Роль сферы услуг в мировой экономике




Последние десятилетия характеризуются увеличением роли сферы услуг в мировой экономике. Расширяется спектр предлагаемых услуг, наблюдается рост числа занятых в этой сфере. В национальных экономиках развитых стран сфера услуг по значимости занимает главное место. Например в экономике Японии сфера услуг занимает примерно 75,7%, в России 58,6%, в Китае 43,7% от общего ВВП страны.

Для промышленно развитых стран среднегодовые темпы прироста ВВП в сфере услуг за последние два десятилетия существенно опережают темпы прироста ВВП в сфере производства товаров (около 2,5%). Аналогичные и тенденции характерны и для ряда развивающихся стран, где темпы производства в отраслях сферы услуг имеют еще более высокие значения. В мировой экономике также наблюдается постоянное увеличение объемов экспортно-импортных операций в сфере услуг. Такая динамика вполне соответствует тенденции глобализации мировой экономической системы и большинством авторов расценивается как признак формирования нового типа экономики, характерного для этапа постиндустриального развития.

Так, согласно теории общества Д. Белла, существует три стадии экономического развития общества - доиндустриальный, индустриальный и постиндустриальная. В условиях доиндустриального общества наблюдается использования рабочей силы в добывающих отраслях: горнодобывающей промышленности, рыболовстве, лесоводстве, сельском хозяйстве. Индустриальное общество, по мнению Д. Белла, существует в условиях массового производства товаров. Зарождение постиндустриального общества характеризуется преобладанием в рабочей силе профессионального и технического класса вместо промышленного пролетариата. При этом, переход от индустриального к постиндустриальному обществу имеет несколько этапов:

- первый - развитие промышленности предполагает экспансию транспорта и общественных служб как услуг, связанных с движением товаров;

- второй этап - рост сферы распределения (оптовой и розничной торговли), финансового сектора, операций с недвижимостью и страхованием в условиях массового потребления благ;

- на третьем этапе роста национального дохода сопровождается уменьшением у населения доли расходов на питание, а увеличенный остаток направляется сначала на приобретение товаров длительного пользование, а затем предметов роскоши, на отдых и потребление других после.

Следует отметить, что в условиях постиндустриального общества такие особенности сферы услуг, как высокий динамизм, территориальная сегментация и локальный характер, высокая скорость оборота капитала короткого производственного цикла, их высокая чувствительность к рыночной конъюнктуре в связи с невозможностью транспортировать и складирования услуги, в процессе предоставления услуг происходит личный контакт производителя и потребителя, индивидуальность и нестандартность услуг, высокая дифференциация продукта в одной отрасли, несоответствие информации у производителя и потребителя.

Таким образом, сфера услуг определяется следующими основными факторами:

- экономическими (изменение доходов, уровень цен, инфляция);

- научно-техническими;

- психологическими (общественное мнение, потребительские предпочтения, восприимчивость потребителей к рекламе);

- социально-демографическими (динамика рождаемости и смертности, миграции населения) и др.

Функции сферы услуг можно разделить на экономические и социальные.

Экономические функции: обслуживание процесса производства материальных благ; воспроизводство рабочей силы; создание дополнительных материальных благ.

Социальные функции: удовлетворения потребностей населения в различных видах обслуживания; обеспечение снижения затрат и улучшения условий труда в домашних хозяйствах; реализация свободного времени; обеспечение безопасности и нормального функционирования государства, охраны общественного порядка.

Под экономическими функциями сферы услуг понимается деятельность, направленная на создание дополнительных благ в форме материальных услуг, а также деятельность, обслуживающий процесс материального производства и способствует тем самым росту экономического потенциала обществ.

Первой экономической функцией является обслуживание процесса производства материальных благ, что предусматривает предоставление различных услуг сфере материального производства, нуждающегося в услугах транспорта и связи, правовых консультациях или услугах технического обслуживания оборудования.

Вторая функция, относящаяся к экономическим это - воспроизводство рабочей силы, осуществляется с помощью услуг населения. К ним относятся услуги образовательных, светских заведений и т.п.

К третьей функции относят создание дополнительных материальных благ путем производства на заказ предметов длительного пользования или восстановление ранее утраченных ими потребительских свойств. Эту функцию выполняют предприятия бытового обслуживания.

Социальные функции сферы услуг включают, во-первых, удовлетворение потребностей населения в различных видах обслуживания. Во-вторых, группа социальных функций обеспечивает снижение затрат и улучшение условий труда в домашних хозяйствах благодаря деятельности организаций жилищно-коммунального и бытового обслуживания.

Рациональное использование свободного времени, реализуется посредством услуг культурно-зрелищных учреждений и определяет третью социальную функцию сферы услуг.

Четвертая социальная функция относится к обществу в целом и заключается в обеспечении безопасности и нормального функционирования государства, охране общественного порядка.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2016-08-07 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: