Теоретико-методологические основы исследования




Методологическая основа исследования: избранные исследователем методологические подходы, ведущие философские идеи.

Теоретическая основа: избранные исследователем теории и концепции конкретных исследователей, отдельные их аспекты.

При оформлении результатов исследования могут даваться либо отдельно (Методологические основы исследования. Теоретические основы исследования), либо как единый блок в аппарате исследования (Теоретико-методологические основы исследования).

Пример 1.

Тема: Преодоление подростковой делинквентности средствами креативной педагогики

Методологию исследования составили философские идеи гуманизма, положения о биосоциальной сущности человека, его социализации и адаптации; системный и аксиологический подходы в анализе психолого-педагогических и социально-правовых явлений.

Теоретической базой исследования стали научные теории и концепции:

– о механизмах социализации и адаптации подростков (Г. М. Андреева, Г. Айзенк, Б. Н. Алмазов, Л. И. Божович, Л. В. Варначева, Л. С. Выготский, И. С. Кон, О. Е. Лебедева, А. В. Мудрик, Л. С. Славина и др.);

– о креативности и творческой природе личности (Г. Айзенк, Д. Б. Богоявленская, Д. Гилфорд, В. Н. Дружинин, Я. А. Пономарев, Е. П. Торренс, Р. Стернберг, А. Маслоу, С. Медник, А. М. Матюшкин, К. Роджерс, Е. Е.Туник, М. И. Холодная, А. В. Хуторской, В. С. Юркевич и др.);

– о креативной онтологии человека (П. В. Симонов, А. И. Субетто, В. П. Казначеев, В. П. Петренко и др.);

– о личностных факторах: психотизме, нейротизме, экстраверсии, интроверсии, влияющих на поведение (Г. Айзенк, М. Айзенк, В. М. Русалов, Г. Уилсон, Дж. Лоэлин, Дж. Хорн, и др.).

– о социализации дезадаптированных подростков (С. А. Беличева, А. С. Белкин, Т. А. Власова, Т. А. Гусева, А. В. Гоголева, Т. Г. Дичев, А. И. Краковский, Ф. Скиннер, Д. И. Фельдштейн и др.);

– о системах социального воспитания (В. Г. Бочарова, В.Т. Волов, В. П. Крапивин, О. А. Селиванова, М. А. Галагузова, Т. А. Ромм и др.);

– о реализации творческого потенциала студентов вуза в рамках креативной педагогики (А. В. Морозов, Д. В. Чернилевский, М. М. Зиновкина, С. А. Пеняева, В. В. Попов и др.);

– о современной интерпретации теории обучения (В. И. Загвязинский, Э. де Боно, А. М. Новиков, П. И. Пидкасистый);

– о содержании личностно ориентированного, гуманистического образования (Н. А. Алексеев, Е. В. Бондаревская, В. А. Караковский, А. Маслоу, К. Роджерс, Ю. В. Сенько, В. В. Сериков, Е. Н. Шиянов, И. С. Якиманская, Е. А. Ямбург и др.);

– о факторах риска — условиях, причинах, предпосылках вероятностного развития девиации (И. Гульдан, В. Kорсун, M. Rutter, L. Frencis, J. Wills, S.Yaeger); о факторах защиты как условиях, повышающих сопротивляемость людей к факторам риска (Е. Слободская, R. Goodman, W. Scott; D. Magnusson).

 

Пример 2.

Тема: Теоретико-методологические основы деятельности учреждений культуры и образования в развитии толерантного сознания молодежи многонационального региона

Методологической основой исследования послужили идеи философов о становлении и развитии личности (Аристотель, Платон, Г. Гегель, Л. Фейербах, Ф.Ницше, И. Кант, З. Фрейд, Н. Бердяев, А. Лосев и др.). Философские положения о воспитании и образовании как целостном педагогическом процессе (П.П.Блонский, А.Дистервег, Я.А.Коменский, А.С.Макаренко, В.А.Сухомлинский, К.Д.Ушинский и др.).

Актуальным для исследования явились:

- фундаментальные исследования, научно-теоретические положения, идеи и концепции личностного развития человека (А.Г. Асмолов, М.С. Каган, С.Л. Рубинштейн, Б.М. Теплов и др.);

- основные положения концепции развивающего обучения (В.В. Давыдов, Л.В. Занков, Д.Б. Эльконин и др.);

- психолого-педагогические концепции развития творческой личности (А. Бергсон, Л.С. Выготский, Дж. Гилфорд, П.К. Энгельмейер и др.);

- уманистические идеалы цельной и творчески развитой личности в повседневную социальную практику (Ш.А. Амонашвили, И.Ф. Гербарт, Ж.-Ж. Руссо, Л.Н. Толстой, Чино да Пистойя и др.);

- представления о духовном развитии личности как активном, «животворящем начале» в поликультурном пространстве (А.Ф.Лосев, Н.А.Бердяев, П.А. Флоренский, М.М. Бахтин и др.);

- концептуальные положения о развитии толерантного сознания как одной из основ духовного совершенствования личности (А.Эллис, Т.Х.Холмс и др.);

- положения о ведущей роли деятельности в формировании личности (Л.П.Буева, А.Н. Леонтьев, А.П. Петровский, Д.И.Фельдштейн и др.);

- исследования закономерностей возрастного развития личности (Б.Г.Ананьев, Г. Вильсон, Л. Колберг, Ф. Райс и др.);

- исследования проблем межкультурной коммуникации (Н.И.Алмазова, С.Г. Тер-Минасова, Н.И. Гез и др.);

- теории, рассматривающие поликультурное образование и как феномен культуры, и как механизм передачи социального опыта, и как парадигма образования ХХI века (Е.В.Бондаревская, В.П.Борисенков, А.Я.Данилюк, А.Н. Джуринский и др.);

- труды, раскрывающие воспитательную роль культурно-образовательной среды и коллективного творческого процесса (В.П.Зинченко, Д.С.Лихачев, Л.И.Новикова, Л.П. Печко и др.);

- теории педагогического потенциала культурного досуга (И.В. Бестужев-Лада, А.Д.Жарков, Ю.У.Фохт-Бабушкин и др.);

- исследования особенностей развития личности в многонациональном регионе (А.Г.Агаев, А-Г.К.Алиев, Г.Н.Волков, З.Т.Гасанов, Р.М.Магомедов, Д.М.Маллаев, К.М.Ханбабаев и др.).

 

Пример 3.

Тема: Педагогическая стратегия становления этнокультурной образованности дошкольного возраста

Методологической основой нашего исследования выступает совокупность системного, антропологического, культурологического гуманистического, личностно-ориентированного, деятельностного подходов. Все подходы применяются в едином комплексе в рамках общей методологии и в определенной логической последовательности, соответствующей поставленным научным задачам. Но все же в качестве главного методологического подхода мы обозначаем системный подход, поскольку наш объект исследования – дошкольное этнокультурное образование как педагогическая система – является сложноорганизованным явлением не просто системного, а полисистемного характера.

Теоретические основы исследования составляют труды классиков и современных ученых в области философии, истории, педагогики, культурологии, социологии, психологии, педагогики, в которых подвергнуты теоретическому анализу:

– феномен культуры и социокультурная деятельность человека (А.И. Арнольдов, А.В. Авксентьев, А.К. Байбурин, И.В. Бестужев-Лада, Л.П. Буева, А.Ф. Лосев и др.);

– влияние культуры на становление личности (Г.Н. Волков, М.С. Каган, Л.Н. Коган, Д.С. Лихачев, Э.С. Маркарян и др.); человек как субъект образовательного процесса и культурного развития (В.Г. Ананьев, К.А. Абульханова-Славская, В.В. Давыдов, И.С. Кон, Б.Т. Лихачев, А.В. Мудрик и др.);

– концепции «диалога культур» (А.С. Арсентьев, М.М. Бахтин, В.С. Библер, Г.Н.Волков и др.);

– место и роль образования в обществе (Б.Г. Афанасьев, Н.Б. Крылова, З.И. Равкин, В.А. Сластёнин и др.); цель и структура образования (Ю.К. Бабанский, В.И. Загвязинский, М.Н. Скаткин и др.);

– культурологические и национальные основы образования (С.И. Гессен, П.Ф. Каптерев, В.В. Розанов, К.Д. Ушинский и др.); культуросообразность образования (Е.В. Бондаревская Е.Н. Ильин, Е.Н. Шиянов и др.);

– профессионально-педагогическая культура (И.Ф. Исаев, И.Я. Лернер, Р.А. Литвак, Л.И. Савва, Н.Я. Сайгушев и др.); психолого-педагогическая компетентность (Е.В. Бондаревская, Т.А. Маркина, Л.М. Митина, О.М. Шиян и др.); развитие социально-коммуникативной культуры специалиста (Г.А. Антипов, В.С. Грехнев, В.А. Кан-Калик, А.В. Мудрик и др.);

– методология исследования в педагогических науках (В.А. Беликов, М.Я. Виленский, Б.С. Гершунский, В.И. Загвязинский, З.И. Равкин, Ю.П. Сокольников и др.);

– современные положения общей и дошкольной педагогик об образовательном процессе, построенном на педагогической стратегии как высшем уровне перспективной теоретической разработки главных направлений педагогической деятельности (В.Г. Гогоберидзе, Л.В. Трубайчук, Н.Н. Тулькибаева, О.А. Шаграева и др.).

Особую значимость для нашего исследования представляли труды по этнокультурному образованию (Г.Н. Волков, А.Б. Панькин, Т.Н. Петрова, Э.И. Сокольникова, К.А. Строков, Я.И. Ханбиков, З.Б. Цаллагова, В.К. Шаповалов, В.К. Шаповалов и др.); этнокультурной подготовке педагогов (А.Г. Абсалямова, В.А. Николаев, С.Н. Федорова, М.Г. Харитонов и др.); педагогике межнационального общения (М.И. Богомолова, З.Т. Гасанов, А.Н. Джуринский, Г.Д. Дмитриев, В.И. Матис, Э.К. Суслова и др.); этнопсихологическому взаимодействию (В.М. Бызова, В.Г. Крысько, Н.М. Лебедева, В.С. Мухина, Э.А. Саракуев, Г.У. Солдатова, Т.Г. Стефаненко Л.Д. Столяренко и др.); сущности и содержания этнокультурного моделирования как системно-организуемой деятельности по разработке и реализации организационных, содержательных и методических компонентов, обеспечивающих комплексное развитие личности посредством усвоения личностью и воспроизведения этнокультуры (Г.М. Бирженюк, М.И. Богомолова Т.М. Дридзе, Л.В. Коломийченко, В.А. Луков, А.П. Маркова, Э.А. Орлова, Р.М. Чумичева и др.); теории и методики этнокультурного образования дошкольников (Н.Ф. Виноградова, С.А.Козлова, Т.С Комарова, А.Э. Куликовская, Т.Ю. Купач, Р.М. Чумичева,Т.И.Шпикалова и др.); теории педагогического управления (А.Г. Гостев, В.И. Загвязинский, Ю.А. Конаржевский, В.С. Лазарев, М.М. Поташник, С.А. Репин, Г.Н. Сериков и др.).

 

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-12-28 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: