О ЧЕМ УЧАСТНИКИ НЕ ГОВОРЯТ ВСЛУХ, НО ИНОГДА ПИШУТ ТРЕНЕРУ...




Вот наконец-то созрела написать тебе письмо... Такой порыв у меня возникал давно, просто сегодняшний тренинг и мои сильнейшие переживания окончательно побудили меня к действию!

Постараюсь не растекаться... В связи с сегодняшним тренингом и нашим с Евой тренерством у меня возникло очень много вопросов. Но перед вопросами напишу тебе кратко о своих переживаниях.

Во-первых, благодарю тебя за ценные чувства и внутренние пере­живания, которые я сегодня получила! Благодарю за невидимые внешне, но ощутимые поддержку и сопереживание! Мне очень важно это осознавать и чувствовать! Я довольна тем, что получила такой не­оценимый опыт. Я рада, что было нелегко... что все было не так, как раньше.

Но есть одна вещь, которая теперь мне не дает покоя, которая заце­пила, — я столкнулась с тем, что мне не хватает жесткости в отноше­нии группы:

— очень сложно говорить в лоб (это было особенно сложно в си­туации открытого конфликта), говорить прямо о том, что видишь;

— страшно говорить о своих чувствах другим людям;

— очень страшно нарушать привычные рамки поведения (я ведь «улыбчивая девочка», полный позитив, поддержка и т. д.).

Наверное, работают какие-то мои иррациональные установки...

Но в ситуации разбора конфликта, в рамках тренинга по командообразованию мне будет нужна достаточно жесткая позиция, иначе будет не пробиться через сопротивление участников, и я это очень отчетливо теперь понимаю. Мне не хватает какой-то внутренней энергии, внутренней неколебимости, спокойствия, уравновешенности, независимо оттого, что происходит в группе.

И внутренний вопрос состоит в том, что я чувствую где-то внутри себя этот потенциал, эту силу, которая мне может помочь в нужный момент быть жесткой (не только в тренинговой ситуации, но и в жизни).

И это касается не только тех ситуаций, где надо проявлять жест­кость. Это, наверное, вообще о способности проявлять себя такой, ка­кой я хочу быть в данный момент времени. Мне сложно эту способ-ность «активировать». И сейчас у меня возникло такое неоднозначное ощущение — ощущение уже имеющейся внутренней силы быть собой — и тут же неумение этой силой пользоваться, неумение ее активизировать тогда, когда мне это нужно.

Меня очень по-хорошему зацепила твоя фраза о том, что «на тренерском месте я могу быть такой, какой я хочу быть», о том, что можно «не играть, а жить».

Эта внутренняя сила — это не что-то социальное, это не просто уверенность в себе, в своих действиях, раскрепощенность и т. д. Эта внутренняя сила — нечто более глубокое и древнее. Можешь ли ты мне написать свои комментарии на то, что я говорю? Потому что сей­час я не могу понять, что мне со всем этим делать: разбираться со своими установками и ограничениями? Сделать акцент на «внутрен­ней силе» и учиться ею пользоваться? Поделись, пожалуйста, тем, как ты понимаешь, что такое внутренняя сила.

Благодарю, Ю. И.

Внутренняя честность дает тренеру внутреннюю силу, позво­ляет выйти из общепринятого социального шаблона взаимо­действия и войти в зону необусловленных отношений, перейти от иллюзорного к реальному. Такая установка создает нужный фон, поддерживающий точное тренерское поведение, становится для него мировоззренческой опорой. Обычный психолог говорит клиенту то, о чем тот хочет слышать. Тренер, работающий во второй стадии групповой динамики, говорит о том, что он видит, слышит, чувствует: о фактах. А факты — жесткая вещь. Тут важно не вносить своих интерпретаций, а стремиться сохранять максимально возможную объективность.

Когда я говорила о том, что тренер является собой, сидя на тренерском стуле, я имела в виду Себя Истинного. На этом месте человек вынужден быть лучше, чем он есть. Он должен быть мак­симально чистым и прозрачным, освобожденным от своей личности (ego), позволять проявляться своей сущности (self) — ха­ризме, внутренней силе.

Вот то, о чем было так трудно говорить участникам на пер­вом этапе формирования команды и о чем они смогли сказать, перейдя на второй.

Список «Я могу дать»

• Позитив.

• Свой опыт и знания.

• Дружеское плечо (руку).

• Конструктивный подход.

• Поддержку словом и делом.

• Демонстрацию того, как не надо делать.

• Свою энергию и оптимизм, способность «завести», «раскрутить», организовать.

• Критику.

• Фанатичную уверенность в отличном конечном продукте, позитив­ном результате!

• Готовность выразить позитивное отношение к участникам.

Этап № 2. «Бурление»

На этапе «бурления» люди уже немного знают друг друга и начинают осознавать свою ответственность за происходящее в группе. Пытаясь повлиять на события и исследовав свои и чу­жие возможности на предыдущем этапе, они начинают пробо­вать почву под ногами, экспериментируя со своими проявле­ниями, наблюдая за тем, как отзывается их личное мнение в группе, есть ли резонанс. И если резонанса нет, участники гото­вы включиться в борьбу с целью отстаивания своих интересов и своего права на уникальность. Перед членами группы встают важные и порой болезненные вопросы: как мы будем разрешать появляющиеся разногласия? Как будем сообщать негативную информацию? Можно ли изменить (улучшить) состав коман­ды? Как мы будем принимать решения при наличии разногла­сий? Нужен ли нам именно такой лидер? Хочу ли я оставаться членом этой команды?

Пытаясь найти ответы на эти вопросы, члены формирую­щейся команды вступают в коалиции или в конкурентные отно­шения друг с другом. Команда поляризуется, некоторые участ­ники, не удовлетворенные тем, каким образом осуществляется управление группой, вступают в борьбу за власть с официаль­ным лидером команды и другими претендентами на эту роль. Развязываются подковерные, а иногда и настоящие войны, пле­тутся интриги, люди конфликтуют между собой.

Наступившая стадия обретения ответственности сопровождается драматическими переживаниями и событиями. Это эмоционально тяжелый этап, и не всякий член команды в со! стоянии его преодолеть: некоторые участники начинают заду­мываться о том, чтобы покинуть команду, в которой им стало вдруг настолько некомфортно. Более того, вся группа, стремясь избежать открытых конфликтов и сохранить лицо, имеет тен­денцию к возвращению на первую стадию. Люди вспоминают о том, какое золотое время они прожили вместе на заре становле­ния команды, и ищут способы возвращения в этот «золотой век».

Есть два пути выхода из этого этапа: путь прогресса и путь регресса.

Последний выбирается группой бессознательно как наиме­нее эмоционально затратный и наиболее простой. Регрессиро­вавшая группа возвращается на первую стадию в условиях сла­бого проявления лидерства в команде и пожинает свои плоды: с одной стороны, вновь обретенная видимость покоя и комфор­та, с другой — разочарование в себе, группе, сожаления об упу­щенных возможностях, переживание собственной несостоя­тельности и безнадежности ситуации (табл. 3.6). Опираясь на девиз (Лучшее — враг хорошего», группа останавливается в сво­ем развитии и, хотя еще может остаться группой, у нее нет шан­сов стать командой. Люди разобщены, опасаются истинных проявлений друг друга, стараются не касаться проблемных мо­ментов, чтобы не вступать в конфликт; повышается конфор­мизм и безответственность по отношению к делу, друг другу, се­бе. Вместо того чтобы решать насущные проблемы, люди пред­почитают промолчать, оставив свое мнение при себе.

Таблица 3.6. Краткое описание второго этапа формирования команды

Этап Оппозиция Чувства, желания и состояние членов команды Социальный возраст
«Бурле­ние» «Я — Они» Гнев, обида, печаль, разочарование, сожаление, стыд, вина, страх отвер­жения, жалость к себе и близким по духу, стремление отомстить, найти и покарать виновных.,. ...а также радость преодоления и пер­вых достижений Отрочество

Путь прогресса пролегает через минные поля противостоя­ний к взаимодействию, через преодоление группового едино­мыслия к поиску и обретению истины. Группа опускается на самое дно эмоциональных переживаний, чтобы, оттолкнувшись от него, выплыть к другому берегу бурлящего потока, осущест­вив качественный переход на пути своего развития. Для того чтобы пройти второй этап формирования команды успешно и без потерь, группе и ее участникам предстоит найти конструк­тивный способ выражения своей индивидуальности, научиться признавать наличие конфликтов и начать управлять ими. Девиз этой стадии мог бы звучать так: «Прощайте, иллюзии... Здравст­вуй, Реальность!»

На этой стадии ярко проявляют себя неформальные лидеры команды, легализация которых приводит к тому, что они при­нимают на себя ответственность за судьбу группы. В результате лидерские качества отдельных участников, сначала обозначив­шиеся во взаимном противостоянии и борьбе за власть, сабота­же и конфронтации, приобретают конструктивные черты, реа­лизующиеся уже в эффективном типе поведения: открытости, великодушии, взаимном уважении и самоуважении, целеуст­ремленности. Группа-подросток взрослеет, переходя на третий этап своего развития.

Этап № 3. Выработка норм

Поскольку человек не может долго испытывать сильные эмо­ции (эмоции — это энергия, а ее запасы в человеческом орга­низме не бесконечны), команда начинает искать пути налажи­вания отношений и конструктивного социального устройства. Люди, познав друг друга в радости и борьбе, обретают способ­ность испытывать чувство близости, соглашаются с чужой и сво­ей неидеальностью, признавая свое и чужое право на человеч­ность. Утомленные войной, члены команды осознают необхо­димость принятия мирных соглашений, некоторой внутренней «конституции» команды, которая позволит им двигаться к цели, не растрачивая сил попусту.

Третий этап можно назвать этапом отношений: это пери­од проживания способности к уважению, близости и любви (табл. 3.7). Проходит он под девизом «Давайте договариваться! Как решим, так и будет!». Группа занимается разработкой норм взаимодействия — стандартов сотрудничества, о которых мы поговорим более подробно чуть позже.

Большую роль в процессе выработки и уточнения командных норм взаимодействия играют лидеры — и официальный (ру­ководитель), и те, что были ранее неформальными, но после легализации приняли на себя ответственность за происходя-идее. Именно они становятся проводниками изменений качества взаимоотношений. С их помощью члены команды определяют, какое поведение будет считаться приемлемым, а какое - запре­щенным внутри команды, уточняют цели, договариваются о со­блюдении дисциплины, начинают оказывать друг другу взаимную поддержку, дают и получают конструктивную обратную связь.

Таблица 3.7. Краткое описание третьего этапа формирования команды

Этап Оппозиция Чувства, желания и состояние членов команды Социальный возраст
Выработка норм «Я - Ты» Взаимное уважение и самоуваже­ние, принятие личностных осо­бенностей, близость, уверенность, спокойствие, стремление к конст­руктивному взаимодействию Юность

Здесь уже нет места конформизму и групповому мышлению. Ситуация становится прозрачной, поведение - гибким, цели -ясными, а роли — четко определенными. Сферы влияния и ответственности определены. Команда готова к продуктивной деятельности.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2016-02-13 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: