I. Благородная истина о страдании




Д. 22

Что же такое "Благородная истина о страдании"?

Рождение — это страдание; старение — это страдание; смерть — это страдание; печаль, плач, боль, скорбь, отчаяние — это страдание; не получение желаемого — это страдание; одним словом "Пять групп привязанности" — это страдание.

Что же такое рождение? Рождение существ, принадлежащих к тому или иному виду, в котором происходит их рождение, их зачатие и вхождение в жизнь, проявление "Групп привязанности", появление чувственной активности: это называется рождением.

А что такое старение? Старение существ, принадлежащих к тому или иному виду существ; они становятся старыми, хилыми, седыми и покрываются морщинами; ослабление их жизненной силы, истощение их чувств: это называется старением.

А что такое смерть? Уход и исчезновение существ того или иного вида, их разложение, исчезновение, смерть, завершение их жизненного цикла, распад "Групп привязанности", отбрасывание тела: это называется смертью.

А что такое печаль? Печаль, которая возникает у существа при столкновении с той или иной потерей или неудачей, при беспокойстве, тревоге, внутренней печали, умственной удручённости: это называется печалью.

А что такое плач? Когда у кого-то при той или иной потере или неудаче возникают жалобы и слёзы, он сетует и плачет, полон скорби и грусти: это называется плачем.

А что такое боль? Телесная боль и неудобство, болезненное и неприятное чувство, происходящее из телесного ощущения: это называется болью.

А что такое скорбь? Умственная боль и неудобство, болезненное и неприятное ощущение, происходящее из умственного ощущения: это называется скорбью.

Что такое отчаяние? Горе и отчаяние, возникающие при столкновении с той или иной потерей или неудачей, безысходность и безрассудство: это называется отчаянием.

Что такое "страдание не получения желаемого"? К существам, подверженным рождению, приходит желание: "О, пусть мы не будем подвержены рождению! О, пусть нас не ждет новое рождение!" К ним, подверженным старению, болезни, смерти, печали, плачу, боли, скорби и отчаянию, приходит желание: "О, пусть мы не будем подвержены этим вещам! О, пусть нас не ожидают эти вещи!" Но этого не достичь одним лишь желанием; а не получение желаемого есть страдание.

Пять кхандх, или "Групп привязанности"

Что такое, вкратце, "пять групп привязанности"? Это материальность, чувство, восприятие, (умственные) конструкции и сознание.

М. 109

Все материальные явления, будь то прошлые, настоящие или будущие, внутренние или внешние, грубые или тонкие, возвышенные или низкие, далёкие или близкие, все они принадлежат к "Группе материальности"; все чувства принадлежат к "Группе чувств"; все восприятия принадлежат к "Группе восприятия"; все умственные конструкции принадлежат к "Группе конструкций"; всё сознание принадлежит к "Группе сознания".

Эти группы являются пятеричной классификацией, в которой Будда подытожил все физические и умственные явления существования, и в частности те, которые кажутся невежественному человеку его "эго" или личностью. Следовательно, рождение, старение, смерть и т.д. также входят в эти пять групп, охватывающих в действительности всё мироздание.

Группа материальности
(rиpa-khandha)

М. 28

Что же такое "Группа материальности"? Это четыре первичных элемента, и происходящая из них материальность.

Четыре элемента

И что такое четыре "Первичных элемента"? Это "элемент твердости", "элемент жидкости", "элемент тепла", "элемент вибрации (ветра)".

Четыре элемента (dhЊtu или mahЊ-bhиta), которые популярно называют "Землей", "Водой", "Огнем" и "Ветром", нужно понимать как элементарные качества материи. На пали они называются paэhavґ-dhЊtu, Њpo-dhЊtu, tejo-dhЊtu, vЊyo-dhЊtu, и могут быть переведены как "Инерция", "Сцепление", "Излучение" и "Вибрация". Все четыре, в разной степени, присутствуют в любом материальном предмете. Если, к примеру, преобладает "Элемент Земли", то материальный предмет называется "твёрдым" и т.д.

"Материальность, происходящая из четырёх первичных элементов" (upЊdЊya rиpa или upЊdЊ rиpa) состоит, согласно Абхидхамме, из следующих 24 материальных явлений и качеств: глаз, ухо, нос, язык, тело, видимая форма, звук, запах, вкус, мужское начало, женское начало, жизненная сила, физическая основа ума (hadaya-vatthu; см. Б.Сл.), телодвижение, речь, пространство (полости уха, носа и т.д.), старение, изменение и пища.

Телесные ощущения (phoээhabba, осязание) не выделены среди этих двадцати четырёх, т.к. они идентичны "элементу твердости", "тепла" и "вибрации", познаваемым через ощущения давления, холода, тепла, боли и т.д.

1. Что такое "Элемент твёрдости" (paэhavґ-dhЊtu)? Твёрдый элемент может быть как внутренним, так и внешним. Что такое внутренний элемент твёрдости? Всё, находящееся внутри человека или тела, кармически приобретшее твёрдость, плотность, такое, как волосы головы и тела, ногти, зубы, кожа, мышцы, сухожилия, кости, костный мозг, почки, сердце, печень, диафрагма, селезёнка, лёгкие, желудок, кишки, брыжейка, экскременты и т.д. — всё это называется внутренним твёрдым элементом. Итак, будь то внутренний элемент твёрдости или внешний элемент твёрдости, и тот, и другой являются просто элементом твёрдости.

И в соответствии с действительностью и истинной мудростью можно сделать вывод: "Это не принадлежит мне, это не я, я не являюсь этим".

2. Что такое "Элемент жидкости" (Њpo-dhЊtu)? Элемент жидкости может быть как внутренним, так и внешним. Что такое внутренний элемент жидкости? Всё, находящееся внутри личности или тела, кармически приобретшее жидкость или текучесть, такое, как желчь, слизь, гной, кровь, пот, жир, слёзы, сальные выделения, слюна, носовая слизь, суставная смазка, моча и т.д. — всё это называется внутренним элементом жидкости. Итак, будь то внутренний элемент жидкости или внешний элемент жидкости, и тот, и другой являются просто элементом жидкости.

И в соответствии с действительностью и истинной мудростью можно сделать вывод: "Это не принадлежит мне, это не я, я не являюсь этим".

3. Что такое "Элемент Тепла" (tejo-dhЊtu)? Элемент тепла может быть как внутренним, так и внешним. Что такое внутренний элемент тепла? Всё, находящееся внутри личности или тела, кармически приобретшее тепло или жар, такое, как нагревание, охлаждение, перегрев, всё, что было съедено, выпито, разжёвано, опробовано, переварено и усвоено и т.д. — всё это называется внутренним элементом тепла. Итак, будь то внутренний элементом тепла или внешний элементом тепла, и тот, и другой являются просто элементом тепла.

И в соответствии с действительностью и истинной мудростью можно сделать вывод: "Это не принадлежит мне, это не я, я не являюсь этим".

4. Что такое "Элемент вибрации (ветра)" (vЊyo-dhЊtu)? Элемент вибрации может быть как внутренним, так и внешним. Что такое внутренний элемент вибрации? Всё, находящееся внутри личности или тела, кармически приобретшее ветер или дуновение, такое как восходящие и нисходящие ветры, ветры желудка и кишечника, ветер, пронизывающий члены, вдыхание и выдыхание и т.д. — всё это называется внутренним элементом вибрации. Итак, будь то внутренний элемент вибрации или внешний элемент вибрации, и тот, и другой являются просто элементом вибрации.

И в соответствии с действительностью и истинной мудростью можно сделать вывод: "Это не принадлежит мне, это не я, я не являюсь этим".

Так же как называется "домом" пространство, ограниченное деревом и тростником, соломой и глиной, так и мы называем "телом" пространство, ограниченное костями и сухожилиями, мышцами и кожей.

Группа чувства
(vedanЊ-khandha)

С. XXXVI, 1

Существует три вида чувства: приятное, неприятное, и ни приятное, ни неприятное (нейтральное).

Группа восприятия
(saааЊ-khandha)

С. XXII, 56

Что такое восприятие? Существует шесть классов восприятия: восприятие форм, звуков, запахов, вкусов, телесных ощущений и идей.

Группа умственных конструкций
(sankhЊra-khandha)

Что такое "Умственные конструкции"? Существует шесть классов волевых актов (cetanЊ): воля, направленная к формам (rиpa-cetanЊ), к звукам, запахам, вкусам, телесным ощущениям и к идеям.

"Группа умственных конструкций" (sankhЊra-khandha) — это общий термин для множества функций или аспектов умственной деятельности, которые в дополнение к чувству и восприятию присутствуют в отдельном моменте сознания. В Абхидхамме различаются пятьдесят "Умственных конструкций", семь из которых являются постоянными факторами ума. Количество и состав остальных варьируют в зависимости от характера и соответствующего класса сознания (см. таблицу в Б.Сл.). В "Сутте о совершенном понимании" (М.9) упоминаются три основных образца "Группы умственных конструкций": воля (cetanЊ), чувственный контакт (phassa) и внимание (manasikЊra). И снова здесь воля, будучи принципиально "конструирующим" фактором, является особой характеристикой "Группы конструкций" и, следовательно, является ее примером в вышеприведенном фрагменте.

О других применениях термина санкхaра см. Б.Сл.

Группа сознания
(viааЊцa-khandha)

С. XXII. 56

Что такое сознание? Существует шесть классов сознания: сознание форм, звуков, запахов, вкусов, телесных ощущений и идей (букв.: глазо-сознание, ухо-сознание и т.д.).



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2022-11-01 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: