Система педагогических наук




Педагогика: объект, предмет, функции и задачи

Как наука о человеке педагогика изучает целенаправленную деятельность по развитию и формированию его личности. В качестве своего объекта педагогика имеет систему педагогических явлений, связанных с его развитием.

Другое представление об объекте педагогики основано на идее о том, что образование является составной частью более широкого понятия – воспитания. При таком соотношении объект педагогики – воспитание.

Предмет педагогики — целостный педагогический процесс направленного развития и формирования личности в условиях ее воспитания, обучения и образования. Предметом педагогики служат исследование связей между развитием личности и воспитанием, разработка теоретических и методических проблем воспитательной деятельности, т. е. исследование сущности развития и формирования личности и определение на этой основе теории и методики воспитания как специально организованного педагогического процесса.

Педагогика представляет собой науку, изучающую сущность, закономерности, тенденции и перспективы развития педагогического процесса (образования) как фактора и средства развития человека на протяжении всей его жизни. На этой основе педагогика разрабатывает теорию и технологию его организации, формы и методы совершенствования деятельности педагога (педагогическая деятельность) и различных видов деятельности учащихся, а также стратегий и способов их взаимодействия.

Функции педагогической науки:

♦ теоретическая:

– изучение передового опыта,

– выявление состояния педагогических явлений, успешности деятельности педагога, установление условий и причин, ее обеспечивающих,

– экспериментальное исследование педагогической деятельности и построение на его основе модели образования;

♦ технологическая:

– разработка методических материалов, определяющих план педагогической деятельности, ее содержание и характер,

– внедрение достижений педагогической науки в образовательную практику,

– оценка влияния результатов научных исследований на практику обучения и воспитания с последующей коррекцией научной и практической деятельности.

Задачи педагогической науки:

• научное обоснование развития систем образования, содержания обучения и воспитания;

• исследование сущности, структуры, функций педагогического процесса;

• выявление закономерностей и формулирование принципов процесса обучения и воспитания людей;

• разработка эффективных форм организации педагогического процесса и методов его осуществления;

• разработка содержания и методики самообразования и самовоспитания людей;

• исследование особенностей и содержания деятельности педагога и путей формирования и развития его профессионального мастерства;

• разработка методологических проблем педагогики, методик ее исследования, обобщения, распространения и внедрения опыта обучения и воспитания.

Современные задачи педагогики диктуются потребностями практики и самой науки. В частности, это создание электронных учебников и их библиотек, разработка государственных образовательных стандартов и требований, внедрение автоматизированных обучающих систем и программ и т. д.

Система педагогических наук

Общественный прогресс сопровождается накоплением знаний, расширением запасов интеллектуального богатства во всех областях человеческой деятельности.

Это относится и к педагогике. По мере роста новых знаний, расширения сфер проникновения научной мысли в реальную жизнь происходит расширение отраслей педагогики. Среди этих отраслей есть совсем «молодые», а есть отрасли, имеющие многовековую историческую давность. Таким образом, педагогику определяют уже как систему наук об образовании детей и взрослых.

Структуру педагогики можно представить как ряд самостоятельных педагогических дисциплин:

♦ общая педагогика, изучающая и формирующая принципы, формы и методы обучения и воспитания, являющиеся общими для всех возрастных групп и учебно-воспитательных учреждений;

♦ история педагогики, изучающая вопросы развития педагогических идей и практики воспитания в различные исторические эпохи;

♦ дидактика, занимающаяся разработкой целей, задач, содержания, принципов, методов и организацией учебно-воспитательного процесса;

♦ школоведение – наука, исследующая содержание и методы управления школьным делом;

♦ теория и методика воспитания, изучающая вопросы формирования нравственных качеств личности, организации деятельности учащихся;

♦ возрастная педагогика (дошкольная, школьная, вузовская), разрабатывающая теоретические основы и технологии воспитания и обучения отдельных контингентов учащихся. Конкретизация и углубленное изучение педагогики позволяют выделить специфические особенности обучения и воспитания определенных возрастных и профессионально ориентированных групп населения;

♦ специальная педагогика (дефектология), изучающая обучение и воспитание детей с физическими и психофизиологическими недостатками в развитии. Специальные педагогические науки:

– сурдопедагогика, занимающаяся теорией и методикой воспитания, обучением глухих и слабослышащих детей,

– тифлопедагогика – слепых и слабовидящих детей,

– олигофренопедагогика – детей с недостатком умственного развития,

– логопедия – детей с нарушением речи;

♦ профессиональная педагогика, изучающая закономерности, подходы и принципы, содержание и технологии обучения и воспитания человека, ориентированного на освоение конкретной профессиональной сферы деятельности;

♦ исправительно-трудовая педагогика, которая содержит теоретические обоснования и разработки практики перевоспитания лиц разного возраста, находящихся в заключении за совершенные преступления;

♦ частная методика, исследующая специфику применения общих закономерностей обучения к преподаванию определенного предмета (математики, химии, биологии, физики и др.);

♦ педагогика семейного воспитания – наука о воспитании детей в семье.

Процесс дифференциации в педагогической науке продолжается. В последние годы заявляют о себе такие ее отрасли, как философия образования, сравнительная педагогика, социальная педагогика и др. Все отрасли педагогической науки тесно связаны и направлены на решение общепедагогических и частноотраслевых задач.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-02-11 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: