Общая характеристика, социокультурные условия и основные тенденции развития русского искусства в 2 пол.19 в. Творчество В.Г. Перова.




Тема 20. Русское искусство 2 пол. 19 в.

1. Общая характеристика, социокультурные условия и основные тенденции развития русского искусства в 2 пол.19 в. Творчество В.Г. Перова.

2. Жанровая живопись 1860-х годов.

3. Творчество передвижников.

4. Русская историческая живопись 2 пол.19 в. Творчество В.И. Сурикова, В.М. Васнецова.

5. Живопись И.Е. Репина.

 

Общая характеристика, социокультурные условия и основные тенденции развития русского искусства в 2 пол.19 в. Творчество В.Г. Перова.

С 40-х годов заслугами Гоголя русская литература становится трибуной, с которой провозглашаются, дебатируются, исследуются больные вопросы современности. Тургенев, Толстой, Достоевский – в литературе, русский театр – через Островского, русская музыка – усилиями «Могучей кучки», эстетика – благодаря революционным демократам, прежде всего Чернышевскому, способствовали утверждению реалистического метода как основного в художественной культуре середины и второй половины века.

Общественные настроения снова вывели графику – уже сатирическую, сатирических журналов, таких, как «Искра» и «Гудок», – на передовые рубежи изобразительных искусств. Даже в иллюстрации графиков более всего привлекают те литературные произведения, которые дают богатые возможности для сатирического толкования.

В более поздние годы русские философы, осмысляя трагедию русской революции, высказывали остро полемическую мысль о том, что вся русская история оказалась искаженной в кривом зеркале обличительного искусства, воспитавшего в итоге – как это ни парадоксально звучит –если не ненависть к отечеству и его порядкам, то во всяком случае стремление разрушить устоявшийся уклад, чтобы создать новое, лучшее, общество и нового, лучшего, человека. Несомненно, сами художники не предполагали и не предвидели подобного финала. Наоборот, они болели болью своей родины и жили ее проблемами.

Из всех изобразительных искусств живописи, и прежде всего жанровой живописи, предстояло сказать свое веское слово.

Истинной душой нарождающегося критического направления в живописи был Василий Григорьевич Перов (1834–1882), сумевший с обличительным пафосом показать многие стороны простой будничной жизни: неприглядный облик некоторых священнослужителей («Сельский крестный ход на Пасхе», 1861; «Чаепитие в Мытищах», 1862), беспросветную жизнь русских крестьян («Проводы покойника», 1865; «Последний кабак у заставы», 1868), быт городской бедноты («Тройка», 1866) и интеллигенции, вынужденной искать нелегкий заработок у богачей («Приезд гувернантки в купеческий дом», 1866). Они просты по сюжету, но пронзительны в своей скорби. Перов начинает с картин-рассказов, где акцент делается на какой-то одной детали (например, перевернутая ликом вниз икона или упавший в грязь молитвенник в «Сельском крестном ходе на Пасхе»).

В более поздних произведениях, таких, как «Последний кабак у заставы» (1868), Перов достигает большой выразительной силы, причем исключительно живописными средствами, не прибегая к описательности. Манера художника здесь несколько иная: мазок свободный, легкий, чистые цвета. Силуэт одинокой женщины, ожидающей загулявших мужиков у последнего перед выездом из города кабака, понурые лошади, свет, пробивающийся из замерзших окон трактира, желтый закат, уходящая вдаль дорога создают образ томительного беспокойства. В рамках этой жанровой картины Перов создал один из проникновенных русских пейзажей. Выделение из бытового жанра пейзажа и портрета (например, в «Приезде гувернантки в купеческий дом»), значение которых возрастает, особенно в следующие, 70-е годы, знаменательно в творчестве Перова, в котором, по справедливому замечанию исследователей, структурно оформились важнейшие жанры реалистического искусства.

К рубежу 60–70-х годов относятся лучшие портретные работы мастера: Ф.М. Достоевского (1872), А.Н. Островского (1871), И.С. Тургенева (1872). Особенно выразителен Достоевский, почти адекватный по силе образа самой модели: целиком ушедший в мучительные раздумья, нервно сцепивший на колене руки. Спина сутула, веки воспалены, но глаза сохранили живой блеск, проницательную остроту взгляда – это навсегда запоминающееся лицо мыслителя, образ высочайшего интеллекта и духовности.

В поздних полотнах Перова сатира сменяется юмором («Охотники на привале», 1871). Картины эти имели неизменный успех, но в них не было уже прежней публицистической остроты, большого общественного содержания.

Перов преподавал в Училище живописи, ваяния и зодчества, возникшем в 1832 г. как натурный класс при Московском художественном обществе, и был прекрасным педагогом, отстаивавшим принципы демократического искусства, настоящим наставником, идейным руководителем молодежи. Вокруг Перова формировались художники-жанристы открыто социальной направленности.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-10-17 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: