Нормативно-правовая база специального и инклюзивного образования
Международные законодательства:
• Всеобщая Декларация прав человека (1948 г.)
• Конвенция ООН о правах ребенка (1989 г.)
• Всемирная Декларация по образованию для всех (1990 г.)
• Стандартные правила обеспечения равных возможностей для инвалидов (1993)
• Саламанская декларация: о принципах, политике и практической деятельности в сфере образования лиц с особыми потребностями (1994 г.))
• Дакарские рамки действий. Образование для всех: (2000 г.)
• Конвенция ООН о правах инвалидов (2006 г• Всемирная декларация об обеспечении выживания, защиты и развития детей.
• Документы Всемирного форума по образованию
Законодательная база Республики Казахстан:
• О внесении изменений в приказ Министра образования и науки Республики Казахстан от 20 декабря 2012 года №557 "Об утверждении типовых учебных планов дошкольного воспитания и обучения Республики Казахстан"
• Закон РК «Об образовании» (с дополнениями)
• Закон «О правах ребенка в Республике Казахстан»
• Закон «О социальной и медико-педагогической коррекционной поддержке детей с ограниченными возможностями»
• Закон «О социальной защите инвалидов в Республике Казахстан»
• Закон «О специальных социальных услугах»
• Государственная программа развития образования и науки Республики Казахстан на 2016-2019 годы
• Типовые правила деятельности видов специальных организаций образования
Подзаконные акты:
• Закон Республики Казахстан от 13 ноября 2015 года № 398-V "О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты Республики Казахстан по вопросам образования"
• Типовая учебная программа дошкольного воспитания и обучения"
• Инструктивно-методическое письмо "Об особенностях преподавания основ наук в общеобразовательных организациях Республики Казахстан в 2016-2017 учебном году”
• Приказ Министра образования и науки Республики Казахстан от 19 ноября 2014 года № 479. О внесении изменения и дополнения в приказ Министра образования и науки Республики Казахстан от 20 декабря 2012 года № 557 "Об утверждении типовых учебных планов дошкольного образования Республики Казахстан"
• О внесении изменения и дополнений в приказ Министра образования и науки Республики Казахстан от 8 ноября 2012 года № 500 «Об утверждении типовых учебных планов начального, основного среднего, общего среднего образования Республики Казахстан» (приказ МОН РК от 25.02.2014 г. №61)
• Об утверждении Правил и условий проведения аттестации гражданских служащих в сфере образования и науки, а также Правил и условий проведения аттестации педагогических работников и приравненных к ним лиц, занимающих должности в организациях образования, реализующих общеобразовательные учебные программы дошкольного, начального, основного среднего, общего среднего, образовательные программы технического и профессионального, послесреднего образования (Приказ Министра образования и науки Республики Казахстан от 27 января 2016 года № 83. Зарегистрирован в Министерстве юстиции Республики Казахстан 29 февраля 2016 года № 13317)
• О внесении изменений в постановление Правительства Республики Казахстан от 17 мая 2013 года № 499 «Об утверждении Типовых правил деятельности организаций образования соответствующих типов, в том числе Типовых правил организаций образования, реализующих дополнительные образовательные программы для детей»
• Об утверждении Типовых правил деятельности организаций образования, реализующих дополнительные образовательные программы для детей. (Постановление Правительства РК от 17 мая 2013 года № 499)
• Методические рекомендации по организации психолого-педагогического сопровождения детей с ограниченными возможностями (Утверждены Приказом Министра образования и науки Республики Казахстан № 524 от «12» декабря 2011 года)
• Инструктивно-методическое письмо по обеспечению программно-техническими средствами рабочих мест детей-инвалидов, обучающихся на дому № 02-5/365 (6 апреля 2011 г.)
• Приказ Министра образования и науки Республики Казахстан от 13 июля 2009 года № 338 Об утверждении Типовых квалификационных характеристик должностей педагогических работников и приравненных к ним лиц (с изменениями и дополнениями по состоянию на 27.12.2013 г.)
• Методические рекомендации по организации деятельности специальных (коррекционных) организаций образования для детей с ограниченными возможностями
• Правила методики аттестации обучающихся специальных (коррекционных) школ (утверждены Приказом МОН РК от марта 2004 г. №166)
• Рекомендации по организации интегрированного (инклюзивного) образования детей с ограниченными возможностями в развитии (Письмо МОН от 16 марта 2009 года № 4-02-4/450)
• Приказ Министра образования и науки Республики Казахстан от 22 января 2016 года № 70. Зарегистрирован в Министерстве юстиции Республики Казахстан 26 февраля 2016 года № 13272 «Об утверждении норм оснащения оборудованием и мебелью организаций дошкольного, среднего образования, а также специальных организаций образования»
• Правила деятельности психологической службы в организациях среднего образования. Утверждены Приказом МОН РК №528 от 20.12.2011 г.
• Инструктивно-методическое письмо по определению детей после кохлеарной имплантации в общеобразовательные (инклюзивные) и специальные (коррекционные) организации образования (Письмо МОН № 4-02-4/1228 от 2 июля 2009 года)
• Методические рекомендации по определению детей с аутизмом в организации образования (Письмо МОН №4-02-4/1435 от 28 мая 2010г.)
• Постановление Правительства Республики Казахстан от 14 апреля 2016 года № 213 Третий этап (2016-2018 годы) Плана мероприятий по обеспечению прав и улучшению качества жизни инвалидов в Республике Казахстан на 2012-2018 годы
• О внесении изменений и дополнений в постановление Правительства Республики Казахстан от 23 августа 2012 года № 1080 "Об утверждении государственных общеобязательных стандартов образования соответствующих уровней образования"
Материалы, увержденные Национальной академией образования им. И. Алтынсарина:
• Концептуальные подходы к развитию инклюзивного образования в Республике Казахстан
• Концептуальные подходы к развитию инклюзивного образования в Республике Казахстан часть 2
• Система критериального оценивания учебных достижений учащихся с особыми образовательными потребностями в условиях инклюзивного образования
• Разработка требований к профессиональной компетенции учителей, работающих в условиях инклюзивного образования
• Разработка рекомендаций по организации обучения детей с особыми образовательными потребностями по 8 категориям в условиях инклюзивного образования
• Организация деятельности специальных классов в общеобразовательных школах
• Разработка принципов инклюзивной педагогики и системы внедрения в практику организаций образования
• Положение о психолого-педагогическом консилиуме в организациях образования
• Создание школьных консилиумов и обеспечение всесторонней поддержки детей с особыми образовательными потребностями
• Разработка и внедрение моделей включения детей с особыми потребностями в общеобразовательный процесс
• Психолого-педагогическое сопровождение и оказание поддержки учащимся с особыми образовательными потребностями в школах на краткосрочной, среднесрочной и долгосрочной основе