Рганизация безбарьерной образовательной среды в инклюзивных образовательных учреждениях.




Одна из последних стратегий специального образования это инклюзия. Как сообщает Н.В. Борисова, «инклюзия означает полное вовлечение ребенка с особыми образовательными потребностями в жизнь школы». Инклюзивное образование — это признание ценности различий всех детей и их способности к обучению, которое ведется способом, который наиболее подходит ребенку. Инклюзия как принцип организации образования является явлением социально-педагогического характера. Соответственно, инклюзия нацелена не на изменения или исправление отдельного ребенка, а на адаптацию учебной и социальной среды к возможностям данного ребенка. «Безбарьерная среда — комплекс мер для обеспечения доступности и создания равных возможностей для лиц с особенностями психофизического развития во всех сферах жизни общества». Н.Н. Буковцова пишет, что безбарьерной образовательной средой является доступная среда для детей-инвалидов, которая обеспечивает доступ к образовательным ресурсам и совместный процесс их обучения в обычных школах. Безбарьерное образование — основа развития инклюзивной практики в образовательных учрежджениях, основная идея которого заключается в исключении любой дискриминации учеников и создании специальных условий для детей, которые имеют особые образовательные потребности. Уважения достоин каждый ребенок, поэтому он может и должен учиться в общеобразовательном классе и работа по созданию комфортных условий обучения является важным этапом для безбарьерного получения образования. Инклюзивное образование – образование, которое каждому ребенку, несмотря на имеющиеся физические, интеллектуальные, социальные, эмоциональные, языковые и другие особенности, предоставляет возможность быть включенным в общий (единый, целостный) процесс обучения и воспитания (развития и социализации), что затем позволяет взрослеющему человеку стать равноправным членом общества, снижает риски его сегрегации и изоляции. Создание специальных условий для получения образования обучающимися с ограниченными возможностями здоровья – условия обучения, воспитания и развития таких обучающихся, включающие в себя использование специальных образовательных программ и методов обучения и воспитания, специальных учебников, учебных пособий и дидактических материалов, специальных технических средств обучения коллективного и индивидуального пользования, предоставление услуг ассистента (помощника), оказывающего обучающимся необходимую техническую помощь, проведение групповых и индивидуальных коррекционных занятий, обеспечение доступа в здания организаций, осуществляющих образовательную деятельность, и другие условия, без которых невозможно или затруднено освоение образовательных программ обучающимися с ограниченными возможностями здоровья. В рамках инклюзивного образования предлагается следующая структура образовательной среды как пространства социализации детей с различными возможностями и особенностями: пространственно-предметный компонент (материальные возможности учреждения - доступная (безбарьерная) архитектурно-пространственная организация; обеспеченность современными средствами и системами, соответствующими образовательным потребностям детей); содержательно-методический компонент (адаптированный индивидуальный маршрут развития ребенка, вариативность и гибкость образовательно-воспитательных методик, форм и средств); коммуникативно-организационный компонент (личностная и профессиональная готовность педагогов к работе в смешанной (интегрированной) группе, благоприятный психологический климат в коллективе, управление командной деятельностью специалистов).

К условиям организации инклюзивной образовательной среды мы относим:

-преемственность дошкольного и школьного образования на уровне дидактических технологий, образовательных программ, воспитательного пространства учреждений. Совместная деятельность специалистов детского сада и школы осуществляется на основе сотрудничества по выработке совместных решений в сфере создания педагогических условий инклюзии. Сотрудничество осуществляется в следующих формах: совместное проведение педагогических советов и совещаний, родительских собраний, воспитательных мероприятий, занятий в школе будущего первоклассника; комплексное и многоуровневое сопровождение участников образовательного процесса: педагог (научный руководитель, администрация), обучение детей (дефектолог, психолог, родители) и социализация детей (психолог, родители, волонтеры).

Сопровождение участников образовательного процесса реализуется посредством следующих инновационных технологий, которые в совокупности реализуют комплексный разноуровневый характер сопровождения участников педагогического процесса: технология адаптации ребенка к новому образовательному уровню; технология сопровождения педагога; технология помощи ребенку в процессе обучения; технология взаимодействия с семьей; технология воспитания личности [1].

Основные подходы в учебно-воспитательной работе школы базируются на внедрении в практику педагогов различных форм индивидуального сопровождения ребенка на основе системной совместной работы с дефектологом и врачами, реализации здоровьесберегающих и развивающих технологий по следующим направлениям: социальное развитие, охрана здоровья и жизнеобеспечения, интеллектуальное и эстетическое развитие, трудовое воспитание и профессиональное самоопределение.

Одним из компонентов инклюзивного образования специальных коррекционных школ является коррекционная работа, которая ведется по следующим направлениям: комплексный подход и долговременная система коррекционно-образовательной работы с учащимися; максимально возможное развитие потенциала социальных и профессиональных возможностей учащихся; преемственность процесса образования во всех звеньях: урок, коррекционное занятие, внеурочная деятельность. Организация образовательного процесса в школе реализуется с помощью медико-психолого-педагогического сопровождения детей с ограниченными возможностями здоровья на разных этапах обучения.

В основу образовательной системы школы легли следующие положения: учёт и использование ограниченных психофизических возможностей детей; активизация учебно-познавательной деятельности, психических и индивидуальных особенностей детей с ограниченными возможностями здоровья; организация речевой среды как условие овладения учащимися средствами общения; вариативность учебных программ для детей с различным психическим развитием; гибкость в подборе учебного материала в соответствии с индивидуальными возможностями детей; использование компьютерных программ с целью активизации учебно-познавательной деятельности, формирования и расширения представлений об окружающем мире у детей с ограниченными возможностями здоровья.

Инклюзивное образование выступает для отечественной системы образования определенной инновацией, следовательно, требует грамотного управления на всех этапах его моделирования и внедрения. Эффективность инклюзивного образования предполагает создание комплекса условий, среди которых основными выступают: готовность специалистов к реализации инклюзивного педагогического процесса (включает все виды готовности: личностной, профессиональной, психологической и др.), гуманистическая система воспитания, включающая формирование нравственно-психологического климата внутри коллектива; организация коррекционной помощи и психолого-педагогического сопровождения развития и социализации детей.

Все особые дети нуждаются в обогащении опыта социального и учебного взаимодействия со своими нормально развивающимися сверстниками, однако каждому ребенку необходимо подобрать доступную и полезную для его развития модель образования. Следовательно, главной целью - является самореализация выпускников в социальном включении. Речь идет не просто об их пассивной интеграции в окружающий мир, а о том, что молодые люди с ограниченными возможностями здоровья являются равноправными членами нашего общества, достойными не только жалости и сострадания, а равноправного партнерского отношения. Это достижимо, если в ближайшие годы строить учебно-воспитательный процесс на основе всестороннего изучения личности школьника путем активизации деятельности социальной и психолого-педагогической службы в школе, научно обоснованного диагностирования, анализа динамики развития каждого ребенка, создания соответствующих условий для удовлетворения его растущих потребностей и активного участия в жизни социума. С учетом анализа образовательной ситуации в школе, социума микрорайона, потребностей учащихся, социального заказа родителей, педагогический коллектив наметил пути устранения и решения выявленных противоречий и проблем: развивать систему психолого-педагогического сопровождения детей и подростков для дальнейшей социализации; совершенствовать работу родительского всеобуча по гражданской позиции обучающегося, воспитанника; расширять реабилитационное пространство за пределами учреждения, вводить новые профили трудового обучения; контролировать соответствие избранной реабилитационной программы реальным достижением и уровнем развития личности ребенка; совершенствовать предпрофильную и профильную подготовку обучающихся, воспитанников; внедрять в педагогический процесс учреждения социально- культурные технологии познания, развития и воспитания; проводить поиск и использование специфических средств обучения и развития, развивать дифференцированное, пошаговое развивающее обучение, учитывающее несформированность воспитанников целого ряда базовых механизмов, выявлять возможности межпредметных связей и создавать интегрированные курсы, использовать формы и методы работы, повышающие интерес детей к процессу познания и мотивации учения; осуществлять комплекс мер по совершенствованию системы оздоровления детей и формированию здорового образа жизни, по охране и укреплению здоровья обучающихся, воспитанников через реализацию здоровьесберегающих и здоровьеразвивающих технологий.

Создание всеобъемлющих условий для получения образования обучающимися с учетом их психофизических особенностей следует рассматривать в качестве основной задачи в области реализации права на образование детей с ограниченными возможностями здоровья.

В результате в образовательных учреждениях, в том числе, реализующих инклюзивную практику, должны создаваться условия, гарантирующие возможность достижения планируемых результатов освоения основной образовательной программы общего образования всеми обучающимися; использования обычных и специфических шкал оценки «академических» достижений ребенка с ОВЗ, соответствующих его особым образовательным потребностям; адекватной оценки динамики развития жизненной компетенции ребенка с ОВЗ совместно со всеми участниками образовательного процесса, включая и работников школы и родителей (их законных представителей); индивидуализации образовательного процесса в отношении детей с ОВЗ; целенаправленного развития способности детей с ОВЗ к коммуникации и взаимодействию со сверстниками; выявления и развития способностей обучающихся с ОВЗ через систему клубов, секций, студий и кружков, организацию общественно-полезной деятельности, в том числе социальной практики, используя возможности образовательных учреждений дополнительного образования детей; включения детей с ОВЗ в доступные им интеллектуальные и творческие соревнования, научно-техническое творчество и проектно-исследовательскую деятельность; включения детей с ОВЗ, их родителей (законных представителей), педагогических работников и общественности в разработку основной образовательной программы общего образования, проектирование и развитие внутришкольной социальной среды, а также формирование и реализацию индивидуальных образовательных маршрутов обучающихся; использования в образовательном процессе современных научно-обоснованных и достоверных коррекционных технологий, адекватных особым образовательным потребностям детей с ОВЗ; взаимодействия в едином образовательном пространстве общеобразовательной и специальной (коррекционной) школы в целях продуктивного использования накопленного педагогического опыта обучения детей с ОВЗ и созданных для этого ресурсов.

В целом, под образовательной технологией раскрывается «упорядоченная система действий, выполнение которых приводит к гарантированному достижению педагогических целей» [5. С. 79]. Несмотря на различное понимание термина «педагогическая технология», большинство специалистов объединяют их четырьмя важными положениями: 1. Планирование обучения и воспитания на основе точно определенного желаемого результата. 2. Программирование учебно-воспитательного процесса в виде строгой последовательности действий учителя и ученика. 3. Сопоставление результатов обучения и воспитания с первоначально намеченным результатом как в ходе учебно-воспитательного процесса (мониторинг), так и при подведении итогов. 4. Коррекция результатов на любом этапе учебно-воспитательного процесса
Говоря о технологиях инклюзивного образования, то мы понимаем те технологии, которые ведут к созданию условий для качественного доступного образования всех без исключения детей, то есть безбарьерного образования. Н. В. Борисова выделяет две большие группы инклюзивных технологий: организационные и педагогические. Организационные технологии связаны с этапами организации инклюзивного процесса: ‒технологии проектирования и программирования; ‒технологии командного взаимодействия учителя и специалистов; ‒технологии организации структурированной, адаптированной и доступной среды. Основная идея инклюзивного образования — мониторинг образовательных условий во всей их совокупности на предмет учета образовательных потребностей и возможностей участников образовательного процесса. При обнаружении барьеров, возникающих для детей в образовательном процессе, все участники включаются в проектирование изменений, которые создают более эффективные образовательные условия. Проектирование и программирование являются необходимыми технологиями для реализации принципов инклюзивного образования. Среди педагогических технологий можно выделить те, которые могут быть успешно использованы в инклюзивной практике учителем на уроке. Классификация их осуществляется в соответствии с задачами и ролью в организации совместного образования детей с различными образовательными потребностями. 1. Технологии, направленные на освоение академических компетенций при совместном образовании детей с различными образовательными потребностями: технологии дифференцированного обучения, технологии индивидуализации образовательного процесса. 2. Технологии коррекции учебных и поведенческих трудностей, возникающих у детей в образовательном процессе. 3. Технологии, направленные на формирование социальных (жизненных) компетенций, в том числе принятия, толерантности. 4. Технологии оценивания достижений в инклюзивном подходе. 5. Технологии, индивидуализирующие образовательный процесс.
Технологиями коррекции учебных и поведенческих трудностей, возникающих у детей в образовательном процессе являются специальные логопедические технологии и технологии специальной педагогики, направленные на коррекцию нарушения, технологии нейропсихологического подхода в коррекции учебных трудностей, технологии психолого-педагогической системы формирования и развития речевого слуха и речевого общения у детей с нарушениями слуха, технологии прикладного анализа поведения АВА и др. Важным результатом инклюзивного образования является формирование жизненных навыков. Можно выделить следующие технологии, направленные на повышение социальной компетенции: прямое обучение социальным навыкам; формирование социальных навыков через подражание, организация групповых видов активности, в том числе и игровых. Через правила, примеры, которые показывает учитель, осуществляется прямое обучение социальным навыкам. Принятие правил очень важно для всех детей, но оно должно быть осознанным, связанным с их личным опытом. Обязательно нужно хвалить учащихся за выполнение правил. Формирование социальных навыков через подражание предполагает взаимообучение детей, т. е. более компетентный в какой-то области ребенок становится примером для подражания для других детей. Обучение через подражание важно для любого ребенка, но особенно оно важно для обучения детей с задержкой психического развития, для детей с расстройствами аутистического спектра. Поэтому обучение не в однородных, а гетерогенных группах более эффективно. При организации групповых видов активности, таких как дежурство, подготовка к празднику, работа в учебных группах, учитель: ‒ планирует групповую активность детей, способствующую их эффективному социальному взаимодействию; ‒ выбирает участников для группы ‒ вводит эту активность; (adsbygoogle = window.adsbygoogle || []).push({}); ‒ по ходу действия предлагает идеи взаимодействия, когда это необходимо. В отечественной педагогике выделяют социоигровые технологии. Данный вид основан на театральных упражнениях, обучающих играх, которые развивают высшие психические функции. Благодаря данным технологиям дети с ограниченными возможностями здоровья включаются в условия общеобразовательной школы. В процессе инклюзивного образования предметом оценки выступают как сами достигаемые образовательные результаты, так и процесс их достижения. Выбор формы текущего оценивания определяется общими и специальными целями обучения, конкретными учебными задачами, целью получения информации. «Вместе с педагогом-психологом учитель продумывает такую стратегию работы со всем классом, при которой дети учатся оценивать не только результат, качество продукта учения, а процесс, т. е. степень прилагаемых усилий, активность, меру участия в групповой работе».

Таким образом, можно сказать о том, что роль инклюзивного образования повышается и в настоящее время целью образовательных организаций является создание «безбарьерной» образовательной среды, модернизация упорядоченной системы действий, выполнение которых приводит к гарантированному достижению педагогических целей.
3. Специфика оптимизации условий для инклюзивного обучения.

За последние десятилетия в нашей стране увеличилось число детей, имеющих нарушения в раз­витии в самых разнообразных проявлениях. Родители чаще стали оставлять таких детей на воспита­ние в семье, а не отказываться от них и не сдавать их в закрытые государственные учреждения. В конце концов, это привело к резкому увеличению числа детей, оставшихся без возможности полу­чить образование, и семей, лишенных социально-психологической помощи ввиду неподготовленно­сти ни законодательной, ни коррекционно-образовательной практики. В связи с этим ребенок был изолирован от общества и постепенно утрачивал шанс адаптироваться к жизни в обычной социаль­ной среде.

До недавнего времени детей разделяли на «обучаемых» и «необучаемых». При этом ребенка, ко­торого сочли «необучаемым», вытесняли из системы образования в систему здравоохранения, кото­рая не могла решить проблем психического развития, а только усугубляла их.

Чтобы на практике реализовать идею внедрения «особого» ребенка в общество, необходимо соз­дать эффективную систему его реабилитации. Семья, решившая оставить такого ребенка, должна ви­деть модели жизненного маршрута, которым тот пойдет дальше (дошкольное учреждение, учеба в школе, затем — профессия, а также то, каким должен быть досуг для таких детей). Родители долж­ны видеть всю перспективу жизненного пути «особого » ребенка, ведь только при её наличии с семьи снимается хроническое социальное напряжение.

Вместо концепции интеграции, т.е. создания специальных условий для детей с особыми потреб­ностями в рамках существующей системы, без изменения самой системы, сейчас большее предпочте­ние отдают концепции инклюзивного образования, основной целью которого является изменение школ в соответствии с потребностями всех учеников.

Саламанкская декларация (1994 год 92 страны) определяет инклюзию как реформу, поддерживающую и приветст­вующую различия и особенности каждого ученика. Ее цели — избежать социальной дискриминации, являющейся следствием различий в поле, расе, культуре, социальном классе, национальности, рели­гии и индивидуальных возможностях и способностях. Однако эта концепция не нашла универсально­го применения.

При применении медицинского подхода родители часто получают искаженную информацию от медицинских, социальных работников и психологов о реальных возможностях своего ребенка и подходящем для него способе получения образования. Причем наиболее вероятные в этом случае ре­комендации — обучение ребенка в специализированной школе, детском саду или на дому, и родите­ли часто их принимают.

В рамках инклюзивного подхода каждая школа или учреждение еще на этапе планирования своей деятельности, образовательных программ и т.д. учитывает ожидаемые возможные индивидуальные потребности всех учеников. Именно такого подхода требует от школ Закон о дискриминации инва­лидов и другие действующие законы. Для этого в общеобразовательном учреждении, по согласова­нию с учредителем и с учетом интересов родителей (законных представителей), могут открываться классы компенсирующего обучения; органы управления образованием, по согласованию с учредите­лем, могут открывать в общеобразовательном учреждении специальные (коррекционные) классы для обучающихся с отклонениями в развитии. Перевод (направление) обучающихся в специальные (кор­рекционные) классы осуществляется органами управления образованием только с согласия родителей (законных представителей) обучающихся по заключению комиссии, состоящей из психологов, меди­цинских работников и педагогов.

Одна из опасностей, которые подстерегают, когда мы включаем в класс ученика с проблемами в развитии — возникновение атмосферы снисходительности к нему. Обучение ребенка с особыми потребностями в обычном классе — это не благотворительный акт. Он учится в нем, потому что там учатся остальные дети, потому что это лучший подход к обучению и потому что именно там дети встречаются друг с другом чаще всего.

Существуют следующие виды включения в образовательном учреждении:

  • комбинированная интеграция: дети с уровнем развития, соответствующим и близким к возрастной норме, по 1-2 человека обучаются в массовых классах с индивидуальным подходом, при этом получая коррекционную помощь специалистов;
  • частичная интеграция: «особые» дети вливаются лишь на часть дня (например, в школе на опре­деленные уроки: труд, рисование, пение, познание мира; в детских садах — на половину дня) в массо­вые классы по 1-2 человека;
  • временная интеграция: все дети специального класса объединяются со здоровыми детьми для проведения различных мероприятий воспитательного характера;
  • полная интеграция: «особый» ребенок посещает школу наравне со своими сверстниками, по­лучая при этом специализированную помощь в коррекционных центрах.

Для практического внедрения инклюзивного обучения необходимо решить проблемы, связанные не только с материальной базой, но и с неготовностью учителей к осуществлению своей профессио­нальной деятельности в новых условиях. Поэтому необходимо внести изменения в процесс подготов­ки будущих учителей. Каждый специалист должен обладать определенным уровнем сформированно- сти инклюзивной компетентности в области образования.

  • Мотивационный компонент учителей включает личностную заинтересованность, положитель­ную направленность при выполнении профессиональной деятельности в условиях включения детей с ограниченными возможностями.
  • Когнитивный компонент определяется как способность педагогически мыслить на основе сис­темы знаний, необходимых для осуществления инклюзивного обучения.
  • Рефлексивный компонент проявляется в способности анализа собственной учебной, профес­сиональной деятельности в условиях инклюзивного обучения.
  • Операционный компонент будущих учителей определяется как способность выполнения кон­кретных профессиональных задач в педагогическом процессе в условиях инклюзии: разрешение пе­дагогических ситуаций, использование приемов самостоятельного и быстрого решения педагогиче­ских задач, осуществления поисково-исследовательской деятельности.
  • Модель формирования инклюзивной компетентности будущих учителей в процессе профес­сиональной подготовки основывается на технологии контекстного обучения, которая состоит из ин­формационно-ориентированного, квазипрофессионального и деятельностного этапов. Информационно ориентированный этап направлен на формирование положительной мотивации к педагогической деятельности в условиях инклюзии и приобретения системы знаний для его осуществления. Квазипро- фессиональный — это приобретение опыта практической деятельности, анализ собственной учебной и профессиональной деятельности в условиях инклюзивного обучения. Деятельностный — нацелен на дальнейшее развитие инклюзивной компетентности будущих учителей и применение в практиче­ской деятельности.
  • Преподаватели — это люди, удовлетворяющие потребности учеников. Особое внимание при под­готовке педагогов следует уделить социально-психологическому аспекту инклюзивного образования, так как образовательная интеграция «особого» ребенка вносит изменения в соци
  • отсутствие у педагогов массовых школ представлений об особенностях психофизического развития детей с ограниченными возможностями, методиках и технологии организации образова­тельного и коррекционного процесса для таких детей;
  • отсутствие в штатном расписании образовательных учреждений общего типа дополнительных ставок для медицинских работников, сурдопедагогов, логопедов, педагогов-психологов.

В заключение хотелось бы отметить, что:

  • все усилия по инклюзивному образованию основаны на правовой идеологии — это должно делаться не из жалости или благотворительности;
  • все дети могут учиться — для них должны создаваться подходящие условия для обучения;
  • учитель, помимо инклюзивной компетентности, должен еще полагаться на свою интуицию.


Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-02-11 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: