Митрополит Антоний (Храповицкий). О необходимости чтения Евангелия




 

Аз есмь Пастырь добрый и знаю Моя и знают Мя Моя.

 

Эти слова Господь наш Иисус Христос гово­рил о Себе Самом, что Он знает своих овец, т. е. истинных христиан, а овцы эти знают Его. Стало быть, братие, только тот может быть овцой Христо­ва стада, кто желает знать Христа. А как Его можно знать? Если будем учиться Его святому Евангелию, потому что оно есть такая книга, в которой запи­сано Св. Духом через апостолов Христовых все то учение Спасителя нашего, которое необходимо нам для познания Его воли. Видите ли, братие, как важ­но всякому знать Евангелие: без него мы не будем овцами стада Христова, без него мы будем чужими овцами, обреченными на погибель. Господь сказал: «Се есть живот вечный, да знают Тебе единого ис­тинного Бога и Его же послал еси Иисуса Христа». Без познания Иисуса Христа и Его св. Евангелия нет вечной жизни, а есть только вечная смерть, веч­ная погибель. И как назвать человека, который не хочет читать или слушать святое Евангелие? Ведь самое это слово означает «благая весть», т. е. радост­ное письмо ко всякому христианину, написанное не людьми, но самим Духом Святым, — письмо о том, что Сын Божий сошел на землю и стал как простой, бедный человек, терпел злобу и клеветы гордых нечестивцев, а затем принял страшную смерть за грехи наши от людей, которых Он сам сотворил из пыли земной и которых всегда мог и может снова «обратить в пыль, которою они были», но, вместо этой праведной казни, призывает всех грешников ко спасению. И эту-то благую весть, это-то Святое Письмо, мы, неблагодарные, так мало читаем, так лениво слушаем!

Скажите, православные христиане! Если бы был такой человек, который за тяжкую вину был бы осужден по царскому закону на вечную тюрьму, а его добрый господин выпросил бы у царя, чтобы он того человека простил и принял бы сам на себя его наказание, а тот преступник остался бы на свободе; и вот этот добрый господин прислал бы ему благую весть, письмо, что я освободил тебя и сам за тебя принял от царя должную казнь: ска­жите, братие, что сделал бы тот освобожденный человек с этим драгоценным письмом? Неужели он поленился бы его прочитать или запрятал бы его куда-нибудь подальше в угол?

А если б он все-таки решился сделать так беззаконно, то как мы бы его назвали? Мы бы назвали его неблагодарным злодеем, не стоящим того благодеяния, но напротив, самой лютой казни.

Братие! Каждый грешный человек осужден Богом на вечную смерть, но милосердый Господь наш Иисус Христос взял на Самого Себя смерть всех людей и Сам умер за нас на кресте, оставив нам св. Евангелие о том, как угождать Богу, чтобы избавиться от достойной казни за гробом. Все это Дух Святый написал в Евангелии, как тот господин написал в письме, что он освободил виновного че­ловека от тюрьмы. Скажите же теперь еще: разве мы не злейшие нечестивцы, чем тот неблагодарный человек, если мы не хотим читать письма Божия о нашем спасении от смерти вечной, читать о том, что за наши грехи умер ни в чем невиновный Го­сподь наш? О братие! Тот, кто не любит и не хочет читать слова Божия, тот, видно, мало верит своему спасению, он, видно, и думать не желает о том, что ведь будет конец всем его заботам о наживе и обо всех земных вещах, что придет час, когда душа его выйдет из тела, ради которого он столько трудился, а между тем, вот оно сделается таким же прахом, какой ты выметаешь со двора! О, бедный человек! Какое жалкое безумие тебя ослепляет! Для чего ты отворачиваешься от той радостной вести, написан­ной в Евангелии, что Господь избавил нас от вечной смерти и обещает нам вечную жизнь? Ведь только тогда можем мы, по слову Христову, иметь жизнь вечную, когда будем знать Единого Истинного Бога, и Его же послал есть Иисуса Христа. Поэтому, бра­тие, читайте по возможности чаще св. Евангелие и слушайте его усерднее в храме Божием! Когда вы в праздник отдыхаете от работы, то вместо праздной беседы или пересудов, вместо ссор и разгула не луч­ше ли взять эту святую книгу, а если не умеешь чи­тать сам, то попроси почитать того, кто грамотный, да послушай сам и еще позови кого-нибудь, потому что Господь сказал: «Где двое или трое соберутся во имя Мое, там буду и Я посреди их. Неужели же, бра­тие, беседа с Самим Господом о Его благодеяниях не слаще для сердца христианского, чем ненужные шутки или брань с соседями? Неужели повесть о страшных страстях, которые Господь принял за нас, и о Его славном воскресении менее дорога для тебя, чем какие-нибудь деревенские новости? О, конеч­но, никакое занятие не может сравниться с чтением Слова Божия. Оно ведь, как чудное лекарство, ис­целяет всякую духовную болезнь. Например, если ты потерпишь убыток и будешь огорчаться и ску­чать, то Евангелие легко тебя утешит: там ты най­дешь слова Христовы: «Не собирайте себе сокро­вищ на земли, идеже червь и тля тлит и воры под­капывают и крадут, собирайте же себе сокровища на небеси, идеже ни червь, ни тля тлит, ни воры не подкапывают, ни крадут» (Мф. VI, 19-20). Тогда ты поймешь, что нечего жалеть о потерянном, по­тому что оно все равно кончится и сгниет вместе с твоим телом, а не сгниют только добрые дела, ко­торые все записаны в книгу жизни. Или если тебя напрасно осмеяли или оклеветали пред людьми, и бедная душа твоя начнет печалиться и тосковать, то открой св. Евангелие; там Иисус Христос напи­сал для тебя: «Блаженни будете, егда возненавидят вас человецы, и егда разлучат вы и поносят и про­несут имя ваше, яко зло Сына Человеческого ради. Возрадуйтеся в той день и взыграйте, се бо мзда ваша многа на небеси. Господь не велит плакать из-за напрасной обиды, потому что там, на небе, Он за все наградит нас. Или если осерчаешь на соседа за шкоду и вздумаешь во гневе жестоко отомстить ему, поскорее возьмись за Евангелие, пока диавол еще не овладел душой твоею, и читай слова Госпо­да: «Любите враги ваша, благословите кленущия вы, добро творите ненавидящим васимолитеся за тво­рящих вам напасть и изгонящия вы: яко да будете сынове Отца вашего».

Видишь ли, Господь обещает тебе, если про­стишь врагу, сделать тебя Своим сыном по благода­ти! О, неужели же за такое великое благодеяние не уступим мы ничтожную обиду? — Так-то, братие, те подвиги, что нам кажутся тяжелыми и трудны­ми, если мы только начнем усердно и с молитвою читать святое Евангелие, окажутся легкими, как и говорит апостол Иоанн Евангелист, что «запове­ди Божия тяжки не суть»; так и Господь сказал в Евангелии: «Приидите ко Мне вси труждаюгциеся и обременении и Аз упокою вы, возьмите иго Мое на себе и научитеся от Мене, яко кроток есмь и сми­рен сердцем, и обрящете покой душам вашим; иго бо Мое благо, и бремя Мое легко есть».

Если будете знать заповеди Христовы, тог­да будете овцами Его стада, о которых Он сказал: «Аз знаю Моя и знают Мя моя». Он есть Пастырь добрый, который упасет овец своих и спасет их от злых волков.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-04-04 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: