Нападающие начального уровня




Для фанатов волейбола, игрокам и тренерам. Простая и эффективная методика выхода на профессиональный уровень для волейболистов, играющих в нападении (заметки бывшего “забивалы”)

ВВЕДЕНИЕ


Люди занимаются спортом по многим причинам, некоторые из них:
a) Весело провести время с пользой для здоровья в хорошей компании
b) Научиться играть

c) Достичь спортивного результата

Эти рекомендации рассчитаны на фанатов волейбола, которые рассчитывают выйти на профессиональный уровень, и которых не надо подгонять, а надо останавливать. Человеческий организм очень пластичен и если длительное время работать в определенном направлении, то можно достичь определенных значительных сдвигов. Не очень быстрый может стать достаточно быстрым, не очень прыгучий - научиться высоко прыгать, нервный может стать спокойным как йог. Волейбол – не исключение. Здесь все поддается тренировке, просто надо идти в определенном направлении, устраняя слабые места и усиливая сильные. Я был небольшого роста – 180см и совсем не прыгучим, поэтому меня естественно поставили пасовать, но поскольку я любил нападать, то поставил себе задачу перейти в нападающие. В одиннадцатом классе меня взяли в неплохую мужскую команду, где я понял, что если буду тренироваться как они, то никогда у них не выиграю, поскольку тренировки носили чисто игровой характер, отработка техники нападения, командных действий и т.д. Это годится для игроков, прошедших школу волейбола, для физически одаренных с хорошим ростом и прыжком, а таким как я, маленьким и не прыгучим, надо тренироваться по-другому, намного качественнее и в 2 раза больше. К счастью в 1966 году появилась «Библиотека спортсмена», где были изложены все принципы спортивной тренировки, к тому же я поступил в институт, все это дало мне гораздо больше свободного времени для спорта. Поэтому в моих рекомендациях нет ничего сверхъестественного – все изложено в «Библиотеке спортсмена». Просто я пропустил эти советы через себя и волейбол и убедился в их эффективности на своем опыте. Мне удалось довести отрыв от земли с 40см до 1м, что явилось фундаментом хорошего спортивного роста. Через два года совместных тренировок с сильными игроками (11 класс и 1 курс института) мне удалось обыграть их первый раз в тренировочной игре, это было вначале 2 курса, только за счет более качественной руки и четкого стабильного удара в линию, поскольку прыгал я еще весьма средне (отрыв около 80см) и об ударах поверх блока речи не шло. Через 3 года таких тренировок мне удалось выйти на хороший профессиональный уровень и успешно играть в нападении против игроков любого уровня. Поэтому мои рекомендации были проверены практикой и любой фанат волейбола без особых данных, следуя им, за 6 лет может выйти на приличный профессиональный уровень, по срокам – это 3 года начальная подготовка и 3 года – выход на первую ступеньку профессионального игрока, нападающий среднего класса. Хотя у нас был игрок, который начал играть в волейбол в 18 лет во время службы во флоте, придя из русского хоккея.
Тренируясь по игровой системе, он за 6 лет вышел на уровень, нападающего высокого класса, но он был физически очень одарен: высокий, прыгучий, сухой, физически сильный, в конце 60-х годов он был признан сильнейшим нападающим 1-ой лиги, и потом долго и успешно играл в высшей лиге. Но это исключение, таких единицы, а мои рекомендации рассчитаны на обычных фанатов, которых сотни, и у которых нет возможности тренироваться вместе с мастерами. И, поскольку мне удалось обыграть, в том числе и его, я считаю, что моя методика более эффективна.

Я 5 лет наблюдаю за тренировками “Тулицы”. За этот срок им не удалось воспитать ни одного нападающего игрока хотя бы среднего уровня, хотя у них материал выше среднего, и для тренировок практически идеальные условия. Это говорит о слабости методики подготовки, потому что выйти с уровня начальной подготовки, который очень хороший на начальный уровень профессионального игрока, нападающий среднего класса, 3 года – срок более чем достаточный. Т.е. к 18 годам можно достигать профессионального, с 19-20 лет играть на уровне нападающего среднего класса. Когда “Тулице” удалось выйти в “суперлигу”, я сказал знакомым девочкам: “То, что вы вышли в “ суперлигу ” конечно хорошо, но, к сожалению, вам там ничего не светит”, на что мне они ответили: “Мы себя еще проявим”. Разочаровывать я их не стал, поскольку это не пятиминутный разговор. Прочитавший эти рекомендации поймет также, почему, тренируясь по “игровой” методике, среднему игроку невозможно выйти на высокий профессиональный уровень.

Основная проблема “Тулицы” и всего российского женского волейбола, а также сборной США (это команды, которые я видел в Туле) – крайне ограниченное число хороших нападающих. В сборной России Гамова – нападающая высокого класса. Левша в сборной США – тоже нападающая высокого класса, остальные игроки нападения были более близки к уровню среднего класса, чем высокого. Чем мне не понравились российские сборницы невысокого роста – тем, что у них прилично подзакачены плечевые пояса, и все-таки низковатый прыжок для нападающих национальной сборной. Поэтому они мало забивали и вся игра была построена на Гаммовой, которая тянула всю игру на себе без серьезной поддержки других нападающих. В Туле у вас неплохая школа волейбола, вы растите девочек с хорошей общей игрой, хороших пасующих, и это не является вашим ограничивающим фактором. Ваш ограничивающий фактор – невысокий уровень подготовки нападающих (я определяю его как начальный), т.е. уровень, с которого можно начинать серьезную целенаправленную работу по подготовке нападающих среднего, высокого и суперуровня, которые смогут успешно играть в высшей лиге.
Сейчас вы теряете очень хорошее поколение девочек 18-19 лет, которое уже можно считать потерянным. В 18-19 лет кончается этап взросления и рост физических качеств, организм адаптируется к нагрузкам, вырабатываются динамические стереотипы, соответствующие данному уровню силу и физической подготовке, которые сохраняются практически все остальное время. Игрок останавливается в своем росте. Я наблюдаю за вашими игроками несколько лет, они останавливаются в своем росте после 19-20 лет, прекращается рост спортивных результатов. Ирина С. Как прыгала и играла 3 года назад также и играет, остальные тоже самое. По этой системе можно тренировать игроков, обладающих изначально высокими природными физическими данными: прыжком, ростом. Им надо просто набрать технику, а физика у них уже есть. Ольга К. могла тренироваться по этой системе и стать неплохим нападающим. Все остальные игроки невысокого роста и со слабой физикой обречены остаться на своем игровом уровне. В команде, в которой я тренировался, произошло то же самое. Молодые ребята, которые тренировались по игровой системе после 18-19 лет, остановились в своем росте и к окончанию института играли так же, как на 2-3 курсе, хотя они считались перспективными ребятами. У Вас происходит аналогичная картина, т.е. эта чисто игровая система не рассчитана на игроков со средними или слабыми физическими данными, с небольшим ростом, со слабым прыжком. Даже игроки с накаченным прыжком и высоким уровнем приобретенной силы, тренируясь по игровой системе, в течение полугода прилично подсядут. Физическая подготовка требует постоянной работы изо дня в день, сила держится 10 дней, а потом начинает падать. А хороший нападающий обязан быть в физической форме, и это одна из проблем – сочетание физической формы и игровой.
Типичный игрок вашей школы - Катя Л. Старательный, добросовестный игрок, но выше крыши не прыгнешь, т.е. обыграть приличную команду типа “Уралочки”, в составе которой есть нападающие среднего и высокого уровней за счет организации игры, добросовестности, старательности в защите, разводки и вывода на одиночный блок нападающих начального уровня – задача нереальная, что и подтвердил прошедший сезон. Вы заменили хорошего пасующего на еще более лучшего, но ваше нападение качественно не поменялось. Пришли игроки, которые в чем-то посильнее, чем ваши старые, но, в общем, того же уровня. Игроки начального уровня вроде бы все умеют: и забить в “линию”, и “косым” ударом, они могут удачно играть в эпизодах, выиграть партию при удачном стечении обстоятельств: попался слабый блокирующий, удалось разыграть комбинацию, по взять игру на себя в сложной ситуации, когда командная игра не получается, когда команда проигрывает, стать в 4 номер или во 2 и отыграть там стабильно, разрушив блок и забивая хотя бы 7-8 мячей из 10, и тем самым выиграть игру, они не в состоянии ввиду отсутствия должной физической и технической подготовки. Хороший пасующий – это лишь как вратарь в футболе, без него играть нельзя, поскольку пустые ворота – легкая добыча, но и выиграть он не может. Игру выигрывают нападающие, забивающие голы. С хорошим вратарем можно рассчитывать лишь на ничью в расчете на то, что он не пропустит. Но в волейболе ничьих не бывает, здесь выигрывают только нападающие. Поэтому, если вы хотите создать действительно сильную команду, вам надо научиться растить сильных нападающих.

Ключевая слабость – в нарушении принципа всесторонности, одного из базовых принципов спортивной тренировки, монотонные тренировки с мячом дают успех на первых этапах тренировки. Первые 3-4 года игроки быстрее овладевают базовыми техническими элементами, но в дальнейшем по мере взросления они остаются на том же уровне, которого им удалось достигнуть к 18-19 годам. Поскольку организм адаптируется к нагрузкам, к технике выполнения ударов, и тем самым значительно сокращается срок, в течение которого спортсмен может идти по восходящей, наращивая спортивную форму. Волейбол – сложная игра, здесь можно идти по восходящей лет до 22-24, а ваши девочки консервируются уже в 18 лет, потому что они упираются в стенку, которая состоит из следующих кирпичей:

a. Отсутствие работы по прыжковой подготовке

b. Слабая техника нападения

c. Отсутствие работы над повышением качества тела

d. Отсутствие работы над улучшением качества психики

e. Исключение “стенки” из постоянных упражнений для отработки нападающих ударов

f. Отсутствие работы по улучшению физических качеств

Отсутствие работы по прыжковой подготовке – лишает игрока всяких перспектив в достижении сложной техники нападения и превращения его в системного игрока. Вся его игра в нападении будет носить случайный характер и на стабильный успех рассчитывать не приходится. Поэтому прыжковая подготовка – базовый элемент подготовки нападающих высокого класса, игнорировать который и рассчитывать на успех не серьезно. Нападающий среднего класса должен иметь запас над сеткой минимум 80см, высокого класса – 1м, и это при наличии хорошей техники, при средней технике этого запаса высоты мало. Поэтому при отрыве от земли на “полстакана” вся работа над техникой нападения носит неэффективный характер.

Слабая техническая подготовка нападающих, игроки строят игру в основном на косых ударах, в расчете на то, что блокирующие ошибутся или не дотянутся. Отсутствие четких стабильных ударов в линию более чем вдвое снижает атакующий потенциал игрока и делают его действия программируемыми, практически большую часть нападающих женского волейбола можно закрывать одиночным ловящим блоком, но ловящий блок в женском волейболе тоже большая редкость. Отсутствие четкой игры по линиям напрямую связано с низким прыжком и с низкой координацией движений, а улучшить координацию, из года в год, пробивая в 6 номер или в 5, невозможно. Поэтому техническая подготовка напрямую связана с прыжковой. Только подняв прыжок, можно улучшить технику нападения.

Отсутствие работы над повышением качества тела, лишает возможности овладеть сложными ударами с ложными движениями, с изменением направления движения руки. Если прыжковая подготовка относится к видимым элементам, по высоте прыжка уже можно определить, что можно ожидать от нападающего. По технической подготовке, по тому, какой сложности выполняет удары нападающий, и на какой высоте игрок ловит мяч, можно примерно определить его уровень. То есть это видимые элементы, как ходит у него рука, насколько расслабленно, потому как он выполняет сложные удары в нестандартных и критических ситуациях, можно определить хотя бы примерно класс нападающего. Но качество тела относится к невидимым характеристикам, визуально его можно определить только приблизительно, и это может сделать профессионал, который этим занимался, и то относительно. Брумель, к примеру, ногой доставал баскетбольное кольцо, Бубка крутил сальто с пируэтами, оба рвали штангу 100кг – как это определить визуально, когда прыгун стоит в секторе – непонятно. Также и в волейболе – может ли игрок жонглировать 2-мя, 3-мя или 4-мя шариками, может ли он крутить заднее или переднее сальто, или рвать штангу 100 кг, когда он стоит на площадке – непонятно. Качество тела – важнейшая характеристика игрока, скрытая от глаз. Выполнять точно и мощно, а главное стабильно сложные удары можно только качественной рукой – быстрой, расслабленной, хлесткой, мощной и координированной при мощном, взрывном, расслабленном и координированном теле. Повышение качества тела и поддержание его в надлежащем виде требует постоянной работы в этом направлении. В волейболе выигрывает тот, кто выигрывает доигровки, очень часто после игры в защите или сложной подачи у пасующего нет возможности сделать качественную передачу, поэтому приходится выполнять удары в нестандартных, сложных ситуациях, особенно при критическом счете, раньше, когда играли до 15, он был 13 очков, когда скидки перестают проходить и надо забивать, во что бы то ни стало, и качественная рука и качественное тело – решающий фактор в таких ситуациях, они позволяют игроку подстроиться под мяч в любой сложной ситуации и выиграть эпизод.

Отсутствие работы над психологическими качествами. Развитие психологических качеств относится к невидимой и крайне необходимой части работы по достижению спортивного мастерства. Все эти вопли, крики, переживания на тренировках и играх говорят о низком качестве нервной системы. Игрок высокого класса должен быть должен быть погружен в свое тело, полностью его контролировать. Только сосредоточившись на работе своего тела, при выполнении сложных ударов, отключившись от внешних воздействий (плохое, необъективное судейство, некачественная передача на удар, неудачная игра партнеров), экономя нервную энергию, включаясь и выключаясь по окончанию игрового эпизода, можно научиться отдыхать в игре, экономя и физическую энергию. При достижении умения отдыхать в игре отпадает необходимость во всей этой пустой беготне в виде кроссов, которая только забирает время и силы и ничего не дает волейболистам высокого класса. На нервах можно сыграть одну игру, после которой следует спад в игре, поскольку нервная энергия восстанавливается дольше, чем физическая, и кроссы – тут не помощники.

В основе психологической подготовки лежит аутогенная тренировка. Классный игрок обязан владеть аутогенной тренировкой, уметь отключать нервную систему, когда в ней нет необходимости, и включать ее только в решающие моменты. Это позволяет играть стабильно из игры в игру без резких перепадов.

Исключение “стенки” из тренировочного процесса – принципиальная ошибка. Технику нападения можно поставить только на стенке. Мало сделать координированные качественные руки, научиться ими играть и поддерживать их в рабочем состоянии, контролировать их состоянии можно только с помощью стенки, особенно, когда спортсмен постоянно занимается физической подготовкой. Если игрока, научившегося работать на стенке в метровом коридоре, лишить этого упражнения на неделю, он сразу почувствует ухудшение точности попадания по мячу.

Отсутствие работы над физической подготовкой для устранения слабых мест. Как правило, спортсмены бывают двух типов: с сильными ногами и слабым плечевым поясом и, наоборот, с хорошим плечевым поясом и слабыми ногами. Гармонизировать физическое состояние, сбалансировать физические качества – задача физподготовки. Волейбол – силовая игра, и высокий уровень силовых качеств просто необходим, такой элемент как удар в блок с последующим отскоком мяча через все поле в аут требует приличной силы удара, поскольку у нападающего иногда просто нет других вариантов.

Нападающие начального уровня

Нападающие начального уровня – это нападающие, которые умеют практически все: ударить в линию и сыграть “метр”, но им не хватает базового элемента – прыжка для стабильной и сложной игры в нападении. Низкий прыжок – очень сильный пресс над игроком, когда он знает, что из-за нехватки прыжка может забить мяч в трос или в аут, ему приходится выбирать простые варианты ударов, он теряет уверенность в своих силах, что отрицательно сказывается на его психологическом состоянии и настрое на победу. Практически прыжка не хватает всем вашим нападающим. Я как-то спросил одну девочку 3 года назад: “До кольца достаешь?”. Она ответила: “Нет, осталось сантиметров 10”. Прошло 3 года, я спросил опять, она ответила: “Нет, не достаю, над прыжком мы не работаем”. Низкий прыжок лишает игрока возможности игрока выполнять сложные удары, тем самым, тормозя рост его спортивного мастерства. Полетное время, высота прыжка, высота ловли мяча над сеткой – это базовые показатели, на которых строится высокая техника нападения. Чем выше прыжок, тем больше полетное время. Нападающий с метровым отрывом находится в воздухе почти секунду, на подлет к мячу у него уходит полсекунды, этого времени вполне достаточно на принятие верного решения. Можно высоко прыгать, но низко ловить мяч над сеткой, поэтому максимальная высота ловли мяча над сеткой – тоже очень важный фактор игры в нападении. Поэтому, исходя из выше сказанного, на что можно рассчитывать без работы над прыжком, на какую перспективу – мне не ясно, виден лишь практический результат – это Катя Л. – старательный, добросовестный игрок, но как нападающий, дотягивающий лишь до начального уровня.
Практически любому нападающему начального уровня открыта дорога к среднему уровню, для этого лишь достаточно поднять прыжок, чтобы свободно доставать кольцо, т.е. иметь запас на женской сетке 80см над верхним краем, усовершенствовать и стабилизировать технику нападения на новом уровне физподготовки, на что надо не менее 2-3 лет. Нападающий начального уровня может, моментами находясь в пике спортивной формы, показывать игру на уровне среднего класса, но все время играть на этом уровне ему не хватает ни физической, ни технической подготовки. В целом игра нападающих начального уровня носит случайный, не системный характер: попался слабый блок, удалось разыграть комбинацию и т.д., т.е. его успешная игра в основном связана с неудачной игрой соперника.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-06-03 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: