Брахманы Проклинают Род Яду 54 глава




 

वैष्णवे बन्धुसत्कृत्या

हृदि खे ध्याननिष्ठया ।

वायौ मुख्यधिया तोये

द्रव्यैस्तोयपुरःसरैः ॥४४॥

 

स्थण्डिले मन्त्रहृदयैर्

भोगैरात्मानमात्मनि ।

क्षेत्रज्ञं सर्वभूतेषु

समत्वेन यजेत माम् ॥४५॥

 

сурйе ту видйайа траййа

хавишагнау йаджета мам

атитхйена ту випрагрйе

гошв анга йавасадина

 

ваишнаве бандху-сат-критйа

хриди кхе дхйана-ништхайа

вайау мукхйа-дхийа тойе

дравйаис тойа-пурахсараих

 

стхандиле мантра-хридайаир

бхогаир атманам атмани

кшетра-джнам сарва-бхутешу

саматвена йаджета мам

 

сурйе — в солнце; ту — но; видйайа траййа — вознося избранные гимны Вед и прославления; хавиша — предлагая очищенное масло; агнау — в огне; йаджета — нужно поклоняться; мам — Мне; атитхйена — с почтением принимая их как гостей, даже когда они приходят без приглашения; ту — но; випра — брахманов; гошу — в коровах; анга — о Уддхава; йаваса-адина — предлагая траву и другие вещи, необходимые для их содержания; ваишнаве — в вайшнавах; бандху — посредством теплых дружеских взаимоотношений; сат-критйа — почитая; хриди — в сердце; кхе — во внутреннем пространстве; дхйана — в медитации; ништхайа — будучи сосредоточенным; вайау — в воздухе; мукхйа — самое главное; дхийа — считая разумом; тойе — в воде; дравйаих — материальными элементами; тойа-пурах-сараих — водой и т.п.; стхандиле — в земле; мантра-хридайаих — используя секретные мантры; бхогаих — предлагая объекты материального наслаждения; атманам — джива; атмани — в теле; кшетра-джнам — Сверхдуша; сарва-бхутешу — во всех живых существах; саматвена — видя, что Он в равной степени пребывает повсюду; йаджета — человек должен поклоняться; мам — Мне.

 

Мой дорогой Уддхава, человек должен поклоняться Мне пребывающему в солнце воспеванием избранных ведических мантр, проводя богослужение и предлагая поклоны. Мне, пребывающему в огне можно поклоняться, предлагая возлияния гхи, (топленого масла) и Мне пребывающему в брахманах можно поклоняться, почтительно принимая их как гостей, пусть даже незваных. Мне пребывающему в коровах можно поклоняться, предлагая траву, злаки и заботясь о них, можно поклоняться Мне пребывающему в ваишнавах, предлагая им дружбу и почтение. Мне пребывающему в сердце можно поклоняться через устойчивую медитацию, и Мне пребывающему в воздухе поклоняются посредством знания, что прана, жизненный воздух, суть главный среди элементов. Мне пребывающему в воде поклоняются предложением самой воды или в сочетании с цветами и листьями туласи, можно поклоняться Мне, пребывающему в земле, должным образом применяя сокровенные семена мантр. Мне пребывающему в индивидуальном живом существе поклоняются, предлагая пищу и другие приятные вещи, и Мне пребывающему во всех живых существах, можно поклоняться, созерцая вездесущую Сверхдушу, видя тем самым их равенство.

 

КОММЕНТАРИЙ: Знаменательно, что в этих трех стихах Господь подчеркивает, что нужно поклоняться Верховной Личности Бога, пребывающей во всех живых существах. Не рекомендуется считать верховным какой-либо материальный или духовный объект, помимо Господа. Постоянно сознавая Господа в Его всепроникающей ипостаси, можно двадцать четыре часа в сутки оставаться в умонастроении поклонения. Так, человек естественным образом будет пытаться использовать все материальные и духовные элементы в любовном служении Господу Кришне. Если вследствие своего невежества человек забывает Верховную Личность Бога, в нем может появиться склонность поклоняться могущественным материальным явлениям независимо от Верховного Господа. Или же он может глупо возомнить всевышним себя. Следует оставаться в здравом уме и сознавать, что Верховный Господь присутствует во всем сущем, и можно поклоняться Ему в этой ипостаси.

 

Стих 46

 

धिष्ण्येष्वित्येषु मद्रूपं

शङ्खचक्रगदाम्बुजैः ।

युक्तं चतुर्भुजं शान्तं

ध्यायन्नर्चेत्समाहितः ॥४६॥

 

дхишнйешв итй эшу мад-рупам

шанкха-чакра-гадамбуджаих

йуктам чатур-бхуджам шантам

дхйайанн арчет самахитах

 

дхишнйешу — в ранее упомянутых местах поклонения; ити — так (при помощи упомянутых методов); эшу — в них; мат-рупам — Моей трансцендентной форме; шанкха — с раковиной; чакра — с диском Сударшана; гада — с палицей; амбуджаих — с цветком лотоса; йуктам — вооруженного; чатух-бхуджам — с четырьмя руками; шантам — умиротворенного; дхйайан — погруженного в медитацию; арчет — нужно поклоняться; самахитах — очень внимательно.

 

Так, в соответствии с описанными выше процессами, человек должен медитировать на Мою умиротворённую четырёхрукую форму, держащую раковину, диск Сударшану, булаву и цветок лотоса. Так с полным вниманием нужно поклоняться Мне.

 

КОММЕНТАРИЙ: Ранее Господь объяснил, что Он является Своим чистым преданным в различных трансцендентных формах, так, чтобы их любовь к Богу безгранично возросла. Здесь приводится общее описание четырехрукой формы Нараяны, который пронизывает материальный мир как Сверхдуша, Параматма. Но чистые преданные не медитируют на Господа, пребывающего в их сердце, а занимаются активным служением конкретной форме Бога, такой как Рама или Кришна. Так они достигают совершенства в своем осознании Бхагавана, Верховного Господа, пребывающего в духовном мире и погруженного в трансцендентные игры в кругу Своих преданных. И даже в материальном мире можно одухотворить свое существование, если видеть Верховного Господа во всем сущем и поклоняться Ему при помощи постоянной медитации. Как упоминается в предыдущих стихах, человек должен также ходить в храм, а особенно — поклоняться Божеству и участвовать в духовных праздниках. Человеку не стоит кичиться и заявлять, что, поскольку он медитирует на Господа в природе, для него нет нужды ходить в храм. Сам Господь неоднократно подчеркивает важность поклонения в храме. Слово самахита, употребленное в этом стихе, означает самадхи. Если человек тщательно поклоняется Божеству или слушает и рассказывает об играх Господа Кришны, несомненно, он погружен в самадхи. Поклоняясь Господу и прославляя Его двадцать четыре часа в сутки, человек становится освобожденной душой и со временем полностью выходит за пределы влияния материального творения. Живое существо называют атмой, вечной душой, из-за ее взаимоотношений с Параматмой, Верховной Личностью Бога. Когда мы поклоняемся Господу, пробуждается наша вечная природа. И по мере того, как растет наш энтузиазм и стойкость в преданном служении, материальное существование постепенно угасает.

 

Стих 47

 

इष्टापूर्तेन मामेवं

यो यजेत समाहितः ।

लभते मयि सद्भक्तिं

मत्स्मृतिः साधुसेवया ॥४७॥

 

ишта-пуртена мам эвам

йо йаджета самахитах

лабхате майи сад-бхактим

мат-смритих садху-севайа

 

ишта — совершая жертвоприношения ради собственного блага; пуртена — и праведные поступки на благо других, такие как рытье колодцев; мам — Мне; эвам — так; йах — тот, кто; йаджета — поклоняется; самахитах — сосредоточив на Мне ум; лабхате — такой человек обретает; майи — во Мне; сат-бхактим — устойчивое преданное служение; мат-смритих — знание обо Мне, подкрепленное опытом; садху — со всеми высшими качествами; севайа — служением.

 

Тот, кто выполняет жертвенные обряды, честно трудится ради Меня, и кто с сосредоточенным умом поклоняется Мне, обретает непоколебимое преданное служение и реализованное знание обо Мне.

 

КОММЕНТАРИЙ: Слово ишта-пуртена («жертвенные обряды и благочестивые поступки») не указывает на отклонение от чистого преданного служения Господу. Господа Кришну, или Вишну, называют Ягьей, Господином жертвоприношения, а в «Бхагавад-гите» (5.29) Господь Кришна говорит: бхоктарам йаджна-тапасам — «Я — единственный, кто наслаждается всеми жертвоприношениями». Высшее из жертвоприношений — повторение святых имен Господа, и, приняв покровительство Его имен, человек обретает непоколебимую преданность и осмысленное знание Абсолютной Истины. Преданный, постигший свою истинную природу, очень внимателен в своем преданном служении и считает его своей жизнью и душой. Он всегда готов заниматься преданным служением и поддерживает себя в таком состоянии, постоянно поклоняясь лотосным стопам духовного учителя и Верховной Личности Бога и прославляя их. Такая хари-нама-киртана и гуру-пуджа — единственные практические методы, при помощи которых можно достичь уровня чистого преданного служения. Когда хари-киртана увеличивается в масштабах, ее называют кришна-санкиртаной. Не следует иссушать себя, совершая аскезу, не одобренную авторитетными источниками, или проводя несанкционированные жертвоприношения. Нужно со всем энтузиазмом принять участие в великом жертвоприношении шри-кришна-санкиртаны, которое дает нам возможность легко достичь высшего совершенства человеческой жизни.

 

Стих 48

 

प्रायेण भक्तियोगेन

सत्सङ्गेन विनोद्धव ।

नोपायो विद्यते सम्यक्

प्रायणं हि सतामहम् ॥४८॥

 

прайена бхакти-йогена

сат-сангена виноддхава

нопайо видйате самйак

прайанам хи сатам ахам

 

прайена — с чисто практической точки зрения; бхакти-йогена — преданное служение Мне; сат-сангена — которое становится возможным при общении с Моими преданными; вина — без; уддхава — о Уддхава; на — не; упайах — любые средства; видйате — есть; самйак — которые действительно работают; прайанам — истинный жизненный путь или настоящее прибежище; хи — поскольку; сатам — освобожденных; ахам — Я.

 

Мой дорогой Уддхава, Я являюсь конечным прибежищем и всей жизнью для освобождённых душ и если человек не занят любовным преданным служением, которое становится возможным благодаря общению с Моими преданными, он никак не избавится от материального существования.

 

КОММЕНТАРИЙ: Господь Кришна описал Уддхаве особенности гьяна-йоги и бхакти-йоги. Оба эти метода считаются духовными. Но Господь Кришна недвусмысленно указывает на то, что бхакти-йога — единственный истинный способ полностью освободиться от материального существования, и что бхакти-йога невозможна без сат-санги, общения с другими вайшнавами. Когда человек идет по пути бхакти-мишра гьяны, отвлеченных рассуждений на тему Абсолютной Истины, смешанных с преданностью, на него все еще оказывают влияние три гуны материальной природы. Чистая душа, свободная от всех материальных качеств, не имеет склонности или желания пускаться в отвлеченные философские рассуждения, совершать суровую аскезу или погружаться в медитацию на безличный Брахман. Чистая душа просто любит Кришну и хочет постоянно служить Ему. Дживера 'сварупа' хайа — кришнера 'нитйа-даса'. Чистое преданное служение Господу называется кевала-бхакти, а преданное служение, смешанное со склонностью пускаться в рассуждения, именуется гуна-бхута-бхакти, то есть служением, оскверненным материальными гунами природы. Тот, кто по-настоящему разумен, не делает представления из своих поразительных способностей к философии. Он понимает превосходство чистой любви к Богу и встает на путь кевала-бхакти. Тот, кто делает упор на так называемые интеллектуальные достижения, в действительности менее разумен, поскольку больше привязан к разуму, чем к чистой душе, которая занимает более высокое положение. Однако следует понять, что чистое преданное служение не лишено философской основы и не отвергает разум. Абсолютная Истина гораздо более обширна, чем истина относительная. Поэтому тот, кто во всей полноте познал истину о Господе Кришне, имеет величайшую возможность заняться философским анализом. Чистый преданный имеет дело с понятийными категориями во всех сферах. Тем, кто ничего не знает о Господе Кришне, больше нравится безличный Брахман или Параматма, пребывающая в сердцах живых существ. Им неведома высшая категория познания, именуемая Бхагаваном, Верховной Личностью Бога. Лишенные знания о Бхагаване, такие несовершенные философы, несомненно, не понимают и такие явления как распространение, взаимодействие и удаление бесчисленных энергий Господа, а значит, не могут полностью исследовать их. С верой принимая за Абсолютную Истину все, что говорит Господь Кришна, человек приходит на уровень зрелого понимания философии и обретает совершенное знание.

 

Помимо философского и интеллектуального познания, чистое преданное служение дарует человеку все возможные блага жизни, как материальные, так и духовные. Поэтому если человек ради какой бы то ни было цели встает на любой иной путь, это значит, что он, к сожалению, неправильно понял природу чистого преданного служения Господу Кришне. Здесь подчеркивается, что преданным служением следует заниматься в обществе других преданных. Гьяна-йогой же занимаются в одиночестве, поскольку даже двум мыслителям-теоретикам трудно находится в одном месте без того, чтобы их общение выродилось в постоянные споры. Другие методы самоосознания сравнивают с сосками на шее козы. Они внешне похожи на вымя, но из них невозможно надоить молока. В этой связи Шрила Вишванатха Чакраварти Тхакур цитирует следующие стихи, произнесенные Шри Уддхавой, Шукадевой Госвами и Нарадой Муни соответственно.

 

тапа-трайенабхихитасйа гхоре

сантапйаманасйа бхавадхваниха

пашйами нанйач чхаранам тавангхри-

двандватапатрад амритабхиваршат

 

«Дорогой Господь, кроме двух Твоих лотосных стоп, я не вижу иного прибежища для тех, кто, попав в сети материального существования, мучительно горит в пламени мирских бед. Твои стопы проливают нектар, который гасит огонь страданий» (Бхаг., 11.19.9).

 

самсара-синдхум ати-дустарам уттитиршор

нанйах плаво бхагаватах пурушоттамасйа

лила-катха-раса-нишеванам антарена

пумсо бхавед вивидха-духкха-давардитасйа

 

«Материальное существование подобно океану, пересечь который невероятно трудно. Обусловленные души пали в этот океан, который не охлаждает, но, скорее, жжет их огнем страдания. Для того, кто упал в это море и хочет выбраться из него, нет другой спасательной шлюпки помимо постоянного внутреннего наслаждения повествованиями об играх Верховной Личности Бога» (Бхаг., 12.4.40).

 

ким ва йогена санкхйена

нйаса-свадхйайайор апи

ким ва шрейобхир анйаиш ча

на йатратма-прадо харих

 

«Какой смысл в йоге, философских рассуждениях, простом отречении от мира и изучении Вед? Какой смысл в любом „благотворном“ методе духовного совершенствования без Господа Кришны, который является источником самого нашего существования» (Бхаг., 4.31.12).

 

В этом стихе говорится, что без преданного служения в обществе вайшнавов, как правило (прайена), невозможно вырваться из материального рабства. А если так, то можно представить, каковы были бы шансы достичь освобождения в Кали-югу, если бы не движение сознания Кришны. Они, вне всякого сомнения, были бы равны нулю. Кто-то может выдумать себе некую разновидность освобождения на уровне ума. Кто-то может жить в так называемом духовном обществе, где царит взаимная лесть. Но если человек действительно хочет вернуться домой, обратно к Богу, и увидеть духовным зрением Его прекрасное царство — Кришналоку, он должен присоединиться к движению Господа Чайтаньи и поклоняться Господу Кришне в обществе бхакта-гана, Его преданных.

 

Стих 49

 

अथैतत्परमं गुह्यं

शृण्वतो यदुनन्दन ।

सुगोप्यमपि वक्ष्यामि

त्वं मे भृत्यः सुहृत्सखा ॥४९॥

 

атхаитат парамам гухйам

шринвато йаду-нандана

су-гопйам апи вакшйами

твам ме бхритйах сухрит сакха

 

атха — так; этат — эта; парамам — высшая; гухйам — тайна; шринватах — тебе, кто слушает; йаду-нандана — о возлюбленный династии Яду; су-гопйам — самый сокровенный; апи — даже; вакшйами — я скажу; твам — тебе; ме — Моему; бхритйах — слуге; су-хрит — доброжелателю; сакха — другу.

 

Мой дорогой Уддхава, о, возлюбленный династии Йаду, поскольку ты Мой слуга, благожелатель и друг, Я поведаю тебе самое сокровенное знание. Пожалуйста, выслушай, как Я объясню тебе эту великую тайну.

 

КОММЕНТАРИЙ: В первой главе «Шримад-Бхагаватам» (1.1.8) утверждается: бруйухснигдхасйа шишйасйа гураво гухйам апй ута — истинный духовный учитель естественным образом раскрывает искреннему ученику все трансцендентные тайны. Шри Уддхава всецело вручил себя Господу Кришне, и лишь тогда Господь смог объяснить ему эти тайны, поскольку, если нет абсолютной веры, передача духовного знания невозможна. Другие методы самоосознания, такие как философские рассуждения, несовершенны и непостоянны по своей природе, поскольку у того, кто им следует, есть личные желания, и нет никакой определенной процедуры, при помощи которой можно было бы обрести во всей полноте милость Верховного Господа. С другой стороны, общение с чистыми преданными Господа — самодостаточый метод, который гарантирует желаемый результат. Нужно лишь научиться общаться с чистыми преданными, и тогда жизнь станет совершенной. Такова суть этой главы.

 

Так заканчивается комментарий смиренных слуг Его Божественной Милости А.Ч. Бхактиведанты Свами Прабхупады к одиннадцатой главе Одиннадцатой песни «Шримад-Бхагаватам», которая называется «Признаки обусловленных и освобожденных душ».

 

 

Шримад Бхагаватам

Песнь Одиннадцатая

Глава Двенадцатая

За Пределами Отречения И Знания

В этой главе описываются достоинства общения со святыми, а также чрезвычайное превосходство чистой любви обитателей Вриндавана.

 

Общение со святыми преданными уничтожает привязанность души к материальной жизни и способно покорить даже Верховного Господа, Кришну. Подобного результата не принесут ни йога, ни постижение философии санкхьи, ни исполнение обычных религиозных обязанностей, ни изучение священных писаний, ни аскеза, ни отрешенность, ни работа на благо ишты и путры, ни благотворительность, ни посты, ни поклонение Божеству, ни секретные мантры, ни посещение святых мест, ни строгое соблюдение основынх и второстепенных регулирующих принципов. В каждую эпоху существуют демоны, чудовища, птицы и животные, которые находятся под влиянием гун страсти и невежества. Также есть люди, относящиеся к категории бизнесменов, женщин, рабочих, неприкасаемых и т.п., которые не могут изучать ведические писания. Тем не менее, благодаря очищающему эффекту общения с преданными, они могут достичь высшей обители Личности Бога. А без такого общения со святыми даже те, кто серьезно занимается йогой, изучает санкхью, занимается благотворительностью, соблюдает обеты и живет в отречении от мира, могут и не суметь достичь Верховной Личности Бога.

 

Юные девушки Враджи, не ведающие об истинной сущности Господа Кришначандры, считали Его своим любовником, общение с которым приносило им радость. Но благодаря постоянному общению со Шри Кришной они достигли высшей Абсолютной Истины, чего не могут даже великие полубоги, такие как Брахма. Молодые женщины Вриндавана продемонстрировали настолько глубокую привязанность к Господу Кришне, а их умы были так переполнены экстазом общения с Ним, что целую ночь, проведенную в Его компании, они сочли долей секунды. А когда Акрура забрал Кришну и Баладеву в Матхуру, каждая ночь без Них казалась гопи равной по продолжительности тысяче лет по исчислению полубогов. Страдая от разлуки с Господом Кришной, они не могли представить себе, что может принести им удовлетворение, кроме Его возвращения. Такова несравненная в своем совершенстве чистая любовь к Богу, которую испытывали гопи.

 

Изложив Уддхаве эти наставления, Верховный Господь Шри Кришна посоветовал ему: чтобы достичь Абсолютной Истины, Уддхава должен оставить все соображения о религии и безбожии, о которых говорят шрути и смрити, и вместо этого безоговорочно последовать примеру женщин Вриндавана.

 

Стихи 1–2

 

श्रीभगवानुवाच

न रोधयति मां योगो

न साङ्ख्यं धर्म एव च ।

न स्वाध्यायस्तपस्त्यागो

नेष्टापूर्तं न दक्षिणा ॥१॥

 

व्रतानि यज्ञश्छन्दांसि

तीर्थानि नियमा यमाः ।

यथावरुन्धे सत्सङ्गः

सर्वसङ्गापहो हि माम् ॥२॥

 

шри-бхагаван увача

на родхайати мам його

на санкхйам дхарма эва ча

на свадхйайас тапас тйаго

нешта-пуртам на дакшина

 

вратани йаджнаш чхандамси

тиртхани нийама йамах

йатхаварундхе сат-сангах

сарва-сангапахо хи мам

 

шри-бхагаван увача — Господь, Верховная Личность, сказал; на родхайати — не контролирует; мам — Меня; йогах — аштанга-йога; на — ни; санкхйам — аналитическое изучение материальных элементов; дхармах — обычная праведность, например, ненасилие; эва — несомненно; ча — также; на — ни; свадхйайах — повторение Вед; тапах — аскеза; тйагах — образ жизни в отречении от мира; на — ни; ишта-пуртам — проведение жертвоприношений и публичная деятельность на благо других, например, рытье колодцев или посадка деревьев; на — ни; дакшина — благотворительность; вратани — соблюдение обетов, например, полный пост на экадаши; йаджнах — поклонение полубогам; чхандамси — повторение тайных мантр; тиртхани — посещение святых мест паломничества; нийамах — выполнение основных наставлений о духовной жизни; йамах — а также менее важным правилам; йатха — как; аварундхе — приводит под контроль; сат-сангах — общение с Моими преданными; сарва — все; санга — общение с людьми мирского склада ума; апахах — устранение; хи — непременно; мам — Мной.

 

Верховная Личность Бога сказал: Мой дорогой Уддхава, общаясь с Моими преданными, человек может разрушить свою привязанность к объектам материального чувственного наслаждения. Такое очищающее общение ставит Меня в зависимость от Моего преданного. Человек может следовать системе аштанга-йоги, заниматься философским анализом элементов материальной природы, практиковать ненасилие - ахимсу и другие принципы праведности, воспевать ведические гимны, налагать на себя покаяния, принимать отречённый образ жизни, выполнять жертвенные церемонии и копать колодцы, сажать деревья и заниматься общественно полезной деятельностью, давать милостыню, соблюдать суровые обеты, поклоняться полубогам, воспевать сокровенные мантры, посещать святые места или принимать главные или второстепенные наставления Писаний, но, даже занимаясь всем этим, он не подчинит Меня себе.

 

КОММЕНТАРИЙ: Шрила Джива Госвами прокомментировал эти два стиха, и суть его комментария сводится к следующему. Можно служить преданным Господа, совершая ритуал поклонения им либо по-настоящему общаясь с ними. Общения с чистыми преданными достаточно для самоосознания, поскольку от них можно узнать все духовном прогрессе. Обладая совершенным знанием, можно достичь исполнения всех желаний, поскольку преданное служение незамедлительно призывает благословения Верховной Личности Бога. Чистое преданное служение трансцендентно по отношению к гунам природы, и поэтому душам, обусловленным этими гунами, оно кажется таинственным.

 

В предыдущей главе Господь Кришна провозгласил: хавишагнау йаджета мам — «Поклоняться Мне в огне можно, предлагая подношение из гхи» (Бхаг., 11.11.43). Кроме того, в 38 стихе той же главы упоминалось, что человек должен сооружать парки, оборудовать места для отдыха, разбивать сады и огороды и т.п. Все это нужно для того, чтобы привлечь людей в храмы Кришны, где они смогут непосредственно заняться повторением святого имени Господа. Такие строительные проекты можно считать пуртам, общественно полезной деятельностью. Хотя Господь Кришна говорит в этих двух стихах, что общение с Его чистыми преданными гораздо более могущественно, чем йога, философские рассуждения, жертвоприношения и общественно полезные поступки, такая второстепенная деятельность также радует Его, хотя и в меньшей степени. Особенную радость такая деятельность приносит Господу, когда ее совершают преданные, а не обычные люди с мирским складом ума. Поэтому здесь используется сравнительное слово йатха («соразмерно с величиной»). Иными словами, жертвоприношения, аскеза и изучение философии может подготовить человека к преданному служению. А когда подобную деятельность совершают преданные, стремящиеся к духовному росту, она до некоторой степени начинает приносить радость Господу.

 

Можно разобрать пример вратани, обетов. Указание о том, что в экадаши нужно поститься, — нерушимое правило, которому следуют все вайшнавы, и не следует делать вывод из этих стихов, что можно пренебречь этим обетом. Превосходство сат-санги, общения с чистыми преданными, в том что касается обретения любви к Богу, не значит, что нужно оставить все вспомогательные пути, или что они не являются постоянными составляющими бхакти-йоги. Есть множество ведических наставлений, побуждающих человека совершать жертвоприношение агнихотра, и нынешние последователи Чайтаньи Махапрабху также время от времени проводят огненные жертвоприношения. Сам Господь в предыдущей главе рекомендовал совершать такие жертвоприношения, поэтому преданные Господа не должны отказываться от них. Совершая ведические ритуалы и проводя ведические очистительные церемонии, человек постепенно поднимается до уровня преданного служения, вследствие чего может непосредственно поклоняться Абсолютной Истине. Ведическое наставление гласит: «Можно непрерывно поститься в течение месяца по шести разным случаям. Но того же результата, который приносит этот пост, можно легко достичь, съев горсть риса, предложенного Господу Вишну. Эта возможность особенно доступна в Кали-югу». Тем не менее, регулярный пост в экадаши — не помеха духовному прогрессу. Напротив, это постоянная составляющая преданного служения; его можно считать вспомогательным принципом, поддерживающим главный — поклонение Господу Кришне и Его преданным. Поскольку такие дополнительные принципы помогают человеку подготовиться к главному — преданному служению, — они также в высшей степени благотворны. Поэтому о таких второстепенных принципах и упоминается так широко в ведической литературе. Можно сделать вывод, что такие дополнительные принципы важны для прогресса в сознании Кришны, и поэтому никогда не следует отказываться от врат — следования предписанным обетам.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-04-04 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: