История создания поэмы А. А. Блока «Двенадцать»




Читаем, думаем, выполняем задание сочинение-миниатюра(рассуждение на1-1,5 странички.

Задание 1, Задание 2.

Многие литературоведы трактуют поэму как гимн революции, гимн всё сметающей на пути и очищающей силе. Так ли однозначна трактовка поэмы? По утверждению В. В. Маяковского, «одни прочли в этой поэме сатиру на революцию, другие — славу ей». Поражало современников Блока и то, как мог певец Прекрасной Дамы создать строки об «изменнице» Катьке? Как мог поэт, посвятивший такие проникновенные лирические стихи России, написать в страшные для неё дни слова: «Пальнем-ка пулей в святую Русь»? Если поэма о революции, почему в ней не изображены революционные действия, вожди революции? Эти вопросы были поставлены вскоре после первой публикации поэмы «Двенадцать» в газете «Знамя труда» в феврале 1918 г., а в мае произведение вышло отдельной книгой.

Задайте себе вопросы после прочтения поэмы

• Что после прочтения поэмы вам показалось интересным, что показалось непонятным, что насторожило?

• Что сам А. А. Блок пишет о «Двенадцати?»

• В каком литературном жанре написано произведение А. А. Блока?

• К какому роду литературы вы относите поэму «Двенадцать»: эпическому, лирическому, лиро-эпическому? Есть ли в поэме элементы драмы?

• Чего добивается Блок таким смешением всех родов литературы?

• Определите хронотоп поэмы (место и пространство происходящих событий).

• Передайте сюжет поэмы. Исчерпывается ли он только реалистическим, бытовым планом?

История создания поэмы А. А. Блока «Двенадцать»

— Поэма «Двенадцать» принадлежит чрезвычайно короткой и яркой эпохе истории: последние месяцы 1917 и январь 1918 г. были неделями апокалипсическими — Брестский мир, красный террор, начало Гражданской войны, обстрел Кремля, погромы и самосуды, поджоги усадеб и убийства помещиков, слух о поджоге Михайловского и родного Шахматово, убийство в больнице министров временного правительства Шингарева и Кокошкина, которых Блок хорошо знал. По свидетельству писателя А. М. Ремизова, известие об этом убийстве стало толчком к началу работы над поэмой «Двенадцать».Поэма, написанная менее чем за месяц, на высшем взлёте творческих сил, остаётся памятником кратчайшей эпохи первых недель революции 1917 г. Поэма сочинялась единым духом, в послереволюционном, застывшем от холода Петрограде, в состоянии какого-то полубессознательного лихорадочного подъёма, всего за несколько дней, и на её окончательную доработку понадобился лишь один месяц. Закончив текст поэмы вчерне, непосредственно после легендарной финальной фразы: «...в белом венчике из роз, впереди Иисус Христос...», Блок оставляет несколько сумбурную, но очень показательную реплику в своей записной книжке 1918 г., полностью посвящённой периоду поэмы «Двенадцать»: «Страшный шум, возрастающий во мне и вокруг. Этот шум слышал Гоголь (чтобы заглушить его — призывы к семейному порядку и православию)... Сегодня я — гений». Откуда столь высокая оценка? Ведь Блок всегда был требователен к себе. Наверное, потому, что именно в период замысла поэмы и её написания поэт творил в полном согласии со стихией, с той «музыкой революции», кото-рую он призывал услышать в статье "Интеллигенция и революция"

Охарактеризуйте композицию поэмы. Прочитайте мнение критика Л. К. Долгополова о структуре произведения. Согласны ли вы с ним?

«Двенадцать» Блока — это романтическая поэма, подлинный смысл которой скрыт глубоко за её конкретными событиями и реалистическими сценами. Сама по себе эта конкретность в изображении восставшей стихии играет в поэме огромную роль. В миросозерцании Блока произошёл поворот, благодаря которому он увидел революцию в её самых ярких чертах..призывал услышать в статье «Интеллигенция и революция». Романтическая фабула поэмы Блока включает три основных компонента: появление двенадцати, эпизод погони, во время которой и была убита героиня поэмы, и, наконец, появление в заключительной строфе Иисуса Христа. Все три стадии развития фабулы неразрывно между собой связаны. За границами фабу-лы остаётся первая глава — общая экспозиция поэмы, её «прелюдия». Между этими основными стадиями располагаются лирические отступления, представленные в двух основных формах: в форме фольклорных стилизаций и в форме революционных лозунгов-призывов (Л. К. Долгополов).

• Вчитайтесь в высказывания критиков и определите жанр поэмы — это лирическое произведение или эпическое? Какие черты лирики, а какие — эпоса характерны для «Двенадцати»?

«Грандиозность блоковской поэмы в том-то и состоит, что историческая масштабность эпохи в художественном восприятии решительно выходит на самое первое место. То, что обычно бывает атмосферой времени, приобретает здесь огромное, определяющее содержание. Опыт Блока как лирического поэта сказался в этом эпическом произведении со всей силой» (П. П. Громов).

Контрастность и пестрота поэмы в сложно преломлённом виде отражают наглядно обнажившуюся социальную контрастность эпохи, пестроту исторического времени, которое глазами Блока как бы всматривается в темноту, пытаясь разглядеть и понять тех, кто творит отныне историю, услышать их голоса, выкрики и угрозы, прислушаться к тому, что они говорят, о чём спорят, какие песни поют...Позиция автора проявляет себя в «Двенадцати» не в отдельных репликах, лозунгах или призывах, а в «построении» общей «судьбы» двенадцати, в характере и внутреннем смысле того пути, который проделывают они на страницах поэмы (Л. К. Долгополов).

• Подберите в тексте поэмы доказательства тезиса исследователя творчества А. А. Блока Л. К. Долгополова: «Блок создал новую форму эпической поэмы, и новизна формы находилась в прямой зависимости с новизной содержания. Философия революционной эпохи, как её понимал Блок, была воплощена в «Двенадцати» в совершенно повой поэтической системе, которая нашла своё отражение в новых ритмах, в новой стилистике, в лексике».



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2020-06-05 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: