МЕТОДИКА «КЛАССИФИКАЦИЯ ПРЕДМЕТНЫХ КАРТИНОК»




МЫШЛЕНИЕ

Типы мышления:

Ø Наглядно-действенное (к 4 годам) — вид мышления, опирающийся на непосредственное восприятие предметов, реальное преобразование в процессе действий с предметами.

Ø Наглядно-образное (к 5 годам) — вид мышления, характеризующийся опорой на представления и образы. Важная особенность образного мышления — способы образного решения задач, предполагающих зрительное представление ситуации и оперирование образами составляющих её предметов, без выполнения реальных практических действий с ними.

Ø Словесно-логическое (к 6 годам) — вид мышления, осуществляемый при помощи логических операций с понятиями.

Операции мышления:

ü Сравнение

ü Классификация

ü Обобщение

ü Установление причинно-следственных связей

Анализ — мыслительная операция расчленения сложного объекта на составляющие его части.

Синтез — мыслительная операция, позволяющая переходить от части к целому. Являясь противоположными друг другу операциями, анализ и синтез в то же время неразрывно связаны между собой. Всякая мыслительная деятельность является аналитико-синтетической.

Сравнение — мыслительная операция, основанная на установлении сходства и различия между объектами. Оно позволяет обнаруживать в предметах сходные, одинаковые или общие свойства и признаки.

Абстракция — мыслительная операция, основанная на выделении существенных свойств и связей предмета и отвлечении от несущественных.

Обобщение — мысленное объединение предметов и явлений по их общим и существенным признакам. Обобщение может опираться на разные признаки сходных предметов. Но важнейшее значение имеет обобщение, основанное на выделении признаков, не только общих, но и существенных для данных предметов. Именно оно ведет к образованию понятий, к открытию законов, к познанию закономерных связей и отношений.

Методики:

v «Доска Сегена»

v «Сходство и различие»

v «Классификация предметных картинок»

v «4 лишний»

v «Последовательные картинки»

 

 

МЕТОДИКА «ДОСКА СЕГЕНА»

Описание методики предлагается в пособиях В.А.Худика (1992) и О.Н.Усановой (1994). Методика предложена Э.Сегеном (1903)

Цель. Диагностика наглядно-действенных и наглядно-образных форм мышления.

Стимульный материал. Доски с углублениями, в которые вложены цельные геометрические фигуры, соответствующие пазлам.

Инструкция. «Рассмотри внимательно доску с фигурами. Я их высыпаю, а ты положи обратно».

Ход выполнения задания. Ребёнку предъявляется доска с вкладышами, затем на его глазах доска переворачивается, фигуры остаются на столе. Ребёнку предлагается заполнить углубления.

Норма выполнения:

· Дети старше 4 лет переходят к примериванию.

· 5 лет - переходят к зрительному соотнесению.

· 6 лет - способны пользоваться зрительным соотнесением, далее – действовать на основе представлений.

· Актуальные показатели: по способу действия – хаотичное манипулирование, использование силовых приёмов, примеривание, зрительное соотнесение, соотнесение на основе зрительных представлений.

Оценка результатов.

· Наглядно-образное мышление – зрительное соотнесение, соотнесение на основе зрительных представлений.

· Наглядно-образное мышление в стадии формирования – выполнение задания способом примеривания.

· Наглядно-действенное мышление – использование силовых приёмов.

· Не сформировано наглядно-действенное мышление – хаотичное манипулирование.

 

 

МЕТОДИКА «СХОДСТВО И РАЗЛИЧИЕ»

Используется для детей старшего и младшего школьного возраста.

Цель. Оценка операции сравнения.

Стимульный материал. Набор нескольких пар картинок: мяч – арбуз, берёза – ромашка, девочка – кукла, волк – собака, самолёт – птица, тапки – ботинки, яблоко – персик и др.

Инструкция. «Посмотри на картинки и скажи, чем они отличаются? Чем похожи?»

Ход выполнения задания. Ребёнку предлагается посмотреть на картинки и найти сначала различие, потом сходство.

Оценка результатов:

· Сравнивает по существенным признакам.

· Сравнивает по несущественным признакам («Девочка большая, а кукла маленькая»).

· Сравнивает, используя несопоставимые признаки («У самолёта – крылья, а у птицы – перья»).

· Операция сравнения не сформирована, не выделяет адекватные признаки для сравнения.

 

 

МЕТОДИКА «КЛАССИФИКАЦИЯ ПРЕДМЕТНЫХ КАРТИНОК»

Описание методики предлагается в книге И.И.Мамайчук (2003); А,Д,Виноградова с соавт. (2004).

Цель. Определение способности классифицировать предметы.

Стимульный материал. Набор карточек с предметными изображениями, предполагающими категориальную классификацию (по 5 карточек на каждую категорию) – одежда, животные, посуда, мебель и др.

Инструкция. «Разложи карточки на столе – что к чему подходит. Назови каждую группу предметов. Как одним словом можно назвать картинки?».

Ход выполнения задания. Ребёнку предлагается разложить 15 карточек на 3 группы предметов. Названия групп и их количество не называются. Затем предлагается назвать каждую группу предметов обобщающим словом.

Оценка результатов:

· Классифицирует предметы с опорой на существенные признаки, самостоятельно раскладывает картинки на группы и правильно их называет.

· Классифицирует знакомые ему предметы, самостоятельно раскладывает картинки на группы, но затрудняется в названии некоторых групп, не всегда правильно называет обобщающие понятия.

· Способен к классификации знакомых предметов при организующей помощи. Требуется дополнительная инструкция или показ. Не даёт обобщающих понятий и правильного обоснования

· Ну сформировано умение классифицировать предметы и явления. Хаотично выбирает любой предмет.

 

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2022-11-01 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: