Аналитическая работа с текстом поэмы «Двенадцать»




Глава 1• Каково место действия поэмы? Время года?• Какие ключевые слова употребляются в описании времени года?• Что могут символизировать эти слова?• Какое время суток изображено в этой главе? В чём его символика?• Кто появляется в первой главе?• Как обрисовал эти образы автор?• В чём символика такого изображения?

Глава 2• Кто главный герой поэмы?• Найдите коллективный портрет главного героя. Какие выводы можно сделать?• Почему главный герой не один человек, а коллектив?• В чём символика числа красноармейцев?• Сколько раз во второй главе звучит рефрен: «Эх, эх, без креста!?» (3 раза)• Это случайность? Или так автор хочет обратить наше внимание на святотатство по отношению к верующей Руси?

Главы 3–7• В чём значение этих глав?• Как в этих эпизодах изображены Петруха и его товарищи?• В каком эмоциональном ключе даны эти главы?• Назовите имена героев, составляющих любовный треугольник.• Кто такая Катька? Найдите и зачитайте её портрет в четвёртой главе.• Проанализируйте портрет, данный Блоком.• Какие чувства испытывают двенадцать красноармейцев в разговоре о Ваньке с Катькой и при дальнейшем с ними столкновении?• Свяжите образ Катьки с предыдущими женскими образами в творчестве Блока.• Символом чего является женский образ в литературе?• Что символизирует в этом аспекте убийство Катьки?• Как реагируют на убийство Катьки красноармейцы?

Домашнее задание. Сочинение-рассуждение (миниатюра) "Поэма А.А. Блока "Двенадцать" - принятие судьбы или вызов поэта времени?"

Поэма Блока «Двенадцать» — одно из наиболее загадочных произведений XX в. Не одно поколение, как литературоведов, так и простых почитателей его таланта, даёт различные, подчас чрезвычайно противоречивые и несогласованные трактовки этого произведения...

— Проблема отношения Блока к революции сложна и загадочна. С одной стороны, завершая «Двенадцать» образом Христа, несущего флаг, Блок даёт понять, что революция — явление положительное, но, несмотря на это, в сцене убийства звучат ноты искренней жалости и сострадания к убитой девушке, бывшей, в общем-то, представительницей старого и отжившего мира. Эта позиция даёт нам возможность предположить, что осмысление поэтом революции было скорее мистическим, нежели логическим. Блок видел в ней не историческое явление, призванное освободить и осчастливить людей, а процесс перехода всего мира в другое, новое состояние, ведущее к перерождению не только общества, но и самого человека.Построение поэмы «Двенадцать» даёт нам чёткое представление о системе мира, в который пришла революция. В начале произведения даётся описание того, что осталось от прежней жизни. Это лоскутки и обрывки фраз, постоянное и бессмысленное движение снега и ветра, бедность и темнота. Основными свойствами старого мира являются его разорванность и бесцельность, его двухцветность. Блок явно не признаёт за таким миром права на жизнь. Барыня, поп, писатель — лишь пародии на людей. Такой мир подобен скорлупе, из которой уже вылупился птенец, то есть двенадцать. Они являются единственной силой, способной двигаться вперёд среди развалин старого. У них нет цели, но есть структура и упорядоченность, создающие впечатление осмысленности. Столкновение между двумя мирами, миром хаоса и миром порядка, дано в сцене убийства Катьки.Блок и для себя делает открытие: «Ветер, ветер на всём Божьем свете» — это романтично и красиво, но кровь на снегу — это трагедия, которой нет оправдания. Человек-зверь как бы вступил в стадию агонии... Но в целом поэма — гимн революции. Недаром в конце её появляется «первый революционер на земле» Иисус Христос. Образ Христа может иметь много значений, причём непонятно, какое из них соответствует замыслу поэта. Возможно, этот символ был выбран Блоком потому, что Христос — Бог и посланник Бога, то есть носитель высшего, вселенского смысла, но вместе с тем он — страдающий человек, идущий на Голгофу. Получается, что Христос, идя впереди двенадцати с кровавым флагом, не только благословляет и оправдывает их, но и указывает им путь страдания, а, может быть, и смерти.Сам поэт, прошедший свой путь «вочеловечения», даёт шанс и своим героям преодолеть злобу, снять накипь с души, очиститься в процессе революции. Блок, как романтик, был убеждён, что из стихии должна родиться гармония, а перевести на обычный язык это можно так: вот идут люди, почти звери, готовые к разрушению и насилию, «выпить кровушку за зазнобушку», им позабавиться не грех. Но должно же быть в них что-то человеческое? Ведь два начала есть в человеке: бесовское (чёрное) и Христово (белое).

«Антитеза в поэме А. А. Блока “Двенадцать”»

В поэме звучит музыка разыгравшейся стихии, ею наполнена вся поэма, му-зыка слышна и в свисте ветра, и в маршевом шаге «двенадцати», и в «нежной поступи» Христа. Музыка — на стороне революции, на стороне нового, чистого, белого. Старый мир (чёрный) музыки лишён.Основной художественный приём — антитеза, контраст. Что же противопоставляется в поэме?

Стихия цвета «Чёрный вечер. Белый снег». Чёрное — старое, уходящее; белое — новое, устремлённое в будущее. Жестокое разделение — таково время, никаких полутонов. А ещё в поэме возникает красный цвет — цвет знамени, крови, революции
Стихия музыки 2-я глава — ритм марша; 3-я глава — частушка, 9-я глава — городской романс
Стихия природы Безудержная, весёлая, жестокая («Ветер — на всём Божьем свете!»). Космический масштаб, ветер сбивает с ног, загоняет в сугробы представителей старого мира («Ветер весёлый и зол, и рад. Крутит подолы, прохожих косит, рвёт. Мнёт и носит большой плакат: “Вся власть Учредительному собранию”).Ветер сопровождает двенадцать («Гуляет ветер, порхает снег, идут двенадцать человек»). Ветер играет красным флагом. Снег крутит, порхает, переходит в метель («снег воронкой завился, снег столбушкой поднялся»). Метель в душе Петрухи. Начинается пурга
Стихия душ человеческих Безудержная, жестокая, непостижимая у двенадцати («В зубах цигарка, примят картуз, на спину б надо бубновый туз» (бубновый туз — знак каторжника); «Свобода, свобода, Эх, эх, без креста!», то есть дозволено всё).Ненависть к старому миру выливается в призыв: «Пальнём-ка пулей в Святую Русь — в кондовую, в избяную, в толстозадую»
8-я глава «Скучно! Всё без меры: горе, радость, тоска». Скучно — это серо, серо — это безлико
11-я глава «Идут без имени святого Все двенадцать — вдаль. Ко всему готовы, Ничего не жаль»
Стихия вседозволенности Всё это жестоко, непостижимо, безудержно, страшно! Но всё-таки впереди «двенадцати» — Христос. Он словно выводит их с метельных улиц Петрограда в миры иные
Появление Иисуса Христа С появлением Христа меняется ритм: строчки длинные, музыкальные, будто наступает вселенская тишина: Нежной поступью надвьюжной, Снежной россыпью жемчужной ,В белом венчике из роз — Впереди — Иисус Христос
В статье «Интеллигенция и революция», написанной почти одновременно с поэмой, А. А. Блок восклицал: «Что же задумано? Переделать всё. Устроить так, чтобы всё стало новым, чтобы лживая, грязная, скучная, безобразная наша жизнь стала справедливой, чистой, весёлой и прекрасной"

 

 

Задание 1. Подтвердите цитатами из текста, что ритм поэмы вбирает в себя:

• и разговорный свободный стих;

• и фольклорный ритм частушки;

• и интонацию мещанского романса;

• и пафос революционного лозунга;

• и уличный язык голытьбы;

• и припев революционной песни;

• и ритм державного шага.

Задание 2. «Читая — размышляем...»:

• Как решается в поэме «Двенадцать» проблема автора? Что можно сказать об авторском отношении к изображаемым событиям и героям поэмы?

• Какими предстают в поэме образы «старого мира»? Сопоставьте нарисованные в первых главах поэмы образы «старого мира» с образами «страшного мира» в ранней лирике А. А. Блока.

• Основными мотивами, многое определившим в образной системе поэмы «Двенадцать», называют мотивы стихии и движения. Как показано в поэме движение двенадцати из «старого мира»?

• Как меняется образ двенадцати к финалу?

• Какое место в поэме «Двенадцать» занимает любовная интрига? С какой целью Блок ставит в центр сюжета убийство женщины?

• Какой предстаёт в поэме природная стихия? Сопоставьте картины вьюги в первых и последних главах

.• Как решается в поэме «Двенадцать» тема исторического пути России? В чём смысл финала поэмы?

• Свою поэму Блок рассматривал как стихотворный цикл. В чём своеобразие жанра «Двенадцати»? Черты каких жанров нашли отражение в поэме? В чём принципиальное отличие поэмы Блока от его более ранних лирических циклов?

· Прокомментируйте слова Блока по поводу финала поэмы «Двенадцать», сказанные им летом 1919 г.: «Мне тоже не нравится конец “Двенадцати”. Я хотел бы, чтобы этот конец был иной. Когда я кончил, я сам удивился: почему Христос? Но чем больше я вглядывался, тем яснее я видел Христа. И тогда я записал у себя: “К сожалению, Христос”»



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2020-06-05 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: