Законодатель предоставляет собственникам право определять в трудовом договоре с руководителем организации дополнительный перечень оснований его увольнения. 8 глава




--------------------------------

<1> В Постановлении Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 17 марта 2004 г. N 2 "О применении судами Российской Федерации Трудового кодекса Российской Федерации" разъясняется, что другая местность - местность за пределами административно-территориальных границ соответствующего населенного пункта.

 

Согласно ст. 325 ТК РФ лица, работающие в организациях, расположенных в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, имеют право на оплату один раз в два года за счет средств работодателя стоимости проезда и провоза багажа в пределах территории Российской Федерации к месту использования отпуска и обратно. Данное правило распространяется на работников (и членов их семей) всех организаций, расположенных в районах Крайнего Севера и в приравненных местностях, независимо от источника их финансирования, форм собственности и организационно-правовых форм.

Как указывается в разделе 6 Обзора Верховного Суда Российской Федерации практики рассмотрения судами дел, связанных с осуществлением гражданами трудовой деятельности в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях <1>, размер компенсации расходов на оплату проезда к месту использования отпуска и обратно должен соответствовать предназначению данной компенсации, то есть гарантировать работнику возможность выехать за пределы районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей для отдыха и оздоровления.

--------------------------------

<1> Утвержден Президиумом Верховного Суда Российской Федерации 26 февраля 2014 г.

 

Право на компенсацию указанных расходов возникает у работника одновременно с правом на получение ежегодного оплачиваемого отпуска за первый год работы в данной организации, а в соответствии со ст. 122 ТК РФ право на использование отпуска за первый год работы возникает у работника по истечении шести месяцев его непрерывной работы у данного работодателя.

Федеральные государственные органы, государственные внебюджетные фонды Российской Федерации, федеральные государственные учреждения оплачивают работнику стоимость проезда в пределах территории Российской Федерации к месту использования отпуска и обратно любым видом транспорта (за исключением такси), в том числе личным, стоимость провоза багажа весом до 30 килограммов, а также стоимость проезда и провоза багажа к месту использования отпуска работника и обратно неработающим членам его семьи (мужу, жене, несовершеннолетним детям, фактически проживающим с работником) независимо от времени использования отпуска. Оплата стоимости проезда работника и членов его семьи личным транспортом к месту использования отпуска и обратно производится по наименьшей стоимости проезда кратчайшим путем.

Порядок компенсации расходов на оплату стоимости проезда и провоза багажа к месту использования отпуска и обратно для лиц, работающих в федеральных государственных органах, государственных внебюджетных фондах Российской Федерации, федеральных государственных учреждениях, расположенных в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, и членов их семей утвержден Постановлением Правительства РФ от 12 июня 2008 г. N 455.

Размер, условия и порядок компенсации расходов на оплату стоимости проезда и провоза багажа к месту использования отпуска и обратно для лиц, работающих в государственных органах субъектов Российской Федерации, государственных учреждениях субъектов Российской Федерации, устанавливаются нормативными правовыми актами органов государственной власти субъектов Российской Федерации; для лиц, работающих в органах местного самоуправления, муниципальных учреждениях, - нормативными правовыми актами органов местного самоуправления. Так, в Законе Ямало-Ненецкого автономного округа от 16 декабря 2004 г. N 89-ЗАО "О гарантиях и компенсациях для лиц, работающих в организациях, финансируемых за счет окружного бюджета, проживающих на территории Ямало-Ненецкого автономного округа" значительно расширен по сравнению с федеральным законодательством перечень лиц, относящихся к неработающим членам семьи работника, которым работодатель обязан оплатить стоимость проезда к месту использования отпуска и обратно и провоза багажа. Так, помимо неработающего супруга и несовершеннолетних детей до 18 лет, к числу неработающих членов семьи относятся дети, по отношению к которым работник является опекуном или попечителем, дети не достигшие возраста 23 лет и не вступившие в законный брак, осваивающие образовательные программы основного общего образования, среднего общего образования, среднего профессионального образования и высшего образования по очной форме обучения, имеющие государственную аккредитацию, а также совершеннолетние члены семьи - неработающие инвалиды с детства I и II групп, имеющие противопоказания к труду либо неспособные к трудовой деятельности.

В разделе 6 Обзора Верховного Суда Российской Федерации практики рассмотрения судами дел, связанных с осуществлением гражданами трудовой деятельности в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, отмечается, что неоднозначно в судах складывается практика решения вопроса о том, компенсируются ли работнику, которому предоставлен отпуск с последующим увольнением (ст. 127 ТК РФ), расходы стоимости на оплату проезда к месту проведения отпуска и обратно. Правильной признана практика тех судов, которые удовлетворяют требования указанных работников об оплате стоимости проезда к месту отдыха и обратно. Работнику, которому предоставлен отпуск с последующим увольнением, компенсация оплаты стоимости проезда к месту проведения отпуска и обратно предоставляется и в том случае, если он возвратился из места проведения отпуска после его окончания.

Размер, условия и порядок компенсации расходов, предусмотренных комментируемой статьей, у других работодателей устанавливаются коллективными договорами, локальными нормативными актами, принимаемыми с учетом мнения выборных органов первичных профсоюзных организаций, а также индивидуальными трудовыми договорами. В Постановлении Конституционного Суда РФ от 9 февраля 2012 г. N 2-П указывается, что нормативное положение ч. 8 ст. 325 ТК РФ, рассматриваемое в системе действующего правового регулирования, предполагает обязанность работодателей, не относящихся к бюджетной сфере и осуществляющих предпринимательскую и (или) иную экономическую деятельность в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, компенсировать работающим у них лицам расходы на оплату стоимости проезда и провоза багажа к месту использования отпуска и обратно и вместе с тем позволяет установить размер, условия и порядок данной компенсации на основе баланса интересов сторон трудового договора с учетом ее целевого назначения (максимально способствовать обеспечению выезда работника за пределы неблагоприятной природно-климатической зоны), а также принимая во внимание реальные экономические возможности работодателя, которые, однако, не могут служить основанием для полного отказа от компенсации или ее неоправданного занижения. Именно в таком - конституционно-правовом - смысле данное нормативное положение не противоречит Конституции Российской Федерации.

 

§ 4. Особенности оплаты труда лиц, работающих в районах

Крайнего Севера и приравненных к ним местностях

 

Повышенные материальные и физиологические затраты северян, связанные с работой и проживанием в неблагоприятных климатических условиях, компенсируются путем увеличения размеров оплаты их труда, что обеспечивается применением районных коэффициентов и процентных надбавок к заработной плате.

Районный коэффициент, в отличие от иных компенсационных выплат, имеет особую правовую природу. Он вводится с целью компенсировать лицам, работающим и проживающим на Крайнем Севере или в приравненных местностях, повышенные затраты труда и удорожание стоимости жизни по сравнению со средними показателями, сложившимися в Российской Федерации, и представляет собой показатель относительного увеличения заработной платы в зависимости от тяжести таких условий.

В соответствии со ст. 316 ТК РФ размеры районных коэффициентов и порядок их применения определяются Правительством Российской Федерации, однако в настоящее время такой нормативный правовой акт отсутствует. До его принятия размеры районных коэффициентов должны определяться нормативными правовыми актами СССР, действующими в части, не противоречащей ТК РФ.

В настоящее время размеры районных коэффициентов дифференцированы в зависимости от природно-климатических условий в различных районах Крайнего Севера и в приравненных местностях и установлены для производственных и непроизводственных отраслей многочисленными нормативными правовыми актами СССР и постсоветского периода, действующими в части, не противоречащей ТК РФ.

Размеры районных коэффициентов в производственных отраслях определены, в частности, в Постановлениях Госкомтруда СССР, Секретариата ВЦСПС от 27 июля 1959 г. N 527/13, от 31 марта 1960 г. N 453/9, 458/9, 470/9, 476/9, от 18 июня 1960 г. N 815/17, от 7 сентября 1960 г. N 1089/23, от 7 октября 1960 г. N 1166/26, от 8 октября 1960 г. N 1167/26, от 3 ноября 1960 г. N 1251/28, от 22 ноября 1960 г. N 1296/30, от 29 ноября 1960 г. N 1310/29, от 23 сентября 1969 г. N 379/23, от 28 февраля 1974 г. N 46/7, от 2 июля 1987 г. N 403/20-155, от 17 октября 1988 г. N 546/25-5, от 29 июня 1990 г. N 258/10-64, а также в Постановлении Совета Министров СССР от 23 сентября 1988 г. N 1114, в Указе Президента Российской Федерации от 16 сентября 1992 г. N 1085, в Постановлениях Правительства Российской Федерации от 27 мая 1992 г. N 348, от 16 июля 1992 г. N 494, от 12 ноября 1992 г. N 868, от 25 февраля 1994 г. N 155, в Приказе ГКЧС от 20 апреля 1993 г. N 150 и в некоторых других нормативных правовых актах и установлены в диапазоне от 1,15 до 2,0.

Районные коэффициенты к заработной плате работников просвещения, здравоохранения, жилищно-коммунального хозяйства, торговли и общественного питания и других отраслей народного хозяйства, непосредственно обслуживающих население, занятых в районах Крайнего Севера и местностях, приравненных к районам Крайнего Севера, утверждены Постановлением Госкомтруда СССР и Президиума ВЦСПС от 4 сентября 1964 г. N 380/П-18.

Сведения о размерах районных коэффициентов, действующих в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, для работников непроизводственных отраслей содержатся в информационном письме Департамента по вопросам пенсионного обеспечения Минтруда России от 9 июня 2003 г. N 1199-16, Департамента доходов населения и уровня жизни Минтруда России от 19 мая 2003 г. N 670-9, Пенсионного фонда РФ от 9 июня 2003 г. N 25-23/5995. При этом самый высокий коэффициент - 2,0 - применяется на островах Северного Ледовитого океана и его морей (за исключением островов Белого моря и острова Диксон), в некоторых местностях Республики Саха (Якутия), в определенных районах Сахалинской области, на территории Чукотского автономного округа и в некоторых других районах. Самый низкий районный коэффициент - 1,15 - применяется в Республике Карелия, за исключением отдельных районов, где он установлен в более высоком размере.

Применение районного коэффициента к заработной плате работников организаций, расположенных в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, начинается с первого дня работы в указанных районах и местностях.

Начисление районного коэффициента осуществляется на фактическую заработную плату работника, полученную им в соответствующем месяце (без учета процентных надбавок, единовременных поощрительных выплат, не предусмотренных системой оплаты труда, материальной помощи, а также персональных надбавок).

Применение районного коэффициента не зависит от размера и порядка установления тарифных ставок или окладов, надбавок, доплат, стимулирующих выплат, предусмотренных системой оплаты труда, а также иных составляющих заработной платы работника. Его применение возможно при любой системе оплаты труда. Введение новой системы оплаты труда работников федеральных бюджетных учреждений и федеральных государственных органов само по себе не предполагает отмены районного коэффициента, а также изменение его размеров и порядка применения.

Районный коэффициент не образует новых тарифных ставок и окладов, поэтому в тех случаях, когда в соответствии с законодательством определенные выплаты должны производиться только из расчета тарифной ставки или должностного оклада, он не должен применяться.

Районный коэффициент применяется к заработной плате всех работников, заключивших трудовые договоры о работе на Крайнем Севере и приравненных местностях, включая временных и сезонных работников, а также совместителей.

Размер заработка, на который начисляются районные коэффициенты, сегодня не ограничен, что предусмотрено распоряжением Правительства РСФСР от 26 декабря 1991 г. N 199-р, отменившим существовавшие ранее ограничения.

Районный коэффициент не начисляется на заработную плату работников, командированных на Крайний Север и в приравненные местности из районов, где районные коэффициенты не применяются. Однако если за указанными работниками по основному месту работы заработная плата не сохраняется, то оплата их труда осуществляется по правилам, установленным в организации, куда командирован работник.

Органы государственной власти субъектов Российской Федерации и органы местного самоуправления вправе за счет средств соответственно бюджетов субъектов Российской Федерации и бюджетов муниципальных образований устанавливать более высокие размеры районных коэффициентов для государственных органов субъектов Российской Федерации, государственных учреждений субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, муниципальных учреждений.

Процентная надбавка к заработной плате представляет собой ежемесячную дополнительную выплату, размер которой дифференцирован и устанавливается в зависимости от:

а) тяжести климатических условий на Крайнем Севере, в местностях, приравненных к районам Крайнего Севера, либо в иных местностях с особым климатом;

б) продолжительности стажа работы в указанных районах или местностях;

в) возраста работника.

Применение процентной надбавки обеспечивает наряду с районным коэффициентом возмещение повышенных затрат труда и удорожания стоимости жизни работникам, осуществляющим трудовую деятельность в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях.

Процентная надбавка выплачивается работникам организаций, расположенных в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, а также:

а) работникам экспедиций, круглогодичных партий, нефтегазоразведок, отрядов, расположенных (базирующихся) в указанных районах и местностях;

б) работникам экспедиций и других геолого-разведочных, топографо-геодезических организаций, расположенных (базирующихся) вне районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей, направленным на работу в указанные районы и местности в круглогодичные партии, нефтегазоразведки, отряды.

В ст. 317 ТК РФ указывается, что установление размера процентной надбавки и порядка ее выплаты осуществляется по тем же правилам, которые предусмотрены в ст. 316 ТК РФ для установления размера районного коэффициента и порядка его применения. Это означает, что размер процентной надбавки и порядок ее выплаты должны устанавливаться Правительством РФ, однако в настоящее время данный нормативный правовой акт не принят. Размеры процентных надбавок и порядок их применения, установленные для соответствующих районов Крайнего Севера и приравненных местностей, определяются нормативными правовыми актами СССР и Российской Федерации.

Размеры процентных надбавок дифференцированы в зависимости от тяжести климатических условий тех районов Крайнего Севера и приравненных местностей, где осуществляется трудовая деятельность. Так, в Чукотском автономном округе и Северо-Эвенском районе Магаданской области, Корякском автономном округе и Алеутском районе Камчатской области, а также на островах Северного Ледовитого океана (за исключением островов Белого моря) процентная надбавка выплачивается в размере 10% заработка по истечении шести месяцев работы с увеличением на 10% за каждые последующие шесть месяцев работы до достижения максимального размера надбавки - 100% заработка. В остальных районах Крайнего Севера размер надбавки составляет 10% заработка по истечении шести месяцев работы с увеличением на 10% за каждые последующие шесть месяцев работы, а по достижении 60%-ной надбавки - с увеличением на 10% за каждый последующий год работы. Максимальный размер надбавки составляет 80% заработка. В местностях, приравненных к районам Крайнего Севера, выплата надбавки осуществляется в размере 10% заработка по истечении первого года работы с увеличением на 10% за каждый последующий год работы. При этом максимальный размер надбавки не должен превышать 50% заработка. В южных районах Сибири и Дальнего Востока, которые не отнесены к районам Крайнего Севера и приравненным к ним местностям, надбавки установлены в размере 10% по истечении первого года работы с увеличением на 10% за каждые последующие два года работы, но не более 30% заработка.

Для молодежи предусмотрены специальные правила исчисления размеров процентных надбавок к заработной плате.

В настоящее время продолжают действовать льготные условия начисления надбавок для лиц не старше 30 лет, проживших на Крайнем Севере или в приравненных местностях не менее одного года, причем не имеет значения, когда такое проживание имело место и было ли оно непрерывным. Суммированию подлежат все периоды проживания в северных районах и местностях. Согласно п. 1 Постановления Совета Министров РСФСР от 22 октября 1990 г. N 458 "Об упорядочении компенсаций гражданам, проживающим в районах Севера" молодежи, прожившей не менее одного года в районах Крайнего Севера и вступающей в трудовые отношения, надбавки к заработной плате устанавливаются с 1 января 1991 г. в размере 20% по истечении первых шести месяцев работы с увеличением на 20% за каждые последующие шесть месяцев и по достижении 60% надбавки - последние 20% - за один год работы, а в местностях, приравненных к районам Крайнего Севера, - в размере 10% за каждые шесть месяцев работы. Таким образом, процентная надбавка к заработной плате для лиц в возрасте до 30 лет, не менее одного года проживших в северных районах, выплачивается в ускоренном порядке. При этом общий размер выплачиваемых указанным работникам надбавок не может превышать пределов, предусмотренных действующим законодательством.

Отменены действовавшие прежде льготные правила исчисления размера процентных надбавок для молодежи, прожившей в районах Крайнего Севера или в приравненных местностях не менее пяти лет. Однако, как разъясняется в письме Минздравсоцразвития России от 20 января 2005 г. N 97-Пр, следует учитывать, что молодежь (лица в возрасте до 30 лет), которая прожила в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях не менее пяти лет по состоянию на 31 декабря 2004 г., то есть исполнила все требования ранее действовавшего законодательства, имеет право на выплату процентной надбавки к заработной плате в полном размере с первого дня работы в указанных районах.

Законами отдельных субъектов Российской Федерации сохранен льготный порядок исчисления процентных надбавок для работников моложе 30 лет, проживших не менее пяти лет в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, а также в остальных районах Севера, где установлены районные коэффициенты. Так, согласно ч. 5 ст. 2 Закона Приморского края от 14 апреля 2006 г. N 350-КЗ "О государственных гарантиях и компенсациях для лиц, работающих в организациях, финансируемых из краевого бюджета, и проживающих в местностях, приравненных к районам Крайнего Севера, а также лиц, получающих пособия, стипендии и компенсации за счет средств краевого бюджета" молодежи (лицам в возрасте до 30 лет) процентная надбавка к заработной плате выплачивается в полном размере с первого дня работы в местностях Приморского края, приравненных к районам Крайнего Севера, если они прожили в указанных местностях не менее пяти лет.

В соответствии с разъяснением Минтруда России от 11 сентября 1995 г. N 3, утвержденным Постановлением Минтруда России от 11 сентября 1995 г. N 49, процентные надбавки к заработной плате лицам, работающим в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, начисляются на фактический заработок, включая вознаграждение за выслугу лет, выплачиваемое ежемесячно, ежеквартально или единовременно.

Процентные надбавки должны выплачиваться без учета районного коэффициента, что предусмотрено подп. "д" п. 1 Постановления Совмина РСФСР от 22 октября 1990 г. N 458 "Об упорядочении компенсации гражданам, проживающим в районах Севера".

Не должны начисляться процентные надбавки на среднюю заработную плату, поскольку при ее исчислении процентные надбавки уже учитывались.

Кроме того, в заработную плату, на которую начисляются процентные надбавки, не должны включаться:

а) материальная помощь (что разъясняется в письме Минтруда России от 22 июля 1999 г. N 716-7 "О начислении районных коэффициентов и процентных надбавок на материальную помощь");

б) премии единовременного характера, не предусмотренные системой оплаты труда и выплачиваемые не за счет средств фонда оплаты труда, а из иных источников;

в) вознаграждения за изобретения и рационализаторские предложения;

г) полевое довольствие.

Процентная надбавка к заработной плате должна начисляться на заработную плату работника со дня возникновения права на нее и выплачиваться ежемесячно. Ее начисление необходимо производить только после того, как заработная плата лиц, работающих в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, была определена в размере не менее минимального размера оплаты труда. Данный вывод подтвержден соответствующей судебной практикой и, в частности, Определением Верховного Суда РФ от 24 июня 2011 г. N 3-В11-16.

Лицам, работающим по совместительству, процентные надбавки к заработной плате должны начисляться по каждому месту работы.

Процентные надбавки начисляются на заработную плату не только лиц, работающих по основному месту работы, но и совместителей.

Лицам, направленным на Крайний Север или в приравненные местности в служебные командировки из других регионов России, время пребывания в северных районах в стаж для начисления процентных надбавок не включается. При этом время служебных командировок работников, осуществляющих трудовую деятельность и проживающих на Севере, засчитывается в стаж, дающий право на выплату процентной надбавки к заработной плате, даже если указанные работники были командированы в местности, расположенные за пределами северных территорий.

Работникам, выезжающим для выполнения работ вахтовым методом в районы Крайнего Севера и приравненные к ним местности из других районов, процентные надбавки к заработной плате должны выплачиваться в порядке и размерах, которые предусмотрены для лиц, постоянно работающих в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях. При этом следует иметь в виду, что в соответствии с ч. 6 ст. 302 ТК РФ в стаж работы, дающий право на получение льгот и компенсаций, включаются календарные дни работы в таких районах и местностях и фактические дни нахождения в пути, предусмотренные графиками работы на вахте.

Правила перерасчета процентных надбавок при переходе работников в организации, расположенные в других местностях, где установлены иные размеры процентных надбавок, регламентированы в разъяснении Минтруда России от 16 мая 1994 г. N 7, утвержденном Постановлением Минтруда России от 16 мая 1994 г. N 37.

Много сложностей на практике вызывает установление и исчисление трудового стажа, необходимого для получения "северной" процентной надбавки. В настоящее время исчислению стажа для получения процентных надбавок посвящено несколько нормативных правовых актов, действующих в части, не противоречащей ТК РФ. К их числу, в частности, относятся:

- Постановление Совета Министров - Правительства Российской Федерации от 7 октября 1993 г. N 1012 "О порядке установления и исчисления трудового стажа для получения процентной надбавки к заработной плате лицам, работающим в районах Крайнего Севера, приравненных к ним местностях и в остальных районах Севера";

- разъяснение Минтруда России от 16 мая 1994 г. N 7 "О порядке установления и исчисления трудового стажа для получения процентных надбавок к заработной плате лицам, работающим в районах Крайнего Севера, приравненных к ним местностях, в южных районах Дальнего Востока, Красноярского края, Иркутской и Читинской областей, Республики Бурятия, в Республике Хакасия", утвержденное Постановлением Минтруда России от 16 мая 1994 г. N 37;

- Инструкция о порядке предоставления социальных гарантий и компенсаций лицам, работающим в районах Крайнего Севера и в местностях, приравненных к районам Крайнего Севера, в соответствии с действующими нормативными актами, утвержденная Приказом Минтруда РСФСР от 22 ноября 1990 г. N 2;

- Инструкция о порядке предоставления работникам предприятий, учреждений и организаций, расположенных в Архангельской области, Карельской АССР, Коми СССР в составе РСФСР, в южных районах Дальнего Востока, Красноярского края, Иркутской области, а также в Бурятской АССР, Тувинской АССР и Читинской области, социальных гарантий и компенсаций в соответствии с Постановлением ЦК КПСС, Совета Министров СССР и ВЦСПС от 6 апреля 1972 г. N 255, утвержденная Приказом Минтруда РСФСР от 22 ноября 1990 г. N 3.

Однако следует отметить, что информация в указанных нормативных правовых актах о периодах работы либо иной деятельности, которые должны учитываться при начислении данной надбавки, нередко изложена недостаточно полно и последовательно.

В стаж работы, дающий право на получение процентных надбавок к заработной плате, должно включаться все время работы в районах Крайнего Севера, приравненных к ним местностях и в остальных районах Севера, где установлены районный коэффициент и процентная надбавка к заработной плате, независимо от сроков перерыва в работе и оснований прекращения трудовых отношений, даже если работник был уволен за совершение виновных действий. Положение, предусмотренное Постановлением Правительства Российской Федерации от 7 октября 1993 N 1012 "О порядке установления и исчисления трудового стажа для получения процентной надбавки к заработной плате лицам, работающим в районах Крайнего Севера, приравненных к ним местностях и в остальных районах Севера", устанавливающее исключение из трудового стажа для получения процентных надбавок к заработной плате периодов работы, если увольнение произошло за виновные действия, признано аналогичным положениям Инструкции о порядке предоставления социальных гарантий и компенсаций лицам, работающим в районах Крайнего Севера и в местностях, приравненных к районам Крайнего Севера, утвержденной Приказом Минтруда РСФСР от 22 ноября 1990 г. N 2, которые признаны недействующими и не подлежащими применению со дня вынесения Определения Верховного Суда РФ от 23 декабря 2004 г. N КАС04-596. В обоснование своей позиции Верховный Суд Российской Федерации указывал, что процентная надбавка к заработной плате является составной частью оплаты труда и по своему характеру относится не к стимулирующим выплатам за достижение определенных результатов, а к гарантиям и компенсациям, предоставляемым за работу в особых климатических условиях. Право на процентную надбавку поставлено в зависимость непосредственно от стажа работы в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях. При этом ни ТК РФ, ни Закон Российской Федерации от 19 февраля 1993 г. N 4520-1 "О государственных гарантиях и компенсациях для лиц, работающих и проживающих в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях" не связывают предоставление гарантий и компенсаций с причинами расторжения трудового договора, не предусматривают оснований, по которым может быть прекращено или ограничено возникшее у работника право на процентную надбавку к заработной плате в соответствии со стажем его работы в особых климатических условиях. Указанные положения Инструкции подменяют установленное законодательными актами понятие "стаж работы" на "непрерывный стаж работы", предусматривая увольнение за виновные действия в качестве основания, прерывающего такой стаж, что влечет за собой прекращение права на процентную надбавку, имеющегося у работника с учетом его стажа работы в особых климатических условиях. Тем самым право на процентную надбавку поставлено в зависимость не от стажа работы в особых условиях, а от причины расторжения трудового договора. По существу, эти положения Инструкции ограничивают право работника на вознаграждение за труд, допускают снижение установленного на основании закона размера оплаты труда на величину имевшейся у работника процентной надбавки, исключая, в противоречии с вышеназванными законодательными актами, возможность учета стажа работы в особых климатических условиях за период, предшествующий увольнению за виновные действия. По сути, имеет место установление в отношении работника, подвергнутого дисциплинарному взысканию за виновные действия, дополнительной, не предусмотренной законом ответственности в виде лишения его права на процентную надбавку к заработной плате за стаж работы в особых климатических условиях. Вследствие применения такой ответственности работник при оплате труда ставится в неравные условия с другими работниками, имеющими равный с ним стаж работы в таких же условиях, что не соответствует требованиям ст. 132 ТК РФ, запрещающей какую-либо дискриминацию при установлении и изменении размеров заработной платы и других условий труда.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-04-30 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: