Глава 2. Веды - священные книги древнеиндийской религии




индийский цивилизация ведический религия

Жизнь и мышление давних ариев можно представить себе на примерах из ранних ведических мифов. Каждое природное явление получало здесь мифологическое объяснение. Например, за мифом, большая засуха случилась потому, что демон украл небесную корову и спрятал ее в горе. И только когда люди приготовили верховному богу Индры специальный жертвенный напиток, он бросил у демона молнию и освободил тех небесных животных, которые пошли по небу, проливая дождь - небесное молоко, животворное начало бытия. Веды преисполнены первобытно поэтического чувства природы. Составление текстов Вед началось еще в арийской среде эпохи кочевки (ІІІ тыс. до н.э.). Они возникли из пастушьей песни, в которой воспевалась окружающая природа, - это известна психологическая модель, за которой творит кочевой поэт: что вижу, о том пою. Веды когда-то полностью учились наизусть (у кочевников-ариев не было письменности). Это огромная масса текстов, которые стали со временем запоминать люди, которые специализировались на принесении жертвы. Эти тексты (гимны, песня богам, заклинания) произносились при службе культа.

После того, как арии осели в Индии, новая цивилизация переняла от вавилонян письменность (письмо деванагари), Веды было в основной их массе записано языком ариев - ведическом санскритом (хотя некоторая часть еще и до сих пор бытует в глухих углах Индии в устном виде). Начало создания книги приходится на II тыс. до н.э. Последователи ведизму утверждают, что они не является человеческим творением, а были услышаны мудрецами от Брахмана как священное знание. Длительное время они передавались устно и только в ІІ тыс. записана языком санскрит. Считается, что Веды существуют в их вечной совершенной форме. Поэтому они известны как шрупти (то, что слушается). Благоговение, с которым индусы всегда относились к Ведам, дало им возможность пронести через века такое огромное литературное произведение в устной передаче, причем за это время оно либо вовсе не получало новых дополнений, либо таких дополнений было очень мало. Современный индийский автор С. Н. Дас Гупта в первом томе своей «Истории индийской философии» следующим образом оценивает значение Вед для индусского мировоззрения: «История религий Индии претерпела значительные изменения в период после ведической цивилизации. Но таково было почитание Вед, что они всегда оставались высшим источником религиозной мудрости для всех слоев индусского общества во все времена. Даже сегодня все обязательные отправления культа у индусов - по случаю рождения, свадьбы, смерти и т. д. - выполняются в соответствии со старым, ведическим ритуалом. Молитвы, которые современный нам брахман произносит три раза в день, составляются из тех же самых стихов Вед, которые служили молитвенными стихами два или три тысячелетия назад... Большая часть санскритской литературы, которая развилась в послеведический период, созданными ею ценностями обязана Ведам и опирается на них как на свой высший авторитет. Системы индусской философии не только подчинены Ведам, но сторонники каждой из этих систем часто спорят друг с другом о превосходстве своей системы, стремясь доказать, что она и только она верно следует Ведам и правильно излагает идеи Вед. Законы, регулирующие традиционные правовые отношения, общественную, домашнюю и религиозную жизнь индусов, их обычаи и ритуал, вплоть до сегодняшнего дня выдаются за систематизированное наследие старого ведического учения, и их обязательность также основана на авторитете Вед. Даже в период английского правления в области наследования собственности, усыновления и других подобного рода юридических вопросах следуют индусскому праву, которое, в свою очередь, считает своим источником Веды».

Веды являются сложным, многогранным литературным массивом, который образуют четыре группы текстов, созданных в разные исторические периоды: Самхиты («Собранное»), Брахманы («Объяснение Брахмана»), Арахъяны («Лесная книга»), Упанишады. Гимны, песня богам и магические заклинания образовали первый раздел Вед, который сложился еще полностью стихийно. Это четыре больших подразделы (самхиты): Ригведа (гимны богам), Самаведа (те же сам гимны и более поздняя песня, распределенная в соответствии с типами жертвоприношений), Яджурведа (гимны и жертвенная формула вместе с объяснением содержания жертвоприношений), Атхарваведа (более чем 700 магических заклинаний на все случаи жизни).

Самой давней среди книг является Ригведа, с которой и начинается древнеиндийская литературная традиция. Зафиксированные в ней мифы и сюжеты питали не только древнеиндийский эпос, но и классическую индийскую литературу. Период ее заключения охватывает в 1200 - 1000 г. до н.э. Официальный текст содержит 1028 песни среднего размера в 10 строфы. В гимнах Ригведы содержатся славословия в честь важнейших богов, в торжественно-возвышенном стиле воспеваются их деяния, родственные связи, великие потенции и основные функции. Большое место в гимнах Ригведы занимают мифопоэтические образы и сюжеты (вечное преследование богом солнца Сурьей богини утренней зари Ушас, как бы символизирующее бесконечный и ритмичный бет времени; знаменитые «три шага Вишну», которыми он пересек землю; вариант мифа о сотворении мира: рожденный Небом и Землей Индра, выпив сому, стал быстро расти и тем самым оторвал Небо от Земли, после чего он заполнил пространство между ними воздухом, людьми и т. п.).

Самаведа - это песнопений из 1549 песен, в основном (кроме 75) повторяющих гимны Ригведы, варьирующих темы этих гимнов.

Яджурведа имеет несколько вариантов самхит, принадлежащих различным школам. Четыре варианта известны под наименованием «Черной Яджурведы». Она состоит из жертвенных формул-заклинаний (яджус) и кратких прозаических комментариев к ним. Две другие самхиты этой веды («Белая Яджурведа») состоят преимущественно из гимнов (около 2000, разделенных на 40 глав). Содержание Яджурвед в основном также повторяет Ригведу.

Атхарваведа - четвертая и позднейшая из вед. Названная по имени жрецов-атхарванов, она состоит из 731 заклинания в 20 частях.

В практике индуистского культа каждая Веда была связана с определенной группой жрецов, которые выполняли те или другая функция в обряде жертвоприношения. Скажем, «Атхарваведа», что содержит магические рецепты и заклинания, возможно, должна была стать брахману - жрецу, который следил за правильностью всего процесса жертвоприношений.

Комментарии к самхитам - прозаичные Брахманы, которые содержат мифологически ритуальные объяснение. Это книга, написанная брахманами для брахманов. Они содержат комментарии, целью которых является укрепление роли и авторитета жрецов, обоснования кастового разделения общества.

К Брахманам приобщаются свои комментарии - Араньяки, к ним «комментарии на комментарии» - Упанишады. Араньяки и Упанишады - сборники правил для пустельников, старцев, углубленных в познание природы, бытия. Упанишады (санскр. - сидеть около учителя ради познания истины) являются своеобразным завершением цикла. К ним входят 250 богословско-философских произведений, поданных в форме размышлений легендарных или полулегендарных мудрецов. Они засвидетельствовали уровень духовного развития тогдашнего индийского общества, особенности богословских и философских взглядов. С определенной условностью Упанишады составляют шесть системы: Веданта, Миманса, Санкхъя, Вайшешика, Йога и Ньяя. Один из ведущих мотивов Упанишад - происхождение, развитие и перспектива человечества. У их идет речь и о том, почему человек существует то в страданиях, то в блаженстве, кто вызывает это: время, природа, необходимость, случайность или Пуруша (лицо, которое является Верховным Духом).

Веданта («Конец Вед») и Миманса является сугубо богословскими произведениями, которые рассматривают соотношение человеческой души Атмана с мировой душой Брахмой. Мировая душа рассеяна во всем мире. Для полного слияния Атмана с Брахмой следуют предостерегающе принять все написано в Ведах и скрупулезно выполнять все ритуалы. В этом цель и смысл жизни. Веданта и Миманса оригинально разрешают проблему познания мира: Вселенная - это Брахман, познает его Атман, но для этого нужно сначала познать Атмана. Атман - это человеческое «Я». Следовательно, познание мира должно начинаться из самопознания, самоусовершенствования. Самопознание - высшая форма знания, источник счастья.

Санкхъя утверждает, что Брахма не рассеяна в природе, а природа существует независимо от духа. Это удостоверяет наличие материалистической тенденции в понимании мира. Вайшешика содержит мысль, близкую к атомистической теории.

Йога и Ньяя содержит мысль относительно практической проблемы самоусовершенствования с помощью религиозных и философских принципов. Йога реализует принципы Санкхья для достижения психического и физического самого управления: нужно освободить дух, душу от перерождений, перевоплощений. Йога предлагает систему упражнений, особенно дыхания и правил поведения, для очистки души, которая после этого может достичь слияния с Атманом. Ньяя прибегает к рассуждениям относительно логических средств самоусовершенствования, развития аналитического мышления, формы познания. Познанию поддается не только материальное, но и духовное, в том числе и Атман. С помощью логических построений Ньяя доводит необходимость перевоплощения, достижения мокши (спасение).

Все эти тексты считаются священными (шрути), полученными от богов самыми первыми мудрецами-певцами (риши). Шрути дополнялись ритуальными, законодательными, научными трактатами. Завершение этой работы состоялось в 1-й пол. ІІ тыс. до н.э. Читать и изучать Веды мог сначала лишь мужчина, и то - из привилегированной (белых) прослойки населения.

В гимнах Вед временами трудно отделить фигуру одного бога от другого. Очевидно также, что в ариев не было сначала воображения о единственном верховном боге: вероятно, каждое племя выдвигало на эту роль свое божество. Формула чествования переходила от одной фигуры ведической мифологии к другой. Да, гимны воспевают могущество самого давнего верховного бога-громовержца Индры. Впоследствии в Ведах появился бог Праджпати (обладатель живого), и рядом с гимнами Индриы вмещен гимн, в котором качества Индры уже поданы как признаки Праджапати.

Иногда в «Ведах» изображается мир как таковой, что возник вроде бы сам собой, без творца, и все существующее появляется словно сон. Невозможно понять, были ли тогда воды или воздуха; не было ни смерти, ни бессмертия, ни дня, ни ночи. Какое-то существо само собой дышало в мороке, покрытая скорлупой. Но когда она «пожелала», то мир поделился на Сат (То, которое есть) и Асат (То, чего нет). Боги существуют в том мире, который есть, - Сат. Но никто не знает, само собой ли зародилось Что-то Одно; и даже Праджапати не знает, что его родило. Лишь мудрецы могут понять то силой уму.

В то же время в Ригведы рассказывается о первобытном яйце, которое сначала обмывали космические воды. Бог Твиштар (еще один претендент на роль творца всего существующего) создал Небо и Землю, форму всех существ, а также бога Индру.

«Солнце - это Брахман - такое наставление. Объяснения этого: не сущим было это [мир] в начале. Сущим было это. Оно стало. Оно превратилось в яйцо. Оно лежало год. Оно раскололось. Эта оба части скорлупы стало - [одна] - серебряной, а [вторая] - золотой <...> Серебряная - это земля, золота - небо». Скорлупа превратилась в гору, жилы - на реку, жидкость - на море. Из этого родилось и Солнце [желток?].

За другим вариантом, боги в начале создали великана. Потом они убили его, разрубили на части, а из той части тела создали весь материальный мир: солнце, небо, воздух, землю. За этим вариантом мифа людей и их разряды были созданы не из Брахмы, а из Пурушы.

Ведическая литература дает возможность проследить, как постепенно внимание народов давней Индии переносилось из явлений внешнего мира на человека, его психику, мышление. Она имела большое влияние на развитие индуистских религиозно философских школы и религиозных течений. Ведические книги считают священными и более поздняя ведическая религия - брахманизм и индуизм.




Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2020-03-31 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: