Глава III Свободная область




Оппозиция между медициной патологических типов и медициной социальногопространства из-за слишком очевидных достоинств в глазах современников былаизбавлена от общих для них последствий: она оказалась вне круга медицинскихинституций, формировавших непрозрачность перед лицом новых требованийвзгляда. На самом деле нужно было создать совершенно открытое полемедицинского опыта, с тем, чтобы естественная потребность в типологии моглав нем проявиться без остатка и путаницы; требовалось, чтобы оно вдостаточной мере было представлено в своей целостности и объединенности,позволяя сформироваться верному, исчерпывающему и постоянному знанию оздоровье населения. Это поле, восстановленное в своей исходной истинности иобозреваемое взглядом во всей своей полноте без преград и искажений,аналогично, как минимум в своих первых формулировках, скрытой геометриисоциального пространства, о которой мечтала Революция: однороднаяконфигурация, устанавливающая в каждой из своих частей ансамбльэквивалентных чувствительных точек, способных поддерживать в своейсовокупности постоянные связи; пространство свободного передвижения, гдесвязь частей с целым может быть всегда транспонируема и обратима. И все же существует феномен совпадения требований политическойидеологии и медицинской технологии. В едином порыве врачи игосударственные чиновники требовали, иногда в сходных словах, но наразличным образом укорененных основаниях, упразднения всего, что могломешать установлению 71 нового пространства: больниц, которые искажали специфические законы,управляющие болезнью, и которые нарушали не менее строгие законы,определяющиеся связью собственности и богатства, нищеты и труда; врачебныхкорпораций, мешавших образованию централизованного медицинского знания исвободной игре безграничного опыта, доходящей до пределов Вселенной;наконец. Факультетов, признающих истину лишь как теоретическую структуру ипридающих знанию социальные привилегии. Свобода должна сокрушить всепреграды, противостоящие живой силе правды. Необходимо создать мир, гдевзгляд, свободный от всех помех, будет подчинен лишь непосредственнымзаконам истины, но взгляд не просто верный и подчиненный истине безстраховки независимым управлением: взгляд, который видит -- есть взгляд, который доминирует; и если онтакже умеет подчиняться, он руководит своими учителями: "Это деспотизмтребует невежества, а свобода, сияющая славой, может существовать лишьокруженная всем просвещением, которое может озарить людей. Только во времясна народов среди них может устанавливаться и приживаться тирания...Сделайте другие народы зависимыми не от вашего политического авторитета, неот вашего правительства, но от ваших талантов и вашего просвещения...существует единственная диктатура над людьми, ярмо которой совершенно непретит склоняющемуся перед ней: это диктатура гeния"1. Идеологической темой, ориентирующей все реформы медицинских структур с1789 до II года Термидора была тема суверенной свободы истины:величественное насилие Просве- ___________ 1 Boissy d'Anglas, Adresse a la Convention 25 pluviose an II. Cite in Guillaume, Proces-verbaux du Comite d'Instruction publiquede la Convention, t. II, p. 640--642. 72 щения, бывшее своим собственным господином, упразднило темное царствопривилегированных знаний и установило безграничную империю взгляда. 1. Обсуждение больничных структур Комитет по бедноте Национальной ассамблеи придерживался одновременноидей экономистов и врачей, полагавших, что единственно возможное местоисправления болезней -- это естественная среда социальной жизни, то естьсемья. В ней стоимость болезни для общества сведена к минимуму. Кроме того,в ней исчезает риск усложнения ее уловок, ее самоумножения и перехода вбольницах в форму "болезни болезней". В семье болезнь находится в"естественном" состоянии, то есть согласуется с собственным естеством исвободно предоставлена регенерирующим силам природы. Взгляд близких обращаетна нее живую силу доброжелательности и сдержанного ожидания. В свободнонаблюдаемой болезни есть нечто, ее компенсирующее: "Несчастье... возбуждаетсвоим присутствием благотворное сострадание, рождает в сердцах людейнастоятельную нужду принести облегчение и утешение; уход, предоставляемыйнесчастным в их собственном убежище, использует этот изобильный источникблага, расточающий особую благодать. А бедняк, находящийся в больнице? Всеэти источники исключены для него..."1. Без сомнения, существуют больные,совсем лишенные семьи, или столь бедные, что живут "набившись в чердаки".Для таких необходимо создавать "коммунальные дома больных", которые должныфункционировать как заменители семьи и взаимно распространять сострадающийвзгляд; отверженные найдут также "среди компа- ____________ 1 Bloch et Tutey, Proces-verbaux et rapports du Comae deMendicite (Paris, 1911), p.395. 73 ньонов существ, похожих на них, естественным образом сочувствующих, длякоторых они по крайней мере не будут совсем чужими"1. Таким образом, болезньнайдет в любом месте свое естественное или квазиестественное место: онаобретет там свободу следовать своему течению и раскрыться в своей истиннойсущности. Но идеи Комитета по бедноте объединились также с темой социальногосознания и централизации болезни. Если семья близка несчастным по долгу естественного сострадания, народ близок им по долгу социальной иколлективной помощи. Больничные учреждения, совершенно неподвижные исоздающие бедность их собственной инертностью, должны исчезнуть, но всегдаподлежать мобилизации к выгоде национального благосостояния, чтобыобеспечить каждому необходимую помощь. Государство же должно "отчуждать отсвоего дохода" больничную собственность, объединяя ее затем в "общую массу".Будет создана центральная администрация, ответственная за распоряжение этоймассой; она будет сформирована как постоянное медико-экономическое сознаниенации; она будет заниматься универсальным восприятием каждой болезни инепосредственным изучением всех нужд. Недреманное око нищеты будетответственно за тщательное "выделение необходимых и совершенно достаточныхсумм для помощи несчастным". Оно будет финансировать "коммунальный дом" ираспределять специальную помощь семьям бедняков, которые самостоятельноухаживают за своими больными. Две проблемы привели проект к неудаче. Одна -- связанная с отчуждениембольничного имущества -- имела политическую и экономическую природу. Другая,медицинской природы -- имела отношение к сложным и заразным заболеваниям. _________________ 1 Ibid., p. 396. 74 Законодательное собрание отказывается от принципа национализацииимущества, оно предпочитает просто собирать налоги, предназначая их дляоснования помощи. Не следовало более доверять одной центральнойадминистрации заботу о распоряжении ими, она оказалась бы слишком сложна,слишком далека, и из-за этого бессильна отвечать на нужды. Знание болезни инищеты, чтобы быть непосредственным и эффективным, должно быть географическиспецифицированным и Законодательное собрание в этой области, как и во многихдругих, отказалось от централизма Учредительного собрания в пользу рыхлойсистемы английского типа: местные администрации, ответственные за созданиеосновных промежуточных пунктов, должны быть в курсе потребностей и самираспределять доходы, формируя множественную сеть надзора. Так был найденпринцип коммунализации помощи, к которому Директория окончательно примкнет. Но децентрализованная и смешанная с местными учреждениями помощь немогла более выполнять карательных функций: нужно было отделить проблемупомощи от проблемы подавления. Тенон в своих заботах об урегулированиивопроса о клиниках Бисетр и Сальпетриер хотел, чтобы Законодательноесобрание создало Комитет по делам "госпиталей и домов заключения", в чьемведении были бы больничные учреждения, тюрьмы, проблемы бродяжничества иэпидемий. Законодательное собрание возражало, что это значит "некоторымобразом унизить низшие классы, смешивая на равных основаниях уход заобездоленными и надзор за преступниками"1. Знание о болезни и помощь,которая должна оказывать- ____________ 1 Cite in Imbert, Le dmil hospitalier sous la Revolution esl'Empire (Paris, 1954), p.52. 75 ся бедным, получают собственную автономию. Они адресуются теперь одномутипу специфически беспомощного состояния. Соответственно, врач начинаетиграть решающую роль в организации помощи. На социальной ступени, где онрасполагается, он начинает определять нужды, судить об их природе и уровненеобходимой помощи. Децентрализация средств помощи авторизует медикализациюее выполнения. В этом можно опознать идею, близкую Кабанису, идею врача --должностного лица, которому город должен вверять жизнь людей, вместо того,чтобы "оставлять ее на милость циркачей и кумушек". Это он должен судить,что "жизнь власть имущих и богатых не более драгоценна, чем жизнь слабых инеимущих", и это он, наконец, сумеет отказать в помощи "общественнымзлодеям"1. Кроме своей роли медицинского техника, он играет экономическуюроль в распределении помощи, моральную и квазисудебную роль в ее присуждении-- и вот уже появляется "надзиратель за моралью как за общественнымздоровьем"2. В этой конфигурации, где медицинские инстанции умножаются, чтобы лучшеобеспечить текущее наблюдение, больницы должны обрести свое место. Онинеобходимы больным без семей, но также в случаях заразных, тяжелых, сложных,"экстраординарных" болезней, с которыми врачи не сталкиваются в своейежедневной практике. Здесь также видно влияние Тенона и Кабаниса. Больница,которая в своем самом общем виде есть лишь стигмат нищеты, появляется наместном уровне как необходимая мера защиты. Защиты здоровых людей отболезни, защиты больных от невежественной практики: необходимо "защититьнарод от его собственных оши- _______________________ 1 Cabanis, Du degre de certitude de la medecine (Paris, 1819),p. 135, 154. 2 Ibid., p. 146, n. 1. 76 бок"1, защитить одних больных от других. То, что Тенон предлагал -- этодифференцированное больничное пространство. Дифференцированное по двумпринципам: "образовательному", предлагающему каждой больнице одну категориюбольных или одну группу болезней, и "распределительному" -- определяющемувнутри больницы порядок ведения, "чтобы упорядочить типы больных, которыхони согласны принимать"2. Таким образом, семья, естественное место болезни,дублируется другим пространством, которое должно воспроизводить какмикрокосм конфигурацию мира патологии. Там, под наблюдением врача, болезнибудут группироваться по порядку, по родам и классам в рациональную область,восстанавливающую исходное распределение сущностей. Итак, больница позволяет"так классифицировать больных, что каждый находит то, что соответствует егосостоянию, без утяжеления за счет соседства с болезнями других, беззаражения, будь то больничного, будь то внешнего"3. Болезнь обретает здеськак свою высшую точку, так и вынужденное местопребывание своей истинности. В проектах Комитета по помощи были, таким образом, соположены двеинстанции: обычная, заключающая в себе текущее наблюдение за социальнымпространством через распределение помощи посредством системы сильномедикализированных местных пунктов, и экстраординарная, определяющаяпрерывное, исключительно медицинское пространство, структурированное помодели научного знания. Болезнь помещалась в двойную систему наблюдения:одна точка зрения смешивала и растворяла ее в совокупности социальныхневзгод, требующих ____________________ 1 Cabanis, Du degre de certitude de la medecine, p. 135. 2 Tenon, Meinoires sur les hopitaux (Paris, 1788), p. 359. 3 Ibid., p. 354. 77 изживания, другая -- изолировала ее, чтобы лучше выделить ее истиннуюприроду. Законодательное собрание оставило Конвенту две нерешенных проблемы:собственности больничного имущества и новую проблему больничного персонала.18 августа 1792 г. Собрание объявило "все религиозные корпорации игражданские конгрегации мужчин и женщин, духовные и светские"1 распущенными.Но большая часть больных содержалась религиозными орденами или, какСальпетриер -- светскими организациями, построенными по квазимонастырскоймодели, поэтому декрет добавлял: "Тем не менее в больницах и домах призренияте же люди продолжат уход за больными и лечение больных в индивидуальномпорядке под наблюдением муниципального и административного персонала вплотьдо окончательной организации, которую Совет по помощи незамедлительнопредставит Национальному собранию". В действительности, вплоть до Термидора,Конвент мыслил о проблемах помощи и больниц главным образом в терминахликвидации. Скорейшей ликвидации государственной помощи требовалиЖирондисты, боявшиеся политического оформления наиболее бедных классов вКоммуны в случае предоставления возможности распределения помощи. ДляРоланда система физической помощи "наиболее опасна": без сомнения,благодеяние может и должно оказываться "частным образом, но правительство недолжно в это вмешиваться, оно будет обмануто, не сможет помочь или поможетплохо"2. Отмены больниц требовали Монтаньяры, воспринимавшие их какинституализацию нищенства; одной из задач революции было уничтожить их,делая бесполезными. _____________ 1 J.-B. Duvergier, Collection complete des lois..., t. IV, p.325. 2 Archives parlementalres. t. LVI, p. 646; cite in Imbert, Le droit hospitalier sous la Revolution et l'Empire, p. 76,n. 29. 78 По поводу одного из госпиталей, предназначенных "страдающемучеловечеству", Лебон спрашивал: "Нужно ли, чтобы там находилась длястрадания некая часть человечества?...Так разместим же над дверями этихприютов надписи, извещающие об их скором исчезновении. Так как еслиреволюция закончится, а среди нас еще будут несчастные, наши революционныеусилия будут напрасными"1. И Барер в дискуссии о законе от 22 флореаля IIгода выдвинул знаменитую формулу: "Чем больше милостыни, тем большебольниц". С победой Монтаньяров эта идея повлекла за собой организациюгосударством общественной помощи и в более или менее отдаленные сроки --полную отмену госпитальных учреждений. Конституция II года объявляет в своейДекларации прав, что "общественная помощь есть священный долг"; закон от 22 флореаля предписывает создание "свода национальнойблаготворительности" и организацию системы помощи на местах. Он предполагалсоздание домов здоровья лишь для "больных, совершенно не располагающихжильем или не могущих получать в нем помощь"2. Национализация больничнойсобственности -- принцип, который был принят, начиная с 19 марта 1793 года,но реализация которого должна была быть задержана до "полной, окончательнойи множественной организации общественной помощи", -- стала незамедлительновыполняться после закона от 23 мессидора II года. Больничное имущество будетпродано наряду с национальным имуществом с помощью казначейства.Кантональные агентства будут отвечать за распределение необходимой помощи поместу жительства. Итак, начала осуществляться, если не в реальности, то поменьшей мере _____________________ 1 Ibid., p. 78. 2 Закон от 19 марта 1793. 79 на уровне законодательства, великая мечта о всеобщей дегоспитализацииболезней и нищеты. Бедность -- это экономическое состояние, содействиекоторому должно осуществляться в той мере, в какой оно существует, болезнь-- это индивидуальное несчастье, необходимый уход за жертвой которого должнаосуществлять семья. Больницы -- анахроническое решение, не отвечающеереальным нуждам нищеты, клеймящее своей убогостью больного человека. Ондолжен достигнуть в семье идеального состояния, когда человеческое существоне будет более надорвано мучительной работой и не будет знать больницы,провожающей его к смерти. "Человек не создан ни для ремесла, ни длябольницы, ни для богадельни: все это отвратительно"1. 2. Право на практику и медицинское образование Декрет Марли, принятый в марте 1707 года, регулировал на протяжениивсего XVIII века врачебную практику и медицинское образование. Тогда речьшла о борьбе с шарлатанами, знахарями и "людьми без дипломов и способностей,практиковавших в медицине"; соответственно, нужно было реорганизоватьФакультеты, впавшие после многих лет в "глубочайшую дряхлость". Былопредписано, что врачи впредь должны обучаться во всех университетахкоролевства, где есть или были Факультеты; кафедры, вместо того, чтобыбесконечно оставаться вакантными, по мере освобождения открывали быконкурсы; что студенты могли бы получать свою степень не ранее трех летобучения, подтвержденного записями на лекции каждые 4 месяца; каждый год онидолжны подвергаться экзаменам перед тем, как им присуждают звание ______________ 1 Saint-Just, in Buchez et Roux, Histoire parlementaire, t. XXXV, p. 296. 80 бакалавра, лиценциата или доктора; они должны обязательно посещатькурсы анатомии, химической и галеновской фармации и демонстрации лечебныхрастений1. Эти условия в качестве принципа были положены в основу 26 статьиДекрета: "Никто не может ни практиковать в медицине, ни давать каких-либоснадобий, будь то даже бесплатно, если он не получил степени лиценциата".Далее речь идет о том, что стало основным следствием, и что было оплаченомедицинскими Факультетами ценой их реорганизации, а именно о том, что "всенищенствующие или не нищенствующие монахи подпадают или находятся подзапрещением предыдущей статьи"2. В конце века критики были единодушны покрайней мере в отношении четырех пунктов: шарлатаны продолжают процветать,каноническое образование, даваемое Факультетами, более не отвечает ни нуждампрактики, ни новым открытиям (обучали лишь теории, не были предусмотрены ниматематика, ни физика); было слишком много Медицинских школ, чтобы можнобыло обеспечить везде достаточно высокий уровень обучения; в них цариловзяточничество (кафедры добывались как посты; профессора давали платныекурсы; студенты покупали экзамены и заказывали свои диссертации неимущимврачам), что делало медицинское обучение крайне дорогим, тем более, что длятого, чтобы специализироваться в практической области, новоиспеченный врачдолжен был посещать разборы известного практика, которому нужно было за этоплатить3. Революция оказывается, таким __________ 1 Статьи 1,6, 9,10,14 и 22. 2 Статьи 26 и 27. Полный текст декретов Марли; цит. по Gilibert, L'anaivhie medicinale (Neuchatel, 1772), t. 2, р. 58--118. 3 См. по этому поводу работу Gilibert, цитированную выше; Thiery, Voeux d'un patriote sur la medecine en France (1789): этот текст,будучи написанным в 1750 году, был опубликован Генеральными штатами толькослучайно. 81 образом, между двумя сериями притязаний: одни в пользу более жесткогоограничения права врачевания, другие в пользу более строгогоуниверситетского курса. Однако, и те и другие противятся любым реформам,приводящим к упразднению гильдии, корпораций и закрытию университетов. Отсюда напряжение между требованиями реорганизации знаний, такими какотмена привилегий и эффективное наблюдение за здоровьем нации. Как свободныйвзгляд медицины, и через нее -- правительства, который должен быть устремленна граждан, может быть вооружен знанием и компетенцией без того, чтобы невпасть в эзотеризм знания и жесткость социальных привилегий? Первая проблема: может ли медицина быть свободной профессией, незащищенной никаким корпоративным законом, никаким запретом на практику,никакой привилегией компетенции? Может ли медицинское сознание нации бытьстоль же спонтанным как политическое или нравственное сознание? Врачизащищают свои корпоративные права, подчеркивая, что они заботятся не опривилегии, но о сотрудничестве. Медицинское сословие отличается, с однойстороны, от политических сословий тем, что оно не старается ограничитьсвободу других, налагая на граждан законы и обязанности; оно вводит императив лишь по отношению к себе самому, "его юрисдикциязаключена в его лоне"1, но оно отличается также и от других профессиональныхсословий тем, что стремится не поддерживать темные права и обычаи, носопоставлять и обсуждать знание. Без организующего органа познание угасаетпри своем зарождении, опыт отдельного человека теряется для всех. Врачи,объединяясь, неявно кля- _________________ 1 Cantin, Projet de refonne adresse a Assemblee Nationals (Paris, 1790), p. 14. 82 нутся: "Мы хотим укреплять себя всеми нашими знаниями; слабостького-либо среди нас исправляется силой других; собираясь вместе подсовместным надзором, мы стимулируем бесконечное соревнование"1. Медицинскоесословие критикует себя более, нежели защищает, и поэтому оно необходимо,чтобы защитить народ от его собственных иллюзий ишарлатанов-мистификаторов2. "Если врачи и хирурги составляют необходимое дляобщества сословие, их важные функции требуют от имени законодательной властиособой осторожности, предупреждающей злоупотребления"3. Свободноегосударство, желающее защитить свободных граждан от ошибок и болезней,которые случаются, не может разрешать свободной медицинской практики. В действительности никто, даже самые либеральные Жирондисты, непомышлял о полной либерализации медицинской практики и о режимебесконтрольной конкуренции. Матье Жерар сам, требуя отмены всехустановленных медицинских сословий, хотел образовать в каждом департаментетрибунал, который бы судил, "занимаясь в особенности медициной, недоказавшей своего умения"4. Но проблема медицинской практики была связана стремя другими: общей отменой корпораций, исчезновением медицинскогосообщества и, в особенности, с закрытием университетов. Вплоть до Термидора проекты реорганизации Медицинских школ былинеисчислимы. Их можно сгруппировать в два класса: одни, предполагавшиеустойчивость университетских ___________ 1 Cantin, ibid. 2 Cabanis, Du degre de certitude de la medicine. 3 Jadelot, Adresse a Nos Seigneurs de l'Assemblee National (Nancy, 1790), p. 7. 4 Cf. supra, p. 29. 83 структур, другие, учитывавшие декрет от 17 августа 1792 года. В группе"реформистов" постоянно встречается идея о том, что необходимо уничтожитьместный сепаратизм, упраздняя прозябающие мелкие Факультеты, гденедостаточно многочисленные, малокомпетентные профессора распределяли илипродавали экзамены и ученые степени. Несколько важных Факультетов предложатвсей стране кафедры, занять которые будут просить самых лучших; они будутготовить врачей, качество которых никем не может быть оспорено. Контрольгосударства и его мнение эффективно помогут, таким образом, рождению знанияи медицинского сознания, ставшего наконец адекватным нуждам нации. Тьериполагает, что будет довольно четырех факультетов; Галло -- что только двух инескольких специальных школ для менее академического образования. Необходимобыло к тому же, чтобы обучение длилось дольше: семь лет по Галло, десять поКантону, поскольку речь шла о включении в цикл обучения математики,геометрии, физики и химии1, всего, что было органически связано смедицинской наукой. Но в особенности необходимо было предусмотретьпрактическое обучение. Тьери предполагал создать почти независимый отФакультетов Королевский институт, который обеспечивал бы элите молодыхврачей улучшенное образование. В Королевском институте было бы создано нечтовроде интерната, дублированного больницей (можно было бы использоватьрасполагавшийся совсем рядом Сальпетриер); там профессора преподавали бы,посещая больных; Факультет довольствовался бы тем, что делегировал врача дляпубличных экзаменов в Королевском институте. Кантен полагает самым главнымпринять, что кандидатов-врачей должны направлять поочередно то в больницы,то в деревни, распола- ______________ 1 Thiery, loc. cit., p. 89--98. 84 гающиеся около госпиталей, где они могли бы практиковаться: и здесь и там есть потребность в рабочей силе, а лечащиеся больныередко нуждаются в высококвалифицированных врачах. Осуществляя от района крайону этот вариант медицинского Тур де Франс, будущие врачи получат болееразностороннее образование, познакомятся с болезнями каждого климатическогопояса и будут информированы о наилучших методах лечения. Практическое образование отчетливо отделено от теоретического иуниверситетского обучения. В то время как медицина (как мы это увидим далее)уже владела концепциями, позволявшими определить единство клиническогообучения, реформаторы не доходили до того, чтобы предлагатьинституциональную версию: практическое обучение есть не простое и чистоеприменение абстрактного знания (тогда было бы достаточно поручить этопрактическое обучение профессорам самих школ), но оно не может быть также иключом к этому знанию (его невозможно приобрести, если оно не было ужеполучено однажды в другом месте). Практическое образование определялосьнормами медицины как социальной группы, тогда как университетскоеобразование не отделялось от медицины, более или менее родственнойтипологической медицине. Достаточно парадоксальным образом это получение практических знаний,доминировавшее в качестве темы социальной полезности, было почти полностьюпредоставлено частной инициативе. Государство контролировало лишьтеоретическое образование. Кабанис хотел бы, чтобы все госпитальные врачиимели разрешение "формировать школы согласно плану, признанному в качествелучшего"; сам и только сам врач определит каждому ученику время необходимогообучения. Для 85 некоторых будет достаточно двух лет, для других, менее одаренных,потребуется четыре года. Эти уроки, возникшие в результате индивидуальнойинициативы, должны обязательно оплачиваться, и преподаватели сами будутустанавливать цену: последняя, без сомнения, может быть очень высока, если профессор оченьзнаменит, и его обучение уникально, но в этом не существует никакихнеудобств. "Благородное соревнование, вызванное всеми видами мотивов, можетобернуться лишь к выгоде больных, врачей, учеников и науки"1. Курьезна структура этой реформаторской мысли. Предполагается передатьпомощь индивидуальной инициативе и поддерживать больничные учреждения какпривилегированные и существующие для более сложной медицины; структураобразования инвертирована: оно следует обязательному и публичному пути вУниверситете, в больнице же становится частным, конкурентным и платным.Итак, нормы получения знания и правила формирования восприятия еще несоположены: способ, которым наблюдают, и способ, которым этому обучают, несходятся. Поле медицинской практики разделено между такой свободной ибесконечно открытой областью, как домашняя практика, и закрытой,ограниченной типологической истиной, которую она раскрывает. Полеученичества разделено между закрытой областью передаваемого знания иоткрытой -- где истина говорит о самой себе. Больница все время играетдвойную роль: места систематизации истин для взгляда, с помощью которогонаблюдает врач, и места свободного опыта для знания, которое формулируетучитель. Август 1791 года -- закрытие университетов; сентябрь -- Законодательноесобрание распущено. Двусмысленность этих ____________ 1 Cabanis, Obcervations sur les hopitaux (Paris, 1790), p.32--33. 86 сложных структур изживается. Жирондисты провозглашают свободу, котораябудет ограничиваться лишь ее собственной игрой, и они привлекают на помощьвсех тех, кто, благодаря создавшемуся положению вещей, желает, в отсутствиелюбой организации, снова добиться если не привилегий, то по меньшей мере --влияния. Католики, такие как Дюран Мэйян, старые ораторы, такие как Дону илиСэйе, умеренные, такие как Фуркруа, являются защитниками наиболее крайнеголиберализма в обучении наукам и искусствам. Проект Кондорсе угрожает на ихвзгляд возрождением "чудовищной корпорации"1. В этом видится возрождениетого, чего едва избежали, -- "готических университетов и аристократическихакадемий"2, после чего не нужно будет долго ждать, чтобы восстановилась сетьдуховенства, более опасная, может быть, чем та, которую народный разумтолько что низвергнул"3. Вместо и на месте этого корпоративизмаиндивидуальная инициатива утвердит истину везде, где она будет реальносвободна: "Верните гению всю широту власти и свободу, которая провозглашена;объявите его права неотъемлемыми; щедро наделите полезных толкователейприроды, где бы они ни находились, почитанием и публичным вознаграждением;не ограничивайте узким кругом просвещение, желающее лишь того, чтобы егопознали"4. Никаких организаций, но лишь полученная свобода: "граждане,просвещенные в литературе и искусствах, приглашены заниматься образованиемна всем пространстве Французской Республики". Ни экзаменов, ни других знаковкомпетенции, кроме возраста, опыта и __________________ 1 Duran Maillane, J. Guillaume, Proces-verbaux du Comite({'Instruction publique de la Convention, t. I, p. 124. 2 Fourcroy, Rapport sur I'enseignement libre des sciences et desarts (Paris an II), p. 2. 3 Ibid.,p.2. 4 Ibid., p. 2. 87 почитания граждан. Тот, кто хочет преподавать математику, изящныеискусства, или медицину, должен лишь получить в своем муниципалитетесвидетельство о патриотизме и порядочности. Если же он нуждается изаслуживает помощи, то сможет также просить у местных органов того, чтобыему предоставили материалы для обучения и экспериментов. Эти свободнодаваемые уроки будут, по согласованию с учителем, оплачиваться учениками, номуниципалитеты смогут распределять стипендии для тех, кто в них нуждается.Образование в условиях экономического либерализма и конкуренциивосстанавливает старую греческую свободу: знание спонтанно передаетсясловом, и последнее чествует того, кто внес в него новую истину. И словнодля того, чтобы пометить ностальгией и недоступностью свою мечту, чтобысообщить ей еще большую античность, делающую его замыслы неприступными, илучше скрыть реальные расчеты, Фуркруа предлагает, чтобы после 25-летнегопреподавания, учителя, обремененные годами и почитанием, могли бы, каккогда-то Сократ, признанный лучшей частью Афин, получить содержание для ихдолгой старости в Пританее. Парадоксально, что именно Монтаньяры и лица, наиболее близкиеРобеспьеру, защищали идеи, родственные проекту Кондорсе. Ле Пеллетье, планкоторого после его убийства был подхвачен Робеспьером, а затем Роммом(Жирондисты уже пали), предполагает централизованное и контролируемоегосударством на каждом этапе образование. Даже во времена Монтаньяровбеспокоились об "этих 40000 Бастилий, куда предполагается вновь заточитьрождающееся поколение"1. Букье, член Комитета народного образования,поддержанный Якобинцами, предлагает смешанный план, менее анархический, чему Жирондистов и менее жесткий, чем у Ле Пел- ___________ 1 Saint-Foy, Journal de la Montagne, n. 29, 12 decembre 1793. 88 летье и Ромма. Он делает важное различие между "знаниями, необходимымигражданину", без которых он не может стать свободным человеком --государство должно ему их предоставить так же как свободу -- и "знаниями,необходимыми обществу": государство "должно им благоприятствовать, но не может их ниорганизовать, ни контролировать, как первые. Они служат сообществу, а неформируют индивида". Медицина входит в них вместе с науками и искусством. В9 городах страны будут созданы "Школы здоровья", каждая с 7 учредителями, нов Париже их будет 14. Дополнительно "фельдшер будет давать в госпиталяхуроки, предназначенные для женщин, детей, сумасшедших и венерическихбольных". Эти учредители будут одновременно оплачиваться государством (3500ливров в год) и избираться жюри, организованным "администраторами округа,объединяющего граждан"1. Таким образом общественное сознание обретет в этомобучении одновременно свободу выражения и пользу, к которой оно стремится. С наступлением Термидора имущество больниц национализируется,Корпорации запрещаются. Общества и Академии упраздняются. Университет сФакультетами и Медицинскими школами более не существует, но члены Конвентане имели возможности ни реализовать политику помощи, принцип которой ониприняли, ни ограничить свободную медицинскую практику, ни определитьтребующуюся для нее компетенцию, ни, наконец, закрепить формысоответствующего обучения. Такое затруднение удивляет, когда думаешь, что в течение десятков леткаждый из этих вопросов обсуждался на протяжении долгого времени, чтопредлагалось такое количество решений, обозначавших теоретическое пониманиепроблемы, _____________ 1 Fourcroy, lос. cit. 89 тем более что Законодательное собрание в принципе сформулировало то,что при Термидоре и Консулате вновь будет открыто как решение. В течение всего этого периода игнорировалась необходимая структура,которая могла бы придать единство форме опыта, уже определенногоиндивидуальным наблюдением, разбором случаев, ежедневной практикой болезни иформе обучения, относительно которого хорошо понималось, что оно должнопроисходить скорее в больнице, нежели на Факультете, в тесной близости кконкретному миру болезни. Было неясно, как можно давать с помощью слова то,что умели делать лишь взглядом. Видимое не было ни говорящим, ни сказанным. Если медицинские теории за полвека в значительной степенимодифицировались, и если были в большом количестве выполнены новыенаблюдения, то тип объекта, к которому обращалась медицина, остался прежним.Позиция познающего и наблюдающего субъекта оставалась той же, концепцииформировались по тем же самым правилам. Или скорее, вся совокупностьмедицинского знания подчинялась двум типам регулярности: один тип --индивидуальное и конкретное видение, разбитое на сектора в соответствии снозологической таблицей классов болезней; другой -- продолжающаяся,глобальная и количественная регистрация климатической и топографическоймедицины. Все попытки педагогической и технической реорганизации медициныпроваливались по причине центральной лакуны: отсутствия новой, связанной иунитарной модели формирования объектов, способов видения и медицинскихконцепций. Политическое и научное единство института медицины требовало длясвоей реализации мутации в глубину. Однако у революционных реформаторов этоединство осуществлялось лишь в форме 90 теоретического рассуждения, перегруппировывавшего задним числом ужеустановленные элементы знания. Эти колеблющиеся рассуждения явно взыскали единства знаний ипрактической медицины, отмечая им идеальное место, но в той же мере они былиосновным препятствием для его реализации. Идея совершенно прозрачной,неограниченной, сверху донизу открытой для взгляда, вооруженного, тем неменее, привилегиями своей компетенции, области, разрешала собственныетрудности, благодаря возможностям, приписываемым свободе: в ней болезньдолжна была сама, без затруднений, сформулировать для взгляда врачанерушимую и даруемую истину. Общество же, находящееся под медицинскимнаблюдением, осведомленное и просвещенное, должно благодаря этомуосвободиться от болезни. Великий миф свободного взгляда, который всвоей верности тому, чтобы открывать, получает свойство разрушать. Очищенный и очищающий взгляд, свободный от тени,рассеивает мрак. Космологические ценности, подразумеваемые в Aufklarung1,еще участвуют в этом. Медицинский взгляд, чьи возможности познаются, еще неперенял в клиническом опыте новых условий реализации; он не более чемсегмент диалектики Просвещения, перенесенной в глаз врача. Благодаря эффекту, обусловленному успехом современной медицины, длябольшинства умов, более приверженных темам просвещения и свободы, клиника,которой они в общем избегают, будет пребывать в дискурсивных структурах, гдеона обрела рождение. Будут охотно думать, что клиника родилась в этомсвободном саду, где встречаются с общего согласия врач и больной, гденаблюдение свершается в немоте теорий, единственно ясностью взгляда, гдеопыт передается от учите- ______________ 1 Здесь -- Просвещение (нем. -- Примеч. перев.). 91 ля ученику вне самих слов. К выгоде этой истории, связывающейплодоносность клиники с научным, политическим и экономическим либерализмом, забывается, что на протяжении многих лет онвоспроизводил идеологическую тематику, бывшую препятствием в организацииклинической медицины.


Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2020-11-04 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: