, вода, воздух, общество, темпераментобитателей), метеорологические наблюдения (давление, температура,направление ветра), анализ эпидемий, преобладающих болезней, описаниенеобычных случаев1. Тема энциклопедии предусматривает место для стабильной ипостоянно проверяемой информации, или скорее речь идет об обобщении событийи их детерминации, чем о заключении знания в систематическую форму:"Насколько же верно, что существует цепь, которая связывает во вселенной, наземле и в человеке все живые существа, все тела, все недуги; цепь, своейтонкостью обманывающая поверхностные взгляды мелочного экспериментатора ихолодного рассуждателя, открываясь истинному гению наблюдателя"2. В началеРеволюции Контен предлагает, чтобы информационная ________________ 1 Hautesierck, Recueil d'observations de medecine des Hopitauxmilitaires (Paris, 1766) t.1, p. XXIV--XXVII. 2 Menuret, Essai sur I'histoire medico-topographique de Paris, p. 139. 59 работа обеспечивалась в каждом департаменте комиссией, избираемой средиврачей1. Матье Жеро требует создания в каждом главном городе округа"государственного санитарного дома" и "гигиенического суда", подобногопарижскому, находящемуся при Национальной ассамблее, централизующемуинформацию, сообщая ее от одного пункта страны к другому, интересуясьвопросами, остающимися неясными, и намечая необходимые исследования2. То, что составляет теперь единство медицинского взгляда -- это не кругзнания, в котором он завершен, но открытое, бесконечное, подвижное, безконца перемещающееся и обогащающееся временем обобщение, в котором онначинает свой путь без возможности когда-либо остановиться, уже, например, вчем-то вроде клинической регистрации бесконечной и изменчивой серии событий.Но то, на чем оно основывается -- это не восприятие болезни в ееОсобенности, но коллективное сознание всей информации, котораяперекрывается, разрастаясь в сложную переплетающуюся крону, произрастающую ктому же в пространстве истории, географии, государства. Для классификаторов фундаментальным актом медицинского знания былоустановление местоположения: разместить симптом в болезни, болезнь -- вспецифической группе и ориентировать последнюю внутри общего плана мирапатологии. В анализе конституции и эпидемии речь идет об установлениисерийной сети, которая, пересекаясь, позволяет реконструировать ту цепь, окоторой говорил Ментюре. Разу проводил ежедневные метеорологические иклинические наблюдения, которые он сопоставлял с одной стороны с нозо- _______________ 1 Cantin, Projet de reforms adresse a I'Assamblee National (Paris, 1790). 2 Matieur Geraud, Projet de decret a rendre sur l'organisationcivile des medecins (Paris, 1791), n. 78--79. 60 логическим анализом наблюдаемых болезней, а с другой -- с развитием,кризисами и исходом болезней1. Система совпадений проявлялась в этом случае,обозначая каузальную основу и давая основания предположить связь сродственными болезнями или новое развитие. "Если что-либо способно улучшитьнаше искусство, -- отмечал сам Соваж в письме к Разу, -- то этоисследование, подобное тому, что выполнялось в течение пятидесяти леттридцатью врачами столь же тщательными, сколь и трудолюбивыми. Я постараюсь,чтобы несколько докторов провели подобное наблюдение в нашем Отель-Дье"2.То, что определяет акт медицинского познания в его конкретной форме -- этоне встреча врача и больного, не противостояние знания и восприятия, асистематическое пересечение множества серий информации, гомогенных, ночуждых друг другу -- множества серий, разворачивающих бесконечнуюсовокупность отдельных событий, проверка которых выделяет индивидуальныйфакт в его изолированной зависимости. В этом движении медицинское сознание раздваивается: оно существует нанепосредственном уровне, в порядке непосредственной констатации, нопродолжается на высшем уровне, где оно констатирует строение, сопоставляетего и, сворачиваясь перед спонтанным знанием, объявляет свое совершенносуверенное суждение и свое знание. Оно становится централизованным. Обществодемонстрирует его в узком потоке установлении. В начале Революции изобилуютпроекты, схематизирующие эту двойственность и настоятельную необходимостьмедицинского знания с постоянным, взаимообрати- ____________ 1 Razoux, Tableau nosolologique et meteorologique adresse al'Hotel-Dieu de Nimes (Bale, 1761). 2 Cite ibid., p. 14. 61 мым движением от одного к другому, сохраняющем эту дистанцию, постояннопросматривая ее. Матье Жеро желал, чтобы был создан Трибуналздравоохранения, где обвинитель выступал бы "в особенности против частныхлиц, которые без проверки их способностей вмешиваются в лечение другихлюдей, или не принадлежащих им животных, всех тех, кто прямо или косвенноприменяет искусство врачевания"1. Решения этого Трибунала, посвященныезлоупотреблениям, некомпетентности, профессиональным ошибкам, должнысоставлять юриспруденцию медицины. Речь идет о чем-то вроде полициинепосредственных знаний -- контроля их законности. Со стороны суда необходимисполнитель, который будет "главой высшей полиции над всеми областямиздравоохранения". Он будет предписывать книги для чтения и произведения,которые должны быть написаны, он будет отмечать после сбора информациисредства, назначаемые при лечении господствующих заболеваний, публиковатьисследования, выполненные под его контролем, или иностранные работы, которыедолжны быть поддержаны для просвещенной практики. Медицинский взглядобращается, следуя автономному движению, внутри пространства, где онудваивается и сам себя контролирует. Он безраздельно распределяет вкаждодневном опыте заимствование знаний, которыми владеет и которые делаетодновременно и точкой накопления и центром распространения. В нем медицинское пространство совпадает с социальным, или скорее егопересекает и полностью в него погружается. Начинает постигаться обобщенноеприсутствие врачей, чьи пересекающиеся взгляды образуют сеть и осуществляютво всех точках пространства и в каждый момент времени постоянное, лабильноеи дифференцированное наблюдение. Ставится про- _____________ 1 Mathieu Geraud, loc.cit., p. 65. 62 блема внедрения врачей на местах', поддерживается статистическийконтроль здоровья благодаря регистрации рождений и смертей (которые должнывключать отметки о болезнях, образе жизни, причине смерти, придающих такимобразом патологии гражданский статус). Требуется, чтобы реформа детальнообосновывалась ревизионным советом, чтобы, наконец, была установленамедицинская топография каждого из департаментов "с тщательным обзором порегионам, местам обитания, популяции, преобладающим страстям, типам одежды,атмосферному составу, плодами земли, временем их созревания и сбора урожая,также как и физического и нравственного воспитания местных обывателей"2, и,если внедрение врачей оказывается недостаточным, требуется, чтобы сознаниекаждого индивида было медицински бдительным. Необходимо, чтобы каждыйгражданин признал бы необходимые и возможные медицинские знания, и каждыйпрактикующий врач должен удвоите свою активность по наблюдению за рольюпросвещения, ибо лучший способ избегнуть распространения болезней -- это ещеболее распространить медицинские знания3. Место, где формируется знание --это уже не патологический сад, где Бог распределяет типы, это обобщенноемедицинское сознание, распространенное во времени и пространстве, открытое иподвижное, связанное с каждым индивидуальным существованием и коллективнойжизнью народа, всегда настороженное в __________________ 1 Cf. N.-L. Lespagnol, Projet d'etablir trois medecins par districtpour le soulangement des gens de la campagne (Charlevill, 1790); Royer, Bienfaisance medical et projet financier (Provins, an IX). 2 J.-B. Demangeon, Des moyens deperfectionner la medicine (Paris, an VII), p. 5--9; cf. Audin Rouviere, Essai sur la topographiephysique et medicale de Paris (Paris, an II). 3 Bacher, De la medecine consideree politiquement (Paris, anXI), p. 38. 63 областях неопределенных или неверных, скрывающих в самых разнообразныхаспектах свою целостную форму. В годы, предшествовавшие Революции и непосредственно следовавшие заней, можно было наблюдать рождение двух великих мифов, темы которых полярны:миф национализированной медицинской профессии, организованной поклерикальному типу, внедренной на уровне здоровья и тела, с властью,подобной власти клириков над душами, и миф об исчезновении болезней вобществе, восстанавливающем свое исходное здоровье, где не будет потрясенийи страстей. Противоречие проявлялось в двух схематизациях, не дававшихреализоваться иллюзии: и одна, и другая из этих галлюцинаторных фигурвыражали черное и белое одного и того же рисунка медицинского опыта. Двеизоморфных мечты: одна позитивно рассказывающая о строгой, воинственной идогматической медикализации общества с помощью квази-религиозной конверсии ивнедрения терапевтического клира; другая, трактующая ту же медикализацию, нов победоносном и негативном стиле, то есть как сублимацию болезни висправленной, организованной и постоянно наблюдаемой среде, где в концеконцов медицина исчезнет вместе со своим объектом и основаниемсуществования. Один из прожектеров начала революции -- Сабаро де Л'Аверньер -- видел всвященниках и врачах естественных наследников двух наиболее явных миссийЦеркви: утешения душ и облегчения страданий и, таким образом, необходимо,чтобы церковное достояние высшего духовенства было конфисковано с тем, чтобывернуть его использование к истокам и отдать народу, который единственныйзнает собственные духовные и материальные нужды, а доходы были бы разделе- 64 ны между приходским кюре и врачами в равных долях. Не являются ли врачидуховниками тела? "Душа не должна рассматриваться отдельно от одушевленноготела, и если верховные служители священного престола почитаются и чувствуютсо стороны государства надлежащее уважение, необходимо, чтобы те, ктозанимается вашим здоровьем, также получали содержание, достаточное для того,чтобы быть сытыми и оказывать вам помощь. Они -- ангелы-хранителицелостности ваших способностей и ваших чувств"1. Врач не будет болеетребовать гонорара у тех, кого он лечит; помощь больным будет бесплатной иобязательной -- народ обеспечит это как одну из своих священных задач, аврач при этом не более, чем инструмент2. По окончании своего обучениямолодой врач будет занимать пост не по своему выбору, а назначаться всоответствии с потребностями или вакансиями, в основном в сельскуюместность, и когда он приобретет опыт, то сможет претендовать на болееответственное и высокооплачиваемое место. Он должен будет предоставлятьотчет по инстанциям о своей деятельности и отвечать за свои ошибки. Ставпубличной и некорыстной контролируемой деятельностью, медицина должнабесконечно самосовершенствоваться, она соединится в утешении физическихстраданий со старым духовным предназначением Церкви, будучи сформированной ввиде ее светской кальки. И армии священников, которые заботились о спасениидуши, станет соответствовать такая же армия врачей, которые будут заниматьсятелесным здоровьем. _______________ 1 Sabarot de L'Averniere, Vue de Legislation medicale adressee auxEtats generaux (1789), p. 3. 2 У Menuret, Essai sur le moyen de former de bans medecins (Paris, 1791), можно найти идею о финансировании медицины из церковныхдоходов, но лишь в том случае, когда речь шла о нуждающихся. 65 Другой миф происходит из исторической рефлексии, доведенной до предела.Связанные с условиями существования и индивидуальным образом жизни, болезниварьируют вместе с эпохой и средой. В Средние века, в эпоху войн и голода,болезни проявлялись страхом и истощением (апоплексии, истощающие лихорадки),но в XVI--XVII веках, когда ослабло чувство Родины и обязанностей поотношению к ней, эгоизм обратился на себя, появилось стремление к роскоши ичревоугодию (венерические болезни, закупорки внутренних органов и крови). ВXVIII веке начались поиски удовольствий через воображение, когда полюбилитеатры, книги, возбуждались бесплодными беседами, ночами бодрствовали, аднем спали -- отсюда истерии, ипохондрия и нервные болезни1. Народы, живущиебез войн, без жестоких страстей, без праздности, не знают этих зол. Вособенности это касается наций, не знающих ни тирании, которой богатствоподвергает нищету, ни злоупотреблений, которым оно предается. Богатые? -- "Вдостатке и среди удовольствий жизни, их раздражительная гордость, их горькаядосада, их злоупотребления и эксцессы, презрение всех принципов делают ихжертвами всех видов недуга; к тому же их лица покрываются морщинами, волосыседеют, их косят преждевременные болезни"2. Когда бедные послушны деспотизмубогатых и их властителей, они знают лишь налоги, доводящие их до нищеты,голод, выгодный спекулянтам, недород, располагают жилищами, принуждающими их"совершенно не заботиться об умножении семьи или лишь грустно зачинатьслабых и несчастных существ". _____________ 1 Maret, Memoir оu on cherche a determiner queue influence lesnweurs ont sur le sante (Amiens, 1771). 2 Lanthenas, De 1'inftuance de la libeite sur la same (Paris,1792), p. 8. 3 Ibid, p. 4. 66 Итак, первая задача медицины -- политическая. Борьба против болезнейдолжна начинаться как война против плохого правительства. Человек может бытьполностью и окончательно вылечен, лишь если он сначала будет освобожден: "Кто же должен разоблачать перед человеческим родом тиранов, как неврачи, с их уникальным знанием человека. Они постоянно находятся средибедных и богатых, среди граждан и среди власть имущих, под соломой илепниной, созерцая человеческую нищету, не имеющую других причин, нежелитирания и рабство"1. Чтобы быть политически эффективной, медицина не должнабыть необходимой только для лечения, и в свободном наконец обществе, гденеравенство исчезнет и воцарится согласие, врачу достанется лишь однапреходящая роль: дать законодателю и гражданину советы, чтобы привести вравновесие душу и тело. Не будет более нужды ни в академиях, ни в больницах:"Простые диетические правила, воспитывая граждан в умеренности, вособенности обучая молодых людей удовольствиям, которые дает суровая жизнь,заставляя дорожить самой строгой дисциплиной на флоте и в армии,предотвратят болезни, сократят расходы и дадут новые средства... для самыхвеликих и трудных предприятий". Мало-помалу в этом новом городе, совершеннопреданном счастью собственного здоровья, лик врача сотрется, едва оставив вглубине людской памяти воспоминания о временах королей и того состояния,когда они были обнищавшими и больными рабами. Все это не более, чем мечты; сновидения о праздничном городе, очеловечестве на открытом воздухе, где молодость обнажена, и где старость незнает зимы; символ, близкий античной эпохе, к которому примешана темаприроды, и где _______________ 1 Ibid., p. 8. 67 собрались бы самые ранние формы истины. Все эти истины будут вскореотброшены1. И, тем не менее, они сыграли важную роль: связывая медицину с судьбамигосударств, они проявили ее позитивное значение. Вместо того, чтобыоставаться тем, чем она была, "сухим и тоскливым анализом миллионовнедугов", сомнительным отрицанием негатива, она достигает решения прекраснойзадачи внедрения в человеческую жизнь позитивных фигур здоровья, целомудрияи счастья: перемежать работу празднествами, превозносить разумные страсти,надзирать за чтением и за нравственностью спектаклей, следить за тем, чтобыбраки заключались не из одной только выгоды или преходящего увлечения, ноосновываться на единственном жестком условии счастья, которое служит пользегосударства2. Медицина не должна больше быть лишь корпусом техник врачевания инеобходимых умений; она станет развиваться также как знание о здоровомчеловеке, то есть одновременно об опыте не больного человека иопределении идеального человека. В управлении человеческимсуществованием она занимает нормативное положение, авторизуя не толькопростое распространение советов о мудрой жизни, но оправдывая его дляуправления физическими и моральными связями индивида и общества, в которомон живет. Она располагается в этой пограничной зоне, но для новогонезависимого человека -- в зоне некого органического, размеренного счастьябез страстей и напряжения. Она с полным правом вступает в общение с ____________ 1 Ланфенаса, жирондиста, включенного 2 июля 1793 года в проскрипционныесписки, а затем вычеркнутого, Марат характеризовал как "скудного умом".Cf.Mathiez, La Revolution francaise (Paris, 1945), t. II, р. 221. 2 Cf. Ganne, De I 'homme physique et moral, ou recherches sur lesmoyens de rendre l'homme plus sage (Strasbourg, 1791). 68 национальным порядком, мощью его вооруженных сил, плодовитостьюнародов, терпеливо приступая к своей работе. Ланфенас, этот никчемныймечтатель, дал медицине короткое, но действенное на протяжении всей историиопределение: "Наконец медицина будет тем, чем она должна быть: знанием оестественном и социальном человеке"1. Важно определить, как и каким именно способом различные видымедицинского знания соотносятся с позитивными понятиями "здоровья" и"нормы". Наиболее общим образом можно сказать, что до конца XVIII векамедицина куда чаще ссылалась на здоровье, нежели на норму; она не опираласьна анализ "упорядоченного" функционирования организма. Чтобы найти, гдепроисходят отклонения, за счет чего он "расстраивается", как он может бытьвосстановлен, она ссылалась скорее на качества силы, слабости, жидкости,которые утрачиваются из-за болезни, и о восстановлении которых идет речь. Вэтой мере медицинская практика отводит большое место режиму, диете, короче,всем правилам жизни и питания, которые субъект принимает как собственные. Вэтой связи привилегия медицины на здоровье обнаруживает себя вписанной ввозможность быть собственным врачом. Медицина XIX века, напротив,организовывалась по отношению к норме, нежели к здоровью; именно всоответствии с типом функционирования или органической структуры онаформировала свои теории и предписывала вмешательство физиологическогознания. Ранее маргинальное по отношению к медицине и чисто теоретическое (обэтом свидетельствует Клод Бернар), оно становится сердцевиной всехмедицинских рассуждений. Более того, престиж наук о жизни в XIX веке, рольобразца, которую они выполнили, в особенности для наук о человеке, ___________ 1 Lanthenas, loc. cit., p. 18. 69 не примитивно связаны с понятным и легко передаваемым характеромбиологических концепции, но скорее с тем фактом, что эти концепциирасполагались в пространстве, глубина которого отвечала оппозиции здоровья иболезни. И когда будут говорить о жизни групп и обществ, о жизни рас, илидаже о "психологической жизни", то будут иметь в виду не только внутреннююструктуру организованного существа, но медицинскую биполярностьнормы и патологии. Сознание является видимым, потому, что оно можетперемежаться, исчезать, отклоняться от своего течения, быть парализованным;общества живут, так как в них одни -- чахнущие больные, а другие -- здоровы;раса есть живое, но дегенерирующее существо, как, впрочем, и цивилизации,ибо можно было констатировать, сколько раз они умирали. Если науки очеловеке появились как продолжение наук о жизни, то это может быть потому,что они были скрыто биологизированньши, но также и медикалиэированными: без сомнения, с помощью частого переноса,заимствования и


Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2020-11-04 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: