Политическое развитие стран латиноамериканского региона 1990-нач. 21 в.




Это будет вопрос о демократизации. Они, несомненно, протекали, см. выше. Напомню, что во второй половине 1980-х в большой группе стран ЛА с политической сцены ушли военные диктатуры. Бразилия, Аргентина, Чили, Парагвай, Уругвай, Боливия стали штатскими. Последним ушел Пиночет в 1990, передав полномочия президента Чили избранному кандидату.

Сам уход диктатур с политической сцены был обусловлен в значительной степени тем разрушительным воздействием, который оказал на экономику ЛА мировой экономический кризис. Тут развал, недовольство, кто виноват? Люди смотрят на власти. Часто они правы. Тут и Фолкленды, например.

Пошли широкие процессы демократизации. Так что главная черта - повсеместное восстановление гражданских конституционных правительств, выборов и т.п.

С 1990 и до сегодняшнего дня ЛА живет и здравствует без военных диктатур, без военных переворотов (были купированные попытки), без крупных вооруженных конфликтов между странами региона. Значительно снизился накал вооруженной борьбы с леворадикальными группировками. Даже в Колумбии. А такого - 20 лет без переворотов - не было никогда в ХХ в.

Территориальных претензий в ЛА очень много. Моралес, помнится, потребовал возвращения тихоокеанских провинций.

Мощным фактором этих позитивных процессов стала демократизация в Советском Союзе, в странах Центральной и Восточной Европы, прекращение Холодной войны, снижение напряженности между Востоком и Западом. Связь прямая. Распад мировой системы социализма привел к существенному ослаблению левых и ультралевых. Произошел идеологический кризис. Распалась КПСС, прекратилась финансовая помощи компартиям стран ЛА. А через них поддерживались и другие леворадикальные организации.

Ослаблены и крайне правые на фоне разрядки. В итоге выросло влияние среднего звена, социал-реформистов. Обычно социал-демократы и демократические христиане.

В середине 1990-х был прекращен тяжелый конфликт в Центральной Америке, где были Никарагуа, Гватемала, Сальвадор, местами Гондурас. Мы сочувствовали сандинистам, американцы поддерживали контрас. Конечно же американцы были правы.

В 1995-96 г. были заключены мирные соглашения во всех странах, участвующих в конфликте. Везде были проведены демократические выборы. В Гватемале демократические выборы были проведены впервые лет за 50.

Из 33 стран ЛА в 32 (кроме Кубы) были установлены режимы представительной демократии. Это переход от военного к гражданскому правлению, укрепление институтов представительной демократии, размягчение/демократизация внешне демократических режимов, которые ранее имели авторитарные черты.

 

Мексиканские Соединенные Штаты

Итак, Мексика. Формально гос.устройство Мексики после 1917 г. по всем внешним параметрам соотв.представительной демократии. Была принята Конституция. Она провозглашала всеобщее избирательное право для мужчин и для женщин (в Европе тогда не было нигде вообще, она вообще чуть ли не первая в мире, не помню про Скандинавию и Сан-Марино), независимость ветвей властей, регулярные выборы, политический плюрализм. Все выборы в конгресс проводились в срок. Но на практике режим имел авторитарные черты. Мексиканскую политическую систему можно охарактеризовать как авторитарную селективную демократию. Стабильность. Так ее характеризует Институт Латинской Америки.

С 1929 г. до конца века 70 лет Мексикой правила одна партия. По своему идейно-политическому содержанию она может быть охарактеризована как национал-реформистская. Называлась она по-разному - Партией мексиканской революцией, с 1946 года Институционно-революционной партией (ИРП). Она очень тесно срослась с государством и поглотила значительную часть гражданского общества. Разные профсоюзы, крестьянские организации и т.п. (типа КТМ, Нац.крестьянская конфедерация) были частями ИРП. Там было коллективное членство. В партии было ок. 15 млн чел., а в Мексике тогда было ок. 90 млн. населения.

Партия контролировала все ветви власти, всю расстановку кадров и общественную жизнь. Проведением выборов в Мексике занималось Министерство внутренних дел. И ИРП всегда имела в Палате депутатов 80% мест. Сенат полностью под ИРП. До 1989 г. все губернаторы всех штатов были из ИРП. Все президенты оттуда. Выборы проводились на срок президента раз в 6 лет.

На выборах президента за кандидата ИРП голосовало 75-95% избирателей. Партия власти делала нового президента своим лидером. Процедура была забавная. Вот как отбирался кандидат правящей партии для выборов? Называли ее El Dedacio (указательный палец).

Действующий президент выбирал себе преемника. Долго скрывал. Потом в последний момент указывал пальцем на человека. За него все дружно голосовали. Преемники. Преемник назывался El Bueno - хороший. Он далее побеждал на выборах, становился лидером партии, потом выбирал следующего инфанта.

Были и другие партии. Изменения в полит.системе наметились только в середине 1980-х, что было явно связано с кризисом 1980-82. Мексика решила перейти к неолиберальным реформам.

Мексика - страна своеобразная. Она большая, красивая, половина всех индейцев там живут. Культура есть. Там одного скромного русского политика Троцкого, правда, убили. Потом Героя Советского Союза дали.

Мексика обладает нефтью. В сельхозе постепенно осуществлялась аграрная реформа. Каждый президент считал своим долгом часть госземли выделить безземельным крестьянам. Она выделялась кооперативам и индейским общинам. Участок нельзя было продать, арендовать, нельзя было нанимать наемную рабочую силу. Это не собственность, а бессрочное владение.

И тут неолиберальные реформы. При президенте Салинасе де Гортари (1988-94) положили крутой поворот. Он был еще из ИРП. Началось активное сближение Мексики с США. Была очень острая проблема нелегальной эмиграции. Миллионы ехали через границу на старые земли. До 1848 в Техасе мексиканцев почти не было. Теперь их там гораздо больше.

До 1992 года было приватизировано 3/4 гос. предприятий (кроме добычи и переработки нефти, добывающей пром-ти, энергетики). Выручка от их продажи пошла на оплату внешней задолженности. Мерами строгой экономии удалось стабилизировать валютно-финансовую систему. Деноминация песо (1 новый песо = 1000 старых). Инфляция уменьшилась с 158% (1987) в 12% (1992). Увеличился приток иностранных капиталов с 2.9 млрд (1989) до 23 млрд (1992) – половина всех зарубежных инвестиций в ЛА! Прирост ВВП по 3-4% в год. Но при ежегодном увеличении населения на 2% это были невысокие темпы (100 млн к рубежу XXI века).

Программа «национальной солидарности»: строительство жилья, больниц, дорог, инфраструктуры. В 1993 году на эти цели выделили 2,5 млрд долларов. Но в целом средний уровень жизни оставался ниже, чем в начале 80-х; сокращалась реальная зарплата, на 1992 год безработица 13%, около 70% населения в бедности.

1 января 1994 г. вступил в силу договор о НАФТА (Североамериканская зона свободной торговли). Там США, Канада и Мексика, потом другие подключились. Экономика сыграла решающую роль. До этого Мексика не особо любила США, антиамериканизм был. Вследствие либерализации внешней торговли приток иностр.инвестиций, многие местные предприниматели разорились. Но были и неплохие последствия для страны. Кризис 1995 г. она пережила только благодаря поддержке США и Канады.

К 1997 г. в США легально работало 8 млн мексиканцев. Они ежегодно переводили деньги на родину. Это ок. 5 млрд долл. Но ок. 1 млн мексиканцев в год пересекает северную границу. И наркотики. Граница к тому же 3 тыс км. Стену не построить.

Ок. 1 млн мексиканцев и работает в пограничной зоне между США и Мексикой. Американские предприниматели настроили разных сборочных предприятий, используя дешевый труд мексиканцев. Телефоны, быттехника, компьютеры. На этих mativadores (?) еще не так плохо, там есть курсы повышения квалификации. Потом в последнее время решили, что в Мексике рабочая сила дороговата, а можно отправить предприятия во Вьетнам, где дешевле.

Часть общества недовольна была вступлением НАФТА. 1 января 1994 г. было предпринято индейское восстание, сапатисты выступили тем самым против.

В 1990-е ИРП подверглась сильной критике слева и справа. Последствия неолиберальных реформ не заставили себя ждать.

Два основных конкурента обозначились - это Партия демократической революции (воссоздана в 1989 г.) - там разные левые партии и организации, в т.ч. социалисты, коммунисты с троцкистами. Карло Карденас, сын Ласаро Карденаса, возглавил ее. Партия вошла в Социнтерн.

Справа ИРП критиковала старая партия, действующая с 1939 г., - Партия национального действия. Она выражала интересы состоятельных людей, промышленных кругов, они за дальнейшую либерализацию экономики. Платформа у нее демохристианская. Она вошла в международное объединение христианских демократических партий.

В 1994 выборы были переданы из ведения МВД специальному Избирательному институту. Там всякие аналитики. В итоге в 1996 г. принят новый избирательный кодекс. Упрощена процедура регистрации кандидатов от оппозиции, они получили более или менее равный доступ к СМИ.

На первых же парламентских выборах 1997 г. ИРП потеряла большинство в Палате депутатов. На президентских выборах 2000 г. впервые за 70 лет президентом стал оппозиционер из Партии национального действия Висенте Фокс.

При нем либеральные преобразования продолжились. В 2006 г. на очередных парламентских выборах Партия нац.действия сохранила свои позиции. Президентом страны в итоге снова избран ее кандидат Филиппо Кальдерон. В Мексике можно избираться только на 1 срок.

Кальдерон опередил главного соперника на полпроцента. Второе место занял кандидат от Партии демократической революции (левый то есть) Локо Собрадор, бывший мэр Мехико.

Левые сделали все возможное, чтобы помешать Кальдерону вступить в полномочия президента, блокировали президентский дворец. По Конституции второго тура там тоже нет. Кальдерон как-то сумел через черный ход пройти в дворец, быстро поклясться на Конституции и убежать. Когда он убегал, в зал заседаний ворвались левые противники его. Вот стол, где он клялся. Вокруг стола огромное количество народу, кто-то лежит на столе, кто-то хватает и за волосы тянет Кальдерона.

Выборы новые уже близятся. Похоже, что ИРП вернется. Они укрепились. ПНД надоела, ибо Кальдерон, придя к власти, объявил войну наркомафии. Это было страшное решение, он вызывал такую бурю, что Мексика ныне лидирует как поставщик наркотиков на рынок США, опередив саму Колумбию, державшую желтую майку лидера десятилетиями. Ранее почти каждый день убивали людей, десятки, сотни. Но какое это отношение имеет к Кальдерону? Наркотики - это жизненная проблема. Цены растут на них, под боком североамериканский рынок. Как тут победить наркобаронов?

 

Итак, 20 лет без диктатур. Но эта демократия очень хрупкая. И очень слабая. В последнее время наметилась попятная тенденция к авторитаризму, последнее время характерен товарищ Чавес. У вас есть вопрос про Чавеса. Ищите где хотите. Консультация. Большую угрозу инститам представительным демократиям играет не только наркобизнес и низкий уровень развития политического, правового сознания, жизни и вообще пренебрежение к закону, коррупция, бюрократия, некомпетентность чиновников, клановость.... И близится авторитаризм. Чавес всегда апеллирует к Боливару. Принята в 1999 конституция Венесуэлы. Отныне это суперпрезидентская республика отныне. В 2009 г. на референдуме провели закон о бессрочных перевыборах. Сколько угодно. Когда-то Боливар в 1814 сказал: "Бегите из страны, в которой вся полнота власти принадлежит одному человеку. Это страна рабов". Цикл повернулся, видимо.

 

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-02-11 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: