Целью проведения клинического разбора является формирование у выпускника профессиональной компетенции врача-терапевта на конкретной клинической ситуации.
Выступающие должны:
· Знать и соблюдать в данном случае врачебную этику и деонтологию,
· Освоить персонально диагностику, лечение, профилактику и реабилитацию разбираемой патологии.
· Ставить алгоритм оказания неотложной терапевтической помощи в данной клинической ситуации.
Ведущий клинический разбор объявляет тему, подчеркивает актуальность данной патологии в медицинской практике врача-терапевта, дает целевую установку и порядок проведения.
Клинический разбор больного можно разделить на следующие этапы, которые учитывают ниже перечисленные аспекты:
I этап. Самостоятельная работа.
· Кураторы докладывают жалобы больного, дифференцированно выделяя ведущие. Далее формируют их в синдромы, оценивают сочетаемость последних.
· Анамнез настоящего заболевания должен быть изложен в соответствии с выделенными ведущими симптомами или синдромами и последовательно отражать динамику развития заболевания и взаимосвязь проявлений заболевания.
· В анамнезе жизни необходимо отразить генетическую предрасположенность, а так же учесть профессиональный, аллергологический анамнез.
· Кураторы должны четко представить патологию, выявленную при физикальном обследовании, и объяснить патогенез.
· Необходимо учитывать психику больного при оценке клинических данных («соответствуют ли?», «адекватны ли?», «преувеличены ли?», «преуменьшены ли?» жалобы больного его состоянию).
· Важно оценить специальные методы исследования: лабораторные, рентгенологические и функциональные, дать по ним заключение.
· Профессионально обобщить собранные данные о больном, выделить синдромы.
· Квалифицированно обосновать основной диагноз, привести диагностические критерии обсуждаемой патологии.
· Грамотно сформулировать диагноз как основной, так и осложнения сопутствующих заболеваний.
· Сформулировать дифференциальный диагноз с соблюдением алгоритма:
o Выявление и анализ патогенеза ведущего симптома или синдрома.
o Выделение и анализ синдрома процесса болезни (синдром специфического или неспецифического воспалительного процесса, синдром опухолевого процесса, синдром дистрофических изменений, синдром нарушения обмена веществ, синдром расстройства кровообращения, синдром функциональных, невротических нарушений).
o Анализ и синтез других синдромов для понимания сущности процесса болезненных проявлений (качественная и количественная характеристика, патогенетическая связь с ведущим синдромом, причинно-следственные соотношения). Роль ведущего синдрома.
o Рассмотреть симптомосходные и синдромосходные заболевания (прежде всего, прогностически опасные для жизни пациента, затем частые и редкие). Выделить ведущее заболевание – иметь ввиду возможности комбинированной основной патологии.
o Разбор синдромосходных заболеваний, имеющих клиническую картину сходную с клинической картиной исследуемого больного с учетом отличия каждого из этих заболеваний от заболевания данного разбираемого больного (для возможного их исключения).
· Оценить проводимую терапию: выбор способа лечения на основании оценки состояния организма.
o Назначена стандартная или симптоматическая терапия.
o Показания и противопоказания при выборе алгоритма лечения.
o Критерии оценки эффективности проводимой терапии с позиции доказательной медицины.
o Возможности применения современных высокотехнологичных методов лечения.
· Оценка прогноза в отношении дальнейшего течения и исхода болезни, качества жизни, трудоспособности (с учетом международного индекса прогноза).
· Реабилитация: медицинская, социальная.
II этап. Демонстрация больного.
· На клинический разбор приглашают пациента (с его согласия и разрешения лечащего врача).
· Все присутствующие (преподаватели и студенты), соблюдая этику и основы деонтологии, задают пациенту вопросы по анамнезу, уточняют данные физикальных изменений.
III этап. Обсуждение данного клинического случая.
· Возможность высказать свое мнение предоставляется всем присутствующим (студентам, преподавателям).
III. Учебные материалы
1. Обучающие материалы.
1.1. Современные клинические классификации заболеваний с принципами
оформления клинического и патологоанатомического диагнозов
(см. Приложение 1).
1.2. Тесты, ситуационные задачи для самоконтроля знаний.
1.3. Варианты оформления (презентации) истории болезни на
клинический разбор (Инструментальные и параклинические методы
исследований).
2. Учебная информация, включая фильм «Основные методы исследования больного в клинике» (компьютерный класс).
Доцент кафедры
госпитальной терапии с курсом
физической реабилитации и спортивной медицины
Н.П. Краюшкина