В школьном курсе русского языка (в программе) имеется и собственно развитие речи (развитие речи (устной и письменной), развитие связной речи ( изложения и сочинения), развитие видов речевой деятельности (слушание, говорение, чтение и письмо).
Кроме того, в методике русского языка вычленяются определенные разделы работы по развитию речи – в соответствии с основными единицами языка, изучаемыми в школьном курсе русского языка:
· звук;
· части слова;
· слово;
· словоформа;
· словосочетание;
· предложение;
· текст.
Задание 1.
В учебнике (Ладыженская, Т.А Методика развития речи на уроках русского языка: Книга для учителя. М.: Просвещение, 1991. — 240 с.) изучить таблицу: единицы языка и коммуникативный план их усвоения.
Информация для осмысления.
Овладение нормами литературного языка – одно из направлений развития речи учащихся, которое заключается в систематической работе по устранению в их речи диалектизмов и жаргонизмов, сознательному анализу своей речи и речи окружающих в соответствии с нормами литературного языка (орфоэпическими, фонетическими и др.).
Задание 2.
Языковая норма – это существующие в данное время в данном языковом коллективе и обязательные для всех членов коллектива языковые единицы и закономерности их употребления. (file:///C:/Users/NATA/Downloads/E0B3E_ladyzhenskaya_t_a_red_metodika_razvitiya_rechi_na_urokah_rus.pdf с.19)
В школьном курсе изучаются нормы произношения (орфоэпические)
и написания (орфографические и пунктуационные), нормы грамматики,
речевые нормы и нормы речевого этикета. Изучение этих норм составляет аспект развития речи, называемый культурой речи. (https://www.philol.msu.ru/~ruslang/pdfs/Litnevskaya-E.I.2006.pdf с. 508)
Направления работы по формированию правильной речи (не путать с общими направлениями развития речи) учащихся (см. учебники по методике русского языка):
|
1. Работа над фонетическими и орфоэпическими нормами.
2. Работа над интонационными нормами (Хорошая речь характеризуется еще и уместным тоном, темпом, громкостью)
Работа над звуковой стороной речи проводится в двух направлениях:
1) выразительное чтение (то есть правильное и выразительное воспроизведение чужого текста),
2) правильное и выразительное звуковое оформление своего высказывания
3. Работа над лексическими нормами (Во-первых, учитель добивается правильного, точного словоупотребления, то есть использования слов в свойственном им в литературном языке значении; Во-вторых, работа ведется над осознанием стилистической окраски слов и уместности их употребления в разных стилях речи; В третьих, одной из важнейших задач является выявление системных отношений в лексике, в первую очередь их синонимических и антонимических отношений и принадлежности к определенным тематическим группам.)
4. Работа над правильным образованием и употреблением грамматических форм слов.
5. Работа над синтаксическими нормами.
(https://www.philol.msu.ru/~ruslang/pdfs/Litnevskaya-E.I.2006.pdf с. 509-517)
Что обеспечивает успех в проведении работы по формированию правильной речи?
1. Четкая установка учителя на то, что ученики должны овладеть нормами русского литературного языка, что это не менее важно, чем усвоение норм правописания. В сознании ученика должны соотноситься такие понятия, как культура, культура речи, культурный человек. У выпускника школы должно быть сформировано стремление овладеть правильной русской речью, ее нормативной стороной как одной из слагаемых того, что входит в понятия культура речи, культурный человек.
|
2. Осмысление учениками понятия норма как принятого в языке правила произношения, словоупотребления и т.д. и осмысление определенной конкретной нормы. В тех случаях, когда это возможно, необходимо объяснить суть ошибки, например: «Яблоко в русском языке среднего рода, поэтому нужно говорить Спелое яблоко висело прямо надо мной, а не «спелый яблок висел...», или почему ошибочно построение предложений с деепричастным оборотом типа: «Подъезжая к дому, у него слетела шляпа» и т.д. В других случаях учитель, опираясь на введенное понятие нормы, замечает: «Так не говорят по-русски», «Это нарушает принятые нормы (правила) русского языка».
3. Учет необходимости многократно повторять правильный вариант произношения слова, словоформ, словоупотребления и т.д., чтобы выработать нужный автоматизм произношения, управления одного слова другим и т.д. Как показывают специальные исследования, при наличии у школьников сознательной установки на усвоение нормы таких повторений может быть от 5-7 до 50-70 и 100-150 раз (последнее - если речь идет о преодолении произносительной ошибки, которая давно вошла в речь ученика). Само по себе количество повторений не решает вопроса - важно, в чем оно будет состоять, как оно будет построено и организовано, насколько ученик будет сам заинтересован в достижении цели.
4. Целенаправленная система упражнений и речевых задач, обеспечивающая формирование вначале осмысленных умений, а в последующем - речевых навыков. Основные из этих упражнений и задач:
- анализ нормы, сопоставительный анализ нормы и ее нарушений;
- выбор одного из данных (ошибочного и нормативного) языковых средств;
- замена ошибочных вариантов нормативными (исправление ошибок в произношении слов, в словоупотреблении, в построении предложений и т.д.);
- устный пересказ, письменное изложение текста, в котором необходимые для усвоения языковые средства являются опорными.
(https://edu.vspu.ru/wp-content/uploads/gallery/user/3147/2190/Metodika-prepodavaniya-russkogo-yazyika-v-shkole_pod-red.-Baranova-M.T_2001-368s.pdf с. 229-230)