ИЗРЕЧЕНИЯ СВЯТЫХ ОТЦЕВ И ПОДВИЖНИКОВ О НЕОБХОДИМОСТИ ЧТЕНИЯ ЕВАНГЕЛИЯ




 

Святые подвижники всегда имели Бога перед глазами. Серафим Саровский прочитывал за не­делю весь Новый Завет. Чтение Евангелия прони­зывает душу Святым Духом. Если тебе читать его трудно, непонятно, скучно, значит — это именно то, что тебе необходимо, значит — ты болен и это, ныне горькое для тебя лекарство, одно способно изле­чить твою больную душу. Не отвергай его — и убе­дишься сам, когда оно станет для тебя слаще меда.

 

***

Проникновение в Священное Писание вводит человека в глубину богопознания и дарует ему та­кое блаженство, с которым не может сравниться никакая земная радость. Внешний мир с его красо­тами благотворно действует на человека, и душа, способная наслаждаться красотой мира, есть душа возвышенная, но человек, достигший совершен­ства, созерцает в душе своей такую красоту, перед которой видимый мир ничего не стоит.

Господь сказал про душу человека, любящего Бога: «К нему придем и обитель у него сотворим». Не­постижимо, как это в маленьком сердце помещается Сам Господь, а где Господь, там и рай, там Царство Бо­жие. Царствие Божие внутрь вас есть (Лк. 17,21).

Читайте Священное Писание, Евангелие, По­слания, а также жития святых. Великое значение имеет это чтение, но вот что грустно: жития свя­тых печатаются, может быть, некоторыми приобре­таются, но большинство их не читает. А между тем какую пользу можно извлечь из этого чтения! В нем найдем мы ответы на многие наши вопросы, святые научат нас, как выйти из затруднительного положения, как устоять, когда мрак со всех сторон окутывает душу, так что кажется, будто и Бог оста­вил нас.

Без веры во что-нибудь нельзя ничего сделать. Посмотрите, почему какой-либо человек жела­ет стать врачом. Потому что он верит в медицину. Каждый из ученых верит в свою науку. И так вез­де и во всем. Точно так же для христианской жиз­ни необходимо верить в Бога, Христа, Евангелие. «Мы не можем верить, — говорят иные, — нет на то доказательств. Иное дело наука, там все доказа­но». Хорошо, но, прежде чем отвергать что-либо, надо исследовать предмет, испытать. Святой Ио­анн Богослов прямо говорит, что надо испытывать «дух». Но надо испытывать на практике. Пожить надо по евангельскому учению и узнать на деле: правда ли, что «блаженны нищие духом», «блажен­ны кроткие» и т.д. Если вы не испытали этого, то не можете и опровергать, не можете утверждать, что Евангелие — ерунда. А многие так говорят. Но на Страшном суде этих людей спросят: «Что, читали Евангелие?» — и получится обязательно три отве­та: первый — «нет», второй — «кое-как» и третий — «да, читали, конечно, только не поняли». Да, обя­зательно получатся эти три ответа.

На первый ответ можно сказать, что они сами виноваты: никто не запрещал читать, напротив, даже просили читать. На второй ответ почти то же можно сказать. Вот третий ответ более интересен. Эти как бы даже заслуживают извинения. Не мог­ли понять Евангелия, т.е. поверить, хотя вам был дан ключ разумения: «Испытывайте дух». Почему не хотели испытать? Значит, сами и виноваты. Та­ким образом, и эти безответны.

Дух Святой и теперь действует через Священ­ное Писание и через преданных Богу людей. Оттого-то святые книги, в частности жития святых, так благотворно влияют на душу человека, так как здесь слово жизни.

Чем больше вчитываемся мы в Евангелие, тем явственнее разница между ним и лучшими произ­ведениями величайших человеческих умов. Как бы ни было прекрасно и глубоко любое знаменитое со­чинение — научное или художественное, но всякое из них можно понять до конца. Глубоко-то оно глу­боко, но в нем есть дно. В Евангелии дна нет. Чем больше всматриваешься в него, тем шире раскры­вается его смысл, неисчерпаемый ни для какого ге­ниального ума.

В Священном Писании уразумел человек один смысл, за этим смыслом есть другой, более глубо­кий, за вторым — третий и т. п. Вот так Господь и просвещает разум Своих подвижников.

В Библии, кроме внешней стороны, есть еще и внутренняя, т.е., что помимо голых фактов есть глубоко преобразовательный смысл этих же самых фактов. Этот смысл открывается по мере очищения ума человека. Так, например, переход евреев через Чермное (Красное) море прообразовал собой но­возаветное крещение, без которого никто не может войти в Царство Небесное. Этот факт — переход через Чермное море — действительно был. Все это составляет внешнюю сторону фактов. А внутрен­ний смысл таков: первое движение Моисеева жезла начертало прямую линию в вертикальном положе­нии, а второе — прямую в горизонтальном поло­жении, ударив жезлом в сторону, повелевая таким движением сомкнуться водам. Обе линии вместе составляют крест. Человек при крещении погружа­ется в воду и оставляет в купели, которую прообра­зовало Чермное море, всю свою греховность: отту­да выходит совершенно чистым, святым. Таким об­разом, фараон с воинством означает насилующий человека грех, власть диавола, ибо до крещения, то есть до искупления человека Христом, все были под властью диавола, независимо от праведности их жизни. Крещением человек освобождается от всего этого, как израильтяне избавились от фарао­на, выйдя из моря в безопасности от погони.

Преподобный Варсонофий

 

***

 

Разумение Священного Писания дается по мере чистоты сердца нашего и смирения; эта глуби­на неудобозримая и безконечная.

Преподобный Макарий

 

***

 

Сердце наше есть как бы мрачная земля; Еван­гелие есть как бы солнце, просвещающее и ожи­вотворяющее сердца наши. Воссияй в сердцах на­ших истинное солнце правды Твоей, Господи!



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-04-04 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: