12.11.20
Тема1: «Развитие речи как система».
Материал для осмысления. Обратите внимание на используемые понятия.
Развитие речи – это область методики русского языка, направленная на овладение учащимися коммуникативными умениями и навыками. Развитие речи учащихся соотносится со всеми уровнями языка, а не сопоставляется с каким-либо одним лингвистическим курсом.
Следует исходить из того, что правильно излагать свои мысли – это, прежде всего, означает выстраивать высказывание в соответствии с нормами словоупотребления и грамматики. При этом правильное (другими словами нормированное) выражение мыслей предполагает соблюдение стилевого единства высказывания, использование синонимических богатств языковых средств (лексических, морфологических, синтаксических), а также обоснованное использование эмоционально-экспрессивных качеств языковых единиц.
Проблемами развития речи (в том числе видов речевой деятельности) занимались такие учёные, как Т.А. Ладыженская, Е.А. Быстрова, В.И. Капинос Е. И. Никитина и многие другие. Развитие речи учащегося как система (представленная в действующих программах и учебниках по русскому языку), проводится «попутно», то есть в связи с изучением материала основной программы. В этой связи требуется разграничение языка как системы средств общения (фонетических, лексических, грамматических) и речи – функционирования этой системы, использования ее средств в речемыслительной деятельности. При этом обучение видам речевой деятельности на материале текста является необходимым и обоснованным.
Задание 1. (см. учебники по методике русского языка и рекомендуемую литературу)
1.Дать характеристику понятий:
Развитие речи учащихся – это процесс обучения детей речи; область методики преподавания русского языка; одна из главных задач учебного предмета «Русский (родной) язык». Развитие речи на уроках русского языка - это вся работа, проводимая словесником специально и попутно (в связи с изучением школьного курса грамматики, словообразования, правописания и т.д.) для того, чтобы ученики овладели языковыми нормами (в произношении, ударении, словоупотреблении, в построении предложений и т.п.), а также умением выражать свои мысли в устной и письменной форме, пользуясь нужными языковыми средствами в соответствии с целью, содержанием речи и условиями общения. (https://edu.vspu.ru/wp-content/uploads/gallery/user/3147/2190/Metodika-prepodavaniya-russkogo-yazyika-v-shkole_pod-red.-Baranova-M.T_2001-368s.pdf с.227-228)
Развитие связной речи учащихся (1) – раздел, который всегда выделялся методистами как особая область работы по развитию речи. Для методистов связная речь – это и речевая деятельность ученика, когда он выступает с развернутым ответом по материалу учебной дисциплины, устно или письменно воспроизводит содержание прочитанного, пишет рассуждение, рассказ, статью и т.д., и результат этой деятельности: развёрнутый ответ, изложение (устное и письменное), рассуждение, рассказ и т.д., т.е. определённое речевое произведение, большее, чем предложение.
(file:///C:/Users/NATA/Downloads/E0B3E_ladyzhenskaya_t_a_red_metodika_razvitiya_rechi_na_urokah_rus.pdf с.189-190)
Развитие связной речи учащихся (2) - обучение устной и письменной речи в методике. При этом под связной речью понимается и процесс, речевая деятельность, и определенный результат акта коммуникации. (https://edu.vspu.ru/wp-content/uploads/gallery/user/3147/2190/Metodika-prepodavaniya-russkogo-yazyika-v-shkole_pod-red.-Baranova-M.T_2001-368s.pdf с. 278)
Коммуникативные умения – это умения в устной и письменной форме высказать мысль правильно (в соответствии с нормами русского литературного языка), понятно, точно и выразительно в соответствии с ситуацией общения и целью высказывания, а также умения понимать чужой текст, осуществлять его информационную переработку, вести диалог. (https://www.philol.msu.ru/~ruslang/pdfs/Litnevskaya-E.I.2006.pdf с. 506)
Задание 2.
1.Дать характеристику видов речевой деятельности (слушание, чтение, говорение, письмо).
Слушание – разновидность речевой деятельности, тесно связанной с устной речью, хотя слушать можно и озвученную письменную речь. Слушание – это смысловое восприятие звучащей как говоримой, так и озвученной письменной речи. (https://edu.vspu.ru/wp-content/uploads/gallery/user/3147/2190/Metodika-prepodavaniya-russkogo-yazyika-v-shkole_pod-red.-Baranova-M.T_2001-368s.pdf с.267)
Чтение - один из видов речевой деятельности – заключается в переводе буквенного кода в звуковой, который проявляется либо во внешней, либо во внутренней речи. Характерной особенностью чтения является осмысление зрительно воспринимаемого текста с целью решения определенной коммуникативной задачи: распознавание и воспроизведение чужой мысли, содержащейся в нем, в результате чего читатель определенным образом реагирует на эту мысль. (https://edu.vspu.ru/wp-content/uploads/gallery/user/3147/2190/Metodika-prepodavaniya-russkogo-yazyika-v-shkole_pod-red.-Baranova-M.T_2001-368s.pdf с.270)
Говорение - это озвучивание мысли, кодовый переход с внутренней речи на внешнюю, реализуемую в устной форме, порождение устного текста. (https://www.philol.msu.ru/~ruslang/pdfs/Litnevskaya-E.I.2006.pdf с.551)
Письмо - это перекодирование мысленного кода в графический (мысленные конструирование → кодовые переходы → запись). (https://www.philol.msu.ru/~ruslang/pdfs/Litnevskaya-E.I.2006.pdf с.551)
Список рекомендуемой литературы:
1.Беднарская, Л.Д. Современные технологии развития речи: спецкурс: учебное пособие / Л.Д. Беднарская. - 2-е изд., стер. - Москва: Флинта, 2015. - 193 с.
2.Канакина, Г.И. Учимся работать с текстом: подготовка к Единому государственному экзамену по русскому языку: учебное пособие / Г.И. Канакина, И.Г. Родионова; под общ. ред. Г.И. Канакиной. - 2-е изд., перераб. и доп. - Москва: Издательство «Флинта», 2012. - 216 с.
3.Капинос, В.И. Развитие речи: теория и практика обучения: 5-7 кл.: Кн. Для учителя. / В. И. Капинос. М. 1991.
4.Ладыженская, Т.А Методика развития речи на уроках русского языка: Книга для учителя. Под ред. М.: Просвещение, 1991. — 240 с.
5.Литневская Е.И., Багрянцева В. А. Методика преподавания русского языка в средней школе: Учебное пособие для студентов высших учебных заведений / Под ред. Е. И. Лит-невской. — М.: Академический проект, 2006. — 590 с.
6.Мандель, Б.Р. Современный русский язык: углубленное изучение истории, теории, культуры речи: учебное пособие для старшеклассников (элективные курсы и факультативные занятия) / Б.Р. Мандель. – М. Берлин: Директ-Медиа, 2017. - 437 с.
7.Никитина, Е.И. Русская речь: Учебное пособие по развитию связной речи. Для 5, 6, 7,8, 9 классов средней школы. - М. 2000.
8.Пахнова, Т. М. В пространстве текста / Т. М. Пахнова. РЯШ №1, 2,3,4.-2008.
9.Попова, В.И. Текст как ценностно-смысловая доминанта воспитания обучающихся. - Аксиологическая лингвометодика:мировоззренческие и ценностные аспекты в школьном и вузовском преподавании русского языка: м-лы междунар. н.-\пр. конф./науч. ред: А.Д. Дейкина. – М.: МПГУ, 2019. С.176-181.
10.Попова В.И. Ценностно-смысловая коммуникация или как достичь взаимопонимания в воспитательной деятельности педагога. - Проблемы современного педагогического образования. – Сборник научных трудов: - Ялта: РИО ГПА, 2019. – Вып. 63. – Ч 3. – С 114-116.
11. Обучение русскому языку в школе: учебное пособие для студентов педагогических вузов / под ред. Е.А. Быстровой. – М.: Дрофа, 2004. – 237 с.
12.11.20
Тема 2: «Нормы литературного языка».