Проведение реформы в 1947 г.




Денежная реформа 1947 г. заключалась в следующих мероприятиях:

1) в обмене старых денег на деньги нового образца по соотношению 1:10;

2) в переоценке вкладов населения в сберкассах и Госбанке;

3) в проведении конверсии государственных займов на базе обмена облигаций выпущенных займов на облигации нового займа по определенному соотношению;

4) в некоторой переоценке денежных средств кооперативных организаций.

Проведение этих мероприятий должно было обеспечить ликвидацию неудовлетворенного спроса на товары, предъявлявшегося за счет денег, выпущенных в обращение в результате войны. Законом о денежной реформе обмен денег был установлен по соотношению 1 рубль новых денег за 10 рублей старых денег. Обмен денег по этому соотношению означал, что в результате обмена старых денег в обращении сразу оказывается денежная масса, значительно меньшая по своим размерам, чем количество денег, необходимое для нормального обращения в условиях отмена карточной системы.

Исходя из денежных доходов населения и с учетом различной скорости оборота различных видов денежных доходов населения, количество, нужное для обращения, определялось в размерах около 26-28 млрд. руб. В этом вопросе разногласий внутри государственного аппарата особо не возникало: Госплан определил цифру в 26 млрд. рублей, Министерство финансов и Госбанк считали, что для обращения будет необходимо 27-28 млрд. рублей.

Денежная масса к 1 декабря 1947 г. составила 63,4 млрд. рублей. Если исходить из того, что обмен старых денег на новые деньги должен были иметь результатом оставление в обращении денежной массы в сумме 26-28 млрд. рублей, то соотношение обмена, исходя из количества денег в обращении, должно было быть установлено примерно по соотношению 1:2,5.

Однако при подготовке денежной реформы принималась необходимость сокращения денежной массы в результате обмена и уценки значительно больших размерах, с тем, чтобы соответствующая денежная масса постепенно восполнялась за счет эмиссии в первые месяцы после проведения реформы. Это должно было, во-первых, значительно уценить денежные накопления спекулятивных элементов, образовавшиеся во время войны. Во-вторых, таким путем создавались бы резервы на период проведения денежной реформы и первое время после реформы – в виде некоторого сокращения платежеспособного спроса на товары из текущих доходов населения в связи с необходимостью восполнения «каналов» денежного обращения. Поэтому существовал вариант обмена старых денег на новые по соотношению 1 к 5, что обеспечило бы резервы в размере 13-15 млрд. рублей. Однако и такое соотношение не было признано удовлетворительным. По решению Политбюро ЦК ВКП(б) соотношение обмена было определено как 1:10, что обеспечило значительно больший резерв в 20-22 млрд. рублей[19].

Благодаря этому были в 10 раз уценены крупные денежные накопления, что, в свою очередь, благоприятно влияло на ход торговали в условиях отмены карточек. Следует иметь в виду, что уценка денежных накоплений, образовавшихся у отдельных групп населения в результате рыночной конъюнктуры военного времени, по соотношению 1:10 примерно соответствовала возрастанию рыночных цен – в 10 раз по сравнению с довоенным временем, который был характерным для сравнительно продолжительного времени в период войны.

Кроме того, в ходе выпуска ставился вопрос о целесообразности сохранения двух видов денежных билетов – банковских и казначейских. Министерство финансов, Госбанк и Госплан предлагали заменить эти два вида денег одним видом денежных билетов – государственным кредитными билетами различных купюр. Правда, это предложение было отвергнуто правительством.

Интересным является также тот факт, что государство сочло целесообразным сохранить в обращении без обмена имеющуюся в обращении металлическую монету, так как запасы металлической монеты в одних руках не могли быть велики. Кроме того, из числящейся в обращении по балансу банка разменной монеты в сумме 800 млн. рублей, значительная часть была уже потеряна, особенно за годы войны. По некоторым расчетам, фактически в обращении находилось меньше половины указанной суммы. При этом обмен монеты представлял бы значительные трудности, не оправданные итоговым результатом.

Наряду с обменом денег «Закон о денежной реформе» предусмотрел переоценку вкладов населения в сберкассах Госбанка. За годы войны вклады населения значительно возросли. На 1 декабря 1947 г. на вкладах находилось 16,6 млрд. рублей против 7,3 млрд. рублей на 1 января 1941 года[20]. Такой рост вкладов был характерен для состояния денежного обращения во второй период войны и послевоенный период, когда, при наличии превышения денежных доходов населения над расходами, происходило постепенное повышение покупательной способности рубля. В этих условиях часть излишков откладывалась в виде сбережений на вкладах в сберкассах.

Остатки на вкладах представляли собой крупный потенциальный спрос населения, который мог быть направлен на товары после отмены карточек. Кроме того, на вкладах в ряде случае сосредоточивались и крупные денежные сбережения, образовавшиеся во время войны. Поэтому также была необходима и уценка вкладов для предотвращения потенциального шока спроса.

Однако, как уже указывалось выше, основная часть средств, полученных от спекуляции (и воровства) в годы войны, находились именно в виде наличных денег у определенных групп населения. Мелкие и средние вклады принадлежали «обычным» слоям, получивших свои доходы трудовым путем. Поэтому для основной массы вкладов в сумме до 3 тыс. рублей был установлен льготный порядок переоценки – 1:1. Для сбережений в размере от 3 до 10 тыс. рублей курс составлял 1:2, а выше 10 тыс. – по соотношению 1:3. Структура вкладов по их размеру представлена в таблице 5.

Таким образом, благодаря принятым нормам уценки вкладов, подавляющая часть счетов – 84% из их общего количества – не подверглась уценке и, следовательно, основная масса вкладчиков не потерпела ущерба, и при этом незатронутой уценкой оказалась сравнительно небольшая сумма вкладов – около 20,5% общей суммы. Уценка основной массы вкладов – около 80% всей их суммы – затронула лишь 16% вкладчиков, причем наибольшая уценка охватила вклады на сумму около 46,4% всей их суммы, коснувшись при этом менее 5% общего числа вкладчиков.

Вместе с тем обмен должен был быть проведен в короткое время. Кратковременность самой операции обмена была обусловлена необходимостью пресечь прилив денег из-за границы – как фальшивых, так и вывезенных из страны в годы войны, попавших за границу с частями советской армии или другими путями. Установленные факты незаконного ввоза крупных денежных сумм из-за границы перед денежной реформой, в частности в дипломатических багажах представителей некоторых иностранных посольств, подтверждали возможность «заброски» в СССР для обмена на новые деньги значительных денежных сумм.

Ввиду этого были установлены весьма сжатые сроки обмена: для подавляющей части областей и районов СССР – в 7 дней и лишь для 205 отдаленных районов, по особому списку, утвержденному правительством, 2 недели. В это же время действовало и параллельное обращение (то есть двух видов денег). По истечении указанного срока необмененные старые деньги, оставшиеся у населения или в кассах организаций, аннулировались.

Важной особенностью денежной реформы 1947 г. является то, что она оставила в неприкосновенности текущие денежные доходы населения в номинальном выражении и, как уже было указано выше, слабо затронула основную массу населения в плане сбережений. То есть было принято решение, что денежные доходы населения остаются неизменными – не подвергаются никаким изменениям ни зарплата, ни пенсии, ни стипендии, ни другие доходы населения от предприятий, организаций и т.д.

Кроме того, было установлено, что в период с 5 декабря, то есть за 11 дней до проведения денежной реформы, не должны производиться выдачи текущих доходов населения, чтобы к моменту проведения реформы на руках у населения остались минимальные суммы. Для этого было установлено, что текущая зарплата за вторую половину ноября, пенсии и стипендии за ноябрь, а также платежи по заготовкам колхозами и колхозникам должны быть выплачены не позже 5 декабря 1947 года. При этом, чтобы обеспечить полностью все расчеты с рабочими и служащими, Госбанку было разрешено выдавать специальные ссуды предприятия и организациям на заработную плату. Платежи населению за декабрь сроками, приходящимися на первую половину декабря, были в этот месяц отсрочены, чтобы они были выданы новым деньгами, преимущественно в первые дни проведения реформы, с 16 по 22 декабря.

Проведение денежной реформы 1947 г. поставило задачу предварительного определения уровня денежной массы, необходимого для обращения после денежной реформы и определение в территориальном плане. Это было тем более необходимо, что производственные возможности Госзнака (физический выпуск валюты) не позволяли в короткий срок изготовить количество денежных билетов со значительным резервом против фактической потребности. Между тем вероятность разглашения создавала угрозы для сохранения эффективности самой реформы. Поэтому подготовка для ее проведения потребовала разработки методологии расчета необходимой денежной массы.

В одном из вариантов результатов подобных расчетов, по которому для первого послереформенного квартала потребность в деньгах с учетом некоторого неполного формирования денежных сбережений, исчислялась в 20 млрд. руб. Предполагалось, что на первом этапе оборотная касса населения должна составить 14,5 млрд. рублей, сбережения составят лишь 1,5 млрд. рублей, при чем на селе – только 0,5 млрд. руб., и касса предприятий и учреждений формируется до нормальных размеров и составит 4 млрд. руб.

При этом предусматривалось, что сбережения населения будут в этот период значительно ниже нормального уровня. В связи с дальнейшим ростом сбережений населения предусматривался рост денежной массы до 23 млрд. руб в II квартале, до 25 млрд. рублей в III квартале и 27 млрд. рублей в IV квартале 1948 г.

Следует отметить, что такой объем денежной массы означал, что по сравнению с довоенным периодом денежная масса должна была возрасти примерно до 1,5 раз при росте всех денежных оборотов примерно в 2 раза и кассовых оборотов Госбанка также в 2 раза. Это означало значительное ускорение оборота наличных денег.

Наконец, в период с 14 декабря до 22 декабря (в некоторых областях – до 29 декабря) 1947 г. реформа была проведена – излишняя денежная масса была ликвидирована, карточная система ликвидирована, образовалось единообразие цен. Проведение денежной реформы показало, что изначальные расчеты оказались примерно верны. К середине 1948 г., когда правительством было принято решение о прекращении дальнейшего выпуска денег в обращение, денежная масса составляла 24 млрд. рублей, то есть соответствовала той сумме, которая была определена накануне денежной реформы.


 

Глава III. Снижение цен в 1948-53 гг.

Проведение денежной реформы 1947 г. и отмена карточной системы создали благоприятные условия для дальнейшего роста роли денег в экономике в целом. По сути, реформа позволила начать денежную реформу «с нуля», что и произошло. В следующие пять послереформенных лет были проведены 6 плановых снижений цен на основные потребительские продукты. Суть механизма заключалась в том, что более быстрые темпы экономического роста, чем темпы роста денежной массы, создавали предпосылки для дефляции.

ПРИМЕР: производство товара А за год Х составило 100 единиц, денежная масса – 100 у.е., таким образом, цена единицы продукции равна 1 у.е. В год Х+1 производство выросло на 100%, и суммарный выпуск продукта А составил 200 единиц.

В случае с рыночной экономики это вызовет дефляцию – цены начали постепенно бы падать, и приняли значение в 0,5 у.е. за единицу товара. Однако, дефляция представляет из себя очень опасное явление в данной модели экономики: это приводит к дестимулированию инвесторов совершать инвестиции. В частности, ярчайшим примером кризиса, причиной которого явилась дефляция, является Великая Депрессия в США и Европе в 1929-1933 (1939 в случае с США) гг.[21]. Поэтому в условия рыночной экономики необходимо постоянно поддерживать денежную массу примерно на одном уровне с существующими ценами, то есть единственным способом является постоянная дополнительная эмиссия. Приведенный выше пример можно «решить» лишь путем повышения денежной массы до 200 единиц в соответствии с уровнем производства, благодаря чему цену удержатся на том же уровне – 1 у.е. за 1 единицу продукции.

В плановой модели экономики такие проблемы возникнуть не могли – государство было единственным инвестором. Поэтому дефляция не вызвала бы никаких отрицательных последствий, но при этом в значительной мере позволяла перераспределить средства в пользу рабочих. Инфляция же, в свою очередь, не только обесценивает сбережения, но и приводит к снижению реальной заработной платы и перераспределению средств в пользу государства. По вполне понятным причинам, у основной массы населения инфляция, а особенно высокая, вызывает отрицательную реакцию. Поэтому установление дефляционной системы позволило бы создать благоприятное психологическое состояние у населения и обеспечить еще один аргумент в пользу социализма в противовес западных стран капитализма.

Именно это и реализовалось в 1948-53 гг. – денежная масса в СССР за этот период выросла лишь на 5 млрд., то есть на 25%, а вот уровень производства, выраженный в ВВП – на 47%[22]. После снижения цен совместно с проведением денежной реформы в 1947 г., следующее понижение цен было осуществлено уже в 1948 г. и позволило суммарно сэкономить населению, по меньшей мере, 57 млрд. руб.[23]. При этом снижение цен в государственной торговле привело также к падению цен на колхозных рынках, и принесло выигрыш населению в 29 млрд. руб. Таким образом, суммарно за счет одного снижения цен население смогло выиграть 86 млрд. руб.

Второе плановое снижение розничных цен государственной торговли за 1 марта 1949 г. привело к годовому эффекту в 71 млрд. руб. Следующие снижения цен произошло 3 сентября 1949 г., по итогам которого суммарные выгоды населения составили около 101 млрд. руб. – 74 млрд. руб благодаря снижению цен в государственной торговле и 27 млрд. руб. на колхозных рынках. Дальнейшие снижения цен проходили также ежегодно до 1953 г. – последнее снижен цен было уже после смерти И. В. Сталина. (данные указаны в таблице 6). Как мы видим, в итоге это привело к тому, что послевоенные цены отличались незначительно от предвоенного уровня – 119 в 1940 г. против 159 в 1953 г., то есть разница составила 25%. Однако если учесть тот факт, что заработная за этот период выросла на 60-70% (зарплаты деноминации не подверглись), то становится понятным, что такая дефляционная система имела ряд преимуществ, которые как раз были описаны выше – благоприятный «психологический климат», укрепление курса рубля на фоне иностранных валют, дополнительный и крайне мощный инструмент для внутренней и внешней пропаганды.


 

Заключение

Денежная реформа 1947 г. и последовавшее за ней снижение цен является крайне интересными событиями в истории СССР. Короткий период в 6 лет (1948-1953 гг) был уникальным экономическом опытом, который мог быть реализован только в условиях плановой модели экономики. По результатам данного исследования можно заключить, что связь между проведенной реформой и снижением цен действительно была, но не прямая, а косвенная. По сути, именно денежная реформа 1947 г. позволила создать предпосылки для дальнейших действий путем сокращения денежной массы до необходимого уровня. Без изъятия лишних денег из экономики снижение цен просто приводило бы к перманентному дефициту товаров ввиду высокого спроса за счет валюты, выпущенных во время войны. Благодаря реформе было возможно удерживать денежную массу на стабильном уровне, так как причины для дальнейшего роста денежной массы были ликвидированы, в частности – ослаблена роль колхозных рынков, куда деньги утекали и в мирное время, ликвидировано многообразие цен коммерческие и пайковые) и так далее. Благодаря удержанию денежной массы на одном уровне при высоких темпах роста производства дефляция становилась возможна не как некая аномалия, а именно целенаправленно применяемый инструмент для влияния на экономическую жизнь страны.


 

Список литературы.

1. Денежная реформа в СССР 1947 года. Документы и материалы» / сост.: Л. Н. Доброхотов, В. Н. Колодежный, В. С. Пушкарев, В. Н. Шепелев. – М.: Российская политическая энциклопедия (РОССПЭН), 2010. – с. 791

2. Сборник документов «Советская жизнь. 1945-1953 гг.» М.: РОССПЭН, 2003.

3. По страницам архивных фондов ЦБ РФ. Выпуск 2. Оборот наличных денег в СССР 1922-1990 гг.» — М.: 2007 – с. 83

4. По страницам архивных фондов ЦБ РФ. Выпуск 5. Денежное обращение в СССР периода Великой Отечественной войны в документах (1941-1945) – М.:, 2008. – с. 106

5. Народное хозяйство СССР за 70 лет. Юбилейный статистический ежегодник. – М.: Финансы и статистика – 1987 г.

6. Глушакова О. В. Бюджет СССР в годы Великой отечественной войны // Сибирская финансовая школа, 2015. № 6 (113). с. 187-195.

7. Вознесенский Н. Военная экономика СССР в период Отечественной войны. — М.: Госполитиздат, 1948

8. Катасонов В. Ю. Экономика Сталина / Отв. ред. О. А. Платонов. — М.:Институт русской цивилизации, 2014. — 416 с.

9. В.П. Дьяченко. История финансов СССР (1917-1950 гг.). М.: Издательство "Наука", 1978. — 496 с.

10. Ломшин В. А. «Денежная реформа 1947 г. и отмена карточной системы». Регионология №2 2010г.

11. Денежная реформа 1947 г. в СССР и конфискационные денежные реформы в Европе 1944–1948 гг. (URL: https://www.bonistikaweb.ru/KNIGI/den-20.htm)


 

12. Статистические ряды 1913-1951 гг.

13. Angus Maddison, The World Economy

Приложение

Таблица 1. Среднемесячная заработная плата по всей экономике

  в руб.
1940 г.  
1945 г.  
1946 г.  
1947 г.  

Источник: РГАЭ, ф. 2324, оп. 30, д. 402, л. 83—90.

Таблица 2. Товарооборот в СССР в текущих ценах (в млрд руб)

  Государственная и кооперативная торговля Колхозная торговля
1940 г. 142,6[24]  
1942 г. 77,8 82,4
1943 г.   179,6

Источник: РГАЭ, ф. 2324, оп. 30, д. 244, л. 1—13

Таблица 3. Розничный товарооборот государственной и кооперативной торговли (в млрд руб)

  1940 г. 1943 г. 1944 г. 1945 г. 1946 г. 1947 г.
В ценах соотв. лет 175,1 82,4 119,3 160,1 247,2 330,8
В ценах 1940 г. 175,1   67,3 81,6 104,2 121,9

Источник: Статистические ряды 1913-1951 гг.

Таблица 4. Данные по рыночным товарным фондам в 1945-1947 гг. в сравнении с довоенным уровнем

  Единица измерения 1940 г. 1945 г. 1946 г. 1947 г.
Рыночные фонды продовольственных товаров          
Мука в тыс. т.        
Зерно -      
Крупа        
Мясо        
Колбасные изделия        
Масло животное        
Масло растительное        
Рыба        
Сахар        
Кондитерские изделия        
Рыночные фонды планируемых промышленных товаров в млн. руб. в ценах 1-ого марта 1950 г.        
Ткани всего        
В том числе:        
Хлопчатобумажные        
Шерстяные        
Шелковые        
Льняные        
Швейные изделия        
Трикотажные изделия        
Чулки-носки        
Обувь        
Из них:        
Кожаная        
Резиновая        
Швейные машины в тыс. штук   -    
Часы   -    
Радиоприемники   -    
Велосипеды   -    

Источник: Батырева В., Славный И., «Денежное обращение в период Великой отечественной войны и ликвидация последствий войны в денежном обращении». Аналитический доклад, ноябрь 1951 г.

Таблица 5. Структура вкладов по размеру вклада на 1 января 1947 г. (по данным выборочного обследования 10% сберкасс)

  Количество счетов Сумма вкладов
В тыс. В % В млн. руб В %
До 3 тыс. руб   84,2   20,5
От 3 до 10 тыс. руб   10,9 3773,4 33,1
Свыше 10 тыс. руб   4,9 5289,6 46,4
Всего        

Источник:

Таблица 6. Индекс цен в СССР в 1937-1953 гг. (1937 = 100)

  Государственные розничные цены
1937 г. в процентах к 1937 г.
1940 г. 1947 г. 1951 г. 1953 г.
Все товары*          
Продовольственные товары          
Продовольственные товары без алкогольных изделий          
Алкогольные изделия          
Непродовольственные товары          

Источник: РГАЭ. Ф. 1562. Оп. 33. Д. 1582. Л. 12-27. Сборник документов «Советская жизнь. 1945-1953 гг.» М.: РОССПЭН, 2003.


[1] Дьяченко В.П. История финансов СССР (1917-1950 гг.). — М.: Наука, 1978. — 417 с.

[2] РГАЭ, ф. 2324, ежедневные справки о движении эмиссии Госбанка СССР и НКФ СССР (Цит. по: «По страницам архивных фондов ЦБ РФ. Выпуск 2. Оборот наличных денег в СССР 1922-1990 гг.» — М.:, 2007 — с. 43)

[3] Глушакова О. В. Бюджет СССР в годы Великой отечественной войны // Сибирская финансовая школа, 2015. № 6 (113). с. 187-195. Режим доступа: https://papers.ssrn.com/sol3/papers.cfm?abstract_id=2779053, с.4

[4] РГАЭ, ф. 2324, ежедневные справки о движении эмиссии Госбанка СССР и НКФ СССР (Цит. по: «По страницам архивных фондов ЦБ РФ. Выпуск 2. Оборот наличных денег в СССР 1922-1990 гг.» — М.:, 2007 – с. 42)

[5] Глушакова О. В. Указ. соч. – дальнейшие данные по бюджету СССР 1938-1945 гг. будут также приводится по данному источнику, если не указано иное.

[6] РГАЭ, ф. 7733, оп. 32, д. 326, л. 14 (цит. по: «Денежная реформа в СССР 1947 года. Документы и материалы» / сост.: Л. Н. Доброхотов, В. Н. Колодежный, В. С. Пушкарев, В. Н. Шепелев. – М.: Российская политическая энциклопедия (РОССПЭН), 2010. – 11 с.)

[7] Дьяченко В.П. История финансов СССР (1917-1950 гг.). — М.: Наука, 1978. — 376 с.

[8] РГАЭ, ф. 7733, оп. 36, д. 1236, л. 7, 8 об. — 10. (цит. по: «По страницам архивных фондов ЦБ РФ. Выпуск 5. Денежное обращение в СССР периода Великой Отечественной войны в документах (1941-1945)» – М.:, 2008. – с. 16)

[9] Дьяченко В.П. Указ. соч. – с. 379

[10] Народное хозяйство СССР за 70 лет. Юбилейный статистический ежегодник. – М.: Финансы и статистика – 1987 г. – Режим доступа: https://istmat.info/node/9257

[11] РГАЭ, ф. 2324, оп. 30, д. 244, л. 1—13 (цит. по: «По страницам архивных фондов ЦБ РФ. Выпуск 5. Денежное обращение в СССР периода Великой Отечественной войны в документах (1941-1945) – М.:, 2008. – с. 19)

[12] Там же

[13] РГАЭ, ф. 2324, ежедневные справки о движении эмиссии Госбанка СССР и НКФ СССР (Цит. по: «По страницам архивных фондов ЦБ РФ. Выпуск 2. Оборот наличных денег в СССР 1922-1990 гг.» — М.:, 2007 – с. 42)

[14] РГАЭ, ф. 2324, оп. 30, д. 244, л. 1—13

[15] Вознесенский Н. Военная экономика СССР в период Отечественной войны. — М.: Госполитиздат, 1948. — 192 с. – Режим доступа: https://militera.lib.ru/h/voznesensky_n/11.html

[16] РГАЭ, ф. 7733, оп. 36, д. 2271, л. 111-150. (цит. по: «Денежная реформа в СССР 1947 года. Документы и материалы» / сост.: Л. Н. Доброхотов, В. Н. Колодежный, В. С. Пушкарев, В. Н. Шепелев. – М.: Российская политическая энциклопедия (РОССПЭН), 2010. – 61 с.)

[17] В июле 1945 г. в докладной записке В.П. Дьяченко на имя А.Г. Зверева отмечается, что, начиная с 1943 г., от населения стали регулярно появляться жалобы, говорящие о накоплении существенных сумм в руках «спекулятивных элементов».

[18] РГАЭ, ф. 7733, оп. 36, д. 2771, л. 111-150 (цит. по: «Денежная реформа в СССР 1947 года. Документы и материалы» / сост.: Л. Н. Доброхотов, В. Н. Колодежный, В. С. Пушкарев, В. Н. Шепелев. – М.: Российская политическая энциклопедия (РОССПЭН), 2010. – 86 с.)

[19] РГАСПИ, ф. 82, оп. 2, л. 788, л. 93-97 (цит. по: «Денежная реформа в СССР 1947 года. Документы и материалы» / сост.: Л. Н. Доброхотов, В. Н. Колодежный, В. С. Пушкарев, В. Н. Шепелев. – М.: Российская политическая энциклопедия (РОССПЭН), 2010. – 242 с.)

[20] Тетрадь Инв. № 1976 “Кассовые обороты Госбанка СССР” УДО Правления Госбанка СССР, л. 8—59 (сальдированные кассовые обороты за 1938—1974 гг.) (Цит. по: «По страницам архивных фондов ЦБ РФ. Выпуск 2. Оборот наличных денег в СССР 1922-1990 гг.» — М.:, 2007 – с. 19)

[21] В 1963 году в свет была выпущена книга «Монетарная история Соединенных Штатов Америки 1867-1960 гг». В ней приводится анализ в том числе и Великой Депрессии. Авторы данной монографии, Милтон Фридман и Анна Шварц, указали на то, какое губительное влияние оказала дефляция на экономику США. Впоследствии Милтон Фридман получил за данную работу премию по экономике памяти Альфреда Нобеля за 1976 г.

[22] Angus Maddison, The World Economy, p. 476.

[23] Катасонов В. Ю. Экономика Сталина / Отв. ред. О. А. Платонов. — М.: Институт русской цивилизации, 2014. — 68 с.

[24] Чистая выручка



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-06-16 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: