ПРИТЧИ О БУЛГАРСКИХ МУЛЛАХ




(к сеансам вероанализа). Г.А. Аминев

Аминев Гесиод Абдулович

профессор,

доктор психологических и кандидат медицинских наук,

действительный член Российской академии естественных наук

 

Уходят друзья, дряхлею и я. И нередко в снах моих в белом платке на трясущемся лбу бабушка моя - абыстай воскресает, и из глубин подсознания бьют ключи поведанных ею древних притчей о булгарских муллах. Думается, многие из них полезны и сейчас, ибо колесо жизни повторяется.

 

1.

Пришли люди к мулле за советом:

- Тяжко, хэзрэт, как жить?

Сказал досточтимый:

- Терпите.

Терпели-терпели, к другому бегут:

- Иссякло терпение. Как быть?

Ответил мулла:

- Крушите!

Кровь пролилась, примчались к третьему, и сказал он им:

- Думайте.

Но снова вернулись они:

- Нет проку от наших дум.

И разъяснил хэзрэт:

- Нет проку, потому, что вы думаете о дне сегодняшнем, а надо думать о дне грядущем.

И пояснила бабушка:

- При Николае десять коров доили, при Сталине и козы лишились. Почему? Коммунистическая вера, возможно, хорошая (да простит меня Аллах). Но люди не настолько достойны, чтобы этой верой жить. А потому грядущее ваше - скверно. Коммунисты прежде трижды предадут свою веру, и только после того придет спасение. [Примечание: На сегодня в России коммунисты только раз перекрасились].

 

2.

Вызвал великий хан муллу:

- У меня могучая конница. И если расширю я владения мои, станет ли народ мой счастливым?

- Не знаю, солнцеликий, - ответил мулла.

- У меня семь сыновей. И если поделю я державу мою на княжества малые, станет ли народ мой счастливым?

- Не знаю, - ответил мулла.

- Так что же ты знаешь? - вскипел грозный хан.

- Знаю, что счастье людей размерами империи не определяется

Прогнали муллу со двора, и собрал он учеников своих:

- Вспомните, империя Искандара была необъятной и нищей. А страна Эдем крохотной, но цветущей. Посмотрите на Восток, посмотрите на Запад: это правителям надобно самыми первыми быть. Самый роскошный трон, самый высокий храм, самые шумные победы на состязаниях силачей иметь. Аллаху же это не нужно. И тем более простому человеку. Вот почему не бойтесь, что империя развалиться. Бойтесь, что рассыплется вера.

 

3.

Пришел к великому хану булгарин - купец:

- Повели, солнцеликий, в столицу Биляр грека-купца не пускать. Подумай, кому это выгодно, чтоб иноверец у нас торговал.

Обернулся хан за советом к визирю, и засуетился тот:

- Не пускать!

Обратился к мулле, и молвил хэзрэт:

- Если великий хан удостоил подумать, кому это выгодно, пусть он поразмыслит и над тем, кому это невыгодно, чтобы заморский купец у нас торговал. И разве неясно, что тебе все равно, и мне все равно, а не выгодно это булгарину-купцу, а вера здесь ни при чем. И, если не прав я, побей меня плеткой

И досталась плетка булгарину.

Вернулся домой гордый мулла, обступили ученики его. И изрек учитель:

- Кахарман-лицемер, ища свою выгоду, набивается в друзья и более других о дружбе кричит, а настоящий друг даже о беде своей может умолчать, стесняясь тебя озаботить. Вот почему враг спро­сит, кому это выгодно, а друг подскажет, кому это невыгодно.

Помнится, бабушка шепотом приводила слова брата своего, который, навсегда в Турцию отбывая, сказал ей на прощание:

- Если Валидова и других учителей предателями-нацио­налистами назовут, не верь. Тебе прикажут: думать, кому это вы­годно, а ты думай над тем, кому это невыгодно, чтобы учре­ди­лось свободной государство детей твоих!

 

4.

Вызвал великий хан муллу:

- Взял я заморского грека в визири и, что ни спрошу, он ладит одно: надо с народом посоветоваться. Что скажешь ты, досто­чтимый?

- О солнцеликий, - ответил мулла, - если б славные ханы, предки твои, до прихода пророка спросили народ, а верит ли он в Аллаха? И если бы все как один завопили бы - нет! (прости их, Аллах милосердный) - ну разве то истина была бы?

- Что хочешь ты этим сказать?

Продолжил невозмутимый хэзрэт: - Советы ищут у мудрецов, поддержку - в народе, волю - в себе? И если хочешь обмануть народ - проводи вече. А если хочешь лишиться власти - ищи поддержку у визирей!

И отправил хан муллу без трапезы.

 

5.

Вернулся хан с победой, но многих воинов потерял. Собрал совет:

- Как утешить жен-матерей и сирот-детей?

Гаркнул полководец:

- Дай праздничный салют!

Добавил визирь:

- Построй мавзолей. Напиши: «Никто не забыт!»

- А ты чего молчишь, мулла-хэзрэт?

- О солнцеликий, - молвил мулла. - Наверное, не ошибусь, если скажу, что Искандар (Александр Македонский) был самый известный человек на Земле. И все его знают, и все его помнят, и мы сейчас с тобой о нем говорим. Но какое дело его костям до наших бесед. Оно даже не ведают, что они кости великого македонца. Любите подданных при их жизни, а на том свете есть, кому о них позаботиться!

И снова прогнали муллу со двора.

 

6.

Отправил мулла к визирю лучшего шакерта (ученика) своего на практику. Вернулся тот голодный и плеткой бит.

- Что случилось? - спросил мулла.

- Визирю я дал совет, как ты нас учил, - ответил прилежный шакерт. - Но визирь оказался глупым, побил меня.

- Это хорошо, - ответил мулла. - Теперь ты знаешь, что не надо давать советов глупым визирям, ибо доводам ученых они не внемлют.

На второй день снова отправил мулла ученика своего, но к другому визирю на практику. И вновь вернулся он униженный, битый.

- Что, опять визирь попался глупый? - спросил мулла.

- О нет, хэзрэт, визирь умный, и я дал ему совет, как ты нас учил, но он меня также, вместо благодарности, плеткой отхлестал

- Это хорошо, - продолжил мулла. - Теперь ты знаешь, что не надо давать советов и умным визирям, ибо умных визирей не бывает.

Дэрэс (урок): никогда ни к каким визирям с советом не лезь!

 

 

7.

Умер холоп, и спрашивает его Газраил (архангел):

- Был ли ты счастлив в том мире?

Отвечает:

- Несчастным был потому, что жена досталась сварливая, лошадь - хворая, а земля - каменистая!

Пока он произносил это, насупились ангелы, и Газраил гневно воскричал:

- Как смеешь ты клеветать на Аллаха! Разве не сотворил Он Землю столь обширной и богатой, что ты шагу дальше носа своего не ступил и не нашел жену - красавицу, коня - доброго и землю цветущую?

Забрал душу у несчастного отправил в ад, а вслед ей приговаривал:

- Только иноверцы ленивые сетуют: хорошо там, где нас нет. А если ты настоящий мужчина, джигит, пришпорь коня и скажи себе: рука твоя твердая, глаз верный, только ветер смеет быть впереди тебя!

 

8.

На могиле жены, абыстая, дрогнули губы муллы, и упала слеза крепкой каплей росы на глину. А два сына его чуть поодаль с родней, с Бухары, торговались о шелке. Заприметили это шакерты, и спустя кой-то срок обратились к мулле:

- Мы знаем, хэзрэт, как нежно мархум (усопшая) абыстай любили своих сыновей, отказывая себе в необходимом, дорогими подарками тешила их и невест. А они не смогли подождать пока ляжет последний комок на могилу, принялись дела обсуждать. Не обидно ли это?

Ответил мулла:

- Вы забыли, я вас учил, что можно верит только в три вещи на свете: в милосердие Аллаха, в беспредельную любовь матери к своему ребенку. И еще в то, что ни один ребенок, повзрослев, не вернет матери и тысячную долю забот о нем. Ты видел, чтобы обиделись куры на тучу за дождь, лошадь - на гору за крутую тропу? Нет. Так и на детей обижаться нельзя. Ибо так устроена природа. Даже младенец большой эгоист, посмотри: самое нежное творение - женскую грудь- как он хватает и тычется носом, сосет и кусает, а мать улыбается только. Так что остается ждать от него, когда он повзрослеет? Вот почему говорю я: у детей своя жизнь, у родителей своя. И ни один ребенок - да пусть он пророком родится - за мать и отца жить не сможет. Так пусть же родители поживут за себя. Но то, что понимает ум мужчины, до сердца женщины не дойдет

 

9.

Встретил мулла шакерта любимого в печали.

- Посмотри-ка на чайку, что кружит над Волгой-Иделью. Есть ли у нее основания для печали? - спросил его хэзрэт.

- Конечно же, есть, - отвечал прилежный шакерт. - Чайка нырнет раз - вынырнет с рыбкой, нырнет другой раз и вынырнет с пустым клювом.

- Ошибаешься, - ответил хэзрэт. - Посиди-ка терпеливо на берегу и, возможно, дождешься, как чайка нырнет в тысячу первый раз и больше вообще не вынырнет. Радуйтесь, дети, тому, что у вас есть, радуйтесь и тому, чего у вас нет. Ибо когда-нибудь у вас не станет ни того, ни другого

 

10.

Наставлял визирь сына своего:

- Не бери за чистую монету все, что мулла говорит. Я, твой отец, советую тебе, не делай людям добра - добром не вернутся. Не делай людям зла - тем паче добром не вернется. Ничего людям не делай. Живи для себя!

Наставлял полководец сына:

- Не бери за чистую монету все, что мулла говорит. Ты видишь, когда возвращаюсь из похода, сколько женщин и золота я привожу. И хан и народ меня поздравляют, князья моей славе завидуют! Вот почему твержу я тебе: живи для людей!

Прослышали это шакерты, ученики мулла. И пришли к нему:

- Кто же прав, хэзрэт?

Отвечал учитель:

- Не верьте чиновникам, что они пекутся о вас, ибо сыну визирь не враг: они живут для себя. Не верьте героям, что они живут для людей, ибо они не матери ваши и живут для славы своей. А потому честно скажите себе: живу сам - даю жизнь другим!

 

11.

Отправились ученики булгарского муллы к соседям-язычникам свое учение нести, но очень скоро вернулись они сникшие, смущенные:

- Нам ли учить их, язычников, досточтимый хэзрэт, если они владеют и булгарским, и тюркским, и греческим, и китайским?

- А как вы узнали? - спросил их мулла.

- Ушами своими слыхали, как даже малые дети у них говорят на всех языках мира: сарай, дурак и многое другое.

И рассмеялся старых хэзрэт над незадачливыми учениками:

- Если б язычник владел языками, роскошным словом - сарай (у булгар - ханский дворец) он не назвал бы хлев для скота. Уравновешенным словом - дурак (у тюрков, братьев наших, - ожидание) не именовал бесноватых. Приятное слово - какос (у греков, друзей наших, - хорошо) не превратил в испражнения.

Пока они так рассуждали. Котенок потребности справил свои в углу медресе. Завидев это, спросили ученики своего учителя:

- Верующий он или не верующий?

Ответил мулла:

- Он не ведает. А потому безгрешный.

 

12.

Вызвали муллу к великому хану на диспут.

- Этот ученый человек, - сказал хан, - из заморских стран утверждает, что рая нет.

- О, досточтимый галим (ученый), - обратился мулла, - скажи: легко ли простолюдину на Земле?

- Нелегко, - отвечал гость.

- Так почему же ты отнимаешь у него даже то, чего нет?

Покинул мулла дворец, не пожелав продолжать спор. Обиделись ученики его, и он вразумлял их:

- До рая земного человек не доживет, а рая божьего, как гость говорит, - нет (да простит Аллах иноверца). Горе народу с такими правителями и с такими советчиками, что способны у подданных отнять даже то, чего нет.

 

13.

Обратился великий хан к мулле:

- Мы дважды посылали гонцов к язычникам-урусам (русским). С коврами персидскими, с медом булгарским. Может, сабли их лучше вразумят: не хотят они веровать в Аллаха?

- Ни коим образом, солнцеликий хан, - поспешил ответить мулла. - Ибо на земле все люди верующие. Только одни веруют, что Аллах существует. Другие веруют, что его нет. И если все мы верующие, почему же мы должны ссориться и за Аллаха решать вопрос, касающийся его?


ПРИТЧИ О ТАМЕРЛАНЕ

 

1.

От старческой дряхлости умер Тагир - верховный ученый при ханском сарае (дворце), и съехались претенденты на диспут, где тему визирь объявил:

- Великий Стагир (Стагиритом в Греции звали Аристотеля, - стагир по-татарски - умелый мужчина) считал, что крупная вещь падает на землю быстрее, а покойный Тагир мелкой вещи приоритет отдавал. Кто прав?

Спорили день без обеда - победителя нет. Мимо хэзрэт проезжал:

- Заблуждение считать, что из двух забияк один обязательно прав. А спор ваш способен рассудить мой возница. Скажи, уважаемый, если ты распилишь колесо с тарантаса и бросишь с утеса, какая половинка раньше расплещет волну?

- Никакая, хэзрэт. Потому что обе полетят одинаково.

- Верно. А если теперь их вновь соединить и скинуть, то целое колесо быстрее упадет или позже, чем его половинки?

- Также, хэзрэт, поскольку половинки ведь не понимают, что теперь их связали и им полагается падать иначе.

-Вот Вам олы-галим (верховный учитель), если он согласится, - сказал хэзрэт визирю и подталкнул возницу. - Он не учился в медресе суесловить, и разум его не запутан.

Загудела надменно ученая братия, а мулла с возницей поспешно ушли.

С тех пор, как услышал рассказ, весен не мало прошло. И сейчас, когда страсти кипят, в оскалах властных клыков чуешь запах гражданской войны, невольно вспоминаешь хэзрэта: из двоих разве один обязательно прав?

 

2.

Подходит к мулле ученый-уйгур:

- Отчего шакерты ждут твой урок не дождутся. Может плетка твоя подлинней?

-Ты великий галим (ученый), тебя знает Восток, но ребячьи сердца - не простая наука. Для начала три вещи скажу - лишь гяуры в споре кричат: ты не понял меня! А ты извинись, что был не понятным, т.е. когда не порядок с детьми, наставник, бери вину на себя. Неразумная мать унижает ребенка: ты подумал своей головой? Когда бы ей предложить: подумаем вместе! Потому что совместные искания окрыляют детей.

-А третье?

Вышел мулла молча во двор. Позвал курочку с цыплятами, поймал одного. Высыпал на поднос из кошеля золотые крупинки. Цыпленок на них никакого внимания, пищит, порываясь удрать. Собрал мулла драгоценности, высыпал горсть пшена. И тотчас клювик веселый застучал по подносу. Молвил хэзрэт:

- То, что золото для учителя, не всегда золото ученикам, т.е. надо учить тому, что потребно!

В знаменитой книге М. Кент «Как выйти замуж?», стр. 100, автор советует укорять мужчину: «Ты разве не видишь?». Вместо того чтобы предложить: «Посмотрим вместе, как учил булгарский мулла».

Эх, если бы люди, и особенно наши экономисты-социотерапев­ты, хотели понять, что не всем западным без оглядки можно пользовать нашу больную страну! Решили лечить нас шоковой терапией, но, как известно, в медицине так лечат только шизофреников.

 

3.

За чашкой чая рассказывал мулла ученикам:

- Если хочешь охотником стать, изучай повадки зверей. А пастырю духовному надобно знать, что люди тоже четырех типов бывают: веселы - как белки, взрывные - как рыси, работящие - как бобры, пугливые - как сайгак.

-Я - рысь, - захвастал Истэми, - а он - сайгак! - горделиво указал на товарища, и все рассмеялись.

-Нехорошо, - поправил хэзрэт. - Посмотри, на высокой горе белоснежные вершины, но и загаженные пещеры найдешь. А потому, говорю я тебе, в каждом сыне Адама и белое, и черное есть, кто бы ни был по сану. Белки - общительны, но невнимательны, обещания свои могут быстро забыть. Рыси - вспыльчивы, злы, но смелы и способны на риск. Бобры - трудолюбивы, но не гибки и тяжело меняют решения. Сайгаки - робки, зато сердечны и первыми заметят, когда плохо тебе.

- В таком случае, я смешанный! - заявил Истэми.

- Встречал ли ты белку в шубе бобровой, с рысьей мордой, с сайгачьими копытами? – и шакерты опять рассмеялись, а хэзрэт продолжал. - Смешанных типов не бывает. День удачный - ты смеешься, обозлят - ты вскипишь, другой раз неустанно дом себе строишь или с обиды слезы глотаешь. Чтобы сказать себе, что ты за человек, посмотри, кем ты чаще бываешь. Вот почему справедливо дополнить учение грека-табиба: для всего, что течет - народы и джины, деревья и реки, планеты и звезды - четырех пальцев хватит пересчитать.

- А пятый?

- Пятый, большой - это БОГ!

Интересно, что в последующем великий Ньютон назовет большой палец свидетельством Бога. Но учителя физики об этом умалчивали ради атеистического воспитания. А вот учительница биологии в восьмом нас учила, что люди по Гиппократу делятся на сангвиников, холериков, флегматиков и меланхоликов. И еще, что самая передовая советская марксистко-ленинская психологическая наука выделяет смешанные типы, а я размышлял:

- Дуб - флегматик, ива - меланхолик. А советский народ? Не пятый ли палец, зажатый в кулак?

 

4.

- Ты можешь многознающим быть, - хэзрэт наставлял шакертов своих в роще под сенью берез. - Но, если не ладишь с людьми, за ученость твою айрана (татарский напиток) глотка не дадут. Вы слышали, советуют: умный молчит - слушать умеет или делает вид. Но если, как пни, все станем молчать, как же людям обиды с сердец выкорчевывать? Поэтому я вас учу - уметь говорить!

Услышал случайно те речи джигит:

- Прости, досточтимый, в умении говорить не увидел я проку потому что, когда у ключа я любимую встречу, бывало, кричу ей поэта слова: какие ресницы, джаным - гузелем (душечка, красавица), а она лишь, смеясь, убегает, обдав ароматами трав:

- Восторги поэта - не искусство общения, к тому же лестное слово может каждый сказать, - объяснил хэзрэт, - и оно не в цене. Вот почему я учу вас: уметь говорить - это значит сперва подарить собеседнику розу внимания, а затем услаждать опахалом его интересов. Вот и ты, юноша, заинтригуй девушку, шепни мимоходом, имея в виду себя: общий знакомый, отважный батыр (силач) вчера весь вечер о тебе говорил. Увидишь, зардеется она, с вопросом пристанет: кто это?

Покачал головой, усомнился джигит. А через три дня, улыбаясь, пригласил муллу на никах (свадебную молитву).

- Так вот почему хэзрэт хвалит визиря устами других, и этих других мы не знаем, - между собой рассуждали шакерты.

Вспоминаю я этот шутливый рассказ бабушки, бывшей курсистки медресе, и думается мне: не знаю, как много домыслов в нем. Но это совсем не Карнеги. Почему мы свое забываем?

 

5.

В чем смысл жизни, досточтимый хэзрэт? - спросил булгарского муллу Талут, любимый ученик его.

Отвечал учитель:

- Посмотри, у изгороди яблонька наливается соком. В чем смысл существования своего, разве она решает? Кто посадил, тот и определил ее назначение. Так и смысл жизни человека в руках Творца. Понятно ли я сказал?

- Понятно. Но тогда в чем смысл жизни Господа? Зачем Он создал нас? Зачем дал волю, и иные поступают ублюдно?

Задумался хэзрэт:

- Может, Всевышний - Вселенной табиб (врач) и снадобье вольности духа опробывает на нас, проверяя: сколько ложек вложить, чтоб человек от превратностей мог беречься и в то же время не впадал в прегрешения? Или поручил этот опыт над нами жителям неведомых миров, откуда нам знать? Потому соглашусь я с тобою, пожалуй: пока не постигнем мы смысла действий Творца, не уразумеем и смысла жизни своей! Деды завещали нам слушаться Аллаха, но не дай Бог, чтобы Он прислушался к нам и поразмыслил над собственной жизнью. Что нас тогда ожидает, если смысла не сыщет Он в ней и с жизнью своею простится?

Не сердись, Милосердный, надеюсь, такое никогда не случится, ибо Бог - это тот, кто обладает только Жизнью, Человек - тот, кто обладает и Жизнью и Смертью. Но кто же тогда тот, кто обладает только Смертью?

Интересно, ни в одной из великих религий так вопрос не ставится. Ходжа Нассреддин, по-видимому, был первый, кто осознал этот парадокс. Ибо на вопрос Тамерлана, до каких пор люди будут размножаться, отвечал: пока не переполнятся рай и ад.

Сейчас, когда мы любим пошуметь о духовном возрождении России, когда эротика и детективы заполнили книжные прилавки, когда на улицах правят бал мат паханов и дубинки ОМОНа, я спросил у ребят и неожиданно обнаружил, что сочинений о смысле жизни они больше не пишут...

Куда мы идем?

 


ФИЛОСОФСКИЙ ПРАКТИКУМ

 

1.

Любил булгарский мулла повторять:

- Сказавший «только» ограничил Творца. Где тебе немыслимо - Ему мизинцем шевельнуть.

 

2.

Вычитали шакерты у аль-Фараби, что небесные тела тоже обладают душой и телом, и расспорились в медресе: одни - живое только из живого, другие - нет, из неживого и живое, и неживое.

Сказал булгарский мулла:

- Почему бы не рассуждать так, как три круга на гербе Тамерлана. Из живого - живое и неживое. Из неживого тоже - неживое и живое. Господу все доступно: природа любит симметрию.

 

3.

- А можно спорить и так, - продолжил на следующем уроке булгарский мулла. - Одни: душевное - только из душевного, другие: нет, из недушевного - и душевное, и недушевное тоже.

И снова мы ограничим Творца. Ибо из психического может следовать и психическое, и не психическое. Тогда признай, что из непсихического тоже может следовать и психическое, и непсихическое. Природа любит симметрию.

 

4.

Может ли машина мыслить? Может, если угодно Господу.

Порассуждаем: человек бывает мыслящий и немыслящий. Машина тоже сможеть быть мыслящей и немыслящей. (Мыслишки новых времен - Абдель ибн Гали).

 

5.

Ругают: это механицизм. А чем лучше духовный механицизм материалистического?

Не механицизм ли - построения об эфирном, ментальном, астральном теле? Но только духовный. (Мыслишки новых времен - Абдель ибн Гали).

 

6.

Спросил булгарский мулла Совершенномудрого:

- Ты ли сказал, досточтимый, что Восток не любит альтернатив? И Совершенномудрые не должны говорить ни да, ни нет. Так ли это?

- Да, - ответил гость.

 

7.

Сказал шакерт:

- Говорят о торжестве добра над злом. Закон ли это?

Подумал мулла и сказал:

- Мы снова забыли о правиле трех случаев: добро побеждает зло, зло побеждает добро, они - равномощны. Однако каждый усматривает для себя одно. Слабый верит в окончательную победу добра, так как хочется воздать обидчикам. Сильный вершит зло, потому что считает, что имеет на это право. А на деле добро и зло - что зайцы и волки. Они сосуществуют и неуничтожимы.

 

8.

Сказал шакерт:

- Мухаммед аль-Газали верил, что общество может меняться только к худшему, т.е. зло постоянно прибывает, так ли это?

Ответил булгарский мулла:

- Есть три варианта: зло растет, зло убывает, зло постоянно. Я верю в Закон постоянства печали во Вселенной. И тогда, если печали в этом месте прибавилось, в другом оно убавилось. Если печаль в этом месяце приросла, в другом - она убудет.

 

9.

Когда-нибудь будет построена таблица элементов Зла и Добра во Вселенной.

 

10.

Продолжал шакерт:

- Мухаммед аль-Газали еще утверждал, что в обществе зло перевешивает добро.

Ответил булгарский мулла:

- И Юсуф Баласагуни вторил ему: этот мир ненадежен, в нем радости нет. Но опять же забыли они про три случая: зла больше, зла меньше, или столько же, что и добра. Я верю в Закон превышения Добра, ибо надеюсь на человеколюбие Творца. Люди называют это воздаянием.

(Баласагуни Ю. Благодатное знание, 6643 бэит. -Л.: Сов. писатель, 1990. - 560 с.)

 

11.

Сказал шакерт:

- Хэзрет, ты нам перечислил три варианта: Зло растет, Зло убывает, Зло постоянно. Но тогда ведь и для Добра три варианта. А для Вселенной девять! Так по какому же сценарию мы живем?

Долго молчал булгарский мулла и молвил:

- Верно, как человек родится на девятом месяце, так и для Вселенной - девять эпох. Но я не знаю всех промыслов Господа: какую фазу Своего эксперимента Он ныне творит во Вселенной Его.

 

12.

Сказал шакерт:

- Абу Наср аль-Фараби учил: счастья, которого нет ни в посюсторонней, ни в потусторонней жизни, называется предельным счастьем.

Пояснил булгарский мулла:

- Знаменитый философ приметил только один вариант, а Господь определил четыре: один человек может быть счастлив и в этой жизни, и в будущей, другой счастлив в этой и несчастлив в той, третий несчастлив в этой, но счастлив в будущей, и, наконец, четвертый - несчастлив ни в этой, ни в той.

(Аль-Фараби А.Н. Отношение философии к религии, с. 432. - В кн.: Естественнонаучные трактаты. -Алма-Ата: Наука, 1987.- 496 с.)

 

Читал шакерт «Ат-Тагликат» аль-Фараби: «Совершенство бывает там, где наличествует простота».

Пояснил булгарский мулла:

- Категорично, чтобы звучало красиво. Но философ снова забыл, что Господь определил четыре варианта: один несовершенный и непростой, второй - несовершенный и простой, третий совершенный - непростой, четвертый - совершенный и простой. Все мы, и непростые и простолюдины, - весьма несовершенные, но Господь - Бог совершенный, а разве он - простой?

(Аль-Фараби А.Н. Афористические записи, с. 287. - В кн.: Естественно-научные трактаты. -Алма-Ата: Наука, 1987. - 496 с.)

 

14.

Читал шакерт аль-Фараби: «У наук не бывает единых начал».

- А разве это не единое начало, - возразил булгарский мулла.

(Аль-Фараби А.Н. Афористические записи, с. 310. - В кн.: Естественно-научные трактаты. -Алма-Ата: Наука, 1987. - 496 с.)

 

15.

Сказал шакерт:

- Смотри, хэзрэт, аль-Фараби тоже согласился с правилом четырех вариантов. Он разделил живые существа на разумных и смертных (это человек), разумных и бессмертных (ангелы), неразумных и смертных (животные), неразумных и бессмертных (джинны). О, если бы Господь уничтожил джиннов?

Ответил мулла:

- И тогда бы рухнуло правило четырех вариантов.

(Аль-Фараби А.Н. Ответы на вопросы философоф, с. 4. - В кн.: Естественно-научные трактаты. -Алма-Ата: Наука, 1987. - 496 с.)

 

16.

Прочел шакерт:

- Аль-Фараби учил: знание, которое называют достоверным, - это знание того, что есть вещь и какова причина ее существования. А зачем хэзрэт знать причину?"

Ответил мулла:

- Глупый человек совершает ошибки и не замечает их. Умный отличается тем, что, совершив ошибку, исправляет ее. А чтобы исправить ошибку, надо установить причину. Потому что, если бороться со следствием, не затрагивая причины, это то же самое, что тушить дым вместо огня.

(Аль -Фараби А.Н. Об органах человеческого тела, с. 4. - В кн.: Естественно-научные трактаты. -Алма-Ата: Наука, 1987. - 496 с.)

 

17.

Спросил шакерт опечалено:

- Скажи, хэзрет, почему Юсуф Баласагуни сказал о Пророке: дороже, чем мать и отец? Я Пророка не видел, а мать меня грудью вскормила, отец - на коня посадил!

Ответил булгарский мулла:

- Пророк не нуждается в лести. В поэте хасс-хаджиб заговорил, и он позабыл, что по правилу трех, установленному Господом-Богом, существуют три варианта, а не один: Пророк дороже отца-матери, отец-мать дороже Пророка (прости Господи!), и третий - они равнодороги, друг мой.

 

18.

Читал шакерт Юсуфа Баласагуни «Благодатное знание» (Кутадгу Билик): «Наука обучит, твой разум прозрит, Как создан сей мир, что за СМЫСЛ в нем сокрыт!»

- Скажи, хэзрет, для чего Господь устроил мир подобный? Зачем в нас низкие влечения вселил? Чтобы испытать нас, но для чего?

Долго молчал булгарский мулла:

- Я не всегда могу сказать о смысле жизни своей, а ты хочешь, чтоб я за Господа решал. И где гарантия, что он сам для себя это решил.

(Баласагуни Ю. Благодатное знание, 398 бэит. - Л.: Сов. писатель, 1990. - 560 с.)

 

19.

Один философ отрицал причинность. «Не ищите причину, - говорил он. - Причина не существует».

- По какой причине Вы отрицаете причину, - спросил булгарский мулла. Если Вы говорите это безо всякой причины, то Вы болтун. Если Вы говорите по какой-то причине, то как же Вы отрицаете существование причины?

 

20.

Вызвал великий хан булгарского муллу:

- Ты, сказывают мне, мной недоволен. Какие у тебя, ничтожный, претензии ко мне?

- Обманули тебя, солнцеликий. У меня претензии только к Господу-Богу: почему Он окружил тебя такими людьми.

 

21.

Спросил булгарский хан муллу:

- Скажи мне, хэзрэт, только честно, ты завидуешь мне или нет?

- О солнцеликий, к чему мне лицемерить? Ибо если бы ханом был я сотворен, то ты бы стал презренным, несчастным. Если ханом уродился ты, я стал ничтожным, не­сча­стным? Так, зачем мне завидовать несчастью людей?

 

22.

- Кому ты завидуешь? - спросили муллу-хэзрета.

- Завидую только Богам, ибо помог бы Им Землю создать более счаст­ливой!

 

23.

Спросил шакерт:

- Скажи, досточтимый, где родина? Деревня или страна, где родился?

Ответил булгарский мулла:

- А где ты родился? Космос - включает Землю, Земля - страну, страна - край, край - твое село. Согласен? (Согласен). Но село вбирает твой двор, двор - баньку, а в баньке - твоя мама, в лоне которой - ты, в ночь когда миру ты воскричал о себе. Согласен? (Согласен). Видишь цепочка, а ты хочешь выбрать одно из двух звеньев внутри? Вот почему Родина наша - не деревня, не степь, не страна, а Космос Великий да планета Земля.

 

24.

- Я ни во что не верю, - хвастал один, вернувшись из путешествий из европейских университетов.

- А в то, что ты сказал, ты веришь? - спросил его мулла из сувар.

 

25.

Спорили двое. Один кричал:

- Надо молиться, простирая руки к небу.

Другой топал ногой:

- Невежда, надо молиться, приставив руки к груди ладонями к Господу.

Сказал булгарский мулла:

- Один из вас прав, другой не прав. Не так ли?

- Да так, - сказали оба разом.

- В таком случае, кто дал вам право рассуждать за Аллаха? Вы считаете, что вы спорите за истину. Нет, вы спорите, чтобы быть выше один другого. Но это от сатаны, ибо Господь сотворил вас равными. И чем больше вы спорите, чтобы одолеть один другого, полагая, что победитель ближе к Господу, тем дальше вы от него отдаляетесь.

 

 

26.

Один говорил:

- Науки делятся на объясняющие и понимающие

Спросил булгарский мулла:

- А математика?

- Конечно, объясняющая, - сказал гость из европейского университета.

- А Богословие?

- Конечно, понимающая.

Сказал булгарский мулла:

- Выходит, когда математик, рассказывая детям, что дважды два четыре, объясняет, но сам ничего не понимает.

 

27.

- Самое печальное в том, что люди часто спорят оттого, что каждый хочет доказать, что он умнее другого, - сказал булгарский мулла.

И возразил ему гость из Стамбула:

- Нет, я спорю, чтобы установить истину. Ибо в споре рождается истина.

- Согласен, - продолжал хэзрет. - Ты споришь, чтобы найти истину. Но существуют только два варианта: либо твоя точка зрения верна, либо она неверна. Согласен? (Согласен.) Ну, а теперь, надеюсь, все ясно: ты же не начнешь спор, чтобы проиграть. Ты начнешь, чтобы выиграть. Следовательно, с самого начала спора ты считаешь свою точку зрения более близкой к абсолюту. Вот и получилось, что ты ставишь себя выше другого. Аналогично думает о себе и твой оппонент, что он умнее тебя.

 

28.

- Дорогой, хэзрет, - сказал шакерт. - Я слушал тебя вчера, и думал, какой ты умный. И что ты умней гостя из Стамбула.

- Нет, - ответил булгарский мулла. - По правилу четырех позиций нельзя утверждать: я умней его или он умней меня. Есть еще вариант, недоступный людям с математическим умом. Я глупей его, и он глупей меня.

- А может вы оба умней друг друга?

- Нет, ни я, ни он не можем быть умней друг друга. Умнее нас всех Создатель.

 

29.

- Настанет время, - рассуждал гость из варяг, - что люди будут иметь один-два ребенка, так как Земля будет перенаселена. Следовательно, муж и жена каждую ночь будут предаваться ласкам не ради деторождения, а для удовольствия. В таком случае почему не разрешить брак двоих, троих, четверых и т.д., не взирая на пол? Какая разница, кто тебя услаждает.

- Согласен, - ответил мулла. - Но тогда надо регистрировать браки самим с собой.

 

30.

- Вы все рассуждаете, говоря «да» и «нет». Но один мудрец сказал, что глубокой истине противостоит глубокая, и только поверхностной истине - ложь.

Булгарский мулла: - А это глубокая истина или поверхностная?

 

31.

- Я живу сейчас. А жил ли я ДО и буду ли жить ПОСЛЕ? - спросил шакерт.

- Четыре возможности, - ответил мударрис. - Первая - да-да. Так считают индусы, говоря об инкарнациях. Вторая - нет-нет. Так считают безбожники. Третья - нет-да. Так считают почитатели Ветхого писания. Четвертая - да-нет. Так никто не считает, ибо если ты жил до, живешь сейчас, кому же хочется расстаться с жизнью потом.

 

32.

- Если человек покончил жизнь самоубийством, его жизнь ему принадлежит?

- Нет, ему не принадлежит даже его смерть.

 

33.

Сказал ученый гость из заморских стран, последователь Стагирита:

- Ученые заносятся, забывая, что наука не может научно доказать своего собственного смысла.

Молвил хэзрэт:

- А являются ли эти утверждения наукой?

Спустя века в этот спор включился К. Ясперс: «Научное знание - не экзистенциальное».

 

34.

«Зачем хомут сей жизни мне, - Гали Махмут сказал жене» - каламбурили шакерты на переменке (Г. Махмут - поэт 14 в). А затем спросили учителя:

- Поэты не могли понять, скажи ты, хэзрет: - В чем назначение жизни?

- Как ты можешь определять назначение того, что тебе не принадлежит?

 

35.

Булгарский мулла чтил Чингисову молитву:

- О, Синее Небо мое! Пусть приобщаются к благу и счастью, живущие во всех четырех частях света!

Но добавлял мулла:

- Восток-Запад, Юг-Север - четыре пути только на Земле. И завершал молитву.

- Пусть приобщают к благу и счастью, живущие во всех семи направлениях Вселенной!

 

36.

Сказали шакерты:

- Мулла-хэзрет! Великий учитель Абуль-Валид Мухаммед ибн Ахмер ибн Мухаммед (Авероэс, ибн Рошд, 1126-1198) учил, что мир бесконечен во времени, но ограничен в пространстве. Как такое может быть? Если ты дошел до границы владений Аллаха, что же дальше?

Покачал головой булгарский мулла и сказал:

- Четыре возможности. Первая - да-да. Мир безграничен и время вечно. Вторая - нет-нет. Мир конечен и время предельно. Третья - нет-да. Мир конечен и время вечно. Четвертая - да-нет. Мир безграничен и время предельно. И нелепо искать здесь выбор, ибо любая возможность - в руках Творца.

 

37.

- Что раньше - идея или материя? - спросили шакерты.

Ответил мулла-хэзрет:

- Человек, который так спросил, уже заранее, до Господа, разделил идею и материю, как лук и стрелу. А если они не разделимы?

 

 

38.

Спросили шакерты:

- Что такое ложная мудрость?

Ответил мулла:

- Поясню на примерах. Одна бабушка сказала внучке: «Не жадничай, ибо все отданное нами возвращается к нам». А я вам скажу: это не по-христиански и не по-мусульмански. Ибо воистину щедр лишь тот, кто отдает свое, заведомо зная, что оно не вернется.

- И еще, я уже говорил Вам. Один из отцов попрекал сына: «Не воруй - все равно поймают». А я вам скажу: не воруй, если даже никто никогда тебя не уловит.

 

39.

Читали шакерты фолиант Якуба ибн Ногмана аль-Булгари (почившего в 1161 г.) об истории Булгарии и спрашивают:

- Что такое, мулла-хэзрет, исторический подход?

Ответил булгарский мулла:

- Исторический подход, когда, не умея объяснить, что происходит, заявляют: якобы «так будет, потому что так было». А кто мне скажет, почему так было?

 

40.

Спросили шакерты:

- Почему буквы выстроились по алфавиту?

Ответил хэзрэт:

- Звуки - эмоции. Родился ребенок - страшно, закричал «А-А...». Мать согрела - приятно, потекли теплые звуки. Накормила его - сытно, стали звуки вкусные, сладкие. Приласкала его - нежно, замурлыкали звуки ласковые.

 

41.

- Нет причинности, - сказал гость.

- По какой причине вы это говорите?


НАСТАВЛЕНИЯ СЕМИ ДЕДОВ

 

Седьмой дед.

Расспорились шакерты (ученики) о юности Тамерлана:

- Будущий правитель почитал сербедаров за их свободолюбивый гордый клич: "Аллаяр! Лучше погибнуть на виселице, чем гнуть спину перед монголами!" Что же такое свобода, хэзрет?

Ответил булгарский мулла:

- Дерево не может уйти от дерева, гора от горы. Они несвободны. И, наоборот: человек с человеком могут разлететься, как две птицы, и один народ вправе отделиться от другого, как две стаи. Ибо они свободны. Но, став гурганом, Тамерлан сам попрал свободу многих народов. Правители идеалов юности не помнят.

 

Шестой дед.

Спросил шакерт:

- Тимер Аксак (Хромой Тимур) превыше всего ценил в солдате верность своему монарху и долгу. Что такое, мударрис-хэзрэт (мударрис - профессор), воинский долг?

Ответил мулла:

- Воинский долг придумали ханы и бек<



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-06-26 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: