МЕТОДИКА «ЧЕТВЕРТЫЙ - ЛИШНИЙ»




Описание методики предлагается в книге И.И.Мамайчук (2003); А.Д.Виноградова с соавторами (2004)

Цель. Оценка процессов образно-логического мышления, умственных операций анализа, обобщения, абстрагирования.

Стимульный материал. 4 карты с изображением набора из 4 предметов, один из которых не может быть обобщён с ними по существенному признаку. Например:

· Овощи – фрукты (яблоко, груша, слива, морковь)

· Игрушки – учебные вещи (машинка, пирамидка, кукла, портфель)

· Одежда – обувь (пальто, платье, майка, сандалии)

· Транспорт – мебель (автобус, мотоцикл, автомобиль, стол) и т.п.

Инструкция. «Внимательно посмотри на картинки и определи, какой предмет лишний? Почему? Как назвать, одним словом остальные предметы?».

Ход выполнения задания. Ребёнку предлагаются последовательно 5 карт. Ему необходимо выбрать лишний предмет и обосновать свой выбор. Полный ответ ребёнка по каждой карте вносится в протокол.

Норма выполнения:

· Дети 5 лет справляются с заданием в действенном плане, обобщая сходные предметы на функциональном уровне и определяя лишний предмет способом сопоставления.

· 6 лет - дети способны пользоваться зрительным соотнесением, далее – действовать на основе представлений.

Уровни обобщения:

ü Синкретичное обобщение – не выделяет признаки, ни на что не опирается.

ü Ситуативное обобщение – объединение объектов на основании случайных ситуативных связей (чашка – стол, стул – брюки).

ü Обобщение по несущественным признакам: по цвету (шапка – мишка), по форме (яблоко – мяч) и т.д.

ü Псевдопонятийное обобщение – объединение объектов с использованием обобщающего слова, но при попытке объяснить прослеживается нечёткость, искажённость содержания понятия.

ü Обобщение по существенному признаку.

Оценка результатов.

· Обобщает по существенному признаку методом исключения; выделяет 4 лишний по родовым понятиям самостоятельно с называнием обобщающего слова.

· Обобщает по существенному признаку, употребляет обобщающее слово при объяснении своего выбора, но наблюдается неточность при объяснении выбора.

· Самостоятельно обобщает только по несущественному признаку, использует помощь.

· Обобщает по ситуативно-функциональному признаку методом исключения.

  • Выделяет 4 лишний только по цвету, форме, величине; не всегда объясняет выбор.

· Не понял задание, не сформированы обобщающие понятия.

 

 

МЕТОДИКА «ПОСЛЕДОВАТЕЛЬНЫЕ КАРТИНКИ»

Описание методики предлагается в пособиях С.Д.Забрамной (1981,2008); А.В.Худика (1992). Методика предложена А.Н.Бернштейном (1911).

Цель. Выявление способности устанавливать причинно-следственные связи и отношения между объектами и событиями.

Стимульный материал. Серия сюжетных картинок (от 2 до 6 картинок в серии), связанные одной сюжетной ситуацией.

Инструкция. «Разложи картинки по порядку и составь по ним рассказ».

Ход выполнения задания. Ребёнку предлагаются рассмотреть картинки, разложить их в смысловой последовательности и составить рассказ.

Норма выполнения:

· Дети 5 лет справляются с серией из 3-4 картинок; при увеличении количества картинок наблюдается тенденция к увеличению пробных действий с ними.

· Дети 6-7 лет - справляются с серией из 6-8 картинок; устанавливают причинно-следственные связи, составляют рассказы с элементами фантазирования.

Оценка результатов:

· Устанавливает причинно-следственные связи; самостоятельно раскладывает последовательность из 4-6 сюжетных картинок, выделяет существенное звено, правильно обосновывает своё решение. Составляет последовательный развёрнутый рассказ.

· Причинно-следственные связи устанавливает, понимает логику между объектами и событиями, составляет последовательность из 3-4 сюжетных картинок. Допускает ошибки, рассказ последовательный, но не развёрнутый. Требуется стимулирующая помощь.

· Составляет последовательность из 2х сюжетных картинок, испытывает трудности при обосновании своего решения, часто ориентируется на субъективную логику событий; рассказ составляет по наводящим вопросам. Требуется организующая и стимулирующая помощь.

· Причинно-следственные связи не устанавливает, обосновать свои действия не может; перечисляет действия и предметы.

· Задание не понимает, хаотично манипулирует картинками.

 

 

ВИДЫПОМОЩИ

Помощь стимулирующая.

Не несёт никакого содержания, а лишь стимулирует к действию.

(«Хорошо», «Осталось последнее задание» и др.)

 

Помощь организующая.

Нет содержания, но есть попытка помочь организовать свои действия.

(«Не спеши», «Подумай» и др.)

 

Помощь направляющая (наводящие вопросы)

Появляется содержание.

(«Как ты думаешь, зачем ….?», «Почему надо сделать так?» и др.)

 

Различные объяснения.

Объяснения, как правильно выполнить данное задание.

 

Прямая помощь.

Разъяснение с показом.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2022-11-01 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: