Сила смысла. Создай жизнь, которая имеет значение 6 глава




Глава 3
Цель и целеполагание

Большую часть своего времени Эшли Ричмонд убирает навоз в клетках. Работает она с утра до ночи, и выходных у нее почти не бывает, а зарабатывает девушка куда меньше, чем большинство ее ровесников, окончивших колледж. К концу дня у нее нередко болит от усталости все тело. И все же она утверждает, что занята работой своей мечты: «Не могу себе представить, что занимаюсь чем-то другим».

Эшли – сотрудница Детройтского зоопарка: в ее ведении жирафы, кенгуру и валлаби (род более мелких кенгуру). Она занимается тем, чем мечтала заниматься с детства. Одно из ее самых ранних воспоминаний – как она с родителями путешествовала по сафари-парку в Канаде. Девочке тогда было всего три годика, но она запомнила это впечатление. Машина медленно ехала по дороге, а к ней вдруг приблизился жираф и просунул голову в открытое окно. «Все в машине завизжали, мои сестры верещали, а я смеялась и старалась сунуть руку жирафу в рот, – вспоминает Эшли. – Едва ли не с младенчества меня сильно тянуло к животным». Когда Эшли исполнилось шесть, соседка вывела из яйца цыпленка для школьного проекта по биологии – она держала его дома, кормила и вела дневник наблюдений, а потом сделала доклад в школе. Эшли была в восторге. Она вспоминает: «Я хотела поскорее вырасти, чтобы тоже учить в школе биологию, вывести из яйца цыпленка, наблюдать, заботиться о нем, стать причиной, по которой он вывелся». Прошло несколько лет – и Эшли уже взяла на себя все обязанности по присмотру за домашними собаками: выгуливала, кормила, вычесывала, дрессировала.

Когда девочке исполнилось девять, один из родственников заметил ее любовь к животным и сказал: «Когда вырастешь, можешь стать смотрительницей в зоопарке – подумай об этом». Эшли впервые услышала, что можно работать смотрителем в зоопарке. Разузнав об этой профессии более подробно, она поняла: вот то, чем она хочет заниматься в жизни! Вот ее предназначение! В шестом классе Эшли задали написать сочинение о том, какой она видит свою жизнь через пять, десять и пятнадцать лет. И девочка написала, что хочет поступить в университет штата Мичиган, получить диплом по зоологии, а затем работать в Детройтском зоопарке.

В 2006 году Эшли в самом деле получила в этом университете диплом по зоологии и с тех пор работает в Детройтском зоопарке. Она исполнила свою мечту.

Когда я познакомилась с Эшли в «Жирафьем уголке» – на специальной площадке вблизи вольера, где посетителям разрешают кормить жирафов, – руки у девушки были по локоть в грязи, а сама она тащила огромную охапку зеленых веток.

– Простите, что я такая замарашка, – сказала она, бросила охапку наземь, вытянула одну ветку и подняла в воздух. – Возьмите такую же, – посоветовала она мне, – и, крепко держа обеими руками, протяните к вольеру.

Я послушалась. К нам галопом подбежал жираф по имени Джабари. Его пятнистая шкура лоснилась в лучах октябрьского солнышка.

– Джабари – парень общительный и дружелюбный, – пояснила Эшли. Я протянула руку, чтобы потрепать его по носу, но девушка поспешно добавила: – Но гладиться он не любит.

На другом конце вольера стояла Кивули, супруга Джабари, и их сынишка Мпензи, годовалый жирафенок, названный словом из языка суахили, которое означает «любовь». Джабари понюхал ветку, которую я ему протягивала, фыркнул и ускакал.

Эшли пошуршала своей веткой и позвала жирафа по имени, чтобы приманить обратно. Он вернулся и вновь стал изучать мою ветку.

Потом ухватил ее за кончик зубами, да так резко, что едва не вырвал у меня из рук. За считанные секунды жираф обглодал ветку, и у меня в руках остался голый прутик. Я положила его на землю и открыла блокнот. Джабари перегнул шею через деревянную ограду и сунул нос в раскрытый блокнот. Потом поднял голову и взглянул прямо мне в лицо. Его длинная мускулистая шея выгнулась дугой, а нос был сантиметрах в трех-четырех от моего лица.

– Он у нас ужасно любопытный, – пояснила Эшли.

Такое кормление зверей в присутствии персонала зоопарков называют «обогащением». В условиях неволи диким животным вроде жирафов живется легко. Они регулярно получают корм, им нет нужды искать пропитание, смотрители следят за их здоровьем, хищников вокруг нет, угрозы для жизни отсутствуют. Поэтому животные в зоопарках живут дольше, но… гораздо скучнее, чем в дикой природе. Жизнь у них благополучная и однообразная. Как объяснила мне Эшли, в ее обязанности входит делать все возможное, чтобы развлекать подопечных и обогащать их жизнь, делая ее интереснее и разнообразнее. «Воспроизвести для них условия дикой природы не в моих силах, – призналась она. – Но я могу попытаться устроить им более или менее нормальную жизнь в неволе».

Обогащение – один из способов, которым в зоопарке достигают этой цели. В вольерах, например, регулярно меняют расположение валунов и веток, чтобы среда обитания не казалась животным такой однообразной и чтобы было что исследовать. Животным дают подходящие игрушки.

Таким образом, жизнь в неволе делается для животных более интересной и непредсказуемой, и это их бодрит. Обогащение также помогает животным ощущать, что они контролируют свою среду обитания, а это принципиально важно для их душевного равновесия и здоровья. Например, Джабари решил поучаствовать в кормлении, а Кивули и Мпензи предпочли воздержаться. Благодаря этому у них было чувство, что они контролируют ситуацию.

«Мы стараемся предоставить им больше возможностей вести себя как в естественной среде обитания, – объяснила Эшли. – Жирафы большую часть времени кормятся, поэтому я стараюсь найти новые способы кормления, которые бы их развлекали и представляли какую-то задачу». Для Эшли это тоже задача: ей приходится постоянно придумывать новые методы, чтобы освежить среду обитания подопечных и избавить их от скуки.

Смотрители видят, насколько лучше становится животным, когда для них воссоздается максимально естественная среда обитания. К концу нашего разговора жирафенок начал пихать отца-жирафа боком, а тот шутливо отталкивал его в ответ так, что у малыша качалась шея. Потом они стали толкаться шеями. Когда я спросила Эшли, что они делают, смотрительница ответила: «Это шуточная потасовка. Но Джабари показывает сыну, как быть самцом. Так они вели бы себя и в дикой природе».

Эшли поступила на работу в Детройтский зоопарк, когда заведение переживало переломный момент. За последние сорок лет у подобных заведений кардинально изменилась сама цель их существования. Когда-то основной задачей зоопарков было развлекать и потешать публику, и животные служили для забавы. Еще в 1980-е годы в Детройтском зоопарке регулярно устраивали немыслимо популярное у публики представление с шимпанзе, где животных наряжали в нелепые аляповатые человеческие одежды и заставляли проделывать глупые трюки – кататься на велосипедах и пить из чашек. Словом, в былые времена зоопарк больше напоминал цирк. В наши дни лучшие и крупнейшие зоопарки мира, а Детройтский относится к их числу, основной целью ставят благополучие животных, сохранение редких видов и естественной среды обитания. Преставление с дрессированными шимпанзе или нечто в подобном духе в зоопарках нового образца сегодня сочли бы мучительством, унижением достоинства животных и надругательством над природой.

О задаче ставить животных превыше всего Эшли помнит всегда. И не только она. Согласно исследованиям социологов Стюарта Бандерсона и Джеффри Томпсона, у смотрителей зоопарков очень мощно выражено целеполагание. Они знают, к чему стремиться, а потому часто описывают свою работу не как способ заработка и ремесло, а как призвание – нечто, предназначенное им судьбой с детства, потому что они от природы наделены способностью понимать животных, общаться с ними и заботиться о них. Исследователи обнаружили, что смотрители зоопарков готовы пожертвовать зарплатой, временем, комфортом и статусом только потому, что искреннее верят: каждый из них обязан использовать свои природные дарования, чтобы помогать уязвимым существам жить лучше в условиях неволи. Смотрители зоопарков находят огромный смысл жизни в том, чтобы стремиться к этой цели.

Эшли всецело разделяет эти идеи. Лишь 20 % рабочего времени она отводит на развлечения или интеллектуальную работу – например, на то, чтобы тренировать животных или развлекать их. Оставшиеся 80 % времени посвящены куда менее заманчивым задачам, в том числе уборке вольеров. Но даже такой нелегкий и примитивный ручной труд Эшли в радость, потому что связан с ее высшей целью. «Содержать вольеры и клетки в чистоте очень важно, – уверена Эшли, – потому что это тоже помощь животным. Таким образом я берегу их здоровье. Моя ежедневная цель – добиваться, чтобы они радовались своей среде обитания, а для этого нужно обеспечить чистоту и порядок в их жилищах».

«Цель жизни» – это звучит так масштабно и грандиозно, что может показаться, будто речь обязательно идет о чем-то великом, – например, положить конец голоду в мире или уничтожить все ядерное оружие на Земле. Но цель жизни вовсе не обязательно должна быть грандиозной. Ее можно обрести в том, чтобы быть достойным родителем своим детям, создать более дружелюбную и бодрящую атмосферу в рабочем коллективе – или улучшить условия жизни жирафа в зоопарке.

Согласно Уильяму Дэймону, сотруднику Стэнфордского университета, специалисту по психологии развития, у жизненной цели есть две важных стороны. Во-первых, она заключает в себе «стабильную и далеко идущую» жизненную задачу. Большинство наших задач – это нечто будничное и непосредственное: вовремя успеть на работу, сходить в спортзал, помыть посуду. В отличие от них, цель жизни – это задача, над которой мы работаем всегда. Это вектор движения вперед, который мотивирует наши поступки и служит организующим принципом нашей жизни.

Во-вторых, цель жизни обязательно подразумевает, что вы каким-то образом делаете мир лучше. Дэймон и коллеги пишут: «Цель жизни – это часть внутреннего, личного поиска смысла жизни. Но у нее есть и внешняя составляющая, а именно: желание сделать мир лучше, изменить не только себя, но и нечто более глобальное – мироустройство, порядок вещей». Цель жизни может состоять в борьбе за права человека или в том, чтобы отладить систему образования и сделать его доступным для всех. Однако цель жизни может быть и куда более скромной по масштабу, – это вовсе не будет умалять ценности ваших усилий! Например, подростки, которые помогают по хозяйству, убирают, готовят, нянчатся с младшими, тоже чувствуют, что предпринимают усилия не зря, они воплощают цель в жизни.

Главные характеристики цели в жизни:

– представляет собой постоянную и далеко идущую жизненную задачу;

– помогает сделать мир лучше.

Люди, имеющие цель в жизни, верят, что их существование наполнено смыслом и удовлетворением. Они более жизнерадостны и мотивированны, им легче дается преодоление черных полос в жизни, взлетов и падений на пути к поставленной цели. А те, кому не удается найти смысл и цель в повседневной жизни, как правило, плывут по жизни неуправляемо.

Уже упоминавшийся психолог Уильям Дэймон предпринял отдельное длительное исследование группы людей в возрасте от 12 до 22 лет. Наблюдения велись с 2003 по 2007 год. Ученый обнаружил, что лишь у 20 % исследуемых есть четко и полностью сформулированная жизненная цель, над достижением которой они активно трудятся. Молодые люди, имеющие цель в жизни, проявляют большую целеустремленность в школе, их отметки выше, а вероятность того, что они пойдут на рискованное поведение, например будут употреблять наркотики, стремится к минимуму. Но 8 из 10 молодых людей, за которыми наблюдал Дэймон, еще не вполне отчетливо понимали, куда движется их жизнь и чего они хотят добиться. Многие из них с возрастом прогрессировали и смогли сформулировать долгосрочные цели и задачи, но при этом еще не разобрались, как их достичь и действительно ли эти цели значимы и важны для них лично. Четверть исследованных молодых людей заявила, что не видит четкой цели в жизни.

Двадцать лет назад некий Косс Март был одним из подростков, которые не видели перед собой четкой жизненной цели. Он вырос в Нью-Йорке, в бедном районе Нижний Ист-Сайд в 1980-1990-е годы, в полной и многодетной семье: у мальчика были две старшие сестры и младший брат. В детстве Косс был хулиганом и постоянно совершал разные проступки. Он сменил четыре школы, из трех его выгнали за проступки – курение и драки. Тем не менее школу он окончил почти отличником. «Мне в школе все давалось легко, без особого труда», – вспоминал Косс. Он был сообразительным и честолюбивым мальчиком, а когда хотел – и прилежным.

Отец Косса иммигрировал из Доминиканы, в Нью-Йорке он содержал ремонтную мастерскую – чинил обувь, бытовую технику и тому подобное. Мальчик работал у него кассиром, уборщиком и кладовщиком, а кроме того, собирал на улицах пустые бутылки, жестянки и лом, сдавая это за деньги. Косс люто ненавидел свое положение бедняка из низов и отчаянно хотел изменить свою жизнь. «Я все время вертелся как белка в колесе, – вспоминал он. – Видел, что у других детишек вещички лучше, и хотел себе такие же. Мне не терпелось начать зарабатывать как следует».

Смекалистый и волевой мальчик мог бы вслед за старшими сестрами поступить в колледж: девушки в итоге стали работать в крупных фирмах, включая «Ай-Би-Эм». Но вместо этого Косс занялся торговлей наркотиками.

В 1980-1990-е годы уровень преступности в Нью-Йорке был на пике, а Нижний Ист-Сайд был средоточием наркоторговли. Косс вспоминал, что желающие купить очередную дозу выстраивались в очереди прямо на улицах. Наркодилер на веревке спускал из окна квартиры корзинки с товаром, покупатель вынимал наркотики, клал в корзинку деньги, и продавец втягивал ее обратно.

Косс пополнил ряды торговцев. Марихуану он начал курить в одиннадцать лет, а к тринадцати уже торговал «травкой» сам. Через несколько лет он стал продавать дешевую героиновую смесь «крэк» и кокаин. В шестнадцать унаследовал от опытного и уважаемого в своей среде наркоторговца выгодное место на уличном перекрестке. С этого времени Косс развернулся вовсю: теперь он управлял целой командой продавцов, которая досталась ему вместе с торговой точкой.

Парень оказался прирожденным предпринимателем, ловким и хватким, и заметил, что Нижний Ист-Сайд меняется: район постепенно облагораживался, наряду с бедняцкими трущобами появлялись более престижные дома. К 2000 году в этом районе стали селиться молодые финансисты и юристы, и тогда Косс понял: если он вовлечет в ряды своей клиентуры еще и их, то хорошо расширит рынок и набьет себе карман. Он заказал себе 10 000 визитных карточек, на которых значилось: «Организация праздников и вечеринок. Любое веселье за ваши деньги, 7 дней в неделю, круглосуточно», – а ниже размещался его номер телефона. Затем Косс облачился в приличный костюм с галстуком и направился в «Хэппи-энд», модный бар неподалеку, где щедрой рукой раздал свои визитки яппи, тем самым молодым и преуспевающим служащим. По словам Косса, он создал частную службу доставки марихуаны и кокаина – сеть с огромным охватом. Клиенты делали заказы по телефону, а работники Косса развозили наркотики на лимузинах.

К девятнадцати годам Косс зарабатывал два миллиона долларов в год. Он великолепно одевался, носил обувь ручной работы, водил роскошную машину, жил в самых шикарных квартирах, меняя их по прихоти. Прошло десять лет с тех пор, как он решил, что больше не хочет быть обычным мальчишкой-оборванцем из бедного района, – и вот он воплотил свою мечту. Но вскоре Косс обнаружил, что воплотить свою мечту – не то же самое, что достичь жизненной цели и обрести смысл в жизни.

Мечта закончилась одним теплым апрельским вечером 2005 года. Двадцатитрехлетний Косс пытался дозвониться до своих курьеров, но никто из них не брал трубку. «Я озадачился, что за чертовщина творится, – рассказал Косс. – Вышел из дома с упаковкой товара, чтобы отвезти ее клиенту лично». За дверью его уже поджидали федералы, готовые вломиться в квартиру. Косс попытался бежать, но агенты схватили его и обыскали жилище, где нашли более килограмма кокаина и пять тысяч долларов наличными. Косс и восемь его подельников были арестованы в ходе одной из самых крупномасштабных операций по борьбе с наркоторговлей в Нью-Йорке.

Косса приговорили к семи годам тюрьмы. Юноша не слишком расстроился и обеспокоился. Он с тринадцати лет неоднократно попадал в исправительные заведения и выходил из них, а потому решил, что его просто ожидает «еще одно путешествие туда-обратно». Но когда Косса отвезли за город в колонию, то на медицинском осмотре врачи сообщили ему внезапную и страшную весть: возможно, он умрет, не отсидев положенный срок. У Косса был высокий уровень холестерина и зашкаливало давление. Если бы он не изменил свои привычки в питании, его ждал инфаркт. Дело в том, что при росте 172 см юноша весил больше центнера.

Такой суровый прогноз заставил Косса встрепенуться. Он словно пробудился. Никакими физическими нагрузками и тем более спортом юноша никогда не занимался. Живя в Нью-Йорке, он не ходил пешком, а перемещался только на машине, даже если ему нужно было попасть в магазин, который располагался в двухстах метрах. Он ставил автомобиль где попало, нарушая все правила парковки. «Мне было наплевать на правила, – вспоминал Косс. – Я задирал нос и просто платил штрафы». В тюрьме Косс начал давать себе физическую нагрузку и сменил рацион на более здоровый. Поначалу сокамерники над ним потешались – парень не мог отжаться от пола ни одного раза. Но Косс проявил упорство. Сначала он ежедневно занимался кардионагрузками по 10–15 минут, а через несколько месяцев довел длительность тренировок до двух часов. Похудел на 30 кг.

Сменив образ жизни на более здоровый, Косс сменил и образ мыслей. Теперь он хотел вести совершенно иную жизнь, не такую, как раньше. Но хотеть и делать – разные вещи. В тюрьме юноша по-прежнему торговал наркотиками и самогоном, который изготавливал из сухофруктов.

Когда он не работал на тюремном черном рынке, то выступал в качестве личного тренера – обучал сокамерников упражнениям, которые можно было выполнять в тюрьме. «Помогая другим людям, я обретал силы, – рассказывал Косс. – Когда к тебе подходят и расспрашивают, как сделать то-то и то-то, а ты делишься своими познаниями, – то чувствуешь себя сильнее и бодрее». Косс помог более двадцати сокамерникам справиться с ожирением. Один из них, который весил 145 кг и получил за это кличку «Большой папа», благодаря занятиям с Коссом похудел килограммов на сорок. «Он буквально плакал, – вспоминал Косс. – И твердил: „Спасибо, я никогда раньше не был в такой отличной форме. Я всю жизнь был толстяком, со школы“».

Новый жизненный опыт радовал Косса, но все-таки, лишь упав на самое дно, юноша наконец понял, в чем его подлинное призвание и цель в жизни. Незадолго до освобождения Косс на месяц угодил в карцер за ссору с офицером охраны. В карцере у него ничего не было, кроме бумаги, ручки, почтового конверта и Библии. Косс воспользовался случаем и написал своим близким, что, выйдя из тюрьмы, не вернется домой, как планировалось ранее, и на сей раз «действительно кошмарно влип». Дописав письмо, юноша понял, что отправить его не сможет, – марки-то нет.

Тянулись дни одиночного заточения, и Косса полностью поглотила забота о том, как отправить письмо семье. Позже, так и не сумев этого сделать, он получил письмо от сестры, истово верующей католички. В письме она призывала Косса прочесть псалом 91, прекрасные стихи о том, как Господь приглядывает за своим стадом, оберегая от опасностей и невзгод. «Я не верил в Бога или религию, – вспоминал Косс. – Поэтому ответил ей: „Привет, я не буду это читать, пустая трата времени“. Но потом передумал. Я вдруг осознал, что времени у меня сколько угодно, – продолжал он. – Поэтому решил открыть Библию». Косс сразу обратился к указанному псалму: «Когда я открыл книгу, из нее выпала почтовая марка. У меня по спине побежали мурашки. Это был сверхъестественный момент, как будто вмешались высшие силы».

Этот момент полностью изменил жизнь Косса. «Я прочел Библию от корки до корки, – рассказывал он позже, – и понял, что профукал свою жизнь, во всяком случае до этого дня. Я не делал ничего, чтобы помочь обществу и сделать мир лучше. Я раньше даже не задумывался, что наркоторговля – это большая проблема. Просто считал, что такая работа не хуже других и очень прибыльная. Я только о деньгах и думал. Но теперь я осознал, как влияю на своих близких и на тех, кому сбываю наркотики. До меня дошло, что я испортил столько жизней и не знаю, как исправить дело и искупить свою вину».

Но тут Косса осенило: ведь он уже начал что-то менять, поощряя сокамерников вести здоровый образ жизни и бороться с лишним весом. Косс решил, что помогать другим улучшать свою жизнь с помощью спорта – это и есть его жизненная цель, его уникальное призвание, ведь так он делает мир лучше. Мысль эта придала ему сил, целеустремленности и бодрости. Он воспользовался оставшейся бумагой и набросал план организации спортивного центра. «В качестве линейки я использовал Библию, – вспоминал Косс. – Мне нужно было расчертить таблицу. А информацию о калориях, чтобы рассчитать рацион для будущих подопечных в спортивном центре, я взял с пачки молока, которое мне выдавали в карцере». Выйдя из одиночного заключения, Косс дал себе слово никогда больше не промышлять наркотиками. Он отбыл в тюрьме дополнительный год за ссору с охранником и вернулся домой в марте 2013 года.

В Нью-Йорк наш герой приехал нищим. Деньги у него закончились еще в тюрьме, а большую часть его имущества конфисковали власти. Косс ночевал на диване в гостиной у мамы и понемногу восстанавливал свою жизнь. «Я обошел несколько десятков некоммерческих организаций в поисках помощи, хотя раньше к ним никогда и ни за что бы не обратился, – вспоминал Косс. – Но я исполнился кротости и смирения и начал просить помощи». В итоге он получил работу в церковном благотворительном центре; где днем работал, а в остальное время думал, как запустить свой проект спортивного центра.

В числе некоммерческих организаций, куда обращался Косс, была и компания Defy Ventures, которая помогала начинающим предпринимателям, «людям с улицы», организовать свое дело. Здесь предлагали краткосрочный учебный курс по предпринимательству, а также помогали своим выпускникам – проводили конкурс на лучший бизнес-план и финансировали победителя. Косс прошел курс и уже через два месяца получил первое место на конкурсе за свой бизнес-план, который начал разрабатывать в тюремном карцере.

На выигранные в конкурсе деньги мужчина в 2014 году открыл «Спортивный центр Косса» в Нижнем Ист-Сайде. Центр специализировался на тренировках в «тюремном стиле», особенность которых заключалась в том, что они нацелены исключительно на корректировку веса (не на наращивание мускулатуры) и подходят для занятий в небольшом помещении – вроде тюремной камеры или скромной городской квартиры.

Когда я впервые беседовала с Коссом в 2014 году, у него было 350 клиентов, а сам он работал полный рабочий день в церковной организации «Добрая воля» ради дополнительного дохода. Через месяц мы увиделись снова – тогда количество клиентов удвоилось, а Косс рассчитывал получить деньги от частных инвесторов. К 2016 году он получил более 5000 клиентов, а его выручка составила 125 000 долларов. Он переименовал свой спортивный центр, выбрав более звучный вариант, и уволился с работы в «Доброй воле», чтобы полностью посвятить себя руководству центром.

«Я всегда хотел иметь свое дело и отойти от наркотиков, но никак не мог их бросить, потому что уж слишком хорошо они окупались», – рассказал Косс. Сейчас у него совершенно иные приоритеты и цели. Он сосредоточил свои силы и помыслы на том, чтобы создать нечто, улучшающее общество. Клиенты Косса – в основном молодые служащие, те самые, которым он когда-то продавал наркотики. Сегодня он меняет их жизнь к лучшему, а не ломает ее. Он продает им спортивные услуги.

Замечательная история Косса содержит в себе важное послание: чтобы иметь высшую цель в жизни и жить осмысленно, необходимо познать самого себя, заглянуть себе в душу, понять, чего ты хочешь. Действуя по этому принципу, каждый из нас обретает собственную, неповторимую цель в жизни, в соответствии со своими дарованиями и системой ценностей. Это цель, которая соответствует нашей идентичности.

Знаменитый психолог ХХ века Эрик Эриксон описал идентичность как нечто сложное и многогранное. В нее входит не только личность, индивидуальность, но и то, откуда и куда вы идете, как вписываетесь в общество и в мир в целом. Человек, который хорошо понимает свою идентичность и управляет ею, четко знает свои основные убеждения, ценности и жизненные цели, а также то, как на него повлияли общины и группы, к которым он принадлежит. Такой человек в состоянии ответить на главный вопрос, возникающий в юности, а именно: «Какой я человек и каким хочу стать?» При этом, согласно Эриксону, идентичность со временем меняется, она не стабильна. На каждой новой стадии жизни человек должен активно пересматривать себя, снова и снова отвечая на эти вопросы. К концу жизни трансформируются и сами вопросы, которые начинают звучать иначе: «Каким человеком я был и устраивает ли меня это?» Тот, кто прожил жизнь сообразно своим ценностям и достиг поставленных целей, по выражению Эриксона, обретает «эго-интеграцию» – чувство завершенности на кульминационном отрезке жизненного цикла, а не отчаяние.

Исследователи из Техасского университета A amp;M изучили тесную взаимосвязь между идентичностью и жизненной целью. Они обнаружили, что самопознание – ключ к обретению смысла жизни. Иными словами, кто сумел достаточно рано разобраться в себе и понять, к чему он стремится, тот проживет жизнь осмысленно. В одном из своих исследований группа психологов во главе с Ребеккой Шлегель попросила студентов перечислить десять черт, которые лучше всего описывают их глубинную сущность, подлинное «Я» в противоположность ложному, напускному «Я», иногда предъявляемому окружающим.

Примерно через месяц студенты вернулись в лабораторию, чтобы провести вторую часть исследования. Их попросили выполнить произвольные задания на компьютере, а в это время исследователи на 40 миллисекунд выводили на монитор те слова, которые студенты использовали ранее в описании своего истинное «Я», идентичности. Слова появлялись и исчезали с такой скоростью, что студенты не успевали их зрительно зарегистрировать и осознать. Те студенты, которым подсознательно намекали на их идентичность, впоследствии оценили свою жизнь как более осмысленную, чем до исследования. Что это означает? Напоминания о подлинном «Я», даже подсознательные, заставляют человека почувствовать, что в его жизни больше смысла.

Происходит это неспроста. «Общие для всех и объединяющие нас источники смысла в социуме сокращаются, – сказала Ребекка Шлегель. – Поэтому люди вынуждены обращаться к внутренним источникам, чтобы понять, как лучше прожить свою жизнь. Самопознание – первая часть этого путешествия: пойми, кто ты, и будешь знать, куда идти». Люди, понимающие себя, способны отыскать тот путь, который соответствует их ценностям и умениям, и следовать этим путем. Например, тот, чьи сильные стороны – способность любить и высокий уровень энергии, может стать прекрасным педагогом. Но необязательно менять карьеру, чтобы пустить в ход свои таланты. Тот же самый человек может использовать свои дарования в плодотворной работе юристом, который заботится о своих клиентах и сражается за них.

Исследования подтверждают: когда люди используют в работе свои сильные стороны, то их деятельность приносит им больше удовлетворения, они видят в ней больше смысла, а потому и работают лучше. Когда такие люди стремятся к целям, созвучным их главным ценностям и интересам, они чувствуют себя более благополучно и уверенно. У них также больше шансов справиться с любыми возникающими трудностями и тяготами на пути к поставленной цели, то есть целеустремленность у подобных людей выше.

История бруклинского фотографа Манджари Шарма, наглядно показывает, что идентичность имеет ключевое значение для того, чтобы человек сумел найти свой смысл и цель жизни. Цель Манджари как художницы тесно связана с ее сутью, личностью, происхождением – и ее путь помогает понять, как познать самого себя.

Родилась Манджари вовсе не в Бруклине, нью-йоркском районе, а в Мумбаи – одном из штатов Индии. Она выросла в семье, исповедовавшей индуизм, и постоянно ощущала присутствие чудесного и божественного. Детство ее было наполнено образами различных индуистских божеств. Фильмы, которые она смотрела по телевизору – «Махабхарата» и «Рамаяна», основанные на древнеиндийском эпосе, – были фоном ее детства и заполонили душу девочки. В каникулы Манджари путешествовала по Индии вместе с родителями, и, куда бы они ни поехали, мать всегда водила ее в ближайшие индуистские храмы, многим из которых было более пяти тысяч лет. Там девочка благоговейно замирала перед живописными и скульптурными изображениями богов – Вишну, великого защитника Вселенной, и Шивы, яростного разрушителя и преобразователя мира, часто изображаемого танцующим на спине демона.

Созерцание этих божеств пробудило в Манджари так называемый «даршан». На санскрите это слово означает «проблеск», или «озарение»: так говорят, когда человек постигает суть чего-либо. В индуизме «даршан» открывается тому, кто, поклоняясь божествам, достигает внезапного соединения с ними. Манджари лишь изредка переживала такие моменты в храмах, но они крепко впечатывались в ее воображение и память.

Хотя Манджари посвятила свою взрослую жизнь искусству, в юности она даже не думала о том, чтобы стать художницей, а хотела выучиться на диетолога. Однако, поступив в колледж в Мумбае и увидев толстенные учебники, которые предстояло прочесть и вызубрить, не говоря уже про бесконечные списки по калорийности продуктов, Манджари оцепенела и передумала. Она решила изучать визуальные коммуникации, хотя не очень представляла себе, как в дальнейшем применит свой диплом и умения.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2021-01-31 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: