Ранняя индуистская традиция храмов не знала. Центром культа был алтарь определенной формы (в виде квадрата, прямоугольника, полумесяца и т. п.), который сообщался с жертвенным местом, - ягашала, - что являло собой участок утрамбованной (или вымощенной кирпичом) земли. Индуистский жертвенный алтарь являл собой образ сотворения мира. Вода в смеси с глиной символизировали исконные воды и Землю, боковая перемычка - воздух, который окружает Землю, и тому подобное. Здесь курятся ароматы, осуществляется пуджа - обряд чествования статуи божества.
В ІІ тыс. до н.э. возникла многочисленные ритуалы, которые были описаны в специальных сборниках. Развился культ богов, что заключался в жертвоприношениях, сопровождаемых гимнами и магической формулой, которая выражала конкретную просьбу людей. Так, в сборнике «Ашвалаяна-Грихьясутра» детально определяется церемония принесения жертвы: «И где бы он не пожелал свершить жертвоприношения, пусть выберет площадку размером не меньше стрелы с каждой стороны. Пусть обмарает его (коровьим гноем) и прочеркнет шесть линии: одну на западном боку (из юга на север), две - к востоку по обоим ее концам и три посередине. Пусть он обрызгивает это место, установив огонь и положив в него полено, расчистив (землю) вокруг (огня) и разложив (священную траву); (вершит) обрызгивание молча в восточном направлении, в южном, западном и северном, заканчивая севером. Очистка жертвенного топленого масла происходит с помощью двух цедилки. Две (стебли) трава куша длиной в пядь, с нерасщепленными концами, которые не имеют внутренних пагонов, взяв из двух боков большим и безымянным пальцами так, чтобы ладони руки было обратно вверх, он очищает масло, обернувшись к востоку, один раз произнося мантру: «За указанием Савитара я очищаю тебя лучами Васу, Сурьи, (а) дважды молча» и так далее, и тому подобное с произнесением разнообразных мантр (заклинаний).
Принесение жертвы рассматривалось как кормление богов, и отношение к этому акту со стороны верующих было довольно практичное; это был своего рода торг: я даю тебе, а ты даешь мне. «Вот масло, где же твои дары?» - обращаются к богу. Местами в гимнах проскальзывает фамильярное отношение к богам на почве такого торга. Вот гимн Индре: «Милостивы руки твои, о Индра, и благи, когда расточают дары певцу. Где же замешкался ты? Почему не спешишь на попойку? Или скупишься?
Почему, богач, люди называют тебя щедрым? Ты на подаяния даровит, так слышу от всех: так дари же и мне. За песнь мою воздай казной, о всемогущий...
Будь у меня, о Индра, такие богатства, какими обладаешь ты, я, не жалеючи, одарил бы моего поклонника; я не оставлял бы его в бедности».
Такое чисто практическое отношение к жертве очень интересно. Интересно и то, что самый момент жертвоприношения считался настолько важным, что из него вырос особый мифологический образ: это еще слабо персонифицированный в ведическом периоде образ Брахманаспати - господина молитвы или заклинания.
Молитвы, связанные с жертвой, обладали принудительной силой. Боги не могли отказать человеку в просьбе, если она сопровождалась правильно произнесенными заклинаниями и правильно выполненной жертвой.
Таким образом, ведическая религия представляет собой наряду с сильным развитием мифологии и олицетворений все же в значительной мере магию: молитвы являются, в сущности заклинаниями, принудительно действующими на богов.
Культ также заключался в потреблении священного напитка сомы (возможно, хмельного или наркотического). Пользуясь практикой сжигания жертвы на огне, древние индейцы особенно уважали бога Агни как посредника между людьми и богами - здесь просматривается связь с первобытным почитанием огня, которое возникло еще в каменном возрасте. Жертва считалась наивысшим подвигом человека. Бог Праджапати, обладатель, живого, осознавался как покровитель жертвы; впоследствии его даже объявят царем богов.
В ведическом жертвоприношении принимали участие четыре главных жрецов: хотар, чтец гимнов Ригведы, которые должны были умилостивити богов; удхатар, который пел из текстов Самаведы; адхвар’ю, который вершил жертвоприношение, произнося магическую формулу из Атхарваведы; брахман, которому надлежало следить за точным выполнением ритуала, чтобы в обряд не проникло зло.
Ведическая религия (середина ІІ тысячелетия до н.э.) была религией жертвоприношений и ритуалов, большинство из которых были чрезвычайно сложны и осуществлялись в течение недели и даже месяцев. Целью жертвоприношений были не умилостивление Богов, а подчинение их воли жрецов-брахманов, для выполнения желания жертвователя.
В середине ІІ тысячелетие до н.э. ведическая религия переживает острый кризис. Вызревает протест против дорогой ритуальной практики и засилья жрецов-брахманов. Формируются неортодоксальные религиозные и религиозно философские учения (джайнизм, буддизм), которые отрицают и отбрасывают брахманский ритуализм, призывают к моральному усовершенствованию и уединенной монашеской жизни. Названные учения отбрасывают священный авторитет Вед и сакральность сословного разделения общества, обращают свою проповедь ко всем людям без исключения.
Заключение
Особенностью формирования ведической традиции в Индии было наложения мифологической системы ариев на культурную традицию местных жителей. В системе с становлением нового классового общества трансформировалась и религиозная система древних индийцев. Внедрения материального фактора привело к расслоению общества, а усложнения культовой части религии к выделению правящих классов.
Передаваясь, долгое время в устной традиции, ведическая литература оформилась в цикл сложных многофункциональных текстов. Формирования книг Вед охватывает период в 2 тысячелетия. Несмотря на большой объем разноплановых текстов, пояснений м комментариев ведическая литература все же имеет внутреннюю логику сюжета и нравственной системы, что подтверждается практикой ее использования и в наше время.
Значительное количество божеств у пантеоне ведизма обясняется условиями формирования религии на базе местных религиозных систем. Вместе с этим, большое количество богов характеризовало ведизм как естественную религию. Лишь с усложнением обрядово-культовой практики функциональность богов привязывается к социальным потребностям людей.
Несмотря на слабо сформированную ритуальную составляющую ведизма, привязка кастовой системы к религии приводит к появлению протестных настроев против жрецов и заритуализирования религии. Ведизм был в своей основе возможность повлиять на внешний мир посредством богов и духов, а сформированные в начале І тысячелетия условия сакрализации сословий привела к моральному реформизму ведических истин.
Список использованной литературы
1. Альбедиль М. Ф. Индийская религия и философия / Российский Христианский Гуманитарный институт; Институт востоковедения РАН [Электронный ресурс]. - Режим доступа: <https://www.india.ru/india/history/hindi_history.shtml>
. Васильев Л.С. История религий Востока. - М.: Книжный дом «Университет», 2000. - 426 с.
. Лубський В. І., Лубська М. В. Історія релігій. Підручник: У 2 т. - К.: Видавничо-поліграфічний центр «Київський університет», 2007. - Том 1. - 383 с., 13 іл.
4. Синха Н. К., Банерджи А. Ч. История Индии / Пер. с англ. Степанова Л. В., Ястребовой И. П., Княжинской Л. А. - М.: Издательство Иностранной литературы, 1954. - 442 с.
. Токарев С.А. Религия в истории народов мира. - М.: Политиздат, 1964. - 559 с.
Приложения
Приложения 1
Основные понятия
Ведизм - религиозная система, предшествовавшая брахманизму; развивалась преимущественно на территории современной Индии в с середины II тысячелетии до н.э.
Ригведа - «Веда песен» - собрания песни, которые воспевают богов и обращенных к им молитв.
Яджурведа - «Веда жертвоприношений» - сборник жертвенной формулы и заклинаний, молитв и правил осуществления жертвоприношений.
Самаведа - «Веда напевов» - сборник пения, предназначенного для ритуальной цели.
Атхарваведа - «Веда заклинаний» - сборник магических заклинаний против злых духов.
Ассуры - злые демоны, которые воплощали всевозможную неурядицу.
Приложения 2
Персоналии
Притхива - богиня матери-земли.
Сому - бог Месяца.
Рундру - бог бури.
Индра - бог-громовержец.
Агни - бог огня.
Адита - мать богов.
Варна - бог безоблачного неба.
Ушас - богиня утренней зари.
Мукша - богиня просветления, мудрости.
Приложения 3
Таблица. Классификация ведической литературы
Группа книг | Содержание | Включает в себя: | Состоит из: |
«Самхиты» | собрания гимнов, молитв, заклинаний, благословений, жертвенных формул и т. п. | «Ригведа самхита» | 1028 сукт (гимнов), которые подразделяются на 10 мандала (книг) |
«Атхарваведа самхита» | 731 гимна, которые подразделяются на 20 книг | ||
«Самаведа самхита» | 1549 гимнов | ||
«Яджурведа самхита» | |||
«Брахманы» | прозаические тексты, содержание которых составляют высказывания относительно различных ритуалов и церемоний жертвоприношения | «Айтарейя брахмана», «Каушитакй брахмана», «Тандьямаха брахмана», «Джайминия брахмана», «Тайттирийя брахмана», «Шатапатха брахмана» | |
«Араньяки» | лесные тексты | ||
«Упанишады» | трактаты, содержание которых составляю тайные поучения, сообщаемые во время частной беседы наставниками своим ученикам | «Иша», «Кена», «Катха», «Прашна», «Мундака», «Мандукья», «Тайттирийя», «Айтарейя», «Чхандогья,» «Брихадараньяка», «Светасватара» |
Приложения 4
Тестовые задания
№ | Вопрос | Варианты ответов | Ответ |
Ведизм развивалась на территории Индии в: | 1. II тысячелетии до н.э. 2. I тысячелетии до н.э. 3. I тысячелетии 4. II тысячелетии | ||
Сопоставьте: 1. «Самхиты» 2. «Брахманы» 3. «Упанишады» | 1. Шатапатха 2. Айтарейя 3. Яджурведа | 1-3 2-1 3-2 | |
Какая из книг Вед есть самой ранней. | 1. Ригведа 2. Атхарваведа 3. Самаведа 4. Яджурведа |