Появление письменности и разделение на два типа культуры (“Отрыв от корней, или Рубка леса для бумаги”).




Вопрос 3Литература и фольклор. Основные жанры фольклора и принципы их изучения.

Краткий конспект.

 

Само понятие Ф. включает в себя довольно широкий диапазон явлений (См.: 1.1), благодаря чему его взаимодействие с другими сферами быития (1.3), и в частности с литературой (См.: 5.1) имеют весьма специфический характер.

Фольклорный текст — всегда относительно устойчивая комбинация элементов традиции, которая возникает при каждом отдельном исполнении Ф. текст не создается, а каждый раз воссоздаётся заново. Изменения определяются самим текстом, исполнением, исполнителем и аудиторией. (См.:3).

Саму устную традицию следует рассматривать как способ хранения, передачи и воспроизводства сообщений, т. е. как информационный канал. Передача и хранение текстов возможны только при непосредственном общении людей, при его периодическом воспроизведении[1]. С изобретением письменности хранение и передача текстов становится возможным без их воспроизведения, что порождает совсем иную традицию (См.: 4). Особенности современной пост-фольклорной традиции также отличаются как от литературы, так и Ф., по мнению Неклюдова, Они имеют более фрагментарный, полицентричный у скоренный характер (См.: 6), хотя теже самые черты Путилов приписывает традиционному Ф. (См.: 2.2).

Однако при рассмотрении происходящих с текстом изменений для исследователя важны не расхождения, а совпадения, общая смысловая зона, вариантов, необходимых для нормальной жизнедеятельности традиции. Исследователь, не накладывая на Ф. понятий традиционного литературоведения, обнаружить истоки фольклорного жанра («первотекст») и сохранить критерии объективности при изучении “своей”-“чужой” (См.: 5.2) традиции и сохранить её наиболее полном объёме (См.: 1.2).

 

1.1.Определение: Фольклор[2] – совокупность текстов народной культуры, передаваемых устным путем и никому специально не принадлежащих — ни определенному автору, ни отдельно взятому исполнителю (Неклюдов); Ф. - это (ЮНЕСКО у).

1.2. Границы Ф. (Тупиков).(«Лучше перебрать, чем недобрать») При этом ряд следующих оппозиций снимается:

материальное-духовное – Ф. пронизывает окружающую человека обстановку, дома, предметы, в которых есть художественость; вербальная-невербальная культура — в Ф. Система знаний, мифология формултруется не только в слове, но и в ритуале, социальном акте, этикете, обряде; искусство-неискусство — существует ряд «надэстетических» факторов, способных объединить весть разнородный материал ФТ., расположенных на грани между ними.

Выстраивается ряд одновременных позиций, всё более конкретизирующих границы Ф.: 1) Ф. включает всю совокупность и многообразие форм традиционной культуры; 2) К Ф. относится весь комплекс духовной культуры, реализуемой в словах, идеях, действиях, представлениях, звучаниях, движениях. 3. Ф. включает только комплекс явлений духовной культуры, относящихся к искусству. 4) Ф. - это в первую очередь сфера словесного искусства. 5) К сфере Ф. относятся явления и факты вербальной культуры во всём их многообразии.

Следовательно, Ф. следует понимать расширительно, включая в него не только очевидно худжественно ценные жанры и тексты, но и обширную область некакононических жанров народных знаний, поведения и высказываний. Иначе текст отпадает от своей функции.

1.3. Ф. и действительность. Ф. не является аллегорическим отражением явлений действительной жизни. Не Ф. присутствует в реальности, а реальность трансформируется, входя в пространство Ф., где злободневность окрашивается в тона вечноти, вымышленности.

 

2.1. Условия жанрообразования Ф. Система жанров и их признаков в архаических традициях обусловлена условиями их бытования (структурами мифологического мышления, религиозными обрядами и ритуализованного быта), и в гораздо меньшей степени сферой поэтики или структуры текстов (противоречит утверждению Якобсона-). В "классических" же традициях Ф., напротив, постепенно эмансипируется от обрядово-мифологического контекста. Развиваясь по законам самой устной словесности, он формирует своё собственное жанровое пространство. Однако это происходит не полностью[3], в рез-те чего связь с ритуально-магическими играми и обрядами характерна не только для песенных традиций архаического фольклора, но и прослеживается и в фольклорной "классике".

2.2. Жанр [4]: «Противоречий очень много». Фольклорный фонд любого этноса строится по принципу объединения противоречащих, но в то же время дополняющих друг друга жанров, а также внутрижанровых разновидностей. Он полифоничен (!) и всеяден. Героическое оказывается смешным, возвышенное — пошлым. Он и активен в утверждении и ниспровержении определённых норм, так и безразличен к ним. Поэтому классификация жанров представляется крайне сложной задачей, т. к. они могут отличаться средой происхождения по возрасту, полу, профессии, а у каждой из этих групп «своя» коллективная цензура (См.: 3.1).

2.3. Типология фольклорных произведений. Фольклорную типологию следует отличать от литературной, хотя типы конкретной фольклорной традиции во многом определяется её взаимодополни-тельностью с письменными каналами культуры. Основные жанры:

 

· Канонически (сказка, былина и т.д.) и неканонические (приветствия, пожелания, «блатные» песни);

· Большие (эпос, миф, легенда) и малые (пословицы, поговорки, загадки, призывы, приглашения, анекдоты, суеверия, песня, частушка, детские стишки страшилки[5])

· Связанными с бытом (колыбельные, заговоры, обрядами (похоронные причитания) или нет

· Поющиеся (частушки, песни, духовные стихи, футбольные кричалки) и рассказываемые (пословицы, поговорки, анекдоты, суеверия).

 

3. Изменчивость, её происхождение, свойства. (“Что-то с памятью моей стало…”). Мненмонические возможности фольклорной традиции, продолжительное время передающей относительно неизменными значительные объёмы информации, переворачивают наши представления о возможностях нашей памяти. Количественное накопление постепенных изменений в Ф. традиций приводит к возникновению нового качества, в рез-те чего становится трудно определить: 1) начало длительного процесса сложения новых форм (как жанровых, так и текстовых), 2) количество текстов, которыми, которыми одновременно располагает традиция.

3.4. Массив культурных текстов. Несмотря на присущий Ф консерватизм, обусловленный идеологическими традициями и социальными структурами сообществ, в которых они бытую, ассортимент этих текстов постепенно обновляется. В появлении новых и забвении старых произведений соблюдается баланс, не допускающий перенасыщения традиции (См.: 3.3-4). Подобное перенасыщение преодолевается также с помощью “компрессии”: передачи сообщений путём их накладывания друг на друга, в рез-то чего в рамках одной матрицы собирается разновременная информация. Пример такой компрессии — "обобщенные" эпические образы (князь Владимир, императора Карла), в которых откладываются воспоминания о реальных деятелях разных исторических эпох.

3.1. Предварительная цензура коллектива (по Якобсону). Исполнитель в большинстве случаев ориентируется на предпочтения аудитории, внося или удаляя элементы повествования, изменяя их качества. В фольклоре удерживаются только такие формы, которые функционально пригодны для данного коллектива. Форма, утратившая свою функцию, отмирает, в то время как в литературе она продолжает существовать хотя бы в потенции[6]. Существование фольклора предполагает определённую группу, усваивающую и санкционирующую его. Фольклорное произведение начинает существовать не в момент исполнения, а в момент его принятия коллективом. Индивидуальный характер фольклорного творчества не выдерживает никакой критики, т. к. даже анонимному автору обрядовой песни ние позволялось вводить нововведения без санкции коллектива. Сами исполнители не считают себя авторами.

В несколько изменённом виде роль коллектива сохраняется даже в случае размежевания слушателя и потребителя. В коллективе производителей «коллективная цензура» более эмансипирована от потребителя. Если этот коллектив всеми средствами стремится сохранить тексты неизменными (ведийские гимны и т.п.), то и коллективное творчество, и цензура исчезают.

3.3. Сказитель [7]: “Взгляд изнутри”. В своей книге «Сказитель» Пэрри и Лорд рассказывают об этапах развития навыков певцов. Осваивая элементы повествования, усваиваемые от других С.: формулы [8] (структурно-интегрирующее средство семантической, синтаксической и ритмической организации текста) певец постепенно учится создавать стихи в ходе исполнения. Выражение, усвоенное ли от другого С. или неосознанно вновь воспроизведённое, становится формулой, когда начинает регулярно употребляться в песнях. Усвоение свойственно в период ученичества, хотя вместе с и созданием формул оно не прекращаются на протяжении всей жизни певца. Мастерство С. определяется созданием новых оборотов, а не запасом относительно неизменных формул. Складывание формул столь неприметно, что новые слова вкрадываются даже в песни о давних временах. Формулы и группы формул, как большие, так и малые, служат одной лишь цели. Они являются средством передачи повествования песенным стихом. Главное же здесь — это сам рассказ, в котором постоянно встречаются одинаковые эпизоды и описания.

3.4. Тема [9]: ”Живое слово”. «Тема» устной поэзии – это уже группа понятий и представлений, а не просто слов, регулярно используемая при передаче сюжета в формульном стиле традиционной песни. Например, военный совет, одна из самых важных и распространенных тем во всей эпической поэзии. С. их легко усваивает, запоминая письма военноначальников, советы, подготовку и прибытие войск и т. п. Вследствие этого существуют две крайности: либо словесное выражение в разных исполнениях песни мало меняется, либо наоборот, имеют много вариантов. Степень «импровизации» различна у разных певцов и зависит также от самой песни.

Каждая тема в репертуаре С. обретает некую определенную основу, созданную под влиянием какого-нибудь одного певца-учителем. По мере роста опыта С., растёт и Т. Когда в репертуаре С. появляется несколько песен, они начинают воздействовать друг на друга, в рез-те Т. могут стать совсем непохожими на Т. Учителя.

По-настоящему талантливый устный поэт сочетает слушание с усвоением. Например, рассказ о певце Авдо Меджедовичем, сумевшем лучше воспроизвести длинную песню, услышанную им впервые: следуя оригиналу, он развивает её, превращая в своё собственное произведение. Даже когда Авдо читали напечатанную песню, он не пытался заучить некий фиксированный текст. Текст был для него просто песней другого сказителя, в которой нет ничего канонического[<анонимны1].

Т. может иметь несколько различных форм, т.к. С. обычно воспроизводит ее в соответствии с уже освоенным материалом. Подтемы также имеют несколько разновидностей для различных ситуаций (например, писание письма).

Качество устного эпического произведения во многом зависит от умения сказителя описывать героев, их коней, оружие и замки. В этих описаниях развитие сюжета приостанавливается, а слушатели тем временем любуются разворачивающейся перед ними картиной. В таких описаниях ощущается сильный ритуальный оттенок.

 

Появление письменности и разделение на два типа культуры (“Отрыв от корней, или Рубка леса для бумаги”).

 

4.1. Народная культура относится к числу ориентированных на воспроизведение предшествующих структур, а не на их модификацию или смену. При этом устные традиции демонстрируют высочайшую степень универсальности своих знаковых кодов и своей структурной организации.

Здесь проступают те формальные и содержательные элементы, которые следует причислять к универсалиям человеческой культуры, хотя типологически устные традиции народов различаются достаточно существенно. При всем разнообразии мирового фольклора в нем могут быть выделены два основных типа — архаический и "классический", появившиеся и осознанные вследствие изобретения человеком письменности, разделившей мировую культуру на две группы. Их соотношение имеет стадиальный характер.

· Архаические сужались, отступая на периферию "книжных" цивилизаций или сохраняясь в естественных геоэтнических "заповедниках"

· “Классические” Ф. же продолжают существовать внутри письменных культур, занимая в них отдельные области социального пространства.

Фольклорные традиции, соседствующие с книжной словесностью, находятся под ее непосредственным воздействием, поскольку авторитетность и вес письменного слова там неизмеримо выше и в религиозно-магическом, и в эстетическом плане. Подобный "классический" фольклор во многих отношениях отличен от архаического, что объясняется не только наличием/отсутствием письменности, но рядом других причин:

· распад родовых отношений[<анонимны2]

· трансформация религиозно-мифологической системы[<анонимны3],

 

4.2. Фикциональность на примере сказки. Подлинным приобретением "классических" традиций по сравнению с архаическими несомненно является установка на вымысел как жанрообразующий фактор. С ней связано появление жанра сказки, которая:

· завершила отрыв мифологической картины мира от актуальных верований,

· внеcла намеренную неопределенность в пространственно-временную локализацию событий, что ярко выражено в ее инициальных и финальных формулах ("формула невозможного" у П.Г.Богатырева);

· благодаря самоотождествления слушателя с героем (бытовая, анекдотическая, волшебная сказки) и понимаемая как аллегория (сказка о животных), приобрела дидактическое значение;

4.3. Эпос. Достоверность событий архаического и "классического" эпоса несомненна, однако проецируются они на неопределенно далекую эпоху (на мифологическую — в архаике, в более развитом фольклоре — на квазиисторическую). Стилистически эпос может воздействовать на другие жанровые образования (в том числе на более архаические, чем он сам): религиозно-мифологические, исторические, романтические, лиро-эпические, которые в самих устных традициях терминологически часто неотделимы от эпоса.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2016-08-07 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: