Декабрьские события 1986 года в Алма-Ате и их политическая оценка 5 глава




37 вопрос Казахстан в период нарастания кризиса советской социально- политической системы (1970–80-е гг.). Культура, наука, искусство: подавление инакомыслия.


Экономика в 1965 – 1970 гг.
Осудив на октябрьском 1964 г. Пленуме ЦК КПСС волюнтаризм и субъективизм в решении всех вопросов внутренней и внешней политики, новое руководство страны первостепенное внимание уделило восстановлению дееспособности партии и партийно-государственного аппарата. 16 ноября 1964 года Пленум ЦК КПСС свернул партийную реформу 1962 года и постановил вернуться к предусмотренному уставом партии территориально- производственному принципу построения партийных организаций и их руководящих органов. В течение последующего месяца промышленные и сельские областные и краевые партийные организации были объединены. Одновременно были восстановлены единые советские органы. В 1965 году в центре внимания стояли вопросы экономики страны. Было решено укрепить экономические отношения в обществе, поощрить материальный интерес как стимул общественного производства, начать стабилизацию экономики и сельского хозяйства. 24-26 марта 1965 года пленум ЦК КПСС обсудил неотложные меры по развитию сельского хозяйства СССР. С докладом по основному вопросу выступил Л.И.Брежнев. Он отметил ошибки в руководстве, которые подвели сельскохозяйственное производство к предкризисной черте: нарушение экономических законов и принципов материальной заинтересованности; субъективизм в планировании, финансировании и кредитовании сельского хозяйства; малые капиталовложения; необоснованные перестройки руководящих органов; многочисленные шаблонные указания сверху по агротехнике, структуре посевных площадей и другим вопросам; игнорирование знаний и опыта специалистов. Подъем колхозного и совхозного производства был назван жизненно важной задачей. Мартовский (1965 г.) пленум ЦК поручил правительству СССР принять неотложные меры. Были подняты цены на сельхозпродукцию, введены надбавки за ее сверхплановую продажу, укреплена материальная база колхозов и совхозов, изменена налоговая политика. Были также приняты меры для внедрения хозрасчета в сельском хозяйстве, предусматривающий стимулирование труда. Пленум рекомендовал колхозам разработать новый примерный устав сельскохозяйственной артели взамен устава 1935 года. Пленум обошел молчанием вопросы развития личного подсобного хозяйства. Стабильный долговременный план, хорошие цены, государственные кредиты – все это привело к временному ускорению сельскохозяйственного производства, снижению остроты продовольственного вопроса.
Но проблема села по-прежнему оставалась не решенной. Даже перевод ряда хозяйства в 1967 году на хозяйственный расчет не привел к коренному перелому. Усиление текучести кадров привело к регулярному использованию в сельском хозяйстве труда армии и горожан, а также приглашением рабочей силы из других республик. Так, во время уборочных работ в 1968 году в Казахстан было направлено 16 тыс. комбайнеров и несколько тысяч военнослужащих. Традиционным стало применение труда учащихся и студентов на сельхозработах.

Экономическая реформа 1965 года.
Несмотря на впечатляющие успехи промышленного производства в годы семилетки, руководство страны решило реформировать и эту сферу экономики. Инициатором реформы стал Председатель Совета Министров СССР А.Н.Косыгин. 27 сентября 1965 года на очередном пленуме ЦК партии он обосновал ее необходимость и наметил основные направления в докладе «Об улучшении управления промышленностью, совершенствовании планирования и усилении экономического стимулирования промышленного производства».
Серьезными недостатками в руководстве промышленностью Косыгин назвал:
1) превалирование административных методов в ущерб экономическим;
2) ограничение самостоятельности предприятий большим числом плановых показателей, слабость системы материального поощрения работников и территориальный (совнархозовский) принцип управления, который сдерживал отраслевую специализацию, отдалил науку от производства, раздробил управление.
Основными направлениями экономической реформы 1965 года («реформы Косыгина») стали: возвращение к отраслевому (министерскому) принципу управления; перевод предприятий на хозрасчет (самоуправление, самоокупаемость, самофинансирование); сочетание государственного планирования с местной инициативой («встречным планированием»). В октябре 1965 года решения сентябрьского пленума были конкретизированы в постановлении ЦК КПСС и Совета Министров СССР «О совершенствовании планирования и усиления экономического стимулирования промышленного производства». С 1966 года основной формой государственного планирования вновь становился пятилетний план с распределением важнейших заданий по годам. Число плановых показателей, спускаемых министерствами на предприятия, сокращалось до пяти. Основными стали объем реализованной (а не валовой, т.е. произведенной) продукции, размер прибыли, платежи в бюджет. Для усиления роли прибыли в экономическом стимулировании труда правительство разрешило предприятиям создавать за счет прибыли и других собственных ресурсов поощрительные фонды. Они направлялись на развитие производства, материальное поощрение работников, социально-культурные нужды и жилищное строительство. Все это привело к тому, что в годы восьмой пятилетки (1966-1970 гг.) народнохозяйственный комплекс достиг наивысшего со времени введения плановой экономики индекса роста, эту пятилетку даже называли «золотой». В Казахстане в 1966 году на хозрасчет было переведено 11 крупных предприятий. К концу 1967 года в республике на новых принципах хозяйствования работало уже 193 промышленных предприятия. К 1970 году уже более 80% всех промышленных предприятий были переведены на хозрасчет.
В 60-е годы в Казахстане было осуществлено широкомасштабное промышленное строительство, но вследствие сырьевого характера экономики республики преимущественное развитие получили добывающие отрасли. За период с 1961 года по 1970 год в Казахстане вступили в строй новые предприятия, цеха, а также были реконструированы и технически перевооружены 1709 объектов. Ускоренное развитие получили черная металлургия Соколовско-Сарбайского и Карагандинского комбинатов, Ермаковского завода ферросплавов; цветная металлургия на Лениногорском, Жезказганском, Павлодарском, Усть-Каменогорском комбинатах; нефтяные месторождения на Мангышлаке, который стал одним из значительных нефтяных районов. Крупнейшим поставщиком химической продукции был признан горно-химический комбинат Каратау. Казахстан давал около 90% общесоюзного выпуска желтого фосфора, 40% - кормовых фосфатов, до 70% - меди, цинка, свинца. Он занимал первое место в СССР по добыче хрома, третье – по добыче угля, железных и марганцевых руд.
Экономика в 1970-е – первой половине 1980-х гг. Экономическое развитие СССР в 70-е – первой половине 80-х годов определялось планами трех пятилеток – 9-й (1971-1975 гг), 10-й (1976-1980 гг), 11 – й (1981-1985 гг). Оно шло в условиях резкого усиления централизованного управления, роли центра в жизни общества, ограничения экономической власти республик и местных Советов.
Промышленность.
Пятилетние планы социально-экономического развития составлялись с учетом того, что экономика Союза ССР превратилась к 70-м годам в единый народнохозяйственный комплекс, народное хозяйство всех 15 союзных республик составляло неразрывное целое. В этом видели главную экономическую гарантию нерушимости Советского Союза и дружбы народов СССР. Укрепление экономического могущества союзного государства было делом всех республик и велось в интересах всех республик, независимо от того, где создавались промышленные объекты. Наращивание экономического потенциала осуществлялось за счет экстенсивного использования резервов республики, вовлечения в оборот сырьевых и топливно-энергетических ресурсов. За период с 1970 года по 1985 годы общий объем промышленной продукции увеличился вдвое, а в машиностроении, химической промышленности – более чем втрое. Было введено около тысячи новых промышленных предприятий и цехов, в их числе Казахский газоперерабатывающий завод пластмасс в Шевченко, Карагандинский завод резино- технических изделий. Павлодасркий и Чимкентский нефтеперерабатывающие заводы, цех белой жести на Карагандинском металлургическом комбинате, Экибастузская и Ермаковкая ГРЭС, Капчагайская ГЭС, Жайремский горно-обогатительный комбинат и др. Сформировались территориально-промышленные комплексы: Мангышлакский, Каратау-Джамбулский, Павлодар-Экибастузский. На территории Казахстана была развернута довольно обширная инфраструктура военно- промышленного комплекса. До распада СССР в Казахстане насчитывалось около 50 предприятий оборонного значения, большая часть которых входила в КЭМ ПО – Корпарацию электротехнических и машиностроительных предприятий оборонного комплекса. На этих заводах производилось до 18% боевых машин пехоты и бронированных машин, 11% всех артиллерийских систем, стрелковой оружие, оборудование для ВМС, торпеды и донные авиационно-корабельные мины, пусковые установки для тактических ракет SS – 21 (по натовской терминологии), ракетные комплексы береговой обороны, бортовая аппаратура для крылатых ракет, системы управления подводных лодок, химическое и биологическое оружие и т.д.1)
И все же, если рассматривать промышленность Казахстана в структурном разрезе, то нетрудно будет заметить ее сохранявшуюся сырьевую направленность. Сырьевая направленность экономики республики привела к тому, что в 70-80-е годы оставались слаборазвитыми перерабатывающая промышленность и производство товаров народного потребления. Поступало из других союзных республик, причем часто они изготавливались из казахстанского сырья. Нарастание кризисных явлений в экономике выражалось в снижении темпов прироста промышленной продукции, уменьшении национального дохода. Планы развития страны не выполнялись. Если в 1970 – 1975 годы среднегодовой прирост промышленной продукции составил 8,4%, то в 1980-1985 годы – 3,8, а прирост национального дохода за эти же годы сократился с 4,4 до 1,4%. На этом фоне, в 1977 году, была принята новая Конституция СССР, в которой говорилось, что в СССР общество вступило в стадию «развитого социализма».
Командно-административные методы управления экономикой, игнорирование экономических стимулов, экстенсивное развитие, господство государственной формы собственности, отчуждение работников от средств производства, диктат центра привели экономику Казахстана в середине 80-х годов к кризису.

Сельское хозяйство.
Кризисные явления нарастали и в сельском хозяйстве. Достаточно привести тот факт, что 1981-1985 годы фактически не произошло прироста валовой продукции сельского хозяйства. Посевные площади в республике были огромны, только зерновыми засеивалось более 25 млн. га, но в указанные годы стала проявляться устойчивая тенденция снижения их урожайности. В животноводстве производство продукции, за исключением птицы, было убыточным. Если в 1970 году удельный вес убыточных совхозов и колхозов составлял 15%, то в 1985 году – 51%. Например, поголовье овец с 1971 года по 1981 год выросло на 3,4 млн. голов, а в 1981-1985 годы рост почти прекратился; производство баранины в 1970 – 1985 годы сократилось на 19%, снизилась ее упитанность, в 80-е годы был широко известен так называемый «тощак», за которым выстраивались длинные очереди. Противоречия и трудности, в том числе и бесхозяйственность, в сельском хозяйстве страны руководство пыталось компенсировать импортом продовольствия и зерна. Ежегодно СССР закупал за рубежом продовольствия на 3,8 млрд. долларов США. В 1985 году в СССР каждая третья булка хлеба, каждая вторая пачка макарон была из импортного зерна, закупленного в США, Канаде, Аргентине, Турции. За 20 лет импорт мяса, рыбы, масла, сахара, зерна вырос в денежном выражении более чем в 10 раз.
К началу 80-х годов сельское хозяйство страны оказалось в кризисном состоянии. Необходимы были решительные меры. В этой обстановке было принято решение о разработке специальной Продовольственной программы которую утвердил майский 1982 г. Пленум ЦК КПСС. Однако, как и прежде, программа, разработанная в рамках устаревшей системы управления, несла на себе следы застоя, половинчатости. Она не затрагивала главного звена в сельском хозяйстве – интересов крестьянства, преобразования экономических отношений в деревне, коренной перестройки хозяйственного механизма. В результате, несмотря на все принимаемые меры и постановления, продовольственная проблема значительно обострилась. К середине 80-х годов практически повсеместно было введено нормированное снабжение по ряду продуктов питания, снова появились карточки.
Уровень жизни народа.
С середины 60-х годов партийно-государственное руководство во главе с Л.И.Брежневым взяло курс прежде всего на повышение денежных доходов населения, что сыграло определенную положительную роль в повышении жизненного уровня людей. Значительные слои трудящихся обеспечили себе некоторый достаток. Все меньше людей продолжали жить в коммуналках и бараках. В обыденную жизнь входили телевизоры, холодильники, радиоприемники, другие коммунальные удобства. В квартирах советских людей появились домашние библиотеки. Менялась одежда, повышалась требовательность к ней. Однако определенное повышение уровня жизни в условиях разлагающейся командно-бюрократической экономики имело и оборотную сторону.
Главной особенностью социально-экономического развития 1970-х – середины 1980-х годов стало резкое и общее падение темпов роста. За 15 лет темпы роста национального дохода и промышленного производства упали в 2,5 раза, сельскохозяйственного производства – в 3,5 раза, реальных доходов населения – в 3 раза. Темпы роста упали до уровня экономической стагнации (застоя), экономика подошла к предкризисному рубежу. ХІ пятилетка не была выполнена ни по одному показателю. В истории государственного пятилетнего планирования это был первый случай общего срыва плана.
С конца 1982 года новый Генеральный секретарь ЦК КПСС Ю.В.Андропов попытался исправить положение в экономике ужесточением трудовой дисциплины и широкомасштабной борьбой с «теневиками». Он превратил борьбу с хищениями в настоящую войну с «теневиками» и их покровителями. Из судебных дел начала 80-х годов в истории страны самым крупным стало «дело «Океан» - об экономических преступлениях в системе Министерства рыбного хозяйства СССР. К следствию было привлечено около 12 тысяч человек. Многие ответственные работники, не дожидаясь ареста и сохраняя честь семьи, кончали жизнь самоубийством. Министр А.А.Ишков был отправлен на пенсию. За ним в октябре 1980 года последовал и Председатель Совета Министров СССР А.Н.Косыгин, лично курировавший управление внешних сношений Минрыбхоза, которое организовало вывоз «левой» продукции, а также драгоценных камней и металлов за рубеж. Главой правительства стал Н.А.Тихонов. Андропов не просто наводил порядок. Он боролся за социалистическую законность за соблюдение Конституции СССР, запрещавшей частное предпринимательство. Выиграв несколько битв, он, тем не менее, проиграл войну с преступностью. «Дела», начатые новым генсеком, не были доведены до конца: ни «океанское», ни «ростовское», ни «московское», ни «хлопковое» и т.д. Неизлечимая болезнь стала причиной недолгого пребывания Ю.В.андропова у власти. Он умер в феврале 1984 года, успев вктивно поработать на посту Генерального секретаря менее года, с ноября 1982 гоад до августа 1983 года. С его уходом определились две крайние точки зрения на теневую экономику. Одни считали ее «криминальной нишей» реальной экономики и настаивали на продолжении беспощадной борьбы с нею, другие – образцом высокого эффективного хозяйствования, скованного узами политической системы и уголовного законодательства.
Таким образом, кризисные явления в 70-80 –е годы нарастали во всех сфера жизни.

 

38 вопрос Казахстан накануне обретения независимости: социально-экономическая и политическая ситуация в республике во второй половине 1980-х годов.


Декабрь 1991 г. был полон политиче­ских событий. Среди них главное — распад СССР. 8 декабря в Минске — столице Белоруссии — собрались руководители РСФСР, Белоруссии, Украины и подписали документ об утрате своей силы договора 1922 г. о создании СССР.«Мы, — говорилось в документе, — Беларусь, Россия, Украина, подписавшие в 1922 г. союзный договор, являющиеся учредителями Союза ССР, провозглашаем, что Союз ССР как субъект международного права и с точки зрения геополитического положения прекратил свое существование».Начиная с этого времени, юридически перестал существо­вать Союз ССР и появилось Содружество Независимых Государств.13 декабря 1991 г. в Ашхабаде состоялась встреча руководителей республик Средней Азии и Казахстана. Они объявили о поддержке решений, принятых в Минске.Таким образом, рухнула одна из крупнейших империй мира — Советский Союз. Получили государственную независимость веками стремившиеся к свободе Армения, Азербайджан, Беларусь, Грузия, Казахстан, Кыргызстан, Латвия, Литва, Молдова, Узбекистан, Таджикистан, Туркменистан, Украина, Эстония. Все эти государства имеют тысячелетнюю историю, национальную экономику, культуру. Поэтому было бы несправедливо, если бы эти страны не возродили свою национальную государственность.Политическая ситуация, сложившаяся в Казахстане. К декабрю 1991 г. все республики бывшего СССР уже объявили о своей независимости. Политики Казахстана предпочли дождаться окончания этого процесса. Это объяснялось социально-экономическими, политическими и демографическими факторами. Казахстан дольше всех находился в составе России, имел самую протяженную границу с метрополией. Казахский народ оказался вследствие демографической политики большевиков на своей территории в меньшинстве. Поэтому споры о возможности или невозможности независимости респуб­лики не утихали.В тот период противники независимости Казахстана были довольно многочисленны и сильны. Выдвигались «идеи» создания русской автономии или присоединения северных областей к России.Раздавались обвинения, что в Казахстане нарушаются права русскоязычного населения.Во время обсуждения закона о независимости в Верховном Совете с трибун слышались следующие вопросы и предло­жения: «в чем вообще необхо­димость принятия закона о независимости?», «прежней империи нет — от кого Казах­стан хочет быть независи­мым?», «пусть это решит народ — поставим вопрос на референдум». Не последнюю роль в создании такой поли­тической ситуации сыграла нашумевшая статья писателя- диссидента А.Солженицына «Как нам обустроить Россию?»Переименование республики. 10 декабря 1991 г. было принято решение о переименовании Казахской ССР в Республику Казахстан (Казахстан). Из названия респуб­лики выпало определение "Советская Социалистическая”. Это было очередной ступенью на пути к независимости.Всенародные выборы Президента. В связи с объявлением суверенитета республики возникла необходи­мость всенародного избрания президента, поэтому Верхов­ный Совет Казахской ССР 16 октября 1991 г. принял постановление о выборах президента Казахстана. Согласно этому постановлению регистрация кандидатов в прези­денты производилась до 10 ноября, а выборы были назначены на 1 декабря.Вновь созданные политические партии не были готовы к президентским выборам. Республиканская партия и партия Народный Конгресс провели партийные собрания, но не смогли подготовить своих кандидатов. В результате был зарегистрирован единственный кандидат в президенты — Н.А. Назарбаев, выдвинутый Верховным Советом Казахской ССР. Из всех жителей республики, имеющих право голоса, в выборах участвовали 88,23%, из которых поддержали кандидатуру Н.А. Назарбаева 98,78%. 10 декабря 1991 г. Н.А.Назарбаев во Дворце Республики торжественно принес присягу и приступил к работе в качестве избранного народом Президента Казахстана.Нурсултан Абишевич Назарбаев свою трудовую жизнь начал в 1960 г. в г. Темиртау Карагандинской области рабочим в тресте «Казметал- лургстрой». В 1969 г. перешел на комсомольскую и партийную работу, заняв должность первого секретаря Темиртауского городского комитета комсомола, затем работал заведующим отделом в городском комитете партии, а позже — вторым секретарем. В 1973—1977 гг. работал секретарем партийного комитета Карагандинского металлургического комбината, вторым секретарем областного комитета партии. В 1979— 1984 гг. — секретарь Центрального Комитета Компартии Казахстана, с 1984 г. — Председатель Совета Министров Казахской ССР.Перед Президентом Н.А. Назарбаевым жизнь поставила сложные задачи. Сырьевая направленность экономики Казахстана и, как следствие, сильная зависимость его от других стран, давление людей, имевших в руках рычаги управления экономикой в крупных промышленных городах, некомпетентность окружавшей его партийной номенклатуры, трудности, порожденные переходом к рыночным отношениям, — все это вынуждало действовать, используя только сложившееся политическое положение и благоприятные моменты. После избрания президентом он большое внимание уделял решению проблем межнациональных отношений. В условиях многонацио­нального Казахстана это было оправданно.

39 вопрос Кокандская автономия: попытка создания независимого государства. Политическая деятельность М. Шокая.
В целом в данной статье рассматривается эволюция идеи Туркестана, распространившейся среди Казах­ских демократов, а также дается описание движения туркизм.Феномен тюркизма как гуманистического течения, основывающегося на идее родствен­ности тюркских народов, возник еще в сере­дине XIX века на территории Российской им­перии. Поскольку большинство тюркских на­родов исповедовали ислам, то в канву тюр­кизма стала вплетаться и идея о солидарности мусульманских народов (исламизм). Револю­ции в России начала XX века дали огромный импульс национально-освободительному дви­жению в Казахстане, оформлению новых госу­дарственных образований - национальных ав­тономий («Алаш» и Кокандская автономия) в ноябре-декабре 1917 года. Теоретические взгляды основателей этих автономий показали два тренда в общественно-политической мысли Казах­стана того периода: «западный» - с ориента­цией на демократические либералистические ценности Запада (партия «Алаш») и «восточ­ный» (тюркистский), базирующийся на цен­ностях культурно-религиозного единства тюрк­ских народов Туркестана, носителем и пламен­ным пропагандистом которого стал Мустафа Чокай. Интерес для нас представляет форми­рование идеи единого Туркестана в мировоз­зрении М.Чокая, который реализовал ее в форме Туркестанской (Кокандской) автоно­мии, его вклад в сокровищницу тюркизма и историю национальной государственности Ка­захстана и среднеазиатских республик. Взгляды М.Чокая (1890-1941гг.) формиро­вались в условиях революционных событий 1905 и 1917 гг. в России, вызвавших невидан­ный рост национального самосознания на окраинах империи. Февральская революция 1917 г., свергнувшая монархию, разбудила на­дежды на демократический вектор в реализа­ции прав угнетенных народов колоний России. Идеи национального освобождения стали ви­тать в воздухе еще с первой русской револю­ции 1905 года и нашли воплощение в конкрет­ных положениях политической программы молодой казахской демократии, рупором ко­торой стали газеты «Айкап» и «Казах». После победы Октябрьской революции боль­шевистское правительство приняло документы, вдохновившие национальные демократические движения по всей стране. Так, 2 ноября 1917 года был принята «Декларация прав народов России», а 20 ноября 1917 г. - Обращение СНК «Ко всем трудящимся мусульманам Рос­сии и Востока», которые провозглашали ра­венство и суверенность народов бывшей Рос­сийской империи, их право на свободное само­определение, вплоть до отделения, отмену вся­ких национальных и религиозных привилегий и ограничений. Эти два документа оказали огромное влияние на мусульманское населе­ние как на территории бывшей Российской империи, так и в исламских странах. Идея «самоопределения наций вплоть до отделе­ния», провозглашенная Лениным, вызывала симпатии и большие надежды на установление национальной государственности народами бывших российских колоний. Национальная идея стала императивом к практическим поли­тическим действиям. Общественно-политические силы национальных окраин России предлагали различные варианты государственного устрой­ства страны: в виде территориальной автоно­мии либо культурно-национальной автономии в составе федеративного государства. В среде казахской демократической интел­лигенции наметились также две тенденции в отношении будущего государственного пере­устройства края. Первую представляли лидеры партии «Алаш» (А.Букейханов, А.Байтурсы- нов, М.Дулатов, М. Тынышпаев) полагали це­лесообразным создание равноправных нацио­нальных автономий в составе будущей федера­тивной демократической России. Исторически сложилось, что население Туркестана было многонациональным, большую часть его со­ставляли тюркоязычные народы: казахи, кир­гизы, узбеки, туркмены, таджики. Поэтому здесь стала преобладать идея единения на принципе общей исторической общности, единства куль­туры, языка, вероисповедания. Туркестан дол­жен был стать единым неделимым, самостоя­тельным государством, в составе которого могли бы быть несколько автономных уалаятов. Эта идея принадлежала Мустафе Чокаю и его единомышленникам. При этом они исхо­дили из того, что Туркестан сможет восста­новить свою утерянную государственность и защитить её от внешней угрозы только при консолидации всех тюркских народов, прожи­вавших в регионе. Идеологически данная идея должна была поддерживаться канонами Ко­рана, который предлагалось преподавать на родном языке по новому методу (усуль джа- дид), что тогда было новаторской идеей, и в котором сторонники данного течения видели духовный и культурно-нравственный ресурс для просвещения народов, населявших Тур­кестан, а также их консолидации на почве религиозно-культурного единства. Однако среди туркестанских приверженцев ислама, объеди­нившихся в партию «Шуро-и-Исламия» позднее произошел раскол на два противоположных крыла: улемисты, которые стояли на позициях «чистого ислама», и джадиды - сторонники тюркизма, отличавшиеся модернизмом и праг­матизмом. Первые во главе с востоковедом Серали Лапиным были сторонниками ортодо­ксального ислама, требовали соблюдения норм шариата, выступали против реформы образо­вания на европейский манер, а вторые, ли­дером которых был М.Чокай, выступали за проведение демократических реформ, особен­но в сфере образования. К сожалению, этот раскол в дальнейшем внес свою печальную лепту в обострение противоречий и разногла­сий среди руководителей Кокандской авто­номии.Формирование мировоззрения М.Чокая про­исходило в условиях распространения в Рос­сии идеологии тюркизма, включающей в себя реформу в мусульманском образовании (джади- дизм), основы которых сформулировал осно­воположник данного культурно-либерального течения крымский татарин Исмаил Гаспринский (1851-1914 гг.). И хотя он не использовал термин тюркизм, однако провозглашенный им принцип «Dilde, Fikirde, Iste birlik» («Единство в языке, вере и делах») стал своеобразным лозунгом нового гуманистического течения, которое стало ответом на панславизм и рос­сийскую колониальную политику. Другим вид­ным представителем тюркизма был казанский татарин Юсуф Акчура (Акчурин), опублико­вавший в Каире в 1904 г. манифест тюркизма «Три системы правления» («Uc tarz-i siyaset»). Сравнивая концепции османизма, панисла­мизма и тюркизма, Акчура выделял тюркизм как наиболее перспективный и реальный путь единения тюрков. Он ратовал за создание политического Союза всех тюркских народов с центром в Турции. Выступление Акчуры озна­меновало переход пантюркизма в новую фазу: от культурно-просветительского (как его мыс­лил Гаспринский) к политическому движению. Али Гусейнзаде в 1907 г. публикует программу азербайджанского национального возрождения, которую он определил тремя словами «Тюр­кизм, исламизм и европеизация». В период учебы на юридическом факуль­тете Санкт-Петербургского университета (1910­1914 гг.) М.Чокай тесно общался с видными мусульманскими деятелями, в среде которых были очень популярны идеи И.Гаспринского и Ю. Акчуры. С 1914 г. по рекомендации Али­хана Букейханова М.Чокай работал секретарем и переводчиком в мусульманской фракции в Государственной Думе. В 1916 г. М.Чокай выезжает в Казань и создает организацию под названием "Туркестанское единство". В ее ру­ководство вошли пять человек, безусловным лидером которых был Мустафа. Таким об­разом, идея единого Туркестана сформирова­лась у М.Чокая еще до Февральской револю­ции. Вернувшись в Ташкент весной 1917 г. он организовал выпуск газеты «Бірлік Туы» (Знамя единства), где впервые провозгласил идею о независимости всех тюркоязычных народов, а также газеты на русском языке «Свободный Туркестан», где пропагандировал демократи­ческие идеи. М. Чокай представлял южное крыло партии «Алаш», участвовал в Первом Всекиргизском (Всеказахском) съезде в июле 1917 г. М. Чокай был избран делегатом и на Всероссийское Учредительное собрание и на Всероссийский съезд мусульман «Шуро-и-Исламия». В сен­тябре 1917 г. после захвата власти в Ташкенте большевиками, начала «красного террора» и вследствие угрозы ареста М.Чокай покидает Ташкент, и продолжает свою деятельность в Коканде. 26-29 ноября 1917 г. состоялся IV Чрезвычайный Всетуркестанский мусульман­ский съезд в Коканде. В его работе приняло участие более 300 делегатов. В числе активных участников съезда были А. Букейханов, М. Тынышпаев, М. Чокай и другие. 27 ноября на съезде была принята резолюция об образова­нии Туркестанской автономии (Туркестан Мухтариати) в составе Российской Федератив­ной Демократической республики с предостав­лением установления форм автономии Учре­дительному собранию. Поскольку местом про­ведения съезда и пребывания руководящих органов автономии стал город Коканд, она по­лучила еще название Кокандской.Тогда же было образовано Временное пра­вительство автономии, оно должно было со­стоять из 12 человек, 8 — из представителей коренного населения и 4 — из представителей других народов. Премьер-министром и ми­нистром внутренних дел был избран М. Ты­нышпаев, министром иностранных дел М. Чо­кай. Позже премьер-министром стал М. Чокай. Решением съезда определился состав Нацио­нального собрания, в который должно было входить 54 депутата, из них 11 - представите­лей Семиреченской и Сырдарьинской областей (относящихся к Казахстану). Выступая на съезде, Мустафа Чокай особо подчеркивал: «То, что творится в центре, заставляет окраины самим заботиться о собственном спасении великой национальной революции (имеется в виду Февральская революция 1917 г. - авт.). России в целом и Туркестану, пережившим Октябрьское кровопролитие, надо заботиться о своей соб­ственной судьбе»[1]. С 5 по 13 декабря 1917 г., приглашён­ный уже как глава Туркестанской автономии, Мустафа Чокай принял участие во Втором Общекиргизском съезде в Оренбурге, где была провозглашена казахская Алашская автоно­мия. Он также вошёл в состав правительства «Алаш-Орда», председателем которого стал Алихан Букейханов. Кокандская автономия была поддержана многотысячными митингами и демонстра­циями в городах и аулах края. 13 декабря 1917 г. состоялась одна из таких мирных демон­страций в Ташкенте в поддержку Коканд ской автономии. Большевики встретили демон­странтов пулемётными очередями. Правитель­ство Туркестанской (Кокандской) автономии в январе 1918 г. объявило о намерении 20 марта 1918 года созвать свой парламент (Миллий мажлис) на основе всеобщего прямого, рав­ного и тайного голосования. Две трети мест в парламенте предназначались мусульманским депутатам, а одна треть — гарантировалась представителям немусульманского населения. Это было удачным решением - такой парла­мент, несомненно, сплотил бы всех туркестан- цев и стал бы непреодолимым препятствием для большевиков. Существование такого пар­ламента должно было стать первым шагом к демократизации Туркестана. К слову, в обра­зованном в то же время (30 апреля 1918 г.) в Ташкенте правительстве Туркестанской Совет­ской Социалистической Республики (ТАССР) из 14 его членов не было ни одного человека из представителей коренных народов. IV краевой съезд Советов Туркестана (19 - 26 января 1918 года) принял постановление "объявить вне закона Кокандское автономное правительство и арестовать главарей". Сам факт провозглашения автономии Туркестана был квалифицирован как "попытка контрре­волюционных элементов найти опору в среде мусульманской буржуазии и темной массы мусульманства"[2]. Советское руководство предъявило ультима­тум Временному правительству Туркестанской (Кокандской) автономии, на который Мустафа Чокай ответил отказом, тем самым отказываясь признать власть Советов. Для ликвидации само­провозглашённой Туркестанской автономии из Москвы в Ташкент прибыли 11 эшелонов с войсками и артиллерией. Единственной реаль­ной силой правительства автономии оставался небольшой отряд кокандской милиции. Надеж­ды на помощь оренбургских казаков не оправ­дались. 6 февраля 1918 г. были начаты боевые действия против небольшого отряда сторон­ников Кокандской автономии. Три дня длилась резня большевиками мусульманского населе­ния. Город был разрушен и сожжён. 13 фев­раля 1918 года, после 64-дневного существова­ния Кокандская автономия была разгромлена. Сторонники автономии были вынуждены отойти в Ферганскую долину, где свыше 10 лет вели партизанскую войну. Этот разгром вместо достаточно лояльного отношения к России правительства Туркестан­ской (Кокандской) автономии, фактически на долгие десятилетия ликвидировал доверие мест­ного населения к русской революции, цен­тральной и местной Советской власти. Туркестанская (Кокандская) автономия и национальная автономия «Алаш» были не един­ственными попытками создания государствен­ных образований на окраинах послеоктябрь­ской России. Так, в Закавказье в апреле 1918 года была создана Закавказская Демократи­ческая Федеративная Республика, летом того же года распавшаяся на Азербайджанскую и Грузинскую демократические республики и Республику Армения. Однако и они после за­воевания Красной армией Закавказья в 1921 г. были свергнуты Советами. Мустафе Чокаю удалось спастись от крас­ного террора и в эмиграции за рубежом он сосредоточил свою публицистическую дея­тельность на задаче широкого информирова­ния общественно-политических и научных кругов Европы об истинном положении в советском Туркестане, новой форме колониза­ции большевиками, голоде в Степи и выми­рании миллионов казахов и т.д. Первая критика репрессивной политики советского государства в Казахстане и Тур­кестане прозвучала именно из уст Мустафы Чокаева. Благодаря разносторонней полити­ческой деятельности и большой эрудиции, зна­нию нескольких европейских языков авторитет Мустафы Шокая в Европе в научных и эми­грантских кругах был очень высок. Но идея единого Туркестана или более общая концеп­ция тюркизма как культурно-национальной общности мусульманских народов России, не могла затухнуть с разгромом Кокандской авто­номии. В тот исторический момент в России тюркская общность воспринималась как при­оритетная, давая тюркским народам шанс по­литической интеграции в единую нацию.Идеи объединения народов на тюркской и исламской основе продолжал татарский ком­мунист Мирсаид Султан-Галиев, основатель так называемого национал-большевизма или «исламского марксизма», который возглавлял мусульманскую секцию Народного комисса­риата по делам национальностей (1917-1923 гг.). Ему принадлежат идеи образования само­стоятельной мусульманской советской респуб­лики, мусульманской Красной Армии и му­сульманской компартии, которые могли бы способствовать развитию революционного анти­империалистического движения на исламском Востоке. После процесса, обвинившего М.Сул- тан-Галиева в национал-уклонизме и приго­ворившего к расстрелу, обвинение в «султан- галиевщине»



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-02-11 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: