Путь восхождения: ходить по Духу




 

Теперь перед нами 8-ая глава Послания к Римлянам. Но прежде чем мы начнем ее изучение, мы можем вкратце изложить содержание всей второй части (от 12-го стиха 5-ой главы и до конца 8-ой главы) в двух выражениях, причем каждое из них содержит в себе два противоположных друг другу термина, и каждый термин указывает на облик нашего духовного со­стояния: „В Адаме" и „во Христе" (Рим. 5, 12 - 6, 23). „По плоти" и „по Духу" (Рим. 7, 1 - 8, 39).

Нам очень важно понять существующую между этими четырьмя терминами связь. Два первых явля­ются „объективными" и объясняют наше положение - сначала, чем мы были по природе, и затем, чем мы являемся по вере в искупительное творчество Христа. Два последних термина являются „субъективными" и относятся к нашему хождению, то есть к нашей повседневной жизни. Писание нам ясно указывает, что два первых термина представляют только часть истины и два других являются необходимым допол­нением. Мы думаем, что достаточно быть „во Христе", но мы должны знать, что нам еще надо ходить „по Духу" (Рим. 8, 9). И частое употребление слова „Дух", в первой половине 8-ой главы к Римлянам, подчерки­вает важное значение этого второго урока для жизни христианина.

 

Плоть и Дух

 

Плоть связана с Адамом; Дух связан со Христом. Мы не станем касаться вопроса - в Адаме ли мы или во Христе, так как считаем этот вопрос выясненным. И те­перь мы спросим себя: живу ли я по плоти или по Духу?

Жить по плоти - это делать что-нибудь, как „исхо­дящее от" меня самого в Адаме. Это черпать силу из старого источника жизни, которую я унаследовал от Адама, так что в моей повседневной жизни я вижу всю мою предрасположенность к греховности Адама; и мы все хорошо знаем, какие плоды это приносит! То же самое происходит, когда мы во Христе. Чтобы то, что поистине является моим во Христе, проявлялось в моей повседневной жизни, то для этого я должен нау­читься ходить по Духу. То, что мой ветхий человек был распят во Христе, это совершившийся в прошлом факт, а в настоящем - это благословенная действительность, так как Бог благословил „нас во Христе всяким духов­ным благословением в небесах" (Еф. 1, 3). Но если я не живу по Духу, то моя жизнь будет в противоречии с тем фактом, что я во Христе, так как истина моего пребывания в Нем не проявляется во мне. Я могу счи­тать себя во Христе и в то же время сознавать, что мой старый характер проявляется еще очень сильно.

Почему эта дилемма? Это оттого, что я схватываю эту истину только объективным образом, тогда как то, что является истиной объективно, должно быть такой же истиной и субъективно; и это произойдет по мере того, как я буду жить по Духу.

Не только я во Христе, но и Христос во мне. И как человек физически может жить и работать только в воздухе, а не в воде, также и духовно. Христос может пребывать и проявлять Себя не в плоти, а в „духе". Поэтому, если я живу „по плоти", то вижу, что все то, что должно быть моим во Христе, дер­жится во мне, если можно так выразиться, в невы­ясненном состоянии. Хотя я действительно нахожусь во Христе, но если я живу по плоти - то есть моей собственной силой и по моей воле, - то я с огорче­нием замечаю, что природные черты Адама обнару­живаются во мне. Если я хочу, чтобы Христос был проявлен во мне, то я должен научиться жить по Духу.

Жить по Духу означает доверить себя Святому Духу, чтобы Он выполнил во мне то, что я не могу исполнить своими силами. Эта жизнь совершенно не похожа на то, как бы я жил сам по себе, по моей природе. Каждый раз, когда я нахожусь перед новым требова­нием Господа, я взираю на Него с тем, чтобы Он Сам выполнил то, что Он ожидает от меня. Я не должен про­бовать мои силы, а доверить себя Господу; я не дол­жен бороться, а покоиться в Нем. Если у меня раздра­жительный характер, или нечистые мысли, или несдер­жанный язык, или склонность критиковать других, то я не буду стараться переделать себя своими силами, а буду считать себя мертвым во Христе в отношении все­го этого и буду взирать на Духа, чтобы Он произ­вел во мне чистоту, смирение или кротость, в которых я нуждаюсь. Это значение сказанного: "Не бойтесь, стойте и увидите спасение Господне, которое Он сде­лает вам ныне" (Исх. 14, 13).

Вероятно многие из нас пережили в своей жизни по­хожий на этот случай: вас попросили навестить челове­ка весьма нелюбезного, и вы, доверив себя Господу, просили у Него помощи в этом деле. Прежде чем пой­ти к этому человеку, вы сказали Господу, что сами по себе вы, безусловно, потерпите неудачу, и вы просили у Него все необходимое для этой встречи. И к ваше­му изумлению вы не чувствовали никакого раздраже­ния, несмотря на то, что человек тот был весьма не­любезным. Возвращаясь, домой и, вспоминая все это, вы радовались, что вам удалось остаться спокойным, и, удивляясь, вы искали объяснение. А объяснение все в этом: Святой Дух вас сохранил и поддержал.

К сожалению, такие случаи происходят с нами толь­ко время от времени, тогда как такие переживания дол­жны быть у нас постоянно. Когда Святой Дух берет все в Свои руки, то нам не надо применять ника­кого насилия над собою. Нам не надо сжимать зубы, думая, что таким образом мы сдержим себя и одер­жим победу. Нет, там, где есть истинная победа, там нет никакого усилия нашей плоти. Истинная победа - это когда Господь Сам проносит нас победоносно че­рез все затруднения.

Цель соблазнителя всегда сводится к тому, чтобы заставить нас делать что-нибудь самим. В первые три месяца Японо-Китайской войны, потерпев большие по­тери, мы были не в состоянии оказать сопротивление японским танкам, покамест не была придумана следу­ющая тактика. Один из лучших стрелков должен был из засады выстрелить один раз в японский танк. Через некоторое время он повторял выстрел, и после продол­жительной паузы - опять один выстрел, и так до тех пор, покамест начальник танка не высовывал голову, желая посмотреть, что происходит и откуда эти вы­стрелы. И тогда следующий меткий выстрел был смер­тельным для неосторожного начальника.

Покамест он оставался под прикрытием, он был в полной безопасности. Весь план состоял в том, чтобы заставить его высунуться наружу. Этот же прием потребляет и сатана, вначале он не старается ввести нас в какой-нибудь особенный грех, а просто старается заставить нас действовать своими собственными сила­ми; и как только мы выйдем из нашего убежища во Христе, чтобы действовать самим, то наш враг уже одержал над нами победу. Покамест мы не двигаемся, покамест мы не выходим из нашего убежища во Христе, чтобы вернуться в область действий по плоти, то враг не может нас достичь.

По Слову Божию путь победы исключает все то, что мы хотим делать сами, то есть все то, что будет сде­лано вне Христа. Потому что, как только мы делаем один шаг, мы подвергаем себя опасности из-за наших природных наклонностей, которые нас толкают в не­правильном направлении. Где же нам искать помощи? Откроем Послание к Галатам 5, 17: „ Плоть желает про­тивного Духу, а Дух противного плоти". Другими сло­вами, это не против нас борется плоть, а против Святого Духа, потому что „они друг другу противятся", - и это не мы, а Дух противится плоти и побеждает ее. И какой результат? „ Так что вы не то делаете, что хотели бы".

Я думаю, что мы часто неправильно понимаем конец этого текста. Рассмотрим внимательно сказанное в нем. Что мы будем делать по нашей природной наклоннос­ти? Мы бросимся в ряд действий продиктованных на­шими инстинктами и вне Божией воли. Наш отказ дей­ствовать самим дает Святому Духу свободу побороть наше плотское „я" и устранить его. Так что мы делаем не то, что мы склонны делать по нашей натуре, то есть мы не будем поступать по нашей природной наклон­ности, а найдем удовлетворение, пребывая в Его совер­шенном проекте. Поэтому нам дано это повеление: "Поступайте по Духу, и вы не будете исполнять вожделе­ний плоти" (Гал. 5, 16). Если мы живем по Духу, если мы ходим верою в воскресшего Христа, то мы дей­ствительно будем „стоять и видеть", как Святой Дух каждый день будет одерживать новые победы над на­шей плотью. Для этого Он и был дарован нам, чтобы взять эту ответственность на Себя. Наша победа сос­тоит в том, чтобы нам укрыться во Христе, полностью доверив себя Его Святому Духу, Который Своими но­выми желаниями побеждает нашу плоть с ее страс­тями. Крест нам был дан, чтобы совершить спасение для нас; а Святой Дух нам дан, чтобы сотворить спа­сение в нас. Христос, воскресший и вознесшийся на не­бо, является основанием нашего спасения; Христос, Своим Духом в нашем сердце, является его силой.

 

Христос - жизнь наша

 

"Благодарю Бога моего Иисусом Христом!" Это вос­клицание апостола Павла в сущности то же самое, как и выраженное им другими словами в Послании к Га-латам 2, 12 и которое мы взяли темой нашего изуче­ния: „Уже не я живу, но живет во мне Христос". Мы уже видели, какое выдающееся место занимает слово „я" во всей 7-ой главе к Римлянам, и которая оканчивается таким криком отчаяния: "Бедный я чело­век!" Затем следует возглас освобождения: „Благодарю Бога... Иисусом Христом!" Из этого мы видим ясно, что апостол Павел сделал открытие, что наша жизнь - это жизнь Христа в нас. Мы думаем о жизни христиа­нина, как об „измененной жизни", но это не так. Бог дает нам „замененную жизнь", „заместительную жизнь", и Христос в нас является нашим Заместите­лем. „И уже не я живу, но живет во мне Христос". Это не мы должны произвести эту жизнь в самих себе. Это жизнь Христа воспроизводится в нас.

Сколько христиан верят в „воспроизведение" в более глубоком значении, чем возрождение? Воз­рождение означает, что жизнь Христа насажена в нас Духом Святым при нашем новом рождении. „Вос­произведение" идет гораздо дальше и означает, что эта новая жизнь усиливается, развивается и прогрес­сивно проявляется в нас до тех пор, покамест сход­ство со Христом не начнет воспроизводиться в нашей жизни. Это то, что нам хотел сказать апостол Павел, говоря, что он снова в муках рождения, "доколе не изобразится в вас Христос" (Гал. 4, 19).

Разрешите мне пояснить это одним случаем из моей жизни. Однажды, будучи в Америке, я зашел к веру­ющим супругам, которые попросили меня помолиться о них, и я спросил причину их затруднении. „О! Мсье Ни, мы проходим через очень трудное для нас время, - сознались они. - Мы так легко раздражаемся из-за детей, и эти последние недели мы гневались по несколько раз в день. Мы действительно позорим имя Господне. Попросите у Господа, чтобы Он дал нам терпение".

- „Это как раз то, что я не могу сделать", - ответил им я. - „Что вы хотите этим сказать?" - воскликнули они.

- „Я хочу этим сказать, что я уверен, что Бог не отве­тит на вашу молитву", - ответил им я. Тогда они в уди­влении прошептали: „Вы думаете, что мы так вино­вны, что Бог не захочет ответить на нашу просьбу сделать нас более терпеливыми?" - „Нет, это не совсем так. Но я хотел бы знать, молились ли вы уже об этом? Вы уже молились! Ответил ли вам Бог на эту молитву? Нет' И знаете почему? Потому что вам не нужно тер­пение". В глазах жены засверкали молнии, и она вос­кликнула: „Что вы хотите этим сказать? Мы не нуж­даемся в терпении, а между тем мы раздражаемся в те­чение всего дня!" - „Вам нужно не терпение, а вам ну­жен Христов", - ответил им я.

Бог не дает нам смирение, или терпение, или свя­тость, или любовь, как отдельные дары Своей благода­ти. Бог не разделяет на куски Свою благодать, чтобы раздавать ее нам по маленьким частям, даруя долю терпения тому, кто нетерпелив, немножко любви тому, кто не любит, немножко смирения тому, кто горд, в та­ком количестве, какое мы можем принять и на осно­вании которых мы сможем орудовать вроде как бы с нашим капиталом. Бог даровал нам единый дар, ко­торый отвечает на все наши нужды - Он даровал нам Своего Сына Иисуса Христа; и когда я устремляю мой взор на Него, чтобы Он жил во мне, то Он будет - вместо меня - и смиренным, и терпеливым, и полным любви, и всем тем, в чем я нуждаюсь. Он является всем тем, чем я не могу, но должен быть. Вспомним эти слова из 1-го Послания Иоанна: „Бог даровал нам жизнь вечную, и сия жизнь в Сыне Его. Имеющий Сына Божия имеет жизнь; не имеющий Сына не имеет жизни" (1 Иоан. 5, 11-12). Жизнь Божия не дана нам отдельно; жизнь Божия дана нам в Сыне. Это "жизнь вечная во Христе Иисусе, Господе нашем" (Рим. 6, 23). Наша связь со Христом является нашей связью с жизнью.

Благословенное переживание в нашей жизни, когда мы увидим разницу между христианскими добродетелями и Христом; когда мы познаем разницу между сми­рением и Христом, между терпением и Христом, между любовью и Христом. Вспомним сказанное нам в 1 Кор. 1, 30: "Иисус Христос... сделался для нас пре­мудростью от Бога, праведностью и освящением и ис­куплением". Обычное представление об освящении тре­бует, чтобы каждый пункт нашей жизни был освящен. Но не это святость, это плод святости. Святость - это Христос. Господь Иисус Христос в нас является свя­тостью, и она включает все: любовь, смирение, силу, контроль над собою. Сегодня мне нужно терпение - Он является нашим терпением. Завтра мне понадобится чистота - Он наша чистота! Он отвечает на все наши нужды. Поэтому апостол Павел говорит о „плоде Ду­ха", как об едином плоде (Гал. 5, 22), а не как о не­скольких плодах, не как об отдельных дарах. Бог даро­вал нам Святого Духа, и когда нам нужна любовь, то плод Духа - любовь, когда нам нужна радость, то плод Духа - радость. Это неизменная истина. Не имеет значения, в чем состоит наша нужда, ни тысяча разных ве­щей, которых у нас не хватает; на все это у Бога толь­ко один ответ, но ответ вполне достаточный - Его Сын Иисус Христос, Он отвечает на все нужды всех людей.

Как Христос может быть в большей степени прояв­лен в нашей жизни? Только через более глубокое соз­нание нашей нужды в Нем. Некоторые христиане бо­ятся обнаружить свою неспособность, и поэтому они не растут духовно. Возрастание в благодати - единствен­ный способ духовного роста, и благодать, мы уже ска­зали, это Бог, действующий вместо нас. Мы все имеем Христа, пребывающего в нас, но когда мы обнаружи­ваем новую нужду, то мы непосредственно доверяем себя Ему, чтобы Он, пребывая в нас, выполнил и эту нашу нужду. Наша способность зависит от нашего зна­ния Божией возможности. Новая победа в каком-нибудь пункте требует новую отдачу себя, с возобновленным доверием Христу, „Христос - моя жизнь" является се­кретом духовного роста.

Мы говорили о наших собственных стараниях, и о нашем вверении себя Христу, и о разнице, суще­ствующей между этими двумя положениями. И по­верьте мне, что эта разница такая же, как между небом и адом. И это не просто красивая фраза или мысль, которую хорошо высказать, а сущая правда. „Господи, я не могу этого выполнить; следовательно, я не буду больше пытаться сделать это". Многие из нас терпят поражение в этом пункте. „Господи, я не способен это выполнить, поэтому я ничего не буду предприни­мать сам; я доверяю себя Тебе, чтобы Ты это выпол­нил". Я отказываюсь действовать сам, предоставляя действовать Ему, а затем и я с радостью вступаю в начатое Им действие. Это не 'пассивность. Когда мы предоставляем себя Ему таким образом, то это самая активная жизнь. Черпать жизнь от Него, чтобы Он стал самой жизнью моей, предоставляя Ему жить во мне.

 

Закон Духа жизни

 

"Итак, нет ныне никакого осуждения тем, которые во Христе Иисусе живут не по плоти, но по Духу, по­тому что закон Духа жизни во Христе Иисусе освободил меня от закона греха и смерти" (Рим 8. 1-2).

В этой 8-ой главе апостол Павел обстоятельно излагает положительную сторону жизни по Духу.

"Итак, нет ныне никакого осуждения", так начинает он эту главу, и такое заявление на первый взгляд может показаться не на своем месте. И в самом деле, ведь осуждение было снято Кровию Христа, благодаря чему мы спасены от гнева и имеем мир с Богом (Рим. 5, 1 и 9). Но существует два рода осуж­дения: перед Богом и перед самим собою. (Мы уже ви­дели, что таким же образом есть два рода мира.) И этот второй род осуждения иногда нам может пока­заться ужаснее первого. Когда я вижу, что Кровь Хрис­та удовлетворяет Бога, то я знаю, что мои грехи про­щены и для меня больше нет осуждения перед Богом. Однако я могу потерпеть поражение, и чувство внутрен­ней виновности может быть очень реальным, как нам это показано в 7-ой главе к Римлянам. Но если я научился жить Христом, ставшим моей жизнью, то тогда я знаю секрет победы. И теперь - слава и бла­годарение Богу! - „нет никакого осуждения". - "По­мышления духовные - жизнь и мир" (Рим- 8, 6) станут моим духовным переживанием по мере того, как я научусь ходить по Духу. Если мир царит в моем сердце, то у меня не может быть никакого чувства осужденности, а только хвала Тому, Кто ведет меня от победы к победе.

Но откуда у меня появляется это чувство осужден­ности? Не от сознания ли моих поражений и моего бессилия? До того, как я увидел, что Христос - моя жизнь, я старался угождать Богу с постоянным чувст­вом своей неспособности; мои ограниченные возмож­ности стесняли мои действия, и я все время чувство­вал себя растерянным. Я беспрестанно вскрикивал: „Я не могу сделать этого! Я не могу сделать того!" И несмотря на все мои усилия, я видел, что не могу „угодить Богу" (Рим. 8, 8). Но теперь во Христе боль­ше нет этого „я не могу". Теперь - „Все могу в укре­пляющем меня Иисусе Христе" (Фил. 4, 13).

Как отважился апостол Павел на такую смелость? На чем он основывается, заявляя, что в дальнейшем он сво­боден от всякого ограничения и что он „может все"? Вот его ответ: „ Потому что закон Духа жизни во Христе Иисусе освободил меня от закона греха и смерти" (Рим. 8, 2). Почему нет больше осуждения? "Потому что..." - у него есть основание для этого; есть нечто очень веское, что оправдывает такое утверждение. Делая такое заявление, он базируется на том, что есть закон, называемый „закон Духа жизни", который оказался гораздо сильнее другого закона, называемого „зако­ном греха и смерти". Что означают - эти два закона? Какое действие они производят? И какая разница между грехом и законом греха, между смертью и за­коном смерти?

Спросим, прежде всего, что такое закон? Собствен­но говоря, закон есть неизменное повторение при на­блюдении какого-нибудь факта до тех пор, покамест не будет доказано, что оно повторяется без исключе­ния. Мы можем определить еще проще - как нечто, что повторяется неизменно при одинаковых условиях и происходит каждый раз одинаковым образом. Чтобы яснее пояснить это определение, мы возьмем два при­мера: один - из законов человеческих, второй - из за­конов природы. Например, если я в Англии буду вести автомобиль по правой стороне дороги, то меня аре­стует дорожная полиция. Почему? Потому что я нару­шаю закон страны. И если вы сделаете ту же ошибку, то и вас также арестуют. Почему? По той же причи­не, что и я был арестован, то есть за нарушение закона страны, и закон не знает исключений. Это нечто, что происходит повторяющимся, неизбежным образом. Или вот еще, мы все знаем, что такое закон тяготе­ния. Если я уроню платок в Лондоне, то он упадет на пол; это сила тяготения. И то же самое будет повто­ряться, если я его уроню в Париже или в Нью-Йор­ке, или в Гонконге; то же самое действие будет вос­производиться повсюду. Не имеет значения, где я его уроню, сила тяготения имеет одинаковое действие во всех точках земного шара. Повсюду, при одинаковых условиях, будет воспроизводиться то же самое дей­ствие. Это закон тяготения тел.

Теперь, что такое закон греха и смерти? Если кто-ни­будь сделает мне нелюбезное замечание, то я сейчас же почувствую раздражение. Это не закон, это грех. Но если разные лица мне сделают обидные замеча­ния, и если я на них всегда одинокого реагирую, тогда я распознаю в себе закон - закон греха. И так же, как и закон тяготения, это такой же постоянно действую­щий фактор, всегда повторяющийся одинаковым обра­зом. Так же и закон смерти. Мы уже говорили, что смерть - это слабость, достигшая крайнего предела. Слабость - это „я не могу". И если я стараюсь угодить Богу в каком-нибудь особом случае и вижу, что я не в силах это сделать; и если и в других случаях я бу­ду пытаться угодить Богу и удостоверюсь при неизмен­ном повторении в своей неспособности, тогда я распо­знаю действующий во мне закон. Это не только грех во мне, но закон греха; и это не только смерть во мне, но это закон смерти.

Тем более что сила тяготения - в противополож­ность закону уличного движения - является законом „естественным", то есть не предметом человеческих обсуждений и постановлений, а простого открытия. За­кон существует, и платок падает „естественно" на зе­млю, сам по себе, без всякой помощи с моей стороны. И закон, открытый человеком из 7-ой главы к Римлянам (23 ст.), точно такого же свойства. Это закон греха и смерти, противоборствующий добру и парализующий человека, желающего делать добро. Человек грешит „естественно", по закону греха, находящемуся в его членах. Он хочет быть иным, но закон, который в нем, закон беспощадный, и никакая человеческая воля не устоит против него. Следовательно, встает вопрос: как я могу освободиться от греха и смерти? Я нуждаюсь в избавлении от греха и еще больше в избавлении от смерти; но больше всего я нуждаюсь в освобождении от закона греха и смерти. Как я могу быть избавленным от постоянного повторения моих слабостей и моих па­дений? Чтобы ответить на этот вопрос, мы возьмем еще два примера.

Один из самых тяжелых налогов, существовавших раньше в Китае, была пошлина „Ликэн" - закон, кото­рого никто не мог избежать. Он существовал еще с вре­мен китайской династии и оставался в силе до наших дней. Этот налог относился к внутреннему транспорту товаров и применялся по всем областям империи. Сбор этого налога выполнялся многочисленными конторами городской ввозной пошлины, и чиновники пользова­лись широкими полномочиями. Так что пошлина на товары, которые провозились через несколько обла­стей и обкладывались в каждой из них налогом, иногда достигала колоссальных размеров. Но не­сколько лет тому назад был издан другой закон, который отменил этот закон „Ликэн". Вы можете себе представить, какое облегчение испытали все те, кто страдал от старого закона. Нам больше не нужно было обдумывать, что мы будем говорить завтра, при встрече с сборщиками налога „Ликэн", нам не нужно было больше умолять, надеяться; новый закон издан и освободил нас от старого.

И так же как с законом страны, так и с законом природы. Как может быть аннулирован закон тяготе­ния? Что касается моего платка, то, конечно, закон тяготения продолжает существовать, и мой платок всегда будет притянут к земле; но мне достаточно под­держать его рукою, и платок не упадет. Почему? Закон всегда остается в силе, я не могу изменить закон тяго­тения, я никак не могу на него воздействовать. Так по­чему же платок не падает на землю? Потому что дру­гая сила препятствует его падению. Закон остается в силе, но другой закон, высший закон, своим дей­ствием побеждает его, это закон жизни - Закон тяго­тения проявляет свою силу, но платок не падает, пото­му что другой закон действует против закона тяготе­ния, и платок остается в моей руке. Вероятно, все ви­дели одно из таких деревьев, которое выросло из ког­да-то упавшего между двумя каменными плитами семе­ни и, выросши, подняло эти каменные плиты силою жизни, находящейся в этом семени. Это и есть то, что мы подразумеваем под победою одного закона над дру­гим.

Таким же подобным этому образом Бог освобож­дает нас от одного закона, вводя в нас другой закон. Закон греха и смерти продолжает существовать, но Бог применил другой закон - закон Духа жизни во Христе Иисусе, и этот закон достаточно сильный, чтобы осво­бодить нас от закона греха и смерти. Потому что это закон жизни во Христе Иисусе, - это жизнь воскресения, которая в Нем, встретила смерть во всех ее ви­дах и победила ее. „Как безмерно величие могущества Его в нас, верующих по действию державной силы Его, кото­рою Он воздействовал во Христе, воскресив Его из мер­твых и посадив одесную Себя на небесах" (Еф. 1, 19-20). Господь пребывает в нас в лице Своего Святого Духа, и если мы предоставим Ему свободу действий, до­верив себя полностью Ему, то мы увидим, что Он сохранит нас от старого закона. Мы узнаем, что значит быть соблюдаемыми не нашими собственными уси­лиями, а „силою Божией" (1 Пет. 1, 5).

 

Проявление закона жизни

 

Нам надо постараться извлечь из всего этого прак­тическое применение. Мы уже касались вопроса нашей силы воли в связи с угождением Богу. Христиане, да­же в преклонном возрасте, не отдают себе отчета, ка­кое важное значение имеет в их жизни сила воли. В 7-ой главе мы видим, что одной из причин муче­ния апостола Павла была его сила воли. Он желал де­лать доброе, но все его действия противоречили его воле, и все решения, которые он предпринимал, как и его намерение угождать Богу, лишь только погружа­ли его еще в более глубокий мрак. "Хочу делать доброе", но „я плотян, продан греху". Это было его чувствительным местом. Похожие на автомобиль без бензина, который надо подталкивать и который оста­навливается, как только его перестают подталкивать, многие христиане упорно стараются двигаться вперед своей силой воли и считают, что нет ничего более из­нуряющего или более сурового, чем жизнь христианина. Другие стараются говорить „Аллилуйя" только по­тому, что некоторые верующие это говорят, хотя и сознают, что этот возглас не имеет для них никакого значения. Они хотят заставить себя быть тем, чем они не являются на самом деле; и это так же трудно, как заставить реку течь в обратную сторону. Потому что са­мое большее, чего можно достичь силой воли, это до­брое предрасположение. "Дух бодр, плоть же немощна" (Мат. 26, 41).

Если нам надо прилагать так много усилий в нашей христианской жизни, то это означает, что мы не явля­емся христианами натурально. Мы же не делаем ника­кого усилия, чтобы говорить на нашем родном язы­ке. В сущности, силу воли мы вынуждены применять только для того, что не является естественным для нас. Своими усилиями мы можем иметь успех в тече­ние некоторого времени; но закон греха и смерти в ко­нечном счете одержит верх над нами. Мы можем ска­зать: „У меня есть сила воли, и я буду делать только доброе в течение двух недель", но очень скоро я буду вынужден сознаться в своей неспособности. Нет, мне не надо стараться быть тем, чем я уже являюсь. Если же я желаю им быть, то это означает, что я им не являюсь.

Почему люди применяют силу воли в своих ста­раниях угодить Богу? Для этого могут быть только две причины. Или же они никогда не пережили рождения свыше и в таком случае не имеют новой жизни, дейс­твующей в них; или же, если они родились от Бога и новая жизнь пребывает в них, то они не научились до­веряться этой жизни. Из-за своего непонимания они всегда терпят поражение и возвращаются к привычному греху, так что они начинают сомневаться в воз­можности лучшей жизни.

Но, если у нас недостает доверия, то это не зна­чит, что эта слабосильная жизнь, которою мы иногда живем, представляет все то, что даровал нам Бог. В Послании к Римлянам 6, 23 сказано, что "дар Бо­жий - жизнь вечная во Христе Иисусе, Господе нашем", и в том же Послании 8, 2 нам сказано, что „ закон Ду­ха жизни во Христе Иисусе" пришел нам на помощь. Другими словами, здесь идет речь о новом откровении того, чем мы уже обладаем. Я чувствую, что не должен слишком сильно подчеркивать эту истину. Это не неч­то новое, что мы должны ожидать от руки Божией, а новое откровение того, что уже было совершено во Христе; так как слова "освободил меня" сказаны в про­шедшем времени. Если я действительно это вижу и полагаю мое доверие в Нем, то мне не, понадобится обязательно переживать описанное в 7-ой главе к Римлянам - ни буквально, ни в принципе, во всяком случае, не в таком изнуряющем напряжении силы вели.

Если мы оставим нашу собственную силу воли и доверим себя Господу, то мы не упадем и не будем раз­давлены непосильным бременем, но будем подчинены другому закону - закону Духа жизни. Потому что Бог нам дал не только жизнь, но закон жизни. И так же как закон тяготения является законом естественным, а не продуктом человеческого законодательства, так и за­кон жизни является законом „естественным", похожим в принципе на закон, который регулирует биение наше­го сердца, или же на тот, который контролирует дви­жение наших век. Нам не нужно думать о наших гла­зах, ни о частоте мигания наших век, чтобы сохра­нить их в чистоте, и мы не станем применять нашу силу воли в функционировании нашего сердца. В таком слу­чае мы только вызовем осложнение. Нет, когда есть жизнь, то она действует непосредственно. Наша сила воли может лишь помешать закону жизни. Я открыл эту истину следующим образом.

Я часто страдал бессонницей. Однажды, после не­скольких бессонных ночей, после того, как я много мо­лился об этом и истощив все мои силы, я кончил тем, что признался Богу, что вина должна быть во мне, и я просил Его указать мне ее. Я сказал Богу: „Про­шу Тебя, объясни мне". Его ответом было: „Верь за­кону природы". Сон это такой же закон, как и голод; и в то время, как я никогда не интересовался знать, голоден ли я или нет, я тревожился из-за моей бессон­ницы. Я пытался помочь природе, и это сеть, в кото­рую попадает большинство страдающих бессонницей. Тогда я доверился не только Богу, но установленным Богом законам природы, и с тех пор я хорошо спал.

Не должны ли мы читать Библию? Конечно, мы дол­жны ее читать, и если мы этого не будем делать, то это отразится на нашей духовной жизни. Но это не зна­чит, что мы должны заставлять себя ее читать. В нас есть новый закон, который вызывает голод Слова Божия, и тогда полчаса будут более полезными, чем пять часов принужденного чтения. То же самое и с благо­творительностью, и с проповедью, и с нашим свиде­тельством. Вынужденная проповедь - это возвещать Евангелие Божией любви с холодным сердцем. И мы все знаем, что значит благотворительность без любви.

Если мы предоставим новому закону жить в нас, то мы менее будем чувствовать старый. Хотя он и продол­жает существовать, но он больше не властвует над на­ми, и мы больше не подчинены его влиянию. Поэтому Господь говорит нам: "Взгляните на птиц... посмотрите на полевые лилии" (Мат. 6, 26-28). Если бы бы­ло возможным спросить птиц, боятся ли они силы тяготения, то что бы они ответили нам? Они вероят­но сказали бы: „Мы даже имени Ньютона никогда не слыхали и ничего не знаем об открытом им законе. Мы летаем, потому что летать - это закон нашей жиз­ни". В них не только есть жизнь, дающая им возмож­ность летать, но закон жизни делает - эти существа спо­собными непосредственно побеждать закон тяготения. Закон тяготения не теряет от этого своей силы. Если вы встанете рано утром в сильный холод, когда глубокий снег покрывает землю, и увидите мертвого воробья на дворе, то вы сейчас же вспомните о непоколебимом существовании этого закона. Но покамест птица жи­вет, она побеждает закон тяготения, закон жизни влады­чествует в их сознании и дает им эту возможность.

Поистине, как велика милость Божия к нам! Он дал нам новый закон Духа, и „летать" мы можем не нашей силой воли, а законом Его жизни в нас. Подумали ли вы, какое трудное испытание будет для нетерпеливого христианина стараться быть терпеливым? Достаточно будет потребовать от него немного терпения, чтобы он заболел от этого. Бог никогда не требовал от нас, что­бы мы заставляли себя быть тем, чем мы не являемся в действительности, ни чтобы мы старались возрастать духовно своими силами. Заботы могут повредить ду­ховному уровню верующего, во всяком случае, они ни­когда не принесут ему пользы. "Не заботьтесь", - сказал Господь. "....Посмотрите на полевые лилии" и научи­тесь от них, "как они растут". Этим Господь обращает наше внимание на новую жизнь в нас. О! если бы мы оценили с новой силой жизнь, дарованную нам Богом и ставшую нашей!

Какое чудное открытие! Эта новая жизнь может сде­лать нас совершенно новыми людьми, так как она воз­действует и в самых маленьких вещах, как и в самых больших. Например, она останавливает нас, когда мы протягиваем руку, чтобы посмотреть книгу, лежащую в комнате другого человека, и напоминает нам, что мы не имеем права на это, так как мы не спросили разре­шения. Мы не должны, говорит нам Святой Дух, ка­саться прав других людей.

Однажды я разговаривал с моим другом, верующим. Он повернулся ко мне и сказал: „Видите ли, я думаю, что если жить по закону Духа жизни, то даже простой человек станет вполне культурным". - „Что вы хотите этим сказать?" - спросил я его. Тогда он продолжил: „За­кон жизни может сделать человека безукоризненным джентльменом. Некоторые скажут: „Вы не можете осу­ждать людей, приехавших из деревни, за их невоспи­танность". Но весь вопрос в том: есть ли в них жизнь Христа? И я говорю вам, что эта жизнь может им ска­зать: „Ваш голос слишком громкий", или: „Этот смех неуместный", или: „Причина, почему вы сделали это замечание, не хорошая". Дух жизни может им указать во всех деталях, как надо поступать и произвести в них настоящую благовоспитанность. Мы, люди, не распо­лагаем такой возможностью в воспитании". И мой друг сам был воспитателем!

И это правда. Возьмем, например, болтовню. Обла­даете ли вы несдержанным языком? Когда вам прихо­дится быть среди людей, то говорите ли вы себе: „Как мне быть? Я христианин, и если я хочу прославить имя Господа, то я должен сдерживать мой язык. Сегодня я постараюсь следить за собою, чтобы не сказать ничего лишнего". И в течение одного или двух часов вы су­меете удержаться, пока под каким-нибудь предлогом вы не потеряете контроль над собою, и вы еще раз ока­жетесь в затруднительном положении из-за вашего не­сдержанного языка. Можно сказать с уверенностью, что наша сила воли здесь бесполезна. И если бы я стал увещевать вас применять в этих случаях вашу силу во­ли, то это было бы предлагать вам пустую религио­зность этого мира, а не жизнь Христа. Даже если бол­тливому человеку удастся промолчать целый день, то все равно он остается болтливым человеком, потому что „естественный" закон, заставляющий его говорить, все так же находится в нем. Персиковое дерево, при­носит ли оно плоды или нет, все равно остается пер­сиковым деревом. Но когда мы становимся христиа­нами, мы обнаруживаем в себе новый закон - закон Ду­ха жизни, который побеждает все „ветхое", и который уже освободил нас от „закона" болтливости. Если мы верим Божиему Слову, и если мы послушны новому закону, то этот закон укажет нам, когда мы должны остановиться, - или вообще не начинать говорить! - и он даст нам силу это сделать. Доверив себя новому за­кону, вы смело можете пойти к вашим друзьям и оста­ваться у них два-три часа или два-три дня без всякого затруднения. И по возвращении домой вы сможете поблагодарить Бога за Его новый закон жизни.

Жизнь христианина - это новая непосредственная жизнь. Для тех, кто не любезен, она проявляется в люб­ви к брату, которого сами по себе вы не любите и любить не можете. Так как этот новый закон жизни дей­ствует на основании того, что Господь видит в этом бра­те. „Господи, Ты видишь, что его можно любить, и Ты его любишь. Прояви Твою любовь к нему через меня!" И этот новый закон производит истинную жизнь, духов­ный характер искренний и правдивый. В жизни хрис­тиан есть много показного, много деланного. Ничто так не вредит свидетельству, как притязание детей Божиих казаться тем, чем они не являются в действитель­ности, потому что люди почувствуют фальшь и сумеют вынести правильное суждение о нас. Но когда мы до­веримся закону жизни, тогда напускное станет реаль­ным.

 

Четвертый шаг – ходить по Духу

 

"Как закон, ослабленный плотию, был бессилен, то Бог послал Сына Своего в подобии плоти греховной в жер­тву за грех и осудил грех во плоти, чтобы оправдание закона исполнилось в нас, живущих не по плоти, но по духу" (Рим. 8, 3-4).

Кто внимательно прочтет эти два стиха, увидит, что в них нам сказано: во-первых, о том, что Господь Иисус сделал для нас; и, во-вторых, что Дух хочет сделать в нас. „Плоть немощна", следовательно, по „плоти" мы не можем исполнить праведность закона. Будем пом­нить, что здесь речь идет не о нашем спасении, а



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2016-08-07 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: