Анализ работ известных мастеров




 

Автопортрет для художника, это совсем не то, что потрет для заказчика. Это не его зеркальное отражение, не картина, висящая на стене в прихожей. Автопортрет это нечто гораздо, гораздо глубже. Каждый художник в своей жизни пишет не один и не два автопортрета. Некоторые создают целые коллекции, вывесив которые подряд, можно оценить каждый период, каждую мысль, каждое изменение сознания. Каждая работа, это изучение себя. Как правило, художник не носит долгую задумку работы. Позыв к созданию работы неожиданный, как только он чувствует изменения в себе, желание написать самого себя - это первое желание. Анализируя серии автопортретов можно заметить, каким невероятным образом меняются черты лица, цветовые настроения, отношение к самому себе.

В автопортретах можно заметить взросление художника. Например, если мы посмотрим на запечатления самого себя О. А. Кипренского, то заметим, как из молодого уверенного в себе юношиперед нами вырастает мужчина, довольный своей жизнью. Стоит лишь обратить внимание на цвет, на выражение лица, и нам тут же это становится понятным. Световые блики в полной темноте резко очерчивают лицо, глаза с прищуром, легкая насмешливая улыбка. Всклоченные волосы и непременный атрибут художника – кисть за ухом. Все в облике говорит об игривом настроении, о юношеском задоре, не лишенное романтизма и мужественности. На втором портрете, это мужчина средних лет, уголки глаз его опущены, взгляд спокойный и глубокий. Легкая добрая улыбка говорит нам о приятном расположении духа. Полосатый халат, рейсфедер в руках указывают нам, что человек за любимой работой (рис. 15).

Рис. 15

Но если работы Кипренского профессиональные, несущие лишь намеки на внутренний мир, то работы такого мастера как Винсент ван Гог – это сплошной поток внутреннего мира, который своей силой стирает черты лица. Активные мазки, открытые цвета, от работы к работе это разные состояния – тоска, безумство, минутное желание порядка и спокойствия. В его работах лидируют психологическая и психическая стороны жизни (рис. 16).

Цвет – основа живописи ван Гога и работа над автопортретом не исключение. Не задумываясь над позой, композицией, он в свою очередь долго размышляет о цвете. Вот что он пишет в письме к Гогену:

«Я написал свой автопортрет в пепельных тонах. Пепельный цвет, получившийся в результате смешения веронеза с французским суриком, на фоне бледного веронеза образует единое целое с коричневато-красной одеждой. Утрируя свою личность, я стремился придать ей характер бонзы, простодушного почитателя вечного Будды. Портрет дался мне нелегко, и мне еще придется его переделать, если я хочу успешно воплотить свой замысел. Мне предстоит еще долго избавляться от отупляющих условностей нашего цивилизованного мира, прежде чем я отыщу более удачную модель для более удачной картины» [2]

Один из самых эксцентричных художников XX века – Пабло Пикассо. Его работы вызывают разные эмоции: от гневной критики до слепого обожания. Если мы продолжим рассматривать серии автопортретов великих художников, то именно у Пикассо мы можем увидеть, что такое изменение стиля в карьере художника. Благодаря тому, что писал он их в разные годы своей жизни, мы можем заметить, как менялось его мышление. Первые работы, сделанные еще в юном возрасте, уже говорят нам о таланте художника, портреты эти профессиональные, не сильно отражающие психологическое состояние. Это скорей работа, как символ мастерства, определенная высшая точка в потоке картин. И каждый последующий – это очередное отражение времени и индивидуального подчерка. Пикассо обращает наше внимание не на цвет, как это делает ван Гог, а на форму, на то новое, что он привнес в свой стиль (рис. 17).

 

Рис. 16

Рис. 17

 


Заключение

 

Жанр портрета – это один из самых интересных разделов в искусстве. Благодаря портретам разных времен мы имеем представление о прошлом, о людях которые жили раньше, о настроениях, царивших на улицах. Именно благодаря работам мастеров, мы представляем в голове прошлое.

Много выдающихся искусствоведов посвятили изучению портрета свое время. Некоторые из них пошли дальше и выделили в отдельный поджанр автопортрет, наделив его не меньшим значением.

В ходе своей исследовательской работы я изучила и кратко изложила основные ключевые моменты развития жанра, классифицировала их по видам, изучила творчество некоторых художников. Используя полученную информацию, я определила, что автопортрет, как поджанр, более глубокий, возможно несущий больше сакрального смысла, чем жанр портрета. Он несет все те же функции и приемы, что и портрет, но позволяет зрителю увидеть более важные моменты творчества. Взглянув на автопортрет, зритель сразу может понять, что чувствовал автор в момент создания, был ли это мимолетный порыв, когда рука сама потянулась к холсту, чтобы зарисовать самого себя, как в личный дневник. Были ли это поиски художественного стиля, желание пересмотреть самого себя через призму нового видения. А может, это было просто желание признания, славы, преклонения перед профессионализмом и небольшое проявление гордыни.

Автопортрет – это, прежде всего, особая форма эмоционально-художественного анализа художником самого себя, поэтому несет намного больше интересных деталей и почвы для разгадывания.

Я выполнила практическую работу, написав собственный автопортрет. Я определила его как погрудный портрет на прямоугольном формате. Ближе всего он к личностному портрету, я хотела отразить в нем мое настоящее состояние, преследующее меня в последнее время. Атрибуты я взяла из повседневной жизни – одежда, украшения. Эти вещи постоянно со мной, но мое выражение лица несет в себе не присущий мне настрой. Я постаралась изобразить апатию, неприятие, усталость, отвращение, сдержанность.

Я надеюсь, что изученный мною материал пригодится мне в будущем, в моей учебной и преподавательской деятельности

Список используемой литературы:

 

1. Басин Е. Я. Портрет в изобразительном искусстве.

2. Ван Гог В. Письма: В 2 тт.

3. Васильева–Шаляпина Г. Л., «Автопортретный жанр в мировом изобразительном искусстве». // Вестник КрасГУ серия «Гуманитарные науки», № 6, 2005 г.

4. Виппер Б. Р. Введение в историческое изучение искусства

5. Гращенко В. Н. Портрет в итальянской живописи Раннего Возрождения, 1986

6. Дмитриева Н. А. Краткая история искусств

7. Евангулова О. С., Карев А. А. Портретная живопись в России второй половины XVIII века.

8. Зингер, Л.С. Автопортрет в советской живописи/ Л. Зингер. – М.: Знание, 1986. _ С.

9. Ростовцев Н. Н. Академический рисунок. Учебник для педагогических вузов

10. Ростовцев Н. Н. История методов обучения рисованию. Зарубежная школа рисунка

11. Ростовцев Н. Н. История методов обучения рисованию. Русская и советская школы рисунка

12. https://ru.wikipedia.org/wiki/

 

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2021-12-14 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: