Чем будут заниматься студенты после окончания колледжа варнашрамы? Как они будут зарабатывать себе на жизнь, обеспечивать себя и свою семью (если женятся)?




 

Цитаты Шрилы Прабхупады, связанные с данным вопросом:

 

Беседа «Варнашрама должна быть введена», 14 февраля 1977 г., Майяпура

Прабхупада:...Поэтому необходима варнашрама-дхарма. Показная духовность нам не поможет. Поэтому варнашрама-дхарму следует ввести по всему миру, и...

 

Сатсварупа: Ввести, начиная с ИСККОН?

 

Прабхупада: Да-да. Брахманы, кшатрии. Должно быть регулярное образование.

 

Хари-шаури: Но в нашем обществе, в... учитывая, что мы проходим подготовку как вайшнавы...

 

Прабхупада: Да.

 

Хари-шаури:...Тогда как же мы сможем ввести подразделения в нашем обществе?

 

Прабхупада: Вайшнав — это не так просто. Чтобы превратить человека в вайшнава, необходима варнашрама-дхарма. Стать вайшнавом не так уж и просто.

 

Утренняя прогулка «Колледж варнашрамы», 14 марта 1974 г., Вриндавана

Хридаянанда: И там нужно... Следует ли там преподавать какие-нибудь материальные предметы, как в гурукуле?

 

Прабхупада: Да. Вот как, например, для кшатрия или для брахмана... кшатрии, как они описаны в «Бхагавад-гите», каковы признаки брахмана, каковы признаки кшатрия. Кшатриев нужно также обучать тому, как сражаться. Должно быть военное обучение. Там нужно учить тому, как убивать.

 

Хридаянанда: О!

 

Прабхупада: Да. А вайшьев следует обучать тому, как защищать коров, как пахать поле и выращивать пищу. Практические... А вот бизнесу, этому негодяйскому бизнесу — нет.

 

Нитай: Нет?

 

Прабхупада: Бизнес означает, что если у вас появились излишки зерна или других продуктов, то можете продать их туда, где в них есть потребность, где есть спрос. Вот что такое бизнес. Мы не собираемся открывать мельницы и заводы, и... Это бизнес шудр. Вот что такое настоящий бизнес: вы выращиваете достаточно зерна, так много, насколько возможно, потом сами едите его и распространяете. Вот и всё. Вот что означает бизнес. Ему не нужно никакого технического образования. Каждый способен вспахивать землю и выращивать пищу. Это сложно? Это и есть бизнес. Первое, что необходимо, — чтобы все: люди и животные, особенно коровы, — были как следует накормлены, чтобы становились крепкими и сильными. Коровы будут давать молоко, а человек будет тяжело трудиться, и не будет страдать от дизентерии. Он должен тяжело трудиться. Чем бы они занимался. Трудитесь в качестве учителя или кшатрия, работайте пахарем. Либо трудитесь как помощник-разнорабочий. Человек должен трудиться. Все должны быть заняты какой-нибудь работой. В соответствии со способностями человека, он будет занят деятельностью, предписанной для одной из этих групп: брахмана, кшатрия, вайшья или шудра.

 

Хридаянанда: Какое обучение должен получать шудра?

 

Прабхупада: Шудра — это помощник, разнорабочий... Он исполняет указания. У него нет разума. Ему и не требуется разум. «Делай вот так». Вот и всё.

 

Сатсварупа: А чему его будут учить в школе?

 

Прабхупада: Да. Уметь подчиняться — это тоже обучение. Потому что люди непослушны. Что такое хиппи? Они не послушны. Так что обучать послушанию тоже необходимо. Если у вас нет разума, если вы ничего не можете делать самостоятельно, просто будьте послушны другим, трем вышестоящим классам. Вот что такое шудра. Он должен быть согласен подчиняться указаниям брахмана, кшатрия, вайшьи. Вот и всё. Чтобы никто не сидел без работы. Всех следует учить спать 6-8 часов и посещать собрания, воспевать, участвовать в арати. В остальное время нужно тяжело трудиться, а не спать без конца...

 

Ядувара: К какому классу относятся художники и ремесленники?

 

Прабхупада: А? Шудра.

 

Ядувара: Шудра.

 

Прабхупада: Они шудры. Шудр можно немного обучать художественным искусствам и ремеслам. Сейчас искусствам и ремеслам уделяется чрезмерное внимание.

 

Ядувара: Хм. Да.

 

Прабхупада: Поэтому все люди, всё население — шудры.

 

Хридаянанда: Это факт.

 

Прабхупада: Это... Вот в чем проблема. Всех людей привлекают, обещая им высокую зарплату, и они идут получать так называемое техническое образование, и все они работают на заводах. Никто не работает в поле. Они шудры.

 

Беседа в автомобиле, 3 августа 1975 г., Детройт

Брахмананда: Этот колледж варнашрамы...

 

Прабхупада: Да. Варнашрама означает, что все должны заниматься каким-то делом. Не должно быть, я имею в виду (неразличимо).

 

Джагадиша: Шрила Прабхупада, кто именно... вайшьи или шудры должны вспахивать поля?..

 

Прабхупада: На самом деле это обязанность вайшьев, но шудры могут помогать всем. Они помощники. Шудры могут помогать брахманам, кшатриям, а также вайшьям. Те, у кого нет разума, они могут просто выполнять указания — это и есть шудры. Те же, у кого есть разум, они могут действовать в качестве брахмана, кшатрия или вайшьи. У них есть разум для того, чтобы взять на себя инициативу. Первоклассный мозг должен быть занят изучением шастр, написанием книг, поклонением Божеству, чтением лекций для просвещения людей. Это брахман. Им не нужно заниматься тем, что делают кшатрии, вайшьи. Они чистые интеллектуалы. Брахман должен обладать хорошим характером.

 

Преданный (1): А распространение книг?

 

Прабхупада: Да. Распространением книг могут заниматься вайшьи, они могут торговать. Это торговля. Крши-го-ракшйа-ваниджйам [Бг. 18.44]. Крши, сельское хозяйство, защита коров, а также распространение или торговля. Если у вас достаточно зерна, то можете продать излишки. Заработать деньги. Если у вас достаточно овощей, можете торговать ими. Это занятие вайшьи. Итак, вайшье не требуется никакой университетской степени или какой-либо... Университетская степень никому не нужна. Это ложная идея. Брахман должен быть высокообразованным, знающим человеком. Брахманы будут давать советы кшатриям о том, как управлять, а кшатрии будут облагать людей налогом, а вайшьи будут производить пищу. Тогда общество будет совершенным.

 

Преданный: Каким налогом?

 

Прабхупада: Хм? Налог означает... У каждого должен быть какой-то доход для обеспечения своей жизни. Брахманам не требуется никакого... Они будут жить благодаря пожертвованиям со стороны общества. Потому что они бесплатно предоставляют свои услуги, очень ценные услуги, знание, поэтому их обеспечивают кшатрии и вайшьи. Чтобы им не приходилось беспокоиться о том, как заработать на жизнь. Их обеспечивают необходимым. Вот как, например, нас обеспечивают. По крайней мере, люди дают мне пожертвования. Подобным образом брахман будет жить за счет пожертвований других людей. Таков его источник дохода. Кшатрии будут облагать налогом. Кшатриям дается земля. Он делит эту землю на участки. Скажем, у меня есть 200 тыс. акров земли. Я поделю их и предоставлю вайшьям: одну тысячу — этому человеку, одну тысячу — тому человеку и так далее. И поставлю условие: «Я даю вам эту землю. Производите пищу или используйте ее так или иначе, и отдавайте мне 25%».

 

Брахмананда: 25% от произведенного?

 

Прабхупада: От любого товара, который вы вырастили или произвели.

 

Брахмананда: Необязательно платить деньгами.

 

Прабхупада: Необязательно.

 

Брахмананда: Можно товарами.

 

Прабхупада: Да.

 

Брахмананда: Зерном, молоком и любыми другими.

 

Прабхупада: Любыми, да. «Давай 25%. Можешь пользоваться землей». Таков способ получения дохода от земли.

 

Преданный (1): Как кшатрия строит дворец для себя или что-то подобное?

 

Прабхупада: Это будет делаться. Чтобы поддерживать престижное положение, у них будет здание, слуга, солдаты. Иначе как люди будут бояться? Как будут относиться с уважением?

 

Преданный (1): То есть кшатрия — главный в вопросах, связанных с землей.

 

Прабхупада: Да. Кшатрия — владелец земли.

 

Преданный (1): И он может собрать камни и людей и построить большой, красивый...

 

Прабхупада: Да.

 

Преданный (1):...дворец.

 

Прабхупада: Они... есть шудры. Обеспечивайте их пищей, небольшим жалованьем на карманные расходы, регулярно. Если человек может питаться, то у него нет потребностей. Рабочего нужно кормить как следует. «Питайся и трудись, получай небольшое жалованье на карманные...». Они будут (неразличимо). Не должно быть так, что вы вызываете профессионального рабочего и должны заплатить ему 25 долларов за час. Это создаст проблемы. Они будут пить. Вот и всё. И не так, что у каждого должен быть шикарный дом. Зачем? Какая польза? Отправляйтесь в деревню, ведите простой образ жизни, выращивайте пищу. Вот и всё. Кушайте. Зачем это электричество и 300-этажное здание, и...? Тогда вы не выращиваете ничего и едите рыбу. «Буду есть...» Искусственно. Очень легко привозить животных в город и забивать на мясо. Немного овощей и молока, и люди будут удовлетворены.

 

Беседа с Алленом Гинзбергом, 11 мая 1969 г., Колумбус, Огайо

Прабхупада: С экономической точки зрения если у одного человека есть корова и четыре акра земли [162 сотки или 1,62 га – прим. переводчика ], то у него нет экономической проблемы. Вот чему мы хотим положить начало. Он может независимо жить в любой части мира. Просто у него должна быть одна корова и четыре акра земли. Пусть земля будет разделена по четыре акра на человека, а также по одной корове, и это решит экономическую проблему. Все заводы закроются...

 

Киртанананда: На четырех акрах этого можно добиться.

 

Аллен Гинзберг: Можно получить достаточно фуража для коровы, для...?

 

Прабхупада: Фураж. Да. Мы выращиваем.

 

Утренняя прогулка «Колледж варнашрамы», 14 марта 1974 г., Вриндавана

Хридаянанда: Необязательно. То есть в колледже варнашрамы будет два подразделения: варна и ашр... Изучение материа...

 

Прабхупада: Прежде всего варна. Ашрама потом, когда с варной будет полный порядок, тогда ашрама. Ашрам специально предназначен для духовного развития, а варна — это общее деление. В человеческом обществе это должно существовать, иначе они будут оставаться на уровне животных. Если нет варны, то это животное общество. А когда в совершенстве функционирует варна, затем мы дадим им ашраму. Варнашрама. Это нужно сделать позднее.

 

Хридаянанда: В первую очередь их нужно обучить навыкам.

 

Прабхупада: Да. В первую очередь всё общество должно быть поделено на четыре варны. Иначе будет хаос. Именно это мы и наблюдаем сейчас. Человек не знает, кто он, чем ему нужно заниматься. И так много безработных. Но если организовать общество в соответствии с варнами, вопроса о безработице не будет.

 

Утренняя прогулка «Колледж варнашрамы», 14 марта 1974 г., Вриндавана

Хридаянанда: Прабхупада, можете что-нибудь сказать об обучении брахманов?

 

Прабхупада: Да. Качества брахманов: сатйам, шамах, дамах. Он должен быть правдивым, должен держать под контролем чувства, ум... шамо дамах... Он должен быть терпеливым. Ему не следует раздражаться из-за пустяков. Сатйам шамо дамах шаучам. Он должен всегда быть чистым. Должен принимать омовение трижды в день, как минимум. Вся одежда, всё должно быть чистым. Вот на что должно быть направлено обучение брахманов. Кроме того, он обязан быть сведущим во всём, знать, что есть что, обладать знанием и уметь применять его на практике, а также иметь твердую веру в Кришну. Вот кто такой брахман.

 

Хридаянанда: Какой практической работой мы можем занимать их?

 

Прабхупада: Они будут преподавать. Все они будут преподавателями.

 

Хридаянанда: О, они будут преподавателями.

 

Прабхупада: Да. Как, например, Дроначарья. Он был брахманом, но он преподавал Пандавам военную науку. В общем, класс преподавателей должен состоять из брахманов. Неважно, что именно он преподает. Но они должны учить, учить тому, как стать военным человеком. Своими боевыми навыками Арджуна был обязан Дроначарье. Он обучился им у Дроначарьи, брахмана. Но Дроначарья занял положение преподавателя, так как он мыслил очень здраво. Брахман должен быть экспертом в любом разделе знания. Если потребуется, он станет преподавателем. Вот что такое брахман.

 

Хридаянанда: Значит, брахман может обучить тому, как сражаться?

 

Прабхупада: Да. Брахман означает разумный человек, обладающий хорошим мозгом. Имея разумный мозг, человек может выучить всё что угодно и обучить всему что угодно.

 

Сатсварупа: Всё это очень ново.

 

Прабхупада: А?

 

Сатсварупа: Всё это вновинку. Похоже, что будет много сложностей. Нам следует попытаться начать работу этой школы.

 

Прабхупада: В чем сложность? Если я обучаю тебя, как готовить пищу, это очень сложно?

 

Сатсварупа: Да, мы должны... Нет, всё же нам нужно научиться...

 

Прабхупада: Но я сам должен всё знать, ведь я преподаватель.

 

Хридаянанда: Например, если я стану учителем в варнашраме... Скажем, я стану первым преподавателем в колледже варнашрамы, то я также должен стать экспертом в военной науке, в том, как...

 

Прабхупада: Не все вы, но некоторые из вас должны быть, должны научиться и тому, как сражаться. Но на практике от вас не потребуется воевать. Если будет необходимо, вы можете сражаться. Я говорю, что мы выше всей варнашрамы, но мы обязаны обучить других, да и вас самих тоже, материальной деятельности, всему, в рамках этих сословий.

 

Вишнуджана: К примеру, в Нью-Вриндаване у нас есть брахманы, которые хорошо разбираются в том, как пахать землю, и заботиться о коровах.

 

Прабхупада: Да.

 

Вишнуджана: И они могут отправляться в другие места и обучать других тому, как это делать.

 

Прабхупада: Да. Правильно. Он брахман, но он обучает тому, как заботиться о коровах и как пахать землю.

 

Хридаянанда: Это не так, что один учитель должен обучать всему.

 

Прабхупада: Нет-нет.

 

Хридаянанда: О, понятно. То есть учителю-брахману следует стать экспертом в определенном роде деятельности и затем обучать этому.

 

Прабхупада: Да.

 

Утренняя прогулка «Колледж варнашрамы», 14 марта 1974 г., Вриндавана

Хридаянанда: Мы должны вдохновлять людей, молодежь, молодых учеников поступать в наш колледж.

 

Прабхупада: Тогда они автоматически будут приходить, если вы идеальны. Потому что бедность вынуждает их. Итак, когда будет стоять вопрос о бедности, они будут приходить.

 

Хридаянанда: Проживание, питание и образование.

 

Хридаянанда: Да. Вот эта бедность, почему она существует? Потому что они не производят пищу. Все хотят так называемую комфортную жизнь. Так называемое образование. Сидеть на стуле за столом, ничего не делать, обсуждать всевозможные сплетни и глупости, и спать. Их этому учат. Шудры.

 

Инспекция гурукулы, 26 июня 1977 г., Вриндавана

Прабхупада: И так называемое образование, его конечный результат — стать хиппи. Какая польза от такого образования? Просто пустая трата времени. Образование предназначено для первоклассных людей. Кисана (фермер) не нуждается в образовании. Он должен смотреть, как правильно пахать, и он научится. Мистри (механику) не нужно никакого... Ему следует работать вместе с другими мистри, и он научится. Архитектура, то, это, так много всего... Зачем? Зачем напрасно тратить свое время? Это замечательное здание построили эти рабочие. Они научились этому, наблюдая, практикуя. Им не нужно никакого университетского образования. Конечно, есть тот, кто оказывает руководство. Разумеется... Итак, эти большие университеты, позволение всем приходить и поступать в школу, в колледж — это просто пустая трата времени и безработица. Люди остаются без работы. В этом нет необходимости. Только брахманам, кшатриям, тем, кого обучают тому, как быть брахманом, кшатрием, — им следует давать книжное образование. Остальные должны учиться через практику. Вы наблюдаете, как нужно выполнять ту или иную работу. Бас. Ткач смотрит: «Кат, кат, кат». И он обретает навык. Для этого требуется степень магистра наук, кандидата наук? Это просто потерянное время. И именно это сейчас происходит. Я не хочу, чтобы для «кат, кат, кат» получали степени магистра наук, кандидата наук. (Бенгали) «Стрелять по воробьям из пушки» (смех). Бессмысленное образование. Я не хочу такого образования. Вот так.

 

Комментарий преданных-прабхупадануг из Международной гурукулы Бхактиведанты и Международного колледжа варнашрамы Бхактиведанты:

 

Итак, если мы беспокоимся о том, как наши дети будут зарабатывать себе на жизнь, то можем увидеть, что Шрила Прабхупада говорит: «Если организуете общество, распределив людей по варнам, то не будет вопроса о безработице», — и он говорит, что если этого не сделать, то безработица будет!!!

 

Мы на практике видим, что ежегодно колледжи выпускают лакхи [сотни тысяч — прим. переводчика ] инженеров, докторов и магистров делового менеджмента. За исключением небольшого процента многие из них не имеют работы и едва обеспечивают себя. И даже те, кто работает и получает высокую зарплату, платят очень большие суммы за жилье, продукты питания, поездки и т. д. В конечном итоге они тоже остаются почти ни с чем. Это иллюзия, что такой человек получает большую зарплату!!! В конце дня он тоже с трудом сводит концы с концами, оплачивает кредиты, медицинские услуги и т. д.

 

Ученики, обладающие качествами кшатрия, должны руководить и управлять этим всемирным обществом преданных, которое создается совместными усилиями всех преданных Шрилы Прабхупады. Они будут защищать вайшнавов, обеспечивать поддержание высоких стандартов, следить за тем, чтобы все следовали регулирующим принципам, наказывали тех, кто совершает оскорбления, они даже будут бороться за то, чтобы их выбрали на руководящие правительственные посты и т. д., согласно предписаниям, данным Шрилой Прабхупадой. Они будут делать всё это под руководством брахманов.

 

Кшатрии будут владельцами земли, которую будут отдавать вайшьям на условиях аренды, чтобы те выращивали пищу, заботились о коровах и занимались торговлей. Вайшьи будут отдавать кшатриям 25% от того, что произвели (наличными деньгами или товарами). Так кшатрии будут получать средства к существованию. Преданные, занимающее положение кшатриев, будут либо покупать себе землю (если у них есть ресурсы), либо земля, принадлежащая фонду доверительного управления, будет предоставляться им, чтобы они передавали ее в аренду вайшьям. Эти кшатрии будут занимать такие посты, как президент храма и т. д., но они будут оставаться под руководством брахманов, которые не будут занимать никаких постов, но будут обладать полномочиями смещать кшатриев с их постов, если те будут отклоняться.

 

Вайшьи будут выращивать пищу и заботиться о коровах, торговать продуктами, такими как гхи, сливочное масло, продукты, изготовленные их го-мутры, коровьего навоза, продукцию растениеводства, такую как гулканд, джаггери и т. д. Остальные же будут помогать трем перечисленным выше классам. Этим помощникам-разнорабочим будет предоставлять пища и жилье, а также небольшая зарплата на карманные расходы.

 

Основа наших средств к существованию — коровы и земля. Мы выращиваем достаточно зерновых культур, чтобы преданные и коровы могли досыта есть, а в случае образования излишков мы торгуем ими. Поскольку мы либо полностью не используем электричество, газ, бензин и т. д.,, либо используем их минимально, то расходы на обеспечение жизни почти равны нулю, и поскольку преданные работают в поле, встают рано утром, воспевают и т. д., болезней у нас тоже практически нет, а образование детям дается бесплатно. Если девушка выходит замуж за преданного, то проводится простая ягья, которая не требует больших расходов, и у нас есть коттеджи, в которых можно жить (и при этом не платить большие суммы за аренду). Таким образом, вопроса о бумажных деньгах не возникает!!! Преданные живут счастливо и в оставшееся время воспевают Харе Кришна и проповедуют.

 

Кроме того, для получения бумажных денег на расходы в чрезвычайных обстоятельствах преданные вайшьи занимаются следующей деятельностью. Они продают молоко, гхи и сливочное масло. Они делают из коровьего навоза органическое удобрение, которое используется в сельском хозяйстве, а его излишки продают. Из коровьего навоза также получают биогаз, на котором готовят пищу и т. д. Они собирают и дистиллируют коровью мочу, которая применяется в медицине. Они выращивают овощи и зерно, а их излишки продают по очень высоким ценам, поскольку люди готовы платить любую сумму денег за чистые органические продукты питания.

 

У нас также есть коттеджные мастерские, в которых изготавливается мебель, кирпичи и многие другие виды продукции из натуральной древесины, глины, зерновых культур, деревьев и т. д. Кроме того, по милости Кришны мы всегда получаем пожертвования от общины прихожан, представителей широкой публики и доброжелателей.

 

Мы в Международной гурукуле Бхактиведанты и Международном колледже варнашрамы Бхактиведанты стараемся увеличивать доходы от перечисленных выше источников, чтобы с нами могло жить еще больше преданных. Очевидно, что для этого нам потребуется больше земли и коров. В настоящее время у нас есть 50 акров земли в деревне Харе Кришна, в которой расположены гурукула и колледж варнашрамы, и ежемесячно мы инвестируем наши финансовые средства в покупку новых участков земли и коров. В настоящее время у нас есть 100 хороших молочных коров индийской породы.

 

В будущем мы планируем выращивать хлопок и изготавливать свою собственную одежду, в соответствии с наставлениями Шрилы Прабхупады. Таким образом, вопроса о безработице не возникает.

 

Здесь может возникнуть следующий вопрос: кому-то может не понравиться быть помощником-разнорабочим. Может ли любой человек стать брахманом? Этому вопросу посвящен следующий раздел.

 

 

Если ребенок, подрастая, будет заниматься работой шудр (помощников-разнорабочих), содействуя другим (брахманам, кшатриям или вайшьям) в соответствии со своей гуной (качествами), разве не будет он чувствовать себя униженным? Может ли любой человек стать брахманом? Каков результат имитирования обязанностей, предписанных другим?

 

Цитаты Шрилы Прабхупады, связанные с данным вопросом:

 

Утренняя прогулка «Колледж варнашрамы», 14 марта 1974 г., Вриндавана

 

Хридаянанда: С самого начала мы должны будем учить «Бхагавад-гите»?

 

Прабхупада: Да. Наше положение выше варнашрамы. Однако для управления, для построения идеального общества мы вводим ее. Что же касается нас, людей, сознающих Кришну, мы стоим выше варнашрамы. Но, чтобы показать людям, что мы не бежим от жизни, мы можем взять на себя любой уклад жизни. Вот каково наше положение. Например, если я чищу кому-нибудь ботинки, это не значит, что сапожник. Я остаюсь тем же самым, что и был. Но чтобы показать, как это делается... Это как со слугой. Хозяин говорит: «Ох, ты не умеешь. Смотри». Мне иногда приходится показывать, как мыть полы. Я не уборщик, но я учу мыть полы. В этом состоит наша позиция. Мы не принадлежим ни к какой варне и ни к какому ашраму. <...> Таков вайшнав. Он согласен делать что угодно, но цель его — удовольствие Кришны. Подобным образом, даже если мы принимаем варнашраму, мы не принадлежим ни к какой... Как Кришна говорит: майа сриштам, «Я установил». Но Сам Кришна ничего общего с варнашрамой не имеет. Подобно этому, когда мы действуем в рамках варнашрамы, сами мы ничего общего с ней не имеем.

 

Утренняя прогулка «Колледж варнашрамы», 14 марта 1974 г., Вриндавана

 

Паривраджакачарья: Люди, которые примут участие в этой программе, они же должны быть в первую очередь преданными? Да?

 

Прабхупада: Преданными... Я уже объяснял. Мы все преданные. Прошлое позади, и мы все преданные. Мы не принадлежим к этой варнашраме. Я уже рассказывал вам. Например, я мою полы. Но это не означает, что я уборщик. Но я учу мыть полы. Вот каково наше положение.

 

Паривраджакачарья: Так студенты все должны быть преданными?

 

Прабхупада: Да. Преданные это... Это наша жизнь и душа.

 

Сатсварупа: Идея в том, что, закончив школу, они должны войти в ИСККОН, проповедовать как вайшьи или…

 

Прабхупада: Да. Такая проповедь тоже необходима, как фундамент. Потому что никому ни до чего нет дела. Например, раньше некоторые преданные, великие преданные, брались за воровское ремесло. В Южной Индии такое было. Они становились профессиональными ворами. Как это преданный может стать вором? Но это было. Они так делали. Потому что никто не давал денег. Поэтому они организовали воровскую шайку. «Будем грабить всех этих богачей». Как это делают политики. Это история. Да. Так что преданный готов на всё, даже вплоть до того, чтобы стать вором. Да. А гопи, вплоть до того, чтобы стать проститутками — для Кришны. Так что ради Кришны мы должны взяться за любое, даже самое дурацкое, дело. Или за самое возвышенное. За любое. Но ради Кришны мы обязаны сделать это.

 

Хридаянанда: А вот еще, Прабхупада. У нас в храмах множество преданных. Должны ли преданные…?

 

Прабхупада: Их нужно занять.

 

Хридаянанда: Нужно ли учить преданных определенной…?

 

Прабхупада: Да. Те, кто не умеет проповедовать или делать что-то другое в храме, они должны поступать в земельный департамент, в сельское хозяйство.

 

Хридаянанда: Те, кто не умеет проповедовать.

 

Прабхупада: Да. Те, у кого уровень образования ниже, те, кто не слишком опытен в проповеди, они должны работать как кшатрии или вайшьи, или шудры.

 

Хридаянанда: Иногда...

 

Прабхупада: Это не означает, что они шудры. Всегда помните об этом. Но они должны действовать так, чтобы восполнить недостаток, убрать зазор. Как представители.

 

Утренняя прогулка «Колледж варнашрамы», 14 марта 1974 г., Вриндавана

 

Прабхупада: Вы всегда должны внутренне оставаться санньяси. Внешне, для удобства остальных, вы можете делать что-то. Так мы принимаем и варнашраму. Мы сами не варнашрама; мы выше варнашрамы. Но чтобы дать другим возможность прийти на уровень сознания Кришны, мы должны осуществить эту программу.

 

«Бхагавад-гита как она есть», 3.35

 

Гораздо лучше выполнять свои предписанные обязанности, пусть даже несовершенным образом, чем чужие. Лучше погибнуть, исполняя свой долг, чем исполнять чужой, ибо следовать чужим путем опасно.

 

КОММЕНТАРИЙ:

 

Каждый должен выполнять свои собственные обязанности, пытаясь развить в себе сознание Кришны, и не браться за чужое дело. Материально обусловленным людям шастры предписывают обязанности, соответствующие психическим и физиологическим особенностям таких людей, которыми их наделяют гуны материальной природы. Духовные обязанности определяет духовный учитель, и они связаны с трансцендентным служением Кришне. Любые свои обязанности, и материальные, и духовные, человек должен выполнять до конца жизни и не брать на себя чужие обязанности. Наши материальные и духовные обязанности могут отличаться друг от друга, но, выполняя их под руководством опытных наставников, мы всегда получим только благо. Человек, находящийся под влиянием гун материальной природы, должен действовать, как предписано его сословию или духовному укладу жизни, и не подражать другим. Так, брахман, находящийся в гуне благости, не должен совершать насилие, но оно вполне допустимо для кшатрия, находящегося под влиянием гуны страсти. Поэтому кшатрию лучше достойно погибнуть в бою, чем подражать брахману, который обязан следовать принципу ненасилия. Каждый человек должен очистить свое сердце, но это происходит не сразу, а постепенно. Однако тот, кто уже вышел из-под влияния материальных гун и полностью развил в себе сознание Кришны, может выполнять любую работу под руководством истинного духовного учителя. Кшатрий, обладающий сознанием Кришны, может действовать как брахман, и, наоборот, брахман, обладающий сознанием Кришны, может действовать как кшатрий. На духовном уровне нет различий, существующих в материальной жизни. Например, Вишвамитра, который по происхождению был кшатрием, стал выполнять обязанности брахмана, а Парашурама, принадлежавший к сословию брахманов, действовал как кшатрий.

 

«Бхагавад-гита как она есть», 18.47

 

Лучше исполнять свои обязанности, пусть даже несовершенным образом, чем браться за чужие обязанности и безукоризненно исполнять их. Человек никогда не навлечет на себя греха, выполняя предписанные обязанности, соответствующие своей природе.

 

КОММЕНТАРИЙ:

 

Обязанности, предписанные представителям различных сословий, перечислены в «Бхагавад-гите». Как было сказано в предыдущих стихах, обязанности брахманов, кшатриев, вайшьей и шудр определены в соответствии с гунами материальной природы, под влиянием которых они находятся. Человек никогда не должен пытаться подражать другим, исполняя их обязанности. Тот, кто от природы склонен к деятельности, которой занимаются шудры, не должен претендовать на звание брахмана, даже если родился в семье брахманов. Каждый должен заниматься деятельностью, соответствующей его природе; никакая работа не позорна, если она связана со служением Верховному Господу. Брахман, безусловно, занимается деятельностью в благости, однако, если человек от природы находится под влиянием других гун, он не должен, подражая брахману, пытаться исполнять его обязанности. Кшатрию, или управленцу, приходится совершать множество неприглядных поступков: применять насилие и убивать врагов, или лгать, руководствуясь дипломатическими соображениями. Никакая политика не обходится без насилия и лицемерия, но кшатрий не должен из-за этого отказываться от выполнения своего долга и брать на себя обязанности брахмана.

 

Своей деятельностью человек должен стараться удовлетворить Верховного Господа. К примеру, Арджуна был кшатрием, и он колебался, не решаясь вступить в сражение с противником. Но если сражаться ради Кришны, Верховной Личности Бога, то не нужно бояться, что участие в битве станет причиной нашей деградации. Тот, кто занимается коммерцией, порой вынужден лгать и хитрить, чтобы получить прибыль. В противном случае у него не будет выручки. Иногда он говорит покупателю: «Дорогой, ради Вас я отказываюсь от прибыли», — хотя всем известно, что если торговец будет торговать без выгоды, он останется без средств к существованию. Поэтому, слыша от коммерсанта такие слова, мы должны знать, что он просто обманывает нас. Однако коммерсант не должен думать, что поскольку в его деле не обойтись без лжи, то он должен бросить торговлю и заняться деятельностью, которой занимаются брахманы. Так поступать не рекомендуется. Не имеет значения, является человек кшатрием, вайшьей или шудрой, если исполнением своих обязанностей он служит Верховной Личности Бога. Даже брахманам, совершающим различные

жертвоприношения, иногда приходится убивать животных, чтобы принести их в жертву. Точно так же, если кшатрий, выполняя свой долг, убивает врага, его поступок не является греховным. Обо всём этом было подробно и ясно рассказано в третьей главе «Бхагавад-гиты». Каждый человек должен заниматься своей деятельностью с целью йаджны, то есть посвящать её Вишну, Верховной Личности Бога. Всё, что он делает ради удовлетворения собственных чувств, только порабощает его. Вывод таков, что каждый человек должен заниматься деятельностью в соответствии с той гуной природы, под влиянием которой он находится, преследуя при этом единственную и высшую цель — служить миссии Верховного Господа.

 

Комментарий преданных-прабхупадануг из Международной гурукулы Бхактиведанты и Международного колледжа варнашрамы Бхактиведанты:

 

Как можно увидеть из приведенных выше цитат, Шрила Прабхупада говорит, что поскольку эти дети трудятся для Кришны, все они являются преданными. Их положение – выше варнашрамы. Шрила Прабхупада говорит: «Исполнение своих предписанных обязанностей освободит человека от грехов. Не следует имитировать других. Это опасно. Никакая работа не является позорной. Вывод таков, что каждый человек должен заниматься деятельностью в соответствии с той гуной природы, под влиянием которой он находится, преследуя при этом единственную и высшую цель — служить миссии Верховного Господа. На духовном уровне нет различий, существующих в материальной жизни. Кшатрий может исполнять обязанности брахмана, а брахман – обязанности кшатрия».

 

Как сказал Шрила Прабхупада: «Это не означает, что они шудры. Всегда помните об этом. Но они должны действовать так, чтобы восполнить недостаток, убрать зазор».

 

Таким образом, преподаватели, учащиеся и родители должны правильно понять это, пропагандировать и проповедовать этот тип сознания, а не так, что на преданного, выполняющего работу помощника-разнорабочего, можно смотреть сверху вниз.

 

В заключение: если преподаватели и учащиеся будут обучаться действовать в таком сознании, которое проповедует Шрила Прабхупада, то проблем не будет.

 

Дети или преданные будут заниматься всеми видами служения Кришне, но, естественно, они в основном будут заниматься той работой, к которой имеют склонность.

 

Даже для того, чтобы развивать Движение сознания Кришны, требуются все: брахманы, кшатрии, вайшьи и шудры, – и поскольку все они занимаются служением Кришне, то вопроса о том, как находится выше, а кто – ниже, не возникает. Кришна абсолютен, так что все виды служения находятся на абсолютном уровне. Нет материальных различий. Это и есть дайви-варнашрама-дхарма, а не обычная варнашрама-дхарма.

 

Если каждый, следуя этим путем, будет служить Кришне в соответствии со своей склонностью, он будет ощущать энтузиазм, удовлетворение и умиротворение, а также сможет достичь высшей цели – вернуться обратно к Богу, даже занимаясь своими предписанными профессиональными обязанностями.

 

 

7) Ваша гурукула сертифицирована государственными органами? Вы преподаете по утвержденному ими учебному плану?

 

Цитаты Шрилы Прабхупады, связанные с данным вопросом:

 

Беседа на крыше, 5 января 1977 г., Бомбей

Прабхупада: Но если вы вынуждены действовать, подчиняясь указаниям государственных органов, то не сможете это делать. Помощи от госорганов вы не получите.

 

Индианка: Но я хочу превратить ее в гурукулу на основе сознания Харе Кришна.

 

Прабхупада: Наша гурукула означает, как обучать детей самоконтролю. Это первое дело. Обучение словесности вторично, грамматика вторична. Первая необходимость – как помочь им стать шанта, данта, умеющими контролировать себя.

 

Индианка: Но у нас есть Совет Пенджаба и образовательный совет...

 

Прабхупада: Поэтому я говорю, что если вы вынуждены работать, подчиняясь контролю госорганов, то это очень сложно. Если сможете работать независимо, тогда это станет возможным.

 

Индианка: Это школа независимая. Я независимая. Я делаю всё самостоятельно.

 

Прабхупада: Нет, если вы получаете помощь от госорганов...

 

Индианка: Но учащиеся также отправляются в совет, чтобы сдать экзамены.

 

Прабхупада: Экзамены или не экзамены, если вы, они следуют правилам на практике, этого экзамена достаточно. Один пример: нужно вставать рано утром... Если он встает рано утром, зачем нужен экзамен? Он уже сдал экзамен. Если ученик должен вставать рано утром, посещать мангала-арати, сидеть на лекции и читать «Бхагавад-гиту», повторять Харе Кришна... Всё это практично. В экзамене нет нужды. Если он делает это, то уже сдал экзамен.

 

Индианка: Но родители хотят диплом.

 

Прабхупада: Поэтому, если вы хотите удовлетв



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-04-04 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: