Методы педагогического исследования




Педагогическое исследование – научная работа, имеющая целью получение новых знаний о педагогической реальности (закономерностях, принципах, методах, содержании воспитания, технологиях).

Методы педагогического исследования – это способы изучения педагогических явлений, получения научной информации о них с целью установления закономерных связей, отношений и построения научных теорий.

Все многообразие методов можно разделить на три группы: методы изучения педагогического опыта, методы теоретического исследования и математические методы.

Педагогический эксперимент – основной метод исследования, представляющий собой специально организованную проверку того или иного метода, приема работы с целью выявления его педагогической эффективности.

Виды педагогических экспериментов:

• констатирующий – определение исходного уровня знаний, умений, навыков, личностных качеств и др.;

• обучающий – введение нового условия, которое должно повысить эффективность учебно-воспитательного процесса;

• сравнительный – сопоставление результатов экспериментальной и контрольной групп;

• вариативный – варьирование новых экспериментально проверяемых условий и методик.

Педагогическое наблюдение — это целенаправленное восприятие какого-либо педагогического явления. Данный метод создает основу для теоретических суждений и умозаключений. Это наиболее доступный и распространенный метод, его применяют на начальных этапах исследования в сочетании с другими методами. Наблюдение может быть непосредственным и опосредованным, открытым и скрытым, визуальным и с использованием технических средств и оборудования.

Исследовательская беседа представляет собой диалог исследователя с испытуемыми по заранее намеченному плану. Цель исследовательской беседы – выяснить мнение и отношение воспитателей и воспитуемых к различным педагогическим фактам и явлениям.

Тестирование – целенаправленное, одинаковое для всех испытуемых обследование, проводимое в строго контролируемых условиях, позволяющее объективно измерять изучаемые характеристики педагогического процесса. Метод отличается точностью, простотой, доступностью, возможностью автоматизации.

Анализ документации включает: изучение школьных журналов, что позволяет проследить стимулирующую роль оценки; изучение читательских карточек в библиотеке, дающее представление об интересах учащихся; просмотр тетрадей – отношение к выполнению заданий.

Изучение и обобщение передового педагогического опыта – изучение и теоретическое осмысление практики работы лучших учителей, школ. Обобщение опыта, доведение его до теоретической основы делают педагогическую деятельность практиков достоянием педагогической науки, при этом передается не сам опыт, а мысль, выведенная из опыта.

Социологические методы исследования – массовое изучение вопросов с помощью анкет и оценивания.

Теоретические методы используются в основном в фундаментальных исследованиях и на этапе осмысления и обобщения фактов.

Теоретический анализ – выделение и рассмотрение отдельных сторон, признаков, особенностей, свойств педагогических явлений. Анализ отдельных фактов, группировка, систематизация их, выявление в них общего и особенного, формулирование общего принципа или правила. Анализ сопровождается синтезом, он помогает проникнуть в сущность изучаемых педагогических явлений.

Индуктивные и дедуктивные методы – логические методы обобщения полученных эмпирическим путем данных. Индуктивный – от частных суждений к общему выводу, дедуктивный – от общего суждения к частному выводу.

Моделирование – построение моделей педагогических явлений и процессов.

Математические и статистические методы применяют для обработки полученных данных методами опроса и эксперимента, установления количественных зависимостей между изучаемыми явлениями. Наиболее распространенные:

регистрация – метод выявления наличия определенного качества у каждого члена группы и подсчет общего количества;

ранжирование требует расположения собранных данных в определенной последовательности и определения места в этом ряду каждого из исследуемых;

шкалирование – введение цифровых показателей в оценку отдельных сторон педагогических явлений. Сравнение результатов, полученных у исследуемых, с нормой, определение отклонения от нее и соотнесение результатов с допустимыми интервалами.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-02-11 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: