Глава II. Классификация портрета и автопортрета




Портрет

Портрет – (от старофранц. portraire — «воспроизводить что-либо черта в черту») это изображение или описание какого-либо человека либо группы людей, существующих или существовавших в реальной действительности.

Портрет может исполняться в любых видах искусства: в живописи, графике, скульптуре, гравюре, фотографии и пр. Помимо художественных портретов существуют литературный, психологический, криминалистический портреты. [12]

Главной целью портрета в изобразительном искусстве является отражение внешних характеристик модели. Через внешние атрибуты отражается и внутренний мир натуры.

Классификаций видов портрета достаточно много, попробуем их классифицировать.

· Портрет-картина — позирующий представлен в сюжетно - смысловой взаимосвязи с окружающими его миром вещей, природой, архитектурными мотивами

· Семейный портрет – портрет нескольких членов семьи.

· Автопортрет — отдельный поджанр, художник изображает сам себя.

· Исторический портрет — художник изображает какого-либо человека из прошлого на основе вспомогательного (литературно-художественного, документального и т. п.) материала

· Посмертный портрет — сделан после смерти изображённых людей по их прижизненным изображениям или даже полностью сочинённый.

· Костюмированный портрет — человек представлен в виде аллегорического, мифологического, исторического, театрального или литературного персонажа.

По характеру изображения портреты бывают:

Парадный портрет — портрет в полный рост, в архитектурном или пейзажном фоне. Фигура, как правило, стоящая, сидящая или на коне. Имеет внушительный размер. В зависимости от атрибутов парадный портрет бывает (рис. 13):

· Коронационный

· Конный

·

Рис. 13
Военный

· Охотничий

Полупарадный портрет— обладает той же концепцией, что и парадный портрет, но имеет обычно поясной срез и значимые аксессуары.

Камерный портрет — портрет на нейтральном фоне. Как правило, используется поясное, погрудное, оплечное изображение.

· Интимный портрет — подтип камерного портрета с нейтральным фоном. Выражает доверительные отношения между художником и портретируемой моделью.

· Миниатюрные портреты, выполненные акварелью и тушью

Классификация по размеру:

· Портретная миниатюра

· Станковые работы

· Монументальные (скульптурный монумент, фреска, мозаика).

· Двойной портрет (два отдельных холста, объединенных между собой, изображает, как правило, супругов)

Классификация по форме:

· Прямоугольные:

Вертикальный формат — в случае одиночного портрета, самый популярный из форматов

Горизонтальный формат — в случае группового портрета, редко используется в случае изображения одной модели

· Квадратный

· Овальный

· Круглый

Важной характеристикой портрета также является поворот головы (рис. 14)[1, 7]:

· анфас

· в четверть

· вполоборота

· в три четверти

· в профиль

· с затылка

Рис. 14
На создание образа в портрете влияет большое количество деталей. Каждая мелочь подчиняется большой задумке. Поворот головы, взгляд, лишний цветовой мазок, свет, время, форма холста. Все влияет на его восприятие. Каждая деталь в своей степени воздействует на подсознание зрителя, рождая в голове взаимосвязанные цепочки. Цветовая палитра также имеет большое значение. Выбор преобладающих цветов и дополнительных в большей степени определяет настроение работы. Один и тот же портрет, но в разной цветовой гамме несет абсолютно разные смысловые нагрузки. Дополнительным приемом в создании образа выступает техника письма. Сглаженные техники, мельчайшие мазки создают впечатление спокойствия и неги, а размашистые, грубые создают дерзкий, экспрессивный, живой образ.

Основные функции, которые несет в себе портрет, неизменны на протяжении всего существования портрета как жанра.

Главная функция - это напоминание. Первоначально, основная функция была полна религиозного смысла. Портреты несли в себе магию, были частью погребения. Создаваемый портрет как бы замещал после смерти существующего человека. Как напоминание, портреты составляли семейную хронику, подтверждали существование людей. [7]

В средние века портрет стал больше идеализировать земную жизнь портретируемого, предавая его канонам, а в эпоху ренессанса стал отображать богатство, власть и человеческую натуру. Но функция напоминания все равно всегда лежала в основе создания портрета.

И только с возникновением фотоаппарата, лидирующее место заняла функция познания психологии человека, желание отобразить его чувства, эмоции, характер в момент времени, желание отразить в портрете какую-то особую деталь, которую не может зафиксировать фотоаппарат.


 

Автопортрет

 

Автопортрет (от др. греческого «auto» - сам) – это поджанр портрета, в котором художник изображает сам себя. Как правило, автопортрет это живописное произведение, но бывает и фотографическое, скульптурное, литературное.

Как поджанр портрета, несет в себе те же функции, цели и задачи что и портрет, его можно отнести ко всем классификациям портрета.

Два основных вида портрета выделяет искусствовед Г. Л. Васильева – Шаляпина:

· Профессиональный (художник изображает себя за работой)

· Личностный (раскрывает личностные особенности и свои эмоции)

Она же дает более широкую характеристику, больше схожую с характеристикой портрета:

· вставной автопортрет — художник изображен в группе персонажей какого-то сюжета

· представительский или символический, автопортрет — художник изображает себя в образе исторического лица или религиозного героя

· групповой портрет — художник изображен с членами семьи или другими реальными лицами

· отдельный автопортрет — художник изображен один.[3]

Автопортрет интересен художникам, прежде всего тем, что здесь у него полная возможность исследования самого себя.Возможность изобразить себя таким, каким он хочет, чтобы его увидели люди. Это исповедь, которую художник рассказывает холсту, а через него и зрителю. На создание автопортрета художников всех времен толкало желание показать свое мастерство, увековечить себя в чем то осязаемом.

В автопортрете большую роль играют не внешнее сходство, а атрибуты, поза, взгляд. Большую чем в портрете, смысловую нагрузку несет цвет, если мы говорим о живописи, техника лепки в скульптуре. Именно в ней заключается возможность передачи настроения, внутреннего мира, экспрессии.


 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2021-12-14 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: