I - Офицеры выпуска января 1904 г., погибшие в Цусимском сражении 14–15 мая 1905 г.




На эскадренном броненосце «Князь Суворов»

Флоров Александр Александрович.

Шишкин Борис Николаевич.

Жуковский Георгий Иванович.

Фомин Владимир Юрьевич.

Головин Дмитрий Сергеевич.

 

На эскадренном броненосце «Император Александр III»

Всеволожский Петр Андреевич.

Князев Юрий Михайлович.

Адельберг Александр Александрович.

Баранов Николай Николаевич.

 

На эскадренном броненосце «Бородино»

Цывинский Евгений Генрихович.

Протасьев Александр Николаевич.

Прикот Николай Николаевич.

Кочуков Александр Викторович.

 

На эскадренном броненосце «Ослябя»

Шиповалов Василий Петрович.

Майков Валериан Валерианович.

 

На эскадренном броненосце «Наварин»

Макаров Леонид Николаевич.

Леман Арсентий Константинович.

 

На крейсере 1‑го ранга «Светлана»

Нирод Георгий Михайлович.

 

На крейсере 2‑го ранга «Жемчуг»

Тавастшерна Георгий Александрович.

 

 

II - Офицеры и кондукторы транспорта «Иртыш», участвовавшие в Цусимском сражении 14–15 мая 1905 г.

Офицеры

Командир капитан 2‑го ранга: Ергомышев Константин Львович.

Старший офицер капитан 2‑го ранга: Магаринский Иван Николаевич (вступил в должность 25 апреля 1905 г.).

Штурманский офицер мичман: Емельянов Евгений Константинович.

Штурманский офицер прапорщик по морской части: Картерфельд Альфред.

Ревизор лейтенант: Родзянко Владимир Павлович.

Вахтенный начальник лейтенант: Мюнстер Альфред Цезаревич.

Вахтенный начальник мичман: Граф Гаральд Карлович.

Вахтенный начальник мичман: Коссаковский Борис Дмитриевич.

Вахтенный офицер мичман: Петухов Георгий Михайлович.

Вахтенный офицер прапорщик: Петров‑Федин Михаил Васильевич

Вахтенный офицер прапорщик: Гильбах Роберт Эрнестович

Вахтенный офицер прапорщик: Шишкин‑1‑й Николай Иванович.

Старший судовой механик капитан: Порадовский Алексей Петрович.

Младший судовой механик поручик: Радус‑Зенкевич Григорий Николаевич.

Младший судовой механик прапорщик: Новиков Иван Адрианович.

Младший судовой механик прапорщик: Потапенко Александр Леонтьевич.

Младший судовой механик прапорщик: Зарубин Анатолий Иванович.

Судовой врач лекарь: Делялич‑Делаваль Иосиф Иосифович.

Священник иеромонах: отец Зиновий.

Комиссар титулярный советник: Опарин Алексей Яковлевич.

 

Кондукторы

Ладанов Алексей, Раков Николай, Веревкин Иван, Храмов Федор, Ищенко Иван, Фадеев Александр.

 

 

III - Список погибших на транспорте «Иртыш» во время Цусимского боя

Комендор Костюкин И.В. (Пензенская Городищенский Поньгурьенская)[109], сигнальщик Каштанов A.M. (Рязанская Зарайский Протатьевская), матрос 1‑й статьи Безруков М.Н. (Нижегородская Ардатовский Выксунская), матрос 1‑й статьи Кригер И.П. (Саратовская Камышинский Коплянская), матрос 1‑й статьи Лязикин С.М., матрос 1‑й статьи Парменов А.А. (Тамбовская Кирсановский Богородинская), матрос 1‑й статьи Сичкаренко П. (Екатеринославская Екатеринославского Буровская), матрос 1‑й статьи Передольский А.Е. (Санкт‑Петербургская Лужского), матрос 1‑й статьи Фахридтинов А. (Уфимская), матрос 2‑й статьи Романов Н.Н. (Пермская Верхотурский), машинист 2‑статьи Куликов Г.Е. (Тамбовская Темниковский Стрельниковская), кочегар 2‑й статьи Выдрин П. (Вологодская Тотемский Петровская).

Всего на транспорте погибло 12 нижних чинов, ранено 3 офицера, 2 кондуктора и 30 матросов.

 

 

Иллюстрации

 

 

Морской кадетский корпус в Петербурге – мечта тысяч мальчишек. Начало XX в. Фотография предоставлена Н.С. Славинской

 

 

Столовый зал корпуса украшала модель брига, на которой ещё в конце XIX в. юные кадеты отрабатывали приемы работы с парусами, рангоутом и такелажем. Фотография предоставлена Н.С. Славинской.

 

 

Столовый зал, ныне Зал Революции Морского корпуса Петра Великого – Санкт‑Петербургского военно‑морского института. Современное фото

 

 

Младший отделенный начальник лейтенант Петр Николаевич Вагнер

 

 

 

 

Фрегат «Князь Пожарский» когда‑то был современным океанским кораблем, совершил много плаваний, но к началу ХХ в. представлял собой разве что музейную ценность

 

 

Попав на парусно‑паровые корабли, овеянные романтикой дальних плаваний и напоминавшие клипера, воспетые К.М. Станюковичем, юные кадеты с радостью фотографировали свои первые плавучие «школы». Фрегат «Князь Пожарский», вид с фок‑мачты. 1905 г. Фотография из архива Н.И. Евгенова

 

 

Кадет Н.И. Евгенов, будущий известный гидрограф, океанограф и исследователь Арктики, у 152‑мм орудия «Князя Пожарского». Красочное описание церемонии выстрела можно найти в мемуарах Г.К. Графа

 

 

Мичман Гаральд Граф. Ревель, 1904 г.

 

 

Г.К. Граф в годы Первой мировой войны на эсминце «Новик»

 

 

В последние годы жизни

 

 

Транспорт «Артельщик» – первый корабль, на котором Г.К. Графу довелось служить после производства в офицеры

 

 

Транспорт «Иртыш». Фотография предоставлена Г.П. Фроловым

 

 

Офицеры «Иртыша». Сидят: первый слева – подпоручик П.Ф. Фролов, третий слева – лейтенант П.П. Шмидт; стоят: четвертый слева – мичман Б.Д. Коссаковский, пятый – Г.К. Граф

 

 

Памятник в Японии на месте высадки (район Вака города Гоцу, префектура Симанэ) экипажа «Иртыша». Фото любезно предоставлено муниципалитетом города Гоцу

 

 

Русские офицеры в период нахождения в плену в Японии. Слева направо: неизвестный, мичманы Б.Д. Коссаковский и Г.К. Граф, капитан Корпуса инженер‑механиков А.П. Порадовский. 1905 г. Фотография предоставлена И.Г. Кормилицыной

 

 

 

 

Подпоручик запаса флота Павел Федорович Фролов. Начало 1904 г. Фотография предоставлена его сыном, Г.П. Фроловым

 

 

Первый ротный командир Г.К. Графа – Арсений Михайлович Данчич. Фотография предоставлена Т.Г. Вангенгейм

 


[1]Мешкова Антонина Лаврентьевна, урожд. Мейер, дочь архитектора. Ее мужем был Сергей Владимирович Мешков (03.02.1858–19.01.1910), выпускник Морского училища (1879), большую часть своей жизни прослужившей в училище (с 1886 по 1910 г.), произведенный в генерал‑майоры по Адмиралтейству с увольнением от службы накануне кончины (18.01.1910).

В эмиграции бывшие воспитанники Корпуса вспоминали:

«Нельзя не остановиться на трех братьях, всецело посвятивших себя Корпусу, о которых у многих и многих сохранились воспоминания, как о близких людях. Это были братья Мешковы. Старший, Николай Владимирович, был талантливым преподавателем и редким по уму, образованию и благородству. Он был воплощенное спокойствие. На выпуски, с которыми он плавал в качестве “корпусного офицера”, он имел громадное влияние, особенно когда ему приходилось плавать с гардемаринами. Менее ярок был второй брат Алексей, который рано умер. Но третий – Сергей, по прозванию “Пенза” (сокращение прозвища – Пензенский Ямщик), был особенно популярен. Огромного роста, с рыжей бородой, громким голосом, легко воспламеняющийся и немного грубоватый, но с мягкой душой. Он любил Корпус, любил кадет и уж знал каждого наизусть. Когда нужно, бывал строг и его побаивались, но понимали и любили. У его почтенной жены, Антонины Лаврентьевны, такой же огромной, как и он, был летом пансион, где готовили мальчиков к вступительным экзаменам в Корпус. Держала она своих питомцев в ежовых рукавицах, и учили там на совесть!» (Колыбель флота. Навигацкая школа – Морской корпус. К 250‑летию со дня основания Школы математических и навигацких наук. 1701–1951. Париж, 1951. С. 178).

 

[2]Еще одно интересное мемуарное свидетельство о том же пансионе оставил Ф.В. Северин, поступивший в Морской кадетский корпус в 1893 г.:

«Для верности, что я с успехом выдержу экзамены, родители поместили меня сперва в приготовительный к вступлению в Корпус пансион. Таких пансионов в то время было несколько, и я был устроен на летние месяцы в пансион лейтенанта Мешкова. Сам Сергей Владимирович Мешков был в плавании, и его пансионом руководила его жена, Антонина Лаврентьевна, при сотрудничестве одного или двух учителей. Пансион находился в Шувалове, по Финляндской железной дороге, недалеко от озера того же названия. Нас, пансионеров, было 26 мальчиков в возрасте 12–14 лет. Дача была настолько просторная, что мы свободно в ней размещались.

Заниматься приходилось основательно – с утра до обеда, затем перерыв до 2‑х и снова до 5 вечера, а затем подготовка уроков. Антонина Лаврентьевна занималась с нами по русскому языку и по истории, а ее помощники натаскивали нас по математике. Кормили нас очень хорошо – обильно и сытно. За столом председательствовала Антонина Лаврентьевна, причем рядом по обе ее стороны сидели обыкновенно два самые отчаянные шалуна – один Штюрмер (сын будущего премьер‑министра), а другой Сенявин. Когда они, несмотря на соседство с Антониной Лаврентьевной, продолжали свои шалости, то она просто их брала за уши и драла, приговаривая: “Этакое животное…” Укладывались спать в 9, а к 10 часам должны были спать; это, однако, бывало редко, чаще всего устраивались бои подушками; в этом случае она вытягивала из кровати замеченного и ставила в угол на полчаса.

По субботам, после 12 часов, мы могли уезжать к родителям до воскресенья. В летнее время в Шувалове много дачников и вообще было очень оживленно; конечно, всюду были ларьки со сладостями и лимонадом. Помню, с каким удовольствием, возвращаясь в воскресенье вечером в пансион, мы покупали в ларьке у вокзала шоколадную колбасу. Мне кажется, что в дальнейшей своей жизни мне не приходилось есть такого вкусного шоколада.

Перед экзаменами, что бывало около 15 августа, темп занятий в пансионе усиливался, а перед каждым письменным испытанием мы проделывали нечто вроде проверочного экзамена. Припоминаю очень ясно, что на письменном экзамене по арифметике мне попались задачи совершенно схожие с теми, что нам дали решать в пансионе накануне самого экзамена» (Северин Ф.В. В Морском корпусе (1893–1899 гг.) // Военно‑исторический вестник. 1965. № 26. С. 27–28).

 

[3]Вновь принятые кадеты явились в Корпус 02.09.1898. Сбор – в 10 утра, в 11 ч. – молебен в церкви, затем в Столовом зале – завтрак с музыкой, в 14 ч – начало занятий (см. приказ по Морскому кадетскому корпусу № 170 § 7 от 01.09.1898).

 

[4]Данчич Арсений Михайлович (20.01.1856–1927?), генерал‑лейтенант по Адмиралтейству (03.09.1913), переведен по флоту (05.08.1913). Окончил Морское училище (1877). С 1883 г. – в Морском училище (Морском кадетском корпусе), в т. ч. с 23.09.1884 – младший, с 27.09.1891 – старший отделенный начальник, с 06.12.1895 по 16.06.1903 – ротный командир. С 16.06.1903 – инспектор мореходных учебных заведений, с 23.05.1916 – член Совета министра торговли и промышленности. По данным эмигрантов, убит в 1927 г. по дороге на Соловки.

 

[5]Попов Андрей Андреевич (06.09.1866–?), капитан 1‑го ранга (10.04.1911). Окончил Морское училище (1887). В прикомандировании к Морскому кадетскому корпусу (с 15.09.1895), младший отделенный начальник того же Корпуса (16.08.1896–12.08.1902). Старший офицер крейсера I ранга «Баян» в период обороны Порт‑Артура (с 18.03.1904). Старший офицер учебного судна «Верный» (1905–1906), командир миноносца «Заветный» (1906), флагманский интендант штаба командующего 1‑м отрядом минных судов Балтийского моря (1907–1908), командир эсминца «Донской казак» (1908–1909). Исполняющий должность (и. д.) начальника Морского музея имп. Петра Великого (12.11.1911–1917).

 

[6]«Голланка, голландка – рубаха из фланели или парусины. Носится военными моряками рядового и младшего начальствующего состава. Г. из фланели чаще называют фланелевой рубахой или же просто фланелевкой» (Самойлов К.И. Морской словарь. Т. 1. М. – Л, 1939. С. 254).

 

[7]Правильно – «Наварин».

 

[8]Кригер Александр Христианович (17.11.1848–24.04.1917), вице‑адмирал в отставке (01.08.1905). Окончил Морское училище (1868). Командовал императорской яхтой «Царевна» (1886–1888), крейсерами I ранга «Рында» (1892–1894), «Рюрик» (1894–1896). Являлся морским агентом в Германии (1888–1892), командующим учебным отрядом судов Морского кадетского корпуса (1897–1899), начальником Морской академии и директором Морского кадетского корпуса (1896–1901), командующим отрядом судов в Средиземном море (1901–1903), старшим флагманом (1904), начальником (1905) Практической эскадры Черного моря. Уволен в отставку в связи с «медлительностью и нерешительностью», проявленными, с точки зрения императора, при подавлении мятежа команды эскадренного броненосца «Князь Потемкин Таврический». Прошение о возращении на службу, поданное 12.4.1907, было отклонено императором.

 

[9]Анцов Николай Спиридонович (23.07.1856–?), генерал‑майор по Адмиралтейству в отставке (30.01.1906). Окончил Морское училище (1876), Артиллерийский офицерский класс (1881). После 12 лет службы в строю в 1888 г. перевелся на службу по Адмиралтейству в чине капитана. В чине подполковника по Адмиралтейству (17.04.1894) служил ротным командиром МК (с 03.06.1895). После отставки с женой содержал пансион по подготовке к поступлению в Морской корпус. В 1920–1922 гг. заведующий минным кабинетом, в 1923–1924 гг. – заведующий кабинетом мин заграждения и тралов Морской академии.

 

[10]Геращеневский Зиновий Николаевич (30.10.1858–?), полковник по Адмиралтейству в отставке (24.12.1907). Гардемарин (1881), произведен в офицеры (1882). Младший (с 18.10.1891), старший (03.06.1895–01.07.1902) отделенный начальник Морского корпуса (МК). Зачислен на службу по Адмиралтейству (20.09.1900) капитаном со старшинством с 01.01.1895. Помощник начальника (01.07.1902–1904), и. д. начальника (26.01.1904–1906), начальник (07.02.1906–1907) приморского торгового порта в г. Мариуполь.

О нем же вспоминал князь П.П. Ишеев:

«Надо ли говорить, что среди наших корпусных дежурных офицеров были личности достопримечательные. К одной из них принадлежал лейтенант Г‑кий, по прозвищу “Обалдуй”. Оно отлично подходило к нему, но кроме этого “Обалдуй” отличался еще большой грубостью и любил кричать своим громоподобным голосом. Над ним‑то Муся и решила подшутить.

В те далекие, невозвратимые времена, в объявлениях “Нового Времени” были длинные столбцы лиц, искавших работу. Особенно: кучера, лакеи и дворники. Им‑то, повторяю, по совету Муси, мы и написали груду открыток, вызывая их, в одно и то же время, на квартиру “Обалдуя”. Жил он в том же этаже, недалеко от Барыковых, и мы могли отлично наблюдать за происшедшим.

Представляете ли вы себе, что делалось в назначенный час у двери квартиры Г‑го? Десятки обманутых людей обрывали звонок, кричали, ругались, не стесняясь в выражениях, требовали вернуть им за проезд. “Обалдуй”, как говорится, рвал и метал.

На другой день, после этого события, Г‑кий, будучи дежурным и подозревая меня в этой проделке, говорил мне, между прочим: “Сознайтесь, что это сделали Вы, Ей‑Богу, я Вам ничего не сделаю”. Но на эту удочку я не поймался» (Ишеев П.П., князь. Муся. Из воспоминаний кадета Морского кадетского корпуса // Морской кадетский корпус. В воспоминаниях воспитанников / Сост. А.Ю. Емелин. СПб., 2003. С. 66).

 

[11]Гризар Иван Львович (1852–?), действительный статский советник (18.04.1910). Штатный преподаватель французского языка в Морском корпусе с 30.09.1894. В начале 1920‑х гг. по‑прежнему преподавал в Военно‑морском училище.

 

[12]По свидетельству В.А. Белли, прозвищем «Куропатка» гардемарины наградили А.Н. Михайлова, преподававшего у них дифференциальное и интегральное исчисление, аналитическую геометрию, затем – теорию корабля.

«Преподавал он хорошо, просто, доходчиво, задиктовывал важнейшие положения. Большой любитель музыки и сам музыкант, он был какой‑то странный с виду, застенчивый, неловкий. Прозвали его “Куропатка”. А.Н. Михайлов знал это прозвище и говаривал: “Называйте меня, как хотите, ну, львом, тигром, но только не этой мерзкой птицей!”. Я сохранил об А.Н. Михайлове самые лучшие, теплые воспоминания. Умер он в Ленинграде в преклонном возрасте в 1930‑х гг. Сколько я знаю, он был совершенно одинокий человек» (Белли В.А. В Российском Императорском флоте. Воспоминания. СПб., 2005. С. 70).

Михайлов Александр Николаевич (29.03.1866–?), полковник по Адмиралтейству за отличие (06.12.1910). Окончил Морское училище (1886), гидрографическое отделение Николаевской морской академии (1890). С 15.05.1895 – младший отделенный начальник Морского кадетского корпуса, с 28.04.1897 – его штатный преподаватель. В 1898 г. переведен из строевых офицеров в чины по Адмиралтейству. Воспитатель детей великого князя Константина Константиновича («К.Р.»).

 

[13]А вот как изобразил сцену на занятиях у А.Н. Михайлова талантливый писатель русского морского зарубежья А.В. Зернин, закончивший Морской корпус в 1911 г.:

«Тщедушный и немного кривобокий, он давно покинул строй для академии, целиком ушел в преподавательскую работу и лишь по штату носил погоны полковника по Адмиралтейству. Душою он был тих и безобиден. Но, узнав, что его зовут “Куропаткой”, он вдруг не на шутку огорчился и просил переменить прозвище, предпочитая “Льва” или “Тигра”. Но язык юношества меток и остер. На “Льва” или “Тигра” никак нельзя было согласиться. Чтобы сделать ему какую‑нибудь уступку, его стали звать просто “Птицей”. Но все это за глаза, конечно. Официально он оставался, как всегда, “господин полковник”.

Басицкий не успел собрать всех перьев. Одно из них, взлетев к потолку, зацепилось за абажур электрической лампы. Теперь оно соскользнуло и, плавно качаясь в воздухе, медленно спускалось преподавателю на стол. Взоры всего класса, прикованные к перу, описывали, следуя за ним, кривую ниспадавшей амплитуды, пока, наконец, перо не село на стол. “Птица” в этот момент делал обычные записи в журнале и ничего не видел. Тогда сидевший на передней парте дунул изо всех сил, чтобы угнать перо подальше, но оно, вспорхнув, село “Птице” на рукав. Частью испуганные, частью готовые прыснуть, гардемарины украдкой переглядывались между собой. В классе царила мертвая тишина. “Птица” кончил писать и поднял глаза.

– Прошу, господа, желающих к доске, в каком вам угодно порядке.

Взгляд полковника скользнул по рукаву. Заметив перо, он машинально смахнул его и, лишь несколько секунд спустя, точно с грустью задумался о чем‑то.

Гардемаринам стало вдруг не по себе. В юных сердцах, у всех единодушно, проскользнуло доброе чувство. Захотелось сделать полковнику что‑нибудь приятное, и все были наказаны тем, что ничего нельзя было сделать» (Зернин А.В. Гардемарины. СПб., 2012. С. 4–5).

 

[14]Шершов Александр Павлович (26.07.1874–07.05.1958), инженер‑вице‑адмирал (24.03.1944), профессор (1930). Окончил Техническое училище Морского ведомства (1895), кораблестроительный отдел Николаевской морской академии (1898). Служил в чертежной С.‑Петербургского порта (1899–1903), кораблестроительном отделении Морского технического комитета (1903–1910), Главном управлении кораблестроения (1911–1912), наблюдал за постройкой кораблей. Автор многих научных работ и известной книги «История военного кораблестроения с древнейших времен до наших дней» (1940).

 

[15]Белявский Капитон Васильевич (1833–03.12.1912), митрофорный протоиерей. Из семьи священнослужителя. После Смоленской духовной семинарии учился в С.‑Петербургской духовной академии, окончил в 1857 г. со степенью кандидата и в следующем году определен учителем в Александро‑Невское духовное училище. В 1860 г. возведен в степень магистра и в 1861 г. рукоположен в священники к церкви Св. Спиридона при СПб. Елизаветинском училище с назначением законоучителем в этом училище. В 1872 г. переведен к церкви Морского училища на должность священника и законоучителя, оставался в должности до 1906 г. С 1873 по 1884 гг. ежегодно бывал в плаваниях на учебных судах.

 

[16]Сухомель Вацлав Модестович (09.02.1864–01.1942), флота генерал‑майор за отличие (14.04.1913). Окончил Морское училище (1883), механический отдел Николаевской морской академии (1886). Штатный преподаватель Морского кадетского корпуса с 30.09.1896 по 1918 г. В 1918–1920 гг. – начальник Управления морских учебных заведений. Умер в Ленинграде во время блокады, похоронен на Смоленском кл.

 

[17]Безпятов Михаил Михайлович (30.07.1863–?), флота генерал‑майор за отличие (14.04.1913). Окончил Морское училище (1883), гидрографическое отделение Николаевской морской академии (1900). Младший (с 26.10.1891), старший (16.08.1896–01.07.1904) отделенный начальник Морского кадетского корпуса. Начальник Архангельского торгового морского училища (1904–1909). Штатный преподаватель астрономии в Корпусе (03.08.1909–1918), затем – на Курсах командного состава и в Училище командного состава флота (1918–1921); в Военно‑морском училище – помощник начальника учебной части (с 1921), помощник начальника учебного отдела (1923–1925), штатный преподаватель (с 1925).

Б… фигурирует в целом ряде мемуаров. Одно из первых о нем упоминаний принадлежит перу гардемарина П.А. Вырубова, писавшего отцу 3 июня 1898 г. с учебного судна «Верный»: «Состав офицеров прекрасный. Корпусным офицером с нами пошел фанатик астрономии Михаил Михайлович Б‑ов; он нас порядочно изводит своей астрономией; впрочем, во всем остальном он милейший человек» (Вырубов П.А. Десять лет из жизни русского моряка, погибшего в Цусимском бою (В письмах к отцу). 1895–1905. Киев, 1910. С. 20).

 

[18]Вагнер Петр Николаевич (10.05.1862–1932), генерал‑майор по Адмиралтейству за отличие (06.12.1913), переведен во флот (03.02.1914). Сын известного профессора и писателя Н.П. Вагнера (1829–1907). Окончил Морское училище (1883), гидрографический отдел Николаевской морской академии (1890), Императорскую Академию художеств (1899). Младший (с 08.10.1890), старший (с 24.03.1903) отделенный начальник, штатный преподаватель (с 19.04.1904) Морского кадетского корпуса. Начальник Курсов гардемарин флота (1916–1917). Заведующий (1918–1920), начальник (1920–1923) Класса гидрографов, начальник Военно‑морского гидрографического училища (1923). Художник, ученик А.И. Куинджи.

 

[19]Давыдов Василий Алексеевич (05.03.1842–05.03.1905), генерал‑лейтенант по Адмиралтейству в отставке (10.03.1903). Окончил Морское училище (1860), в котором затем служил с 1871 г.: младшим отделенным начальником (1871–1873), старшим отделенным начальником (1873–1875), ротным командиром (с 03.05.1875), заведующим строевой и хозяйственной частями (с 27.09.1891 до отставки), а с 25.02.1902 и до прихода Г.П. Чухнина исполнял обязанности директора.

 

[20]Согласно записи в аттестационной тетради, кадет Гаральд Граф болел не тифом, а гриппом (заболел 30.11.1898, выписан 02.01.1899, уволен домой для поправки) (РГАВМФ. Ф. 432. Оп. 2. Д. 545)

 

[21]Сергей Телегин заболел тифом 1 декабря, скончался 8 декабря 1898 г. (РГАВМФ. Ф. 432. Оп. 1. Д. 6808. Л. 2).

 

[22]Вилькен Виктор Викторович (05.05.1883–24.10.1956), капитан 1‑го ранга. Окончил Морской кадетский корпус (1904). Участвовал в Цусимском сражении на миноносце «Грозный». Командовал подводными лодками «Макрель» (1909–1910), «Налим» (1910–1913), старший флаг‑офицер штаба начальника Бригады подводных лодок Балтийского моря (1914), старший флаг‑офицер штаба начальника Бригады подводных лодок Черного моря (1915), командир подводной лодки «Судак» (1915), и. д. начальника 3‑го дивизиона подводных лодок Черного моря (с 18.05.1915). В годы Гражданской войны – на стороне белых; в июне 1920 г. – начальник распорядительной части штаба командующего Черноморским флотом, затем командир Минного заградителя «Буг», с 22.10.1920 – начальник 3‑го отряда кораблей Черноморского флота, с 22.11.1920 – командир ледокола «Гайдамак», ушел с эскадрой в Бизерту. В эмиграции во Франции (в 1933–1934 гг. в Тулоне), затем в Германии (Веймар). Умер в Фритцларе.

 

[23]Сукман Владимир, кадет 3‑й роты Морского корпуса. Повесился 26.02.1900; предполагаемая причина – безответная любовь к сестре одного из кадетов.

Спустя год, 19.03.1901, точно так же на полотенце повесился в карцере кадет 3‑й роты Михаил Шефнер (РГАВМФ. Ф. 432. Оп. 1. Д. 7020. Л. 1).

 

[24]Черняк Яков, кадет 1‑й роты Морского кадетского корпуса. В Корпусе с 1897 г. Находясь в отпуске у матери, около 14 ч. 15.10.1900 «выстрелом из собственной берданки лишил себя жизни». Причинами, подтолкнувшими его к такому шагу, стали недавняя смерть отца, «дурная болезнь», а также неуспеваемость, отчасти вызванная долгим нахождением в лазарете (РГАВМФ. Ф. 432. Оп. 1. Д. 6863).

 

[25]«Моряк» никогда не был клипером, это учебное судно специальной постройки.

 

[26]Китаев Сергей Николаевич (10.06.1864–1927), генерал‑майор по Адмиралтейству в отставке (15.04.1912). Окончил Морское училище (1884), фамилия занесена золотыми буквами на мраморную доску. Участвовал в заграничном плавании на фрегате «Владимир Мономах» (1884–1886), клипере «Вестник» (1886–1887), на «Мономахе» вернулся в Россию (1887). В Кронштадтском порту заведовал катерами начальствующих лиц (1888, 1889, 1891). В заграничном плавании на крейсере I ранга «Адмирал Корнилов» (1892–1896). Прикомандирован к Морскому кадетскому корпусу (07.03.1898); младший (с 15.08.1898), старший (с 22.07.1902) отделенный начальник, затем – смотритель по хозяйственной части Корпуса (18.12.1906–1911). В дальних плаваниях «заболел» японским искусством, в первую очередь гравюрами, из которых собрал замечательную коллекцию. В эмиграции жил и умер в Японии.

 

[27]Арнаутов Константин Петрович (11.09.1854–?), контр‑адмирал в отставке (29.05.1906). Окончил Морские юнкерские классы в Николаеве (1875). Старший офицер крейсера II ранга «Забияка» (1892–1893), командир канонерской лодки береговой обороны «Туча» (1894–1895), парохода «Днепр» (1895–1897), минным крейсером «Воевода» (1897–1899), учебными судами «Моряк» (1899–1901), «Верный» (1901), крейсерами I ранга «Генерал‑адмирал» (1901–1902), «Россия» (1902–1904), «Адмирал Корнилов» (1904–1905). Командир 6‑го флотского экипажа (1904–1906).

 

[28]Макаров Степан Осипович (27.12.1848–31.03.1904), вице‑адмирал (20.08.1896). Окончил Мореходное училище в Николаевске‑на‑Амуре (1858–1865). Герой Русско‑турецкой войны 1877–1878 гг. (командир парохода «Великий князь Константин» (13.12.1876–1879)), участник Ахал‑Текинской экспедиции (1880–1881). Флигель‑адъютант (17.01.1878). Начальник 2‑го отряда миноносок (01.12.1879–1880). Командовал пароходом «Тамань» (1881–1882), фрегатом «Князь Пожарский» (с 18.03.1885), корветом «Витязь» (17.09.1886–1889), на котором совершил кругосветное плавание. И. д. главного инспектора морской артиллерии (08.10.1891–1894). Младший флагман Практической эскадры Балтийского моря (с 14.02.1894). Командующий эскадрой в Средиземном море (с 07.11.1894), при угрозе войны с Японией (1895) перевел корабли на Дальний Восток. Командующий Практической эскадрой Балтийского моря (1896, 1898), старший флагман 1‑й флотской дивизии (1896–1899). Главный командир Кронштадтского порта, военный губернатор Кронштадта (06.12.1899–09.02.1904). Командующий флотом Тихого океана (назначен 09.02, вступил в должность 24.02.1904). Погиб при взрыве ЭБР «Петропавловск», исключен из списков 05.04.1904.

 

[29]Дом императора в Лангинкоски ныне является музеем.

 

[30]Фигнер Николай Николаевич (09.02.1857–13.12.1918), выпускник Морского училища (1878), лейтенант в отставке, известный тенор, солист Мариинского театра.

 

[31]Яковлев Леонид Георгиевич (31.03.1858–02.06.1919), выпускник Николаевского кавалерийского училища. Русский певец (лирико‑драматический баритон), в 1887–1906 гг. – солист Мариинского театра.

 

[32]В этом плавании на «Князе Пожарском» не было судового артиллерийского офицера, но на нем находился флагманский артиллерист Отряда судов Морского кадетского корпуса подполковник Корпуса морской артиллерии М.И. Каликанов.

Каликанов Михаил Николаевич (23.10.1845–20.11.1903), подполковник Корпуса морской артиллерии (13.04.1897). Старший артиллерийский офицер башенной лодки «Смерч» (1877–1878), клипера «Разбойник» (1879–1880, в заграничном плавании), клипера «Жемчуг» (1881–1882, в заграничном плавании), фрегата «Минин» (1889). Флагманский артиллерийский офицер штаба командующего Отрядом судов Морского кадетского корпуса (1897–1903). Погребен в г. Кронштадт на Военном кладбище; могила не сохранилась.

 

[33]Титулярные советники В.Ф. Будрин и А.Ф. Елизаров.

Будрин Василий Федорович. Службу начал матросом в 1869 г., титулярный советник (21.03.1897). Содержатель по шкиперской части. Выслужился в капитаны по Адмиралтейству, уволен в отставку с мундиром и пенсией (23.12.1913).

Елизаров Алексей Федорович. Службу начал матросом в 1856 г., сдал экзамен на первый классный чин; титулярный советник (01.04.1884). Служил артиллерийским содержателем, в частности 11‑го флотского (на 1902 и 1904 г.), 4‑го флотского (на 1908 г.), 1‑го Балтийского флотского (на 1910, 1912 гг.) экипажей.

 

[34]Рыба Георгий Евдокимович. Последняя должность – старший береговой боцман Свеаборгского флотского полуэкипажа; награжден чином поручика по Адмиралтейству с увольнением от службы (31.08.1917).

 

[35]Вот еще одно описание знаменитого боцмана:

«На нашем корабле был известный всему Балтийскому флоту боцман. И фамилия его – Рыба, как нельзя более соответствовала его специальности. Это был человек замечательный во всех отношениях. Во дни своей молодости он поступил волонтером во флот, попал сразу же на “Пожарский”, на котором и провел всю жизнь, закончив свою службу старшим боцманом. Авторитет его среди команды был безграничен. После командира и “cтаршóго”, он был первым человеком на корабле. Для внешнего поддержания своего авторитета, он никогда не расставался с “линьком” (короткий конец, которым боцман подгонял отставших или зазевавшихся во время работы). С тем самым “линьком”, который когда‑то являлся, вместе с “кошкой”, официальным орудием наказания, а позже сохранился просто как пережиток славной морской традиции.

Горе было тому, кто “не потрафит” боцману Рыбе. Он мало разбирался в тонкостях сословного происхождения или же, по крайней мере, делал вид, что этот вопрос ему совершенно чужд, ибо линек его зачастую слегка прогуливался не только по спинам молодых матросов, но и по некоторым частям тела наших братьев‑кадет. Но, конечно, никому и никогда и в голову не приходило жаловаться, сердиться или обижаться. Для всех нас боцман Рыба был олицетворением и воплощением старого морского волка, то есть защитником славных традиций, и мы его не только искренне любили, но и глубоко уважали. От него узнали мы такую массу всяких мелочей из морской практики, не входящих ни в какие учебники, а выработанных реальными потребностями самой жизни, что все, кто плавал с ним, и по сию пору сохраняют к нему теплое чувство признательности.

Единственная слабость, которой страдал наш старый боцман, – это была большая любовь “заливать”, и прямо и в кавычках, то есть в смысле водочки и в смысле совершенно фантастического красноречия. И вот, когда после ужина команда и кадеты собирались на баке, вся молодежь устраивалась поближе к боцману, чтобы послушать его необыкновенные рассказы. Он любил и умел рассказывать. В своих описаниях он никогда не повторялся, хотя бы это была история давно всем известная, сотни раз уже рассказанная. Всякий раз он находил новые варианты, новые краски, причем его богатая фантазия настолько переплелась с правдой, что невозможно было угадать, – где кончалась действительность и где начиналась фантазия.

Так и на этот раз, сидя на бухте свернутого троса и набивая свою носогрейку из кисета, подставленного ему услужливым матросом, Рыба вопросительно оглядывал окружающих, как бы спрашивая: “О чем же вам рассказать сегодня?”» (Скрябин В.В. «Князь Пожарский» (из рукописи «Двенадцать кораблей») // Военная быль. 1968. № 94. С. 25).

 

[36]Румянцев Михаил Иванович (01.09.1847–05.03.1903), действительный статский советник в отставке (03.03.1903). Окончил Инженерное и артиллерийское училище Морского ведомства (1867). Старший механик шхуны «Тунгуз» в заграничном и внутреннем плаваниях (1870–1872), участник Русско‑турецкой войны 1877–1878 гг. (на катерах на Дунае), старший механик корветов «Варяг» (1879), «Богатырь» (1880–1885), клипера «Опричник» (1886, 1888–1889), эскадренного броненосца «Гангут» (1892–1894), броненосца береговой обороны «Латник» (1895), крейсера I ранга «Князь Пожарский» (1897–1901). Вышел в отставку по болезни и умер в Кронштадте.

 

[37]Иеромонах о. Иаков.

 

[38]Иванов Петр Васильевич (14.06.1857–?), контр‑адмирал в отставке (19.06.1912). Окончил Морское училище (1879). Старший офицер учебного судна «Воин» (1897–1899), крейсера I ранга «Князь Пожарский» (1899–1902). Командир миноносцев «Пылкий» (1902), «Бодрый» (1902–1905). Заведующий 3‑м дивизионом в резервной дивизии миноносцев Балтийского моря (1908–1909), начальник 11‑го резервного дивизиона миноносцев (1909–1910). Старший помощник капитана над Кронштадтским портом (1910–1912).

 

[39]Купреянов Александр Андреевич (11.07.1853– не ранее 1917), генерал‑лейтенант по Адмиралтейству в отставке (31.08.1910). Окончил Морское училище (1874). Старший офицер монитора «Перун» (1891–1892), броненосца береговой обороны «Первенец» (1892–1895). Заведующий обучением офицеров и гальванеров Учебно‑артиллерийской команды (1893–1896). Командир канонерской лодки береговой обороны «Туча» (1895–1896), мореходной канонерской лодки «Отважный» (1896–1898), эскадренного броненосца «Император Николай I» (1899–1901), крейсеров I ранга «Князь Пожарский» (1901–1902), «Дмитрий Донской» (1902), «Владимир Мономах» (1902–1903). Командир 17‑го (1901), 11‑го (1901–1902), 15‑го (1902–1906) флотских экипажей. Старший помощник капитана над Кронштадтским портом (1906–1910).

 

[40]Инспектор классов Морского корпуса полковник по Адмиралтейству А.М. Бригер в 1907 г. составил очень интересную аттестацию на П.Н. Вагнера:

«Характерной чертой аттестуемого, как преподавателя Корпуса, есть ясность и толковость преподавания, хотя и не при большом объеме знаний. В сущности истинное призвание его есть искусство, так как аттестуемый весьма незаурядный художник. Следуя своему призванию он кончил курс Академии художеств, а стремясь к развитию умственного кругозора кончил еще в молодости курс Николаевской морской академии. Так как искусство и точные математические науки можно сравнить с прямо противоположными силами, действию которых подвергся интеллект аттестуемого, то нет ничего удивительного, что он направлен в сторону более могущественной силы, т. е. в сторону искусства. В среде художников Петр Николаевич Вагнер занимает вполне почетное место, чего не достигает он в равной степени среди преподавателей Морского корпуса.

Несмотря на это, благодаря требовательности и ясности изложения, ученики подполковника Вагнера выгодно отличаются точностью и прочностью своих познаний. Некоторая схематичность его преподавания и сост



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2022-08-22 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: